Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

32. Слово въ день Вознесенія Господня.

Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, приближаясь къ кресту и смерти, говорилъ ученикамъ Своимъ: се оставляю міръ, и иду ко Отцу (Іоан. 16, 28), то безотрадною скорбію исполнились сердца ихъ. Но когда они узрѣли Его возносящагося на небо, то возвращались съ горы Елеонской съ радостію великою (Лук. 24, 52). Почему скорбѣли они предъ разлукою? Потому, что не вѣдали еще спасительной цѣли вознесенія Господня на небо. Отчего радовались по разлукѣ съ Господомъ? Оттого, что увѣдали ясно, почему, по воскресеніи, небеси подобаетъ пріяти Его до лѣтъ устроенія всѣхъ (Дѣян. 3, 21).

Сподобившись, по чину церковныхъ празднествъ, узрѣть преславное Вознесеніе Господа на небо, мы отнынѣ, братіе, подобно апостоламъ, возвращающимся съ Елеона ждемъ обѣтованія Отча, еже слышахомъ отъ Него. Чтобъ и наше сердце оживилось хотя нѣсколько тою святою радостію, которою горѣло тогда сердце первыхъ учениковъ Христовыхъ, полезно и намъ помыслить въ настоящіе дни о той тайнѣ смотрѣнія Божія, почему небеси подобаетъ пріяти Господа до лѣтъ устроенія всѣхъ, т. е. почему нужно было, чтобы Господь, по принесеніи крестной жертвы за грѣхи міра и по воскресеніи изъ мертвыхъ, не пребывалъ видимо на землѣ, а вознесся съ плотію на небо? Но кто повѣдаетъ намъ сію тайну? Никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе Сынъ человѣческій (Іоан. 3, 13); никто не можетъ и повѣдать намъ о небесномъ, кромѣ Него. Итакъ, приближимся въ духѣ вѣры и любви къ Самому вознесшемуся Господу, дерзнемъ молитвенно вопросить Его о небесной тайнѣ Его преславнаго вознесенія.

Вѣруемъ, Господи, что, по обѣтованію Своему, Ты невидимо, какъ Богъ, пребываешь съ нами во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20); но прости дерзновенію рабовъ Твоихъ, дерзающихъ вопросить Тебя, восшедшаго ко Отцу: не лучше ли было бы, если бы Ты всегда пребывалъ съ нами видимо, какъ пребывалъ съ св. апостолами? Уне есть вамъ, да Азъ иду (Іоан. 16, 7). Азъ умолю Отца о васъ (Іоан. 16, 26). Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рѣхъ: иду ко Отцу: яко Отецъ Мой болій Мене есть (Іоан. 14, 28). Итакъ, по слову Господню, намъ должно не скорбѣть, а радоваться тому, что Господь вознесся съ плотію на небо, сѣдитъ одесную Бога Отца не только божествомъ Своимъ, но и человѣчествомъ. Поистинѣ, братіе, радоваться должно намъ, что наше бренное естество, въ лицѣ Господа Іисуса, превознесено и прославлено превыше естества херувимовъ и серафимовъ и сѣдитъ одесную Бога Отца на престолѣ божественномъ. Поистинѣ радоваться должно намъ, что Господь Іисусъ Христосъ, какъ вѣчный Архіерей, прошелъ небеса нынѣ, да явится лицу Божію о насъ (Евр. 9, 24), да ходатайствуетъ о насъ выну предъ правосудіемъ Божіимъ. Умоляемый Имъ Отецъ небесный еще милуетъ и ущедряетъ насъ Своими богатыми дарами, продолжаетъ сіять солнце Свое на злыя и благія и дождить на праведныя и неправедныя, медлитъ поражать грѣшниковъ судомъ Своимъ, долготерпѣливо ожидая ихъ обращенія и покаянія. Безъ сего всемощнаго ходатайства, каждый грѣшникъ, немедленно по грѣхопаденіи, былъ бы поражаемъ смертію вѣчною, по оному опредѣленію правды Божіей: въ оньже аще день снѣсте отъ него, смертію умрете (Быт. 2, 17). Безъ сего ходатайства, быть можетъ, давно уже не существовалъ бы и самый міръ. Уне есть вамъ, да Азъ иду: Азъ умолю Отца о васъ.

