Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

22. Слово въ день св. Пасхи.

Христосъ воскресе!

Какъ ни часто и много повторялась и повторяется нынѣ эта благая вѣсть христіанской радости, но мы не сомнѣваемся и еще повторить ее предъ вами, братіе мои, какъ слово утѣшенія и назиданія. Одинъ и тотъ же свѣтъ видимъ мы во всѣ дни жизни, но всегда онъ новъ для насъ и пріятенъ, и не насытится око видѣніемъ его. Одно и то же солнце восходитъ и заходитъ каждый день, но прекрасно оно и въ восхожденіи своемъ, яко женихъ исходяй отъ чертога своего, прекрасно и въ захожденіи, какъ отблескъ свѣта невечерняго. Такъ и божественный свѣтъ воскресенія Христова, которымъ озаряется вся вѣчность, всегда свѣтелъ и радостенъ, всегда животворенъ и спасителенъ. И многоочитіи херувими не насыщаются видѣніемъ его, и гласи ангельстіи не довлѣютъ къ восхваленію его. Тѣмъ паче для насъ земнородныхъ, для которыхъ страдалъ и умеръ, погребенъ и воскресъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, вѣсть о воскресеніи Его всегда нова и утѣшительна, всегда блаженнотворна и спасительна. Въ одномъ словѣ: Христосъ воскресе, заключается вся сущность нашей св. вѣры, вся твердость и непоколебимость нашего упованія и надежды, вся полнота вѣчной радости и блаженства.

Христосъ воскресе! Итакъ, Онъ есть воистину Сынъ Божій Единородный, единъ животъ имѣяй въ Себѣ, положившій за всѣхъ душу Свою, да паки воспріиметъ ю, какъ имѣющій власть положить ее и власть имѣющій паки пріять ее. Онъ есть воистину Спасъ міру Христосъ, котораго обѣтовалъ падшему человѣчеству Отецъ небесный, котораго предъизобразилъ Моисей въ гаданіяхъ и сѣнехъ законныхъ, о которомъ предвозвѣщали посланные Богомъ пророки, котораго чаяли и ожидали всѣ ветхозавѣтные праведники, котораго мнози царіе и пророцы вожделѣша видѣти, и не видѣша: яко тако писано есть въ законѣ Моисеовѣ и пророцѣхъ и псалмѣхъ о Немъ, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути отъ мертвыхъ въ третій день. Онъ есть воистину Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, емуже дадеся всяка власть на небеси и на земли; Ходатай Бога и человѣковъ, въ немже благоизволи Богъ всему исполненію вселитися, и тѣмъ примирити всяческая къ Себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, чрезъ Него, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 19-20); всемогущій Судія міра, котораго вседержавный гласъ услышатъ нѣкогда вси сущіи во гробѣхъ, и услышавше оживутъ, и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 25. 29). Вотъ твердая, непоколебимая опора нашей вѣры! Да посрамится же невѣріе іудеевъ, изобрѣтшихъ безсмысленную ложь, яко ученицы Его, нощію пришедше, украдоша Его! Да покрыетъ студъ и срамъ лица нечестивыхъ, глаголющихъ, яко случай человѣку и случай скотомъ случай единъ есть! Да воскреснетъ и восторжествуетъ вѣра, чаявшая и надѣявшаяся, яко сей есть хотяй спасти Израиля!

Христосъ воскресе! Итакъ, жертва, принесенная Имъ на крестѣ за грѣхи міра, принята Отцемъ небеснымъ въ воню благоуханія: иначе, какъ воскресъ бы Онъ со славою отъ гроба? Итакъ, клятва грѣха прародительскаго, лежавшая на всѣхъ насъ, снята тою же правдою Отца небеснаго, которая возложила ее на преступнаго праотца: иначе, какъ освободился бы отъ нея понесшій ее на Себѣ Агнецъ Божій? Итакъ, средостѣніе ограды, разлучавшее насъ отъ Бога, разрушено; двери милосердія Божія отверсты предъ нами навсегда: иначе, какъ вошелъ бы Предтеча о насъ Іисусъ въ нерукотворенная святая святыхъ, въ самое небо, да явится лицу Божію о насъ? Ни едино убо нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу. Богъ оправдаяй, кто осуждаяй? Христосъ Іисусъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога, ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 1. 33. 34). Да воскреснутъ, въ покаяніи, души грѣшниковъ живою вѣрою въ оправдающаго нечестивыя! Да оживотворятся благою надеждою оправданія и помилованія предъ судомъ правды Божіей! Да обновятся и возродятся во упованіе живоспасенія и вѣчной жизни во Христѣ Іисусѣ!

