Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

51. Бесѣда въ недѣлю святыхъ праотецъ.

Христосъ съ небесъ, срящите!

Давно ли, думаете, братіе мои, началось въ мірѣ это приглашеніе ко срѣтенію грядущаго съ небесъ Господа Христа? Скажете: съ того времени, какъ начали праздновать въ Церкви христіанской Рождество Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа? Нѣтъ; еще древній Пророкъ за много столѣтій до рождества Христова вопіялъ уже въ слухъ народа израильскаго: уготовися срѣсти Бога твоего, Израилю. А другой Пророкъ объяснилъ и то, какимъ образомъ явится въ мірѣ Самъ Господь Богъ, къ срѣтенію котораго надлежало уготовиться Израилю: се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, т. е. съ нами Богъ. И еще за много столѣтій прежде сихъ пророковъ великій законодатель и вождь народа Божія говорилъ Израилю: Пророка отъ братіи твоея возставитъ тебѣ Господь Богъ твой, якоже мене, Того послушайте. Но и Моисей не первый возвѣстилъ о семъ. По его собственному сказанію о первобытномъ мірѣ, онъ повторялъ только то, что прежде обѣтовалъ Господь Богъ отцамъ и праотцамъ. Словомъ, восходя далѣе во глубину временъ, мы находимъ, что уже первый человѣкъ, первый праотецъ всего человѣческаго рода ожидалъ грядущаго человѣка — Бога. Итакъ, въ продолженіе пяти тысячъ лѣтъ благодать Божія призывала человѣчество ко срѣтенію грядущаго въ міръ Искупителя Христа; пять тысячъ лѣтъ гласъ Божій устами цѣлаго ряда пророковъ вопіялъ громко и неумолчно: Христосъ съ небесъ, срящите! Потому-то, конечно, и св. Церковь за пять седмицъ до праздника начала приготовлять насъ къ великому и свѣтоносному дню Рождества Христова и призывать ко срѣтенію грядущаго съ небесъ Господа Христа, чтобы размышленіемъ о томъ, чтó совершилось въ мірѣ въ продолженіе пяти тысячелѣтій, мы имѣли возможность войти, такъ сказать, въ духъ величайшаго въ мірѣ событія — явленія Бога во плоти. Потому-то въ настоящій и послѣдующій за симъ воскресные дни она воспоминаетъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, чтобы мы, размышляя о жизни ихъ и подражая вѣрѣ ихъ, украсили душу свою ихъ добродѣтелями, уготовали ее въ достойную обитель грядущаго съ небесъ Господа и удостоились принять Его подъ кровъ души своей. Слѣдуя сему руководству матери нашей св. Церкви, возведемъ мысль нашу къ первымъ временамъ міра, къ первому родоначальнику человѣческаго рода и ближайшимъ его потомкамъ. Праотецъ соборъ, празднолюбцы, пріидите, да восхвалимъ: Адама праотца, Еноса, Еноха, Ноя. Тамъ, въ самомъ началѣ бытія человѣческаго рода разрѣшеніе всей послѣдующей судьбы его; въ исторіи перваго Адама причина пришествія въ міръ нашъ Адама втораго — Господа съ небесе; въ жизни перваго человѣчества образецъ жизни и судьбы всѣхъ послѣдующихъ родовъ до скончанія міра; въ жизни и дѣятельности первыхъ людей примѣръ для жизни и дѣятельности людей послѣдующихъ.