Но, Господи, дерзнемъ вопросить Тебя паки: почто оставилъ Ты землю, когда еще есть на ней много невѣдущихъ Тебя и Отца Твоего, которыхъ нужно просвѣтить, много невѣрныхъ, которыхъ нужно увѣрить, много заблудшихъ, которыхъ нужно исправить, много грѣшниковъ, которыхъ должно обратить къ покаянію? Кто сдѣдаетъ все это, когда Ты, единый свѣтъ и животъ нашъ, вземлешься отъ земли на небо? — Аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ, отвѣтствуетъ Господь (Іоан. 12, 32). Для того-то Онъ и восшелъ на высоту, чтобы оттуда привлечь къ Себѣ всѣхъ, даже и непокоряющихся Ему. И мы видимъ, какъ вѣрно сбывается слово Господне, съ какою силою Вознесшійся влечетъ къ Себѣ всѣхъ. Отчего іудеи, не вѣровавшіе въ Господа, когда Онъ былъ между ними на землѣ, даже испросившіе Его на смерть, чрезъ нѣсколько дней потомъ умиляются сердцемъ, при обличеніи Петровомъ, и съ сокрушеніемъ говорятъ: что сотворимъ мужіе братіе (Дѣян. 2, 37)? Отчего гонители Распятаго дѣлаются проповѣдниками слова крестнаго? Отчего язычники сокрушаютъ идоловъ, предъ которыми преклоняли колѣна и падали въ прахѣ, и идутъ поклоняться Распятому? Отчего гордые мудрецы повергаютъ мудрость свою къ стопамъ галилейскихъ рыбарей, и отъ нихъ изучаются буйству креста? Отчего сонмы мучениковъ спокойно преклоняютъ главу свою подъ мечъ и радуются во страданіяхъ? Отчего лики подвижниковъ оставляютъ города и веси, оставляютъ все драгоцѣнное сердцу, разрываютъ самыя нѣжныя узы родства, и идутъ въ пустыни проводить жизнь въ неимовѣрныхъ подвигахъ и трудахъ, въ постѣ, бдѣніи и молитвѣ? Отчего и мы — слабые христіане, среди всѣхъ суетъ и попеченій житейскихъ, приходимъ, по временамъ, къ подножію алтаря, чтобъ предъ служителемъ Церкви раскрыть совѣсть свою, исповѣдать свои дѣла и помышленія, открыть тайны сердечныя, которыхъ не рѣшились бы повѣдать никому? Все это производитъ, Своею силою, вознесшійся Господь; это Онъ влечетъ къ Себѣ всѣхъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку и Себѣ.

Но, Господи, нынѣ начахомъ глаголати къ Тебѣ, мы же есмы земля и пепелъ (Быт. 18, 27). Если нужно было вознестись Тебѣ отъ земли, чтобы привлечь невѣрующихъ, то не болѣе ли нужно пребывать Тебѣ на землѣ для вѣрующихъ? Почто оставляешь рабовъ Твоихъ? Здѣсь, на землѣ, имъ угрожаютъ бѣдствія и скорби; безъ Тебя кто утѣшитъ ихъ? Ихъ окружаютъ соблазны міра; безъ Тебя кто предостережетъ ихъ? — Азъ истину вамъ глаголю, отвѣтствуетъ паки Господь: уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ (Іоан. 16, 7). Доселѣ вы видѣли Меня и во Мнѣ Отца Моего; но кромѣ Меня и Отца есть третія ѵпостась Божества — Утѣшитель, Духъ истины, податель всѣхъ благъ, источникъ дарованій духовныхъ; Онъ такъ же любитъ васъ, какъ люблю Я; Онъ столько благъ и такъ богатъ дарами, что просящій у Него не отходитъ тощъ; Той научитъ вы всему и воспомянетъ вамъ вся, яже рѣхъ вамъ, Той наставитъ вы на всяку истину (Іоан. 14, 26): Я иду, чтобы послать Его къ вамъ! — Пошелъ — и послалъ! И сколько благодѣтельныхъ чудесъ произошло въ родѣ человѣческомъ съ пришествіемъ въ міръ сего небеснаго Утѣшителя! Кто такъ чудесно обновляетъ растлѣнное грѣхомъ естество человѣческое и изъ ветхаго грѣховнаго человѣка зиждетъ человѣка новаго — богоподобнаго? Какою чудодѣйственною силою на безплодномъ сердцѣ человѣческомъ, произращающемъ, по естеству, однѣ помышленія злая, убійства, любодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы (Матѳ. 15, 19), прозябаютъ райскіе плоды добродѣтелей — любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, вѣра, кротость, воздержаніе, милосердіе (Гал. 5, 22)? Кто человѣка жестокаго содѣлываетъ милостивымъ, гнѣвливаго — кроткимъ, невоздержнаго — цѣломудреннымъ, сластолюбиваго — воздержнымъ? Кто слабаго смертнаго облекаетъ силою чудотвореній, покоряетъ ему законы естества и самую бездыханную плоть избранныхъ Божіихъ, среди окружающаго ихъ тлѣнія, хранитъ нетлѣнною? Кто умягчаетъ ожесточенныя сердца грѣшниковъ слезами умиленія и покаянія, и исчезающихъ въ беззаконіяхъ оживляетъ несомнѣнною надеждою спасенія? Вся сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо, якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11). Вотъ, какихъ даровъ лишились бы мы, если бы Господь не восшелъ ко Отцу и не послалъ намъ всеблагаго Утѣшителя! Уне есть вамъ, да Азъ иду: аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ: аще ли же иду, послю Его къ вамъ.

