Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

33. Слово въ недѣлю Пятидесятницы [1].

Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ, Духъ истины (Іоан. 14, 16).

Премилосердый Отецъ небесный, ради крестныхъ страданій и смерти Единороднаго Своего Сына, ради Его всемогущаго ходатайства о насъ, не лишилъ и насъ, послѣднихъ учениковъ Христовыхъ, божественной благодати учениковъ первыхъ, даровалъ и намъ обрученіе Духа Святаго, какъ увѣрительный залогъ Своего Отеческаго благоволенія, какъ начатокъ вѣчной жизни въ небесномъ Его царствѣ. Извѣствуяй насъ съ вами и помазавый насъ Богъ, Иже и запечатлѣ насъ, и даде обрученіе Духа въ сердца наша, — такъ свидѣтельствуетъ одинъ изъ таинниковъ благодати Божіей.

Чувствуете ли, братіе мои, все величіе этого дара божественнаго, который сокрытъ въ глубинѣ души нашей съ того времени, какъ мы возродились водою и Духомъ и пріяли помазаніе отъ Святаго? Это драгоцѣннѣйшій залогъ любви и благоволенія Отца небеснаго; ибо сама любы Божія изліяся въ сердца наша Духомъ Святымъ, даннымъ намъ, и самъ Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко есмы чада Божія (Рим. 8, 16), сожителе святымъ и присніи Богу. Это вѣрнѣйшій залогъ непреложнаго исполненія всѣхъ обѣтованій евангельскихъ, какъ бы ни казались они высоки и непостижимы; ибо, не пощадивъ для насъ Сына Своего возлюбленнаго, даровавъ намъ и Своего божественнаго Духа, како не и съ Нимъ вся намъ дарствуетъ Отецъ небесный? Это неотъемлемый залогъ и приснотекущій источникъ всѣхъ благодатныхъ дарованій и силъ, потребныхъ къ животу и благочестію: въ немъ подается намъ Духъ премудрости и разума, Духъ совѣта и крѣпости, Духъ вѣдѣнія, благочестія и страха Божія, а когда и кому нужно, подаются и чудодѣйственныя явленія Духа на пользу. Это вѣрный и неотъемлемый залогъ и тѣхъ неизреченныхъ благъ, яже уготова Богъ любящимъ Его въ вѣчности, которыхъ, по слову Апостола, ни око человѣческое не видѣло, ни ухо не слышало, о которыхъ и на сердце человѣческое не всходило. Это, наконецъ, очевидный и неотъемлемый залогъ вѣчно-блаженной жизни нашей съ Богомъ; ибо Духъ Святый уже и нынѣ соединяетъ душу нашу въ единъ духъ съ Господомъ, и самое тѣло наше творитъ храмомъ Божіимъ и членами живоноснаго тѣла Христова. Словомъ, это такой неоцѣнимый ничѣмъ залогъ любви Отца небеснаго, съ которымъ сопряжено все счастіе нашей жизни — и временной и вѣчной. Ибо что важнѣе и необходимѣе для насъ любви и благоволенія Отца небеснаго, въ руцѣ коего и дыханіе и жизнь наша, силою котораго мы живемъ и движемся и есмы? Что драгоцѣннѣе той увѣренности, что мы, какъ чада Божіи, всегда находимся подъ особымъ покровомъ Его божественнаго Промысла, такъ что и власъ главы нашей не погибнетъ безъ Его воли, что Отецъ небесный готовъ исполнить всякое прошеніе наше, приносимое Ему во имя Единороднаго Сына Его? Что важнѣе и благотворнѣе для жизни нашей той увѣренности, что и самая смерть не отлучитъ насъ отъ Бога, но приведетъ изъ страны скорбей и печалей въ жилище вѣчной радости и блаженства, изъ мѣста пришельствія въ обители Отца небеснаго? Все это подаетъ намъ Божественный Духъ — Утѣшитель, котораго исходатайствовалъ намъ у Отца Своего вознесшійся на небо Господь нашъ Іисусъ Христосъ.