Вы знаете, братіе мои, какимъ образомъ первый человѣкъ, созданный по образу Божію, умаленный малымъ чимъ отъ ангелъ, вѣнчанный славою и честію, поставленный надъ дѣлами рукъ Божіихъ, сдѣлался неблагодарнымъ предъ сотворившимъ его Господомъ, послушалъ совѣта зміинаго, преступилъ заповѣдь Творца своего и за то подвергъ себя осужденію и проклятію правды Божіей. Но премилосердый Отецъ небесный не оставилъ насъ погибнуть на вѣки, — напротивъ, въ самомъ проклятіи искусившаго насъ змія преподалъ обѣтованіе избавленія и спасенія: проклятъ ты, сказалъ Господь змію, или, лучше сказать, скрывшемуся подъ его видомъ діаволу, и вражду положу между тобою и между женою, и между сѣменемъ твоимъ и между сѣменемъ тоя. Той блюсти будетъ твою главу, и ты будеши блюсти Его пяту. Это благословенное сѣмя жены есть, во-первыхъ, Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, преестественно зачатый отъ Духа Святаго и рожденный отъ пречистой и непорочной Дѣвы Маріи; во-вторыхъ, всѣ вѣрующіе въ Него люди, рождаемые отъ Него новымъ духовнымъ рожденіемъ и соединенные съ Нимъ, какъ Главою своимъ, узами живой вѣры, любви и упованія. Сѣмя духовнаго змія, иже есть діаволъ и сатана, какъ объясняетъ Тайновидецъ, есть, во-первыхъ, духи падшіе, увлеченные примѣромъ и обольщеніемъ сатаны, которые и называются его ангелами; во-вторыхъ, люди, увлекаемые ко грѣху прелестію діавола, которые, пріемля въ себя сѣмя невѣрія и зла отъ діавола, какъ бы духовно зачинаются и рождаются отъ него, почему Господь и сказалъ о нѣкоторыхъ людяхъ: вы отца вашего діавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Во временной враждѣ, или борьбѣ, этихъ двухъ царствъ, царства Христова и царства діавола, и состоитъ, братіе мои, сущность всей истоіи человѣческаго рода.