Христосъ воскресе! Итакъ, жало смерти притуплено, грозная держава ея разрушена! Теперь никто не можетъ сказать: никтоже познанъ есть возвративыйся изд ада. Ибо есть нынѣ возвратившійся Побѣдителемъ изъ ада и возсіявшій свѣтоносно изъ гроба. Есть гробъ, который опустѣлъ и не издастъ мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшіе мертвецовъ своихъ. Единъ Онъ умеръ за насъ, но не одинъ воскресъ изъ мертвыхъ: съ Нимъ многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, и изшедше изъ гробъ, по воскресеніи Его, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). Не очевидное ли это свидѣтельство того, что и наши гробы опустѣютъ нѣкогда по гласу трубы архангела, что и наши тѣлеса, сѣемыя въ тлѣніе, востанутъ въ нетлѣніи, сѣемыя не въ честь, востанутъ въ славѣ? Нынѣ Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть: якоже бо о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси оживутъ (1 Кор. 15, 42. 43. 20. 22). Къ сему-то свѣтлому, брачному торжеству всеобщаго воскресенія всего человѣческаго рода уготовляйся, душа вѣрующая, къ сему-то великому дню празднованія вѣчной Пасхи объ онъ полъ временнаго бытія нашего, на новой землѣ обѣтованія, будь готова умомъ и сердцемъ, словами и дѣлами своими, — да не явишися убога праведныхъ жизни, да не возстанешь къ новой, безсмертной жизни съ древнею язвою грѣховною, подъ древнею клятвою вѣчной смерти!

Христосъ воскресе! Итакъ, царство діавола разрушено, владычество его ниспровергнуто. Нынѣ князь міра сего изгнанъ вонъ; нынѣ крѣпкій сей связанъ Крѣпльшимъ его, и домъ его — страшная темница духовъ — расхищенъ. Отнынѣ онъ не восхититъ души нашей изъ руки всемогущаго Пастыря, емуже дадеся всяка власть на небеси и на земли, не заключитъ уже въ страшную темницу духовъ; ибо есть нынѣ Имѣющій ключи ада и смерти, пріявшій отъ Бога честь и славу, который отверзетъ — и никтоже заключитъ. Не возрадуется онъ и о самыхъ грѣхопаденіяхъ нашихъ, въ которыя всячески усиливается вовлечь насъ; ибо кровь Іисуса Христа праведника очищаетъ насъ отъ всякаго грѣха, и аще исповѣдаемъ грѣхи наша, вѣренъ есть и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша, и очиститъ насъ отъ всякія неправды. — Воспряни убо, душе моя, отъ сна грѣховнаго, и воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ! Да не увязнеши въ сѣтехъ грѣховныхъ, имѣя всемогущаго Разрѣшителя всѣхъ узъ, да не будеши стяжаніе ни брашно чуждему, будучи искуплена отъ плѣна діаволя честною кровію яко Агнца непорочна и пречиста Христа.