Но, братіе мои, чѣмъ драгоцѣннѣе даръ, тѣмъ несчастнѣе его потеря. Чѣмъ пріискреннѣе усыновляемся Богу, нося въ сердцѣ своемъ божественный залогъ Его всесвятаго Духа, тѣмъ болѣе прогнѣвляемъ Отца небеснаго и подвизаемъ Его на гнѣвъ и отмщеніе, когда оскорбляемъ живущаго въ насъ Духа Божія своими грѣхами и беззаконіями. Помните-ль, чтó сталось со всѣмъ родомъ человѣческимъ, когда Господь Богъ, прогнѣванный нечестіемъ сыновъ человѣческихъ, изрекъ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть? Тогда воды потопныя покрыли лице земли и истребили все отъ человѣка до скота, такъ что и самая память объ этомъ преступномъ родѣ исчезла бы на вѣки, если бы не сохранило ее Священное Писаніе въ поученіе родамъ послѣдующимъ. Или чтó послѣдовало, когда вопль нечестія и беззаконій пяти злочестивыхъ городовъ вознесся къ небу и отвратилъ отъ нихъ благоволительный взоръ Отца небеснаго? Прогнѣванное небо одождило на нихъ огонь и жупелъ и истребило ихъ съ лица земли, такъ что и самое мѣсто ихъ недоступно теперь стопѣ человѣческой. Но еще тяжелѣе и злополучнѣе участь насъ — христіанъ, когда мы, пріявъ залогъ и обрученіе Духа Божія, произвольно лишаемъ себя сего дара божественнаго, предаваясь нечистотамъ и сквернамъ грѣховнымъ. Къ согрѣшившимъ до потопа и къ погибшимъ жителямъ Содома нисходилъ во адъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ съ проповѣдію покаянія; но кто сойдетъ туда къ намъ, если Самъ же Спаситель нашъ осудитъ насъ во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его? Волею бо согрѣшающимъ намъ, по пріятіи разума истины, ктому о грѣсѣхъ не обрѣтается жертва: страшно же нѣкое чаяніе суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся ли кто закона Моисеова, безъ милосердія умираетъ: колико мните горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 26-29)? Такова, по ученію апостольскому, страшная участь христіанъ, лишающихъ себя благодати Духа Божія своими грѣхами, неправдами и беззаконіями.

