Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

54. Слово въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ [1].

Христосъ съ небесъ, срящите!

И въ настоящій воскресный день св. Церковь продолжаетъ воспоминать празднственно всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, чаявшихъ пришествія Господня, чтобы въ эти предпразднственные дни, съ одной стороны, почтить достойно св. память ихъ, какъ праотцевъ по плоти Господа Іисуса Христа, съ другой, представить намъ въ примѣръ для подражанія живые образцы вѣры и многоразличныхъ добродѣтелей, съ которыми древніе праведники, ожидая пришествія обѣтованнаго Искупителя міра, уготовлялись ко срѣтенію Его, грядущаго съ небесъ.

Какое чудное зрѣлище представляетъ намъ этотъ великій соборъ святыхъ Божіихъ человѣковъ! Какимъ дивнымъ свѣтомъ вѣры и добродѣтелей сіяютъ они, какъ звѣзды на тверди церковной, предзнаменуя собою Солнце правды — Христа! Вотъ ликъ св. праотцевъ и патріарховъ, которые, вѣруя божественнымъ обѣтованіямъ о грядущемъ въ міръ Искупителѣ человѣковъ и живою вѣрою издалече видѣвше я и цѣловавше, жили на землѣ яко странніи и пришельцы, взыскуя грядущаго града, емуже художникъ и содѣтелъ Богъ. Вотъ ликъ св. пророковъ, которые, предвозвѣщая пришествіе Христово, обличали пороки и нечестіе народа своего, грозили судомъ и казнями отъ Бога, и за то терпѣли поношенія, гоненія и страданія отъ современниковъ, въ пустыняхъ скитающеся и въ горахъ и въ вертепахъ и въ пропастехъ земныхъ. Вотъ ликъ ветхозавѣтныхъ мучениковъ и страдальцевъ за вѣру отцевъ своихъ, которые небоязненно исповѣдовали сію вѣру предъ царями нечестивыми, и за то терпѣли многоразличныя муки: каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша (Евр. 11, 38. 37). Вотъ ликъ св. праведниковъ, которые, живя въ мірѣ, были не отъ міра сего, и среди молвы и попеченій житейскихъ, умомъ и сердцемъ своимъ пребывали всегда въ Богѣ и съ Богомъ, и обладая богатствомъ, не прилѣплялись къ нему сердцемъ своимъ, а искали прежде всего царствія Божія и правды его.

Какихъ добродѣтелей не представляетъ намъ эта богосвѣтлая картина ветхозавѣтнаго міра! Здѣсь живописуются предъ очами нашими боголюбезная кротость и незлобіе перваго въ мірѣ мученика Авеля, святая ревность къ прославленію имени Божія Еноса, высота богомыслія и страха Божія въ Енохѣ, твердость въ вѣрѣ и благочестіи Ноя среди всеобщаго развращенія современнаго ему міра, чудная вѣра и послушаніе слову Божію Авраама, вѣрность въ исполненіи заповѣдей Божіихъ Лота среди самаго Содома, сыновнее послушаніе Исаака до готовности быть принесеннымъ во всесожженіе по повелѣнію Божію, кроткія семейныя доблести Сарры, прозорливая матерняя любовь Ревекки, незлобивое смиреніе Іакова, побѣдившее злобу Лавана и Исава, святое цѣломудріе Іосифа и Сусанны, готовое лучше пострадать и умереть, нежели согрѣшить предъ Богомъ, непобѣдимое ничѣмъ терпѣніе въ скорбяхъ и напастяхъ Іова, кроткая правительственная мудрость Моисея и Самуила, одушевляемое вѣрою мужество Навина, Варака и Гедеона, высокая самоотверженная любовь къ отечеству и народу своему Юдиѳи и Есѳири, слезное и сокрушенное покаяніе Давида и Манассіи, пустынническая богомысленная жизнь Иліи и Елисея, ревность о славѣ Божіей св. пророковъ, непобѣдимая ничѣмъ преданность закону Божію и обычаямъ отеческимъ трехъ отроковъ въ Вавилонѣ и седми мучениковъ Маккавеевъ. Истинно божественный соборъ святыхъ, ихже не бѣ достоинъ весь міръ!