И, вотъ, въ самомъ первомъ, ближайшемъ потомствѣ Адамовомъ является уже раздѣленіе между сѣменемъ жены — сынами свѣта и благодати и между сѣменемъ змія — чадами тьмы и нечестія, между сынами Божіими и сынами человѣческими. Достойно примѣчанія при семъ, что какъ вѣра и благочестіе, такъ и невѣріе и нечестіе дѣлаются какъ бы потомственными и наслѣдственными въ семействахъ и, потомъ, въ племенахъ человѣческаго рода. Отъ благочестиваго сына Адамова Сиѳа происходитъ родъ благочестивыхъ потомковъ царства Христова, которые составляютъ Церковь Божію, благодатное царство Христово, святое общество вѣрующихъ; отъ нечестиваго Каина происходитъ и потомство нечестивое, враждебное царству Христову, сѣмя зміиное. Такъ сильно вліяніе и рожденія, и воспитанія, и примѣра родителей на ихъ дѣтей и потомковъ и такъ велика отвѣтственность родителей предъ Богомъ не за себя только, а и за цѣлое потомство! Вотъ, почему правда Божія взыскуетъ иногда грѣхи отцевъ на чадахъ до третьяго и четвертаго рода; вотъ, почему и благословеніе Божіе, заслуженное предками, почиваетъ и на ихъ потомкахъ. Не менѣе замѣчательно и то, что племя благочестивое, по примѣру прародителя, жившаго въ кущѣ прямо рая, не заботившагося объ удобствахъ, а помышлявшаго только о томъ, чтобы скорбнымъ путемъ покаянія обрѣсти паки потерянный рай, проводило жизнь простую, суровую, странническую, устремляя взоръ свой въ будущее, ожидая пришествія Господа-Искупителя и взыскуя грядущаго града, емуже художникъ и содѣтель Богъ. Неудивительно, что этимъ тѣснымъ путемъ царствія Божія шли немногіе избранные, которые свѣтятся между множествомъ сыновъ заблудшихъ, какъ немногія звѣзды среди покрытаго мракомъ неба; что бóльшая часть даже сыновъ Божіихъ увлекалась примѣромъ сыновъ человѣческихъ и прилагалась къ ихъ непріязненному сонму. Племя нечестивое пошло другимъ путемъ. Преданное всей душею и сердцемъ своимъ земному, чувственному, оно заботилось окружить себя всѣми удобствами и удовольствіями жизни, сдѣлать жизнь свою какъ можно пріятнѣе и веселѣе. Свѣжій умъ первобытнаго человѣчества оказался необычайно дѣятельнымъ въ этомъ направленіи къ чувственности, и изобрѣтенія быстро слѣдуютъ за изобрѣтеніями. Каинъ съ сыномъ своимъ строятъ уже градъ для спокойствія и безопасности, не надѣясь болѣе на покровъ Божія промышленія, ограждающаго вѣрныхъ; Іувалъ изобрѣтаетъ пѣвницу и гусли для забавы и удовольствія; Ѳовелъ извлекаетъ металлы изъ нѣдръ земли, куетъ желѣзо и мѣдь и обращаетъ ихъ въ оружіе для различныхъ потребностей жизни. Чтó было слѣдствіемъ сего? Тó, что градъ Каиновъ пріучилъ потомство его къ праздности, безпечности, забвенію о Богѣ и высшей цѣли бытія нашего на землѣ; пѣвница и гусли Іуваловы заглушили гласъ Божій въ душахъ человѣческихъ, усыпили ихъ совѣсть, истребили память о потерянномъ раѣ и стремленіе къ горнему отечеству; выкованное Ѳовеломъ желѣзо обратилось скоро въ смертоносное оружіе, и одинъ изъ нечестивыхъ потомковъ Каина хвалился женамъ своимъ: мужа убихъ въ язву мнѣ, и юношу въ струпъ мнѣ. И, вотъ, чрезъ нѣсколько поколѣній отъ Адама оказалось, яко растлѣся земля предъ Богомъ, и наполнися земля неправды. И видѣ Господь Богъ землю, и бѣ растлѣнна, яко растли всяка плоть путь свой на земли (Быт. 6, 11-12). И это растлѣніе сдѣлалось такъ всеобще, что среди сего первобытнаго человѣчества одинъ только Ной явился угоднымъ Богу и достойнымъ благоволенія Божія, — такъ глубоко и неисцѣльно, что нужны были воды потопа для омытія лица земли отъ скверны беззаконій и неправдъ человѣческихъ. Такъ велика, братіе мои, сила грѣха, который, подобно яду, проникнувъ все естество человѣка, разлился по всему составу человѣчества, отравлялъ и заражалъ собою даже лучшія его части. Тяжелыми подвигами надлежало сынамъ Божіимъ укрощать въ себѣ эту силу грѣха; тяжкою борьбою надлежало возращать въ себѣ сѣмена истины и правды, благочестія и святыни; непрестанною и строгою бдительностію надлежало охранять и укрѣплять въ себѣ вѣру и упованіе на Бога. Чтó же дѣлали для сего великіе праведники перваго міра? Чѣмъ ограждали себя отъ соблазновъ нечестія? Чѣмъ благоугождали Богу посреди всеобщаго растлѣнія? Вѣрою, говоритъ св. Апостолъ, вѣрою послушествовани быша сіи вси. Но эта вѣра, какъ главное начало жизни духовной, являлась въ нихъ въ многоразличныхъ добродѣтеляхъ, подобно какъ сила жизни, сокрытая въ нѣдрахъ земли, является въ многоразличныхъ произрастеніяхъ, цвѣтахъ и плодахъ.