Правда, сему ужасному бѣдствію рѣшительно подвергаются только тѣ, которые или явно отвергаются Христа, коихъ погибель вѣчная несомнѣнна; или же тѣ, которые, принадлежа, повидимому, къ собору вѣрующихъ, духомъ и сердцемъ своимъ отдѣляются отъ него, закоснѣвая въ нечестіи и беззаконіяхъ и оставаясь нераскаянными до смерти, и, такимъ образомъ, сами лишаютъ себя благоволенія и любви Отца небеснаго, явленной во Христѣ Іисусѣ. Но не должно, братіе мои, скрывать отъ себя и того, что многіе, сами не сознавая того, вступили уже на сей путь погибели и безпечно идутъ по нему, не предвидя опасности. Это, во-первыхъ, тѣ, которые не чувствуютъ и не цѣнятъ, какъ должно, великихъ благодѣяній любви Божіей, легкомысленно смотрятъ на свое небесное званіе сыновъ Божіихъ, небрегутъ о томъ небесномъ сокровищѣ благодати Духа Божія, которое носятъ въ сердцахъ своихъ, и потому не остерегаются оскорблять Духа Святаго нечистыми помыслами и желаніями, студными словами и дѣлами. Или не вѣсте, говоритъ такимъ легкомысленнымъ христіанамъ Апостолъ Христовъ; или не вѣсте, яко Храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? Или не знаете, что, освятившись святыми таинствами Христовыми, вы сдѣлались членами святѣйшаго тѣла Христова, храмами пресвятаго Духа Божія; что въ храмѣ Божіемъ не должно быть ни малѣйшей скверны; что чистое и святое оскорбляется всѣмъ нечистымъ и грѣховнымъ; что свѣтъ не можетъ сочетаваться со тьмою; что для Источника жизни нетерпимы дѣла мертвыя? Еще далѣе идутъ по пути погибели тѣ, которые съ тѣмъ же легкомысліемъ и невниманіемъ относятся къ самымъ священнодѣйствіямъ и таинствамъ церковнымъ, въ которыхъ преподается намъ божественная благодать Духа Божія, — съ пренебреженіемъ и презорствомъ входятъ въ храмъ Божій, гдѣ священнодѣйствуется Духомъ Святымъ страшная жертва тѣла и крови Сына Божія, гдѣ сослужатъ намъ св. ангелы, предстоя со трепетомъ престолу Божію. Нѣсть ли писано, говоритъ такимъ презрителямъ святыни Самъ Господь: нѣсть ли писано, яко домъ Мой домъ молитвы наречется всѣмъ языкомъ, вы же сотвористе его вертепъ разбойникомъ (Марк. 11, 17)? Не знаете ли, что всякое оскорбленіе святыни Господней есть поруганіе страшнаго имени Божія; что пренебреженіе священнодѣйсвій и таинъ Божіихъ есть оскорбленіе Духа Божія, совершающаго ихъ; что не благоговѣть предъ страшною жертвою тѣла и крови Христовой значитъ уподобляться тѣмъ несчастнымъ, которые безумно глумились надъ распятымъ на крестѣ Господомъ? Особенно же недалеки отъ погибели тѣ, которые, осквернивъ себя многими и тяжкими грѣхами, небрегутъ объ очищеніи себя отъ сквернъ грѣховныхъ искреннимъ и вседушевнымъ раскаяніемъ, не стараются сердцемъ сокрушеннымъ и смиреннымъ умолять всесвятаго Духа Божія, чтобы Онъ окропилъ ихъ иссопомъ благодати Своея, омылъ отъ беззаконій и очистилъ отъ грѣховъ, сердце чисто создалъ въ нихъ и духъ правый обновилъ во утробѣ ихъ. Или о богатствѣ благости Божіей и долготертьніи Его нерадиши, говоритъ такимъ некающимся искренно и закоснѣвающимъ во грѣхахъ Слово Божіе: не вѣдый, яко благость Божія на покаяніе тя ведетъ? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенія суда Божія (Рим. 2, 4-5).

Итакъ, торжествуя съ Церковію преславное сошествіе Духа Божія на апостоловъ, вспомнимъ, братіе мои, что мы, отъ самого крещенія нашего, носимъ въ самихъ себѣ небесное сокровище благодати сего всесвятаго Духа, которое можетъ или обогатить насъ на всю вѣчность, если сохранимъ его въ чистомъ сердцѣ, если усугубимъ данный намъ талантъ дѣлами вѣры и благочестія, правды и святыни, любви и милосердія; или подвергнуть вѣчнымъ мученіямъ, если потеряемъ его въ жизни безпечной, грѣховной и нераскаянной. Убоимся оскорблять живущаго въ насъ Духа Божія дѣлами беззаконія, чтобъ не подвергнуться участи распинателей Христовыхъ; будемъ возгрѣвать въ себѣ благодать Духа Божія усердною, благоговѣйною молитвою и поученіемъ въ Словѣ Божіемъ; будемъ упражнять благодатныя силы, дарованныя намъ Духомъ Святымъ, во еже хотѣти и еже дѣяти о благоволеніи, чтобы, то-есть, и мыслію, и желаніемъ, и самымъ дѣломъ стремиться къ тому единственно, что истинно, что честно, что пречисто, что прелюбезно, что доброхвально; чтобы во всей жизни и дѣлахъ нашихъ являлись плоды живущаго въ насъ Духа Святаго — любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милодердіе, вѣра, кротость, воздержаніе. Аще живемъ духомъ, духомъ и да ходимъ (Гал. 5, 22. 23. 25). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ соборѣ Почаевской Успенской лавры.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 215-221.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0