Христосъ воскресе! Итакъ, двери царствія Божія отверсты теперь для всѣхъ. Никакой херувимъ не преградитъ пути къ древу жизни предъ Вождемъ и Начальникомъ спасенія нашего, никакое оружіе пламенное не постоитъ предъ оружіемъ креста Его! Да не смущается сердце ваше, говоритъ Онъ намъ: вѣруйте въ Бога и въ Мя вѣруйте. Въ дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати мѣсто вамъ: и аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ Себѣ, да идѣже есмь Азъ, и вы будете (Іоан. 14, 1-3). Послѣ такого обѣтованія, утвержденнаго и запечатлѣннаго Его крестомъ и воскресеніемъ, нѣтъ мѣста сомнѣніямъ. Господь обѣщалъ — и исполнитъ, пошелъ ко Отцу Своему — и уготовитъ намъ мѣсто въ Его всеблаженныхъ обителяхъ. Итакъ, туда, въ эти свѣтлыя обители въ дому Отца небеснаго, устремляйся мыслію и сердцемъ, душа вѣрующая! Во слѣдъ Ему, Началовождю и Предтечѣ своему, гряди съ вѣрою несомнѣнною! Ему, своему Владыкѣ и Господу, предай себя всею полнотою любящаго сердца! На Него, премилосердаго Искупителя своего, возверзи все упованіе твое! Если бы нужно было, для твоего облаженствованія, создать новое небо и новую землю, Онъ речетъ: се нова вся творю, и по Его всемогущему гласу явится небо ново и земля нова, въ нихже правда живетъ.

Христосъ воскресе! Итакъ, путь самоотверженія, злостраданій и креста, который прошелъ на землѣ Единородный Сынъ Божій и который завѣщалъ Онъ Своимъ послѣдователямъ, есть истинный и живой путь къ вѣчной жизни, славѣ и блаженству; равно какъ путь самоугожденія, плотскихъ наслажденій и грѣха есть вѣрный путь къ погибели и вѣчнымъ мученіямъ ада. Какъ бы ни величался грѣшникъ на землѣ, — погибнетъ память его съ шумомъ и вся слава его погребена будетъ на вѣки во глубинахъ адовыхъ. Какъ бы ни былъ уничиженъ и поруганъ праведникъ на землѣ, — онъ возсіяетъ, яко солнце, во Царствіи Отца небеснаго. Какимъ ни подвергался бы скорбямъ, лишеніямъ и бѣдствіямъ послѣдователь Христовъ, — онъ сторицею пріиметъ и животъ вѣчный наслѣдитъ. Какъ бы ни блаженствовалъ на землѣ несчастный плѣнникъ діавола,  — его ожидаетъ, по смерти, огнь вѣчный, уготованный діаволу. Была ли когда-либо такъ уничижена и поругана на землѣ невинность и добродѣтель, какъ была уничижена въ лицѣ Іисуса Христа, о которомъ самъ предавшій Его на распятіе засвидѣтельствовалъ, яко не обрѣтаетъ въ Немъ вины; но и можетъ ли быть слава равная славѣ Его? Терпѣлъ ли когда-либо человѣкъ больше страданій, нежели претерпѣлъ ихъ Богочеловѣкъ; но и вѣнчался ли кто такою честію, какою увѣнчался Онъ? Ободрись же и восклони главу твою, страждущій на землѣ послѣдователь Христовъ! Аще бо съ Нимъ страждешь, съ Нимъ и спрославишься. Пріидите къ Нему вси труждающіися и обремененніи на земли — и Онъ упокоитъ васъ, возмите иго Его на себе — и обрящете покой душамъ вашимъ. Пребудьте вѣрны въ служеніи Ему — и удостоитесь отъ Него небесной почести и славы въ дому Отца Его. Слышите-ль, чтó завѣщалъ Онъ Своимъ послѣдователямъ? Аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ, и идѣже есмь Азъ, ту и слуга Мой будетъ, и аще кто Мнѣ служитъ, почтитъ его Отецъ Мой. Вы же есте пребывше со Мною въ напастехъ Моихъ: и Азъ завѣщаваю вамъ, якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой, царство, да ясте и піете на трапезѣ Моей во царствіи Моемъ (Іоан. 12, 26; Лук. 22, 28-30).

О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа, Іисусе! Ты единъ, всемогущій, могъ подъять насъ изъ праха и тлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ! Ты единъ, милосердый и многомилостивый, могъ сотворить преизбытокъ благодати тамъ, идѣже преизбыточествова грѣхъ, и открыть неизсякаемый источникъ радости въ самой юдоли плача! Ты единъ, возлюбленный Сыне Божій, искупившій насъ крестомъ и воскресеніемъ Своимъ, можешь и ввести насъ въ наслѣдіе вѣчнаго Царства Отца Твоего. О Пасха велія и священнѣйшая, Христе, подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернѣмъ дни царствія Твоего. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 145-150.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0