Первый и единственный путь, по которому можно выйти изъ области тьмы и грѣха въ область свѣта и живота вѣчнаго, есть покаяніе и вѣра: покайтеся и вѣруйте въ Евангеліе. И первый праотецъ рода человѣческаго, показавшій первый примѣръ преступленія заповѣди Божіей, подаетъ намъ и первый примѣръ истиннаго покаянія. Изринутый изъ рая сладости за преслушаніе, онъ не хотѣлъ удалиться отъ предѣловъ его и сѣде прямо рая, какъ говоритъ намъ Писаніе, чтобы этою близостію къ первому блаженному жилищу непрестанно напоминать себѣ и объ утраченномъ блаженствѣ, и о настоящемъ состояніи проклятія, и о своемъ согрѣшеніи предъ Богомъ, и о Божіемъ обѣтованіи спасенія, и о Богѣ карающемъ, и о Господѣ милующемъ и спасающемъ; чтобы, такимъ образомъ, духъ покаянія и печали по Бозѣ, возбужденный въ немъ первою казнію правосудія Божія, не погасалъ никогда и избавилъ бы его отъ казни грядущей, вѣчной. Нерѣдко, можетъ быть, мы воспоминаемъ, братіе, о паденіи праотца нашего въ извиненіе свое; но часто-ли воспоминаемъ о его покаяніи въ обличеніе себѣ? Однажды согрѣшилъ онъ, но девять сотъ лѣтъ каялся и плакалъ о своемъ согрѣшеніи, и тѣмъ болѣзненнѣе былъ плачъ его, чѣмъ болѣе съ умноженіемъ потомства своего онъ видѣлъ умножающіеся плоды своего горькаго паденія. Отъ него мы наслѣдовали грѣхъ, но отъ него же наслѣдовали и обѣтованіе искупленія и вѣру въ Искупителя. Онъ подвергъ потомство свое гнѣву Божію, но онъ же своею вѣрою и покаяніемъ заслужилъ намъ и высочайшее благоволеніе Божіе во Христѣ Іисусѣ. Намъ теперь болѣе, нежели ему, извѣстны всѣ пагубныя слѣдствія грѣха и спасительная сила покаянія, а потому мы болѣе виновны, если преступаемъ заповѣди Божіи и если остаемся нераскаянными. Намъ болѣе, нежели ему, подано средствъ къ оправданію, освященію и спасенію; ибо безконечно болѣе пріобрѣли мы въ Адамѣ второмъ, Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, нежели чего лишились въ Адамѣ первомъ. Можно ли оправдываться тѣмъ, что мы наслѣдовали грѣхъ отъ праотца нашего, когда за его вѣру и покаяніе намъ подается туне всемогущая благодать Господомъ Іисусомъ Христомъ? Можно ли сѣтовать на то, что за грѣхъ Адамовъ мы лишились части умаленныхъ малымъ чимъ отъ ангелъ, когда за его вѣру и покаяніе Господь Іисусъ Христосъ даде намъ область чадомъ Божіимъ быти, братьями Его, Единороднаго Сына Божія, когда нынѣ человѣческое естество наше превознесено и прославлено во Христѣ превыше всѣхъ ангеловъ и архангеловъ и сѣдитъ одесную Бога-Отца? Можно ли скорбѣть, что о Адамѣ первомъ мы умираемъ тѣлесно, когда второй Адамъ — Господь съ небесе даруетъ намъ вѣчную жизнь, воскреситъ и прославитъ самое тѣло наше, яко быти ему сообразну тѣлу славы Его, такъ что тлѣнное сіе облечется въ нетлѣніе и смертное сіе облечется въ безсмертіе, и самая смерть пожерта будетъ животомъ? И все это подается намъ туне, за одну токмо вѣру и покаяніе по примѣру Адамову. Будемъ же, братіе мои, взирать не на грѣхопаденіе, а на покаяніе праотца нашего, послѣдуемъ примѣру его сокрушенія и плача о грѣхахъ своихъ. Господи, помилуй мя грѣшнаго, — вотъ молитва, которую завѣщалъ намъ первый родоначальникъ рода нашего! И эта краткая молитва, если исходитъ изъ сокрушеннаго и смиреннаго сердца, такъ сильна предъ милосердіемъ Божіимъ, что могла бы самого духа злобы преобразить паки въ ангела свѣта, если бы исконная гордыня его могла смириться до истиннаго покаянія, осужденія себя и сокрушенія предъ Богомъ.