Тѣмже убо толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. 12, 1), такъ заключаетъ св. Апостолъ свое повѣствованіе о добродѣтеляхъ древнихъ св. мужей. Для того Слово Божіе и изобразило предъ нами добродѣтельную, благоговѣйную и богобоязненную жизнь древнихъ праведниковъ, чтобы мы послѣдовали стопамъ ихъ и явились, подобно имъ, богоугодными предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ; для того и св. Церковь воспоминаетъ о нихъ въ настоящіе предпразднственные дни, чтобъ, ожидая великаго и свѣтоноснаго дня явленія во плоти Единороднаго Сына Божія, мы украсили душу свою ихъ боголюбезными свойствами, чтобы Самъ Господь призналъ насъ достойными Своего благодатнаго посѣщенія, пришелъ и вселился вѣрою въ сердца наши, какъ благоволилъ вселиться и обитать въ убогомъ вертепѣ.

Такія ли нынѣ времена, подумаетъ при этомъ кто-либо, чтобы жить подобно древнимъ святымъ? Можно ли намъ, слабымъ и немощнымъ, подражать тѣмъ избранникамъ Божіимъ, которыхъ видимо руководилъ Самъ Богъ? Но такое оправданіе, братіе мои, есть хула на Бога, который отъ единыя крове сотворилъ весь родъ человѣческій, который и намъ даровалъ тѣ же способности и силы, тотъ же разумъ и волю, то же сердце и чувства, какъ и другимъ, — который всѣмъ открылъ путь вѣры и покаянія, всѣмъ преподалъ спасительную благодать Свою, всѣмъ приставилъ ангеловъ хранителей, всѣмъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити. И самые великіе праведники были подобострастные намъ люди, съ тою же прирожденною всѣмъ намъ грѣховною немощію, съ тѣми же поврежденными грѣхомъ силами разума и воли, съ тою же тяжелою и преклонною ко грѣху плотію; но они подвизались противу грѣха при помощи и благодати Божіей, укрощали грѣховныя вожделѣнія и страсти страхомъ Божіимъ, страхомъ суда Божія и мученій геенны, распинали плоть свою со страстьми и похотьми самоотверженіемъ и строгимъ воздержаніемъ. Въ этомъ отношеніи мы даже имѣемъ многія преимущества предъ праведниками ветхозавѣтными. Они жили въ сѣни гаданій и чаяній, мы озарены полнымъ свѣтомъ Евангелія Христова. Они не пользовались тѣми благодатными средствами ко спасенію, какими пользуемся мы. Мы возрождаемся Духомъ Святымъ въ новую благодатную жизнь въ таинствѣ св. крещенія, пріемлемъ помазаніе отъ Святаго и въ немъ вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію. Мы, причащаясь тѣла и крови Христовой, соединяемся съ Самимъ Господомъ, какъ члены съ главою, прививаемся къ Нему, какъ вѣтви къ животворной лозѣ, чтобы въ Немъ обрѣтать жизнь и силу, разумъ и премудрость, утвержденіе и крѣпость на дѣла благія, утѣшеніе и помощь въ скорбяхъ и тягостяхъ жизни. Намъ даровано покаяніе во оставленіе грѣховъ, чтобы, свергая съ себя бремя грѣховъ своихъ при подножіи креста Христова, могли удобнѣе и безпрепятственнѣе идти по пути заповѣдей Господнихъ. Предъ нами примѣръ святѣйшей жизни Самого Господа Іисуса Христа и послѣдовавшихъ за Нимъ святыхъ, да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на Начальника вѣры и Совершителя Іисуса. Все это, братіе мои, сдѣлаетъ насъ безотвѣтными предъ лицемъ праведниковъ ветхозавѣтныхъ, если явимся по жизни и дѣламъ своимъ недостойными ихъ святаго общества.