Что, Господи, аще возглаголемъ еще? Для насъ утѣшительно пребываніе съ нами Всесвятаго Твоего Духа; но еще было бы утѣшительнѣе, если бы и Ты пребывалъ съ нами, подобно какъ пребывалъ Ты съ св. апостолами до славнаго вознесенія Твоего, — раздѣлялъ нашу радость о Дусѣ Святѣ, исправлялъ наши недостатки, научалъ насъ пользоваться дарами посланнаго Тобою Утѣшителя. Почто, паки дерзаемъ вопросить, оставилъ насъ сирыхъ? Отецъ Твой пребывалъ съ Тобою и на землѣ, какъ Ты пребываешь съ Нимъ на небѣ; св. ангелы Твои готовы сами низойти на землю, какъ скоро узрятъ Тебя здѣсь. — Да не смущается сердце ваше, говоритъ намъ еще милосердый Господь нашъ: вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте. Не оставлю васъ сиры: пріиду къ вамъ. Въ дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, реклъ быхъ вамъ: иду уготовати мѣсто вамъ (Іоан. 14, 1. 18. 2). Отъ самой вѣчности много обителей на небѣ уготовано было для васъ; но грѣхи ваши испразднили сіи обители, и правда Божія заключила ихъ такъ, что никто, кромѣ Меня, не могъ и не дерзнулъ бы отверзать ихъ предъ вами. Итакъ, ваше же вѣчное счастіе и блаженство требуютъ того, чтобы Я оставилъ васъ на время, восшелъ на небо и уготовалъ мѣсто для васъ: иду уготовати мѣсто вамъ. — Но какъ же, Господи, войдемъ мы въ небесное Царство Твое безъ Тебя? Кто возведетъ насъ на небо? — Не оставлю васъ сиры, пріиду къ вамъ. Аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ, и вы будете (Іоан. 14, 3).

Но, Господи, прахъ и пепелъ дерзаетъ вопросить Тебя и еще единою: скоро ли пріидешь изъять насъ изъ сей юдоли плача, изъ сего моря, воздвизаемаго напастей бурею? Ты медлишь; а порокъ и нечестіе торжествуютъ на землѣ, а добродѣтель въ тѣснотѣ и гоненіи, а любящіе Тебя страдаютъ, умирая на всякъ день. Почто коснишь пріити? — Время близъ есть, глаголетъ паки Господь: обидяй да обидитъ еще: и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творитъ еще: и святый да святится еще. Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по дѣломъ его (Апок. 22, 10-12). Для нечестивыхъ уготованъ вѣчный огнь; правда требуетъ ожидать исполненія мѣры грѣховъ, чтобы нечестіе содѣлалось достойнымъ вѣчной казни: обидяй да обидитъ еще, и скверный да осквернится еще, — тѣмъ хуже для нихъ! Мнимое торжество ихъ обратится въ истинное и вѣчное бѣдствіе, и временныя радости — въ вѣчныя слезы. Награды небесныя безконечны, почести предъ престоломъ Божіимъ многоразличны: чѣмъ болѣе подвиговъ, тѣмъ больше награды; чѣмъ величественнѣе побѣда, тѣмъ блистательнѣе вѣнецъ: праведный правду да творитъ еще, — тѣмъ лучше для него! Въ Царствіе Божіе не входитъ ничтоже скверно; чтобы войти туда, нужно, чтобы и малыя пятна грѣховъ слабости и невѣдѣнія, отъ которыхъ не свободенъ и праведникъ, были омыты покаяніемъ: святый да святится еще, — тѣмъ безпрепятственнѣе будетъ для него входъ въ Царство небесное, въ общество чистыхъ духовъ! Такъ, не Господь медлитъ пріити къ намъ и взять насъ съ Собою, а мы медлимъ очистить себя и приготовить къ срѣтенію Его. На небѣ все готово — и возлюбленный Женихъ не укоснитъ пріити: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по дѣломъ его!