Съ вѣрою и покаяніемъ должно быть неразлучно живое упованіе на Бога. Примѣръ этой великой добродѣтели видимъ въ одномъ изъ близкихъ потомковъ Адамовыхъ, о которомъ замѣчаетъ священный Бытописатель: сей упова призывати имя Господа Бога. Еносъ видѣлъ уже умноженіе нечестія сыновъ человѣческихъ, и тѣмъ болѣе прилѣплялся къ Богу упованіемъ и молитвою. Каиниты строили грады для своей безопасности; Еносъ искалъ безопаснаго пристанища въ кровѣ Бога вышняго. Каиниты увеселялись пѣвницами и гуслями; Еносъ искалъ отрады и утѣшенія въ молитвѣ, духовномъ пѣснопѣніи и славословіи имени Божія. По мѣрѣ умноженія насилія отъ исполиновъ, человѣковъ именитыхъ на землѣ, Еносъ утверждался болѣе и болѣе въ упованіи на Бога крѣпкаго, живаго, доколѣ не возросъ до той мѣры всесовершенной преданности волѣ Божіей, на которой, какъ на неподвижномъ камени, человѣкъ является превыше всѣхъ опасностей, всѣхъ скорбей и бѣдствій и, яко гора Сіонъ, не подвижится во вѣкъ.

О другомъ изъ потомковъ благочестиваго Сиѳа говоритъ Бытописатель священный: угоди Енохъ Богу, или, точнѣе, ходилъ съ Богомъ и предъ Богомъ. Умножившіеся примѣры невѣрія и нечестія во дни Еноха требовали твердой опоры благочестія, — такого правила жизни, съ которымъ можно было бы противустать всѣмъ соблазнамъ и искушеніямъ. Такимъ правиломъ у Еноха было хожденіе предъ Богомъ. Нѣтъ сомнѣнія, что умножившееся въ мірѣ зло съ силою приражалось душѣ праведвика, что діаволъ многими искушеніями силился совратить его съ пути вѣры и добродѣтели, что сыны и дщери человѣческіе многими соблазнами завлекали сердце его въ сѣти порока; но онъ былъ всегда съ Богомъ, всегда поставлялъ себя въ Его святомъ вездѣприсутствіи, всегда предстоялъ умомъ и сердцемъ своимъ предъ лицемъ Божіимъ и постоянно говорилъ самому себѣ: како сотворю глаголъ сей злый, и согрѣшу предъ Богомъ? Истинно драгоцѣнное правило жизни! Кто непрестанно мыслію и сердцемъ — предъ лицемъ Божіимъ, чья совѣсть, возбуждаемая страхомъ Божіимъ, всегда на стражѣ души его, тому не трудно побѣждать всякое искушеніе. Кто мыслію и сердцемъ непрестанно предстоитъ лицу Божію, къ тому не дерзнетъ приступить и самъ діаволъ, къ тому не приблизится никакое зло.

