Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

21. Слово въ день св. Пасхи.

Христосъ воскресе!

Сколько разнообразныхъ чувствованій возбудила эта святая вѣсть въ нашемъ дольнемъ мірѣ, когда въ первый разъ принесли ее съ неба и возвѣстили людямъ св. ангелы! Онъ воскресъ, нашъ Божественный Учитель, наша надежда и радость, — думали въ себѣ св. жены-мѵроносицы, и съ трепетною радостію бѣжали отъ гроба возвѣстить святую радость апостоламъ. Точно ли Онъ воскресъ, — думали ученики Христовы, и спѣшили ко гробу, чтобы удостовѣриться въ истинѣ благовѣстія но, и обрѣтше все такъ, якоже и жены рѣша, все еще недоумѣвали и колебались, въ себѣ дивяся бывшему. Онъ воскресъ, — думали первосвященники и старѣйшины іудейскіе: нужно немедленно принять мѣры, чтобы не дать огласиться этому чуду, отвлечь, по крайней мѣрѣ, вниманіе народа отъ этого необычайнаго событія, — и занялись усердно измышленіемъ новой лжи: сребреники довольны даша воиномъ, глаголюще: рцыте, яко ученицы Его украдоша Его, намъ спящимъ (Матѳ. 28, 12-13). Не повѣрю, что Онъ воскресъ, говорилъ одинъ изъ самихъ апостоловъ, аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего въ язвы гвоздинныя, и вложу руку мою въ ребра Его! (Іоан. 20, 25).

Мы, братіе мои, въ семъ отношеніи счастливѣе даже первыхъ учениковъ Христовыхъ. Восемнадцать протекшихъ вѣковъ разсѣяли весь мракъ, который окружалъ гробъ Христовъ въ первыя минуты по Его воскресеніи. Всѣ сомнѣнія и недоумѣнія, колебавшія первыхъ учениковъ Христовыхъ, разсѣяны многократными явленіями Самого Воскресшаго и разрѣшились въ одну полную, всесовершенную, никогда не престающую радость ихъ о Господѣ, по оному обѣтованію