Итакъ, что ни дѣлаетъ Господь нашъ, все дѣлаетъ для насъ. Нисходитъ на землю — для насъ, возносится на небо — для насъ, пріидетъ паки — для насъ, за нами, коснитъ пріити для нашего же блага. Что же мы, братіе мои, дѣлаемъ не для Него уже, а для самихъ себя?

Господь нашъ вознесся на небо для того, чтобы привлечь насъ къ Себѣ, — и, дѣйствительно, Онъ влечетъ силою безпредѣльной любви Своей, всѣми мѣрами безконечной премудрости Своей: се стою при дверехъ и толку, говоритъ Онъ: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20). Повинуемся ли мы сему благодатному влеченію? Слушаемся ли мы гласа, призывающаго на таинственную вечерю со Христомъ, или небрегше отходимъ, овъ убо на село свое, овъ же на купли своя (Матѳ. 22, 5)?

Ниспосланный отъ Отца Утѣшитель предлагаетъ намъ туне благодатные дары Свои. Обильная рѣка благодати струится въ чистыхъ потокахъ церковныхъ таинствъ. Святилище покаянія отверсто для всѣхъ; всякъ можетъ свергать съ себя иго грѣховъ, — у Господа готово прощеніе и помилованіе. Пресвятое тѣло Христово преломляется по вся дни въ насыщеніе душъ нашихъ. Кровь завѣта Христова изливается обильно въ утоленіе духовной жажды. Выну слышится гласъ премудрости Божіей: аще кто жаждетъ, да пріидетъ и да піетъ (Іоан. 7, 37). Безотвѣтенъ тотъ, кто не пользуется сими дарами; еще безотвѣтнѣе — кто употребляетъ ихъ во зло!

Господь уже уготовалъ для насъ мѣсто въ обителяхъ Отца небеснаго; готовы ли мы вступить въ сіи обители? Есть ли у насъ та брачная одежда, сотканная изъ добродѣтелей христіанскихъ — любви и милосердія, воздержанія и цѣломудрія, кротости и незлобія, терпѣнія и великодушія, вѣры и упованія, безъ которой нельзя войти въ благоукрашенный чертогъ небеснаго Жениха? Заботимся ли, по крайней мѣрѣ, о томъ, чтобы запятнанную грѣхами ризу свою убѣлить въ очистительной крови Агнца, закланнаго прежде сложенія міра?

Господь не навсегда оставилъ насъ; Онъ пріидетъ паки. Итакъ, утѣшьтесь, святая братія, въ терпѣніи и скорбяхъ ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 13): понеже пріобщаетеся Христовымъ страстемъ, радуйтеся, да и въ явленіе славы Его возрадуетеся веселящеся (1 Петр. 4, 13). — Пріидетъ скоро: да возбудятся же безпечные и слабые, которые, подобно дѣвамъ юродивымъ, дремлютъ, не заботясь о томъ, что свѣтильникъ вѣры ихъ угасаетъ отъ недостатка елея любви и добрыхъ дѣлъ! Оттрясите грѣховный сонъ отъ вѣждей вашихъ и уготовьтесь во срѣтеніе Господу! — Пріидетъ внезапно: да убоятся пришествія Его тѣ, которые, подобно рабу лукавому, говорятъ въ сердцѣ своемъ: коснитъ господинъ мой пріити, и начинаютъ бити клевреты своя, ясти же и пити съ піяницами (Матѳ. 24, 48-49). Нѣтъ, возлюбленный собратъ, не коснитъ Господь обѣтованія, якоже нѣцыи коснѣніе мнятъ, но долготерпитъ на насъ, не хотя, да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Се грядетъ со облаки, и узритъ Его всяко око (Апок. 1, 7), и блаженъ, кто въ совѣсти своей безтрепетно можетъ сказать: ей, гряди, Господи Іисусе! (Апок. 22, 20). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 207-214.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0