Но что можетъ сдѣлать живая, твердая и непоколебимая вѣра слову Божію, показываетъ примѣръ послѣдняго праведника перваго міра, который сдѣлался новымъ родоначальникомъ человѣчества въ мірѣ второмъ. Его вѣра выдержала, такъ сказать, напоръ всеобщаго невѣрія всего человѣческаго рода; его добродѣтель устояла непоколебимою при всѣхъ обольщеніяхъ нечестія; его совершенное послушаніе гласу Божію сохранило его въ страшную годину погибели всего человѣческаго рода. Богъ повелѣлъ ему проповѣдовать о предстоявшемъ потопѣ и погибели грѣшниковъ, если не обратятся и не покаются, — и Ной проповѣдовалъ неумолчно въ продолженіе цѣлаго столѣтія, несмотря на то, что весь трудъ оставался тщетнымъ, что нечестіе, безъ сомнѣнія, ненавидѣло и ругалось надъ строгимъ обличителемъ. Ему повелѣлъ Господь строить ковчегъ, — и Ной строилъ его. Нѣтъ сомнѣнія, что невѣріе и тогда, какъ и нынѣ, препиралось съ его вѣрою, увѣряло и доказывало, что опасенія его напрасны, что чинъ природы непреложенъ, порядокъ временъ неизмѣненъ, законы естества тверды и постоянны, — Ной вѣрилъ только слову Божію, и строилъ ковчегъ. Нѣтъ сомнѣнія, что безпечные сыны вѣка сего, ядуще, піюще, женящеся и посягающе, глумились надъ дѣломъ праведника, насмѣхались надъ его кажущимся малодушіемъ и издѣвались надъ его мнимымъ невѣріемъ, называли весь трудъ его пустымъ и безполезнымъ, — Ной не внималъ глумленію нечестивыхъ и продолжалъ строить ковчегъ. И Ной спасся въ своемъ ковчегѣ, а глумившееся невѣріе погибло въ водахъ потопа. Такъ должно, братіе мои, слушать повелѣнія Господни; такъ должно исполнять заповѣдь Божію; такъ должно вѣровать слову Божію! Хотя бы весь міръ возсталъ на насъ со всею силою и прелестію своею, намъ должно помнить свое: небо и земля прейдутъ, іота же едина или черта не прейдетъ, дондеже вся будутъ.

Что поучительнаго представляетъ намъ сей образъ перваго міра?

То, во-первыхъ, что какъ ни велика сила зла въ мірѣ человѣческомъ, но безконечно могущественнѣе сила благодати Божіей въ сынахъ царства Христова. Грѣхъ лишилъ человѣка образа Божія, а благодать содѣлала его сыномъ Божіимъ. Діаволъ изъ перваго сына Адамова сдѣлалъ братоубійцу, а благодать Божія сдѣлала то, что первая кровь, обагрившая землю, была кровь мученическая, чистая, святая въ предзнаменованіе той животворящей крови, пролитой на крестѣ, которою обновился весь міръ и попрана держава діавола. Грѣхъ произвелъ почти всеобщее невѣріе, нечестіе и растлѣніе, а благодать среди самаго растлѣнія явила высокіе образцы вѣры и благочестія, чистоты и святости жизни. Сила нечестія казалась торжествующею во всеобщемъ растлѣніи человѣчества, а на дѣлѣ восторжествовала сила вѣры въ лицѣ Ноя.

То, во-вторыхъ, что первый міръ былъ образомъ міра нашего: якоже бысть во дни Ноевы, тако будетъ и въ пришествіе Сына человѣческаго. Какъ тогда невѣріе сдѣлалось всеобщимъ, такъ и въ послѣднія времена міра, егда пріидетъ Сынъ человѣческій, едва ли сей обрящетъ вѣру на земли. Бдите убо, трезвитеся и бодрствуйте на стражѣ души своей, да не угаснетъ въ ней свѣтильникъ вѣры, да не помрачитъ ее тьма нечестія.

То, наконецъ, что не должно увлекаться тѣмъ, что представляется какъ бы всеобщимъ закономъ и правиломъ жизни, духомъ вѣка, всемірнымъ обычаемъ, что прикрывается одеждою современныхъ понятій и требованій, что глумится надъ такъ называемою отсталостью, что обольщаетъ удобствами, пріятностію и легкостію жизни. Должно твердо держаться одного Слова Божія, слѣдовать не примѣру большинства, а закону Божію. Ибо только законъ Господень непороченъ, обращаяй души; заповѣдь Господня свѣтла, просвѣщающая очи; страхъ Господень чистъ, пребываяй въ вѣкъ вѣка; судьбы Господни истинны, оправданны вкупѣ. Внегда сохранити я, воздаяніе много (Псал. 18, 8. 9. 10. 12). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 342-351.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0