Съ другой стороны, и жалоба на времена свои не извиняетъ нашей лѣности къ исполненію заповѣдей Господнихъ. И въ этомъ отношеніи мы имѣемъ не малыя преимущества предъ древними. Бывшіе до закона праотцы жили среди развращеннаго и невѣрующаго міра, когда невѣріе и нечестіе умножилось до того, что нужно было очищать лице земли или водами потопными, или огнемъ Содомскимъ; но благочестивый Ной пребылъ благочестивымъ среди цѣлаго міра беззаконниковъ, праведный Лотъ пребылъ праведнымъ среди самаго Содома. Богобоязненный и цѣломудренный Іосифъ пребылъ непорочнымъ и въ Египтѣ среди соблазновъ и искушеній въ дому царедворца Фараонова. Даніилъ и его сверстники жили въ развращенномъ Вавилонѣ при дворѣ нечестиваго Навуходоносора, но остались вѣрными закону Божію и благочестивымъ обычаямъ отцевъ своихъ. Древніе христіане жили среди язычниковъ, которые ненавидѣли, гнали и преслѣдовали ихъ за вѣру во Христа, не позволяли имъ даже собираться на молитву и богослуженіе, насильно, различными истязаніями и муками принуждали ихъ нарушать заповѣди Евангелія Христова, подъ угрозою жестокихъ казней и смерти запрещали имъ призывать имя Христово; но они готовы были лучше подвергнуться всѣмъ мученіямъ и смерти, нежели преступить хотя единую заповѣдь Божію, или измѣнить своей вѣрѣ и Евангелію Христову. А насъ кто преслѣдуетъ и гонитъ за вѣру? Кто не позволяетъ исполнять вѣрно св. заповѣди Господни? Кто препятствуетъ, чтобы ты, по примѣру св. праотцевъ, ходилъ всегда предъ Богомъ, былъ непороченъ и, дѣлаяй правду, уклонялся отъ всякаго злаго дѣла, всегда поступалъ по закону Божію предъ всевидящимъ окомъ Отца небеснаго, ограждаясь отъ всякаго искушенія страхомъ Божіимъ? Кто запрещаетъ тебѣ быть, по примѣру Авраама, Исаака, Іакова и другихъ праведниковъ, вѣрнымъ, благодушнымъ и снисходительнымъ супругомъ или супругою, чадолюбивымъ и попечительнымъ отцемъ или матерью, любящимъ, покорнымъ и благодарнымъ сыномъ или дочерью, преданнымъ, любвеобильнымъ и заботливымъ сродникомъ и другомъ? Кто не позволяетъ, чтобы ты, подобно Іову, былъ окомъ слѣпымъ и ногою хромымъ, благодѣтельствовалъ всякому во имя Христово, питалъ и напоялъ алчущихъ и жаждущихъ, одѣвалъ нагихъ и безкровныхъ, утѣшалъ страждущихъ, призиралъ сиротствующихъ и странныхъ? Кто требуетъ, чтобы ты не былъ цѣломудренъ, подобно Іосифу, кротокъ и незлобивъ, подобно Моисею, трудолюбивъ и воздерженъ, подобно Іакову, безкорыстенъ и нестяжателенъ подобно Самуилу, вѣренъ закону Божію до смерти, подобно Маккавеямъ и тремъ отрокамъ въ Вавилонѣ? Кто препятствуетъ тебѣ прощать отъ сердца всякое оскорбленіе и обиду, всякое злословіе и оклеветаніе, быть незлобивымъ и незлопамятнымъ, подобно Давиду, предъ которымъ злѣйшій врагъ его Саулъ принужденъ былъ сознаться: праведенъ ты паче мене, яко ты воздалъ ми еси благая, азъ же воздахъ тебѣ злая? Кто запрещаетъ тебѣ, по примѣру св. пророковъ, терпѣть всѣ находящія скорби и печали, всѣ озлобленія, навѣты и коварства людей злыхъ — мужественно и благодушно, съ полною преданностію волѣ Божіей, въ живомъ упованіи на Его Отеческій Промыслъ? Кто препятствуетъ тебѣ быть, по примѣру древнихъ христіанъ и благочестивыхъ предковъ нашихъ, вѣрнымъ слугою Царю и отечеству, покорнымъ власти и начальству, преданнымъ отъ всего сердца возложенному на тебя служенію и сопряженнымъ съ нимъ обязанностямъ, вѣрнымъ своему долгу даже до смерти? Кто не попускаетъ, чтобы ты, по примѣру св. Давида, возлюбилъ благолѣпіе дому Божія и мѣсто селенія славы Его, чтобы душа твоя желала и скончавалась во дворы Господни, чтобы ты во всякое время притекалъ въ храмъ Божій на славословіе и молитву? Кто препятствуетъ тебѣ, если найдешь нужнымъ для избѣжанія сѣтей грѣховныхъ, и вовсе удалиться изъ міра, подобно Иліи и Елисею, сокрыться въ обители иноческой и посвятить себя постническимъ и молитвеннымъ подвигамъ? Такъ, братіе мои, ничто не препятствуетъ намъ быть истинными христіанами и подражателями святыхъ; напротивъ, все способствуетъ и содѣйствуетъ тому. Содѣйствуетъ св. Церковь всѣми благодатными средствами, преданными ей отъ Господа. Содѣйствуетъ верховная власть государства своими законами и постановленіями, своимъ судомъ и карою беззаконниковъ. Содѣйствуютъ начальства и власти, которыя поставляются Богомъ въ страхъ убо нечестивымъ, въ похвалу же благотворцемъ, какъ говоритъ св. Апостолъ. Правда, это подражаніе святымъ не можетъ обойтись безъ труда, болѣзни и скорби. Нельзя быть подражателемъ тѣхъ, которые во всю жизнь свою трудидись, терпѣли и страдали, не желая, по примѣру ихъ, трудиться и терпѣть. Нельзя уподобиться тѣмъ, коихъ вся жизнь была подвигомъ высокаго самоотверженія, не рѣшившись, подобно имъ, отвергнуться себе и нести крестъ свой во слѣдъ Господа Іисуса, смирить свое самолюбіе, ограничить свои желанія, научиться отказывать себѣ во всемъ, когда требуетъ того законъ Божій или заповѣдь церковная. Но какое-жъ мы имѣемъ право ожидать, чтобы все подавалось намъ безъ труда, когда Самъ Господь Богъ заповѣдалъ намъ въ потѣ лица своего снѣсти хлѣбъ свой, чтобы все и всегда совершалось по нашей волѣ, или, лучше сказать, по нашимъ прихотямъ, чтобы вся жизнь наша проходила въ одномъ веселіи и удовольствіяхъ, чтобы во весь жизненный путь нашъ не встрѣтилось намъ ничего горькаго, скорбнаго, печальнаго? Земная жизнь наша есть трудъ и болѣзнь, какъ говоритъ Пророкъ Божій. Кто убѣгаетъ труда, тому не можетъ быть пріятенъ и покой. Кто не испыталъ скорби, тотъ не можетъ оцѣнить и радости. Кто не подвергался болѣзнямъ, тотъ не дорожитъ и здоровьемъ. Кому не доводилось испытать недостатковъ и лишеній, для того и довольство и изобиліе не имѣютъ никакой цѣны. Кто болѣе желаетъ и ищетъ на землѣ, тотъ болѣе мучится чувствомъ недовольства, досады и огорченія. Кто, напротивъ, болѣе готовъ переносить лишенія и скорби съ покорностію и преданностію волѣ Божіей, тотъ болѣе спокоенъ, доволенъ и счастливъ. Итакъ, если истинное счастіе на землѣ состоитъ въ душевномъ спокойствіи и довольствѣ своимъ жребіемъ, то и оно не можетъ быть достигнуто безъ самоотверженія. Ограничьте ваши собственныя желанія, и ограничатся ваши нужды и потребности. Умѣрьте ваши земныя пристрастія и надежды, и не будутъ чувствительны для васъ земныя потери и лишенія. Уменьшите ваши земныя утѣхи и удовольствія, замѣнивъ ихъ печалію яже по Бозѣ, и менѣе тяжелы будутъ для васъ земныя скорби и печали. Сократите ваши потребности до необходимаго для жизни, и уменьшатся у васъ недостатки и явится довольство. Пріучите себя къ умѣренности, воздержанію, самоотреченію и самоограниченію во всемъ, и будете счастливы, насколько можно быть счастливымъ на землѣ. Но не на землѣ наше истинное, вѣчное счастіе, а на небѣ. Пусть-же и желанія и надежды ваши вознесутся отъ земли къ небу, къ единому Богу Спасителю; пусть и предметомъ и цѣлію вашихъ помысловъ и стремленій будетъ одно — вѣчная жизнь со Христомъ въ Богѣ: тогда вы собственнымъ опытомъ дознаете, какъ можно, подобно святымъ Божіимъ человѣкамъ, трудиться и не утруждаться, быть довольну и при недостаткахъ, избыточествовать и среди разнаго рода лишеній, страдать по внѣшнему человѣку, присно же радоваться духомъ. Все земное имѣетъ цѣну настолько, насколько мы сами придаемъ ему цѣны; само по себѣ, все оно — прахъ и пепелъ, суета суетствій и всяческая суета. Вмѣните же, по примѣру Апостола, вся въ уметы и возлюбите искренно, всецѣло и совершенно единаго Господа Іисуса Христа, возжелайте всей душею и сердцемъ вѣчной жизни съ Господомъ: тогда исполненіе заповѣдей Божіихъ сдѣлается для васъ игомъ благимъ и бременемъ легкимъ, и подражаніе жизни святыхъ принесетъ сердцу вашему не тяготу и скуку, а истинное наслажденіе и радость; тогда и самыя скорби и печали житейскія озарятся для васъ свѣтлымъ лучемъ упованія вѣчной радости въ дому Отца небеснаго.

Тѣмже убо, толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей вѣчной славы и блаженства во царствіи Божіемъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ благочестивой, богоугодной и богобоязненной жизни, взирающе на Начальника вѣры и Совершителя Іисуса. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Житомирскомъ каѳедр. соборѣ.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 362-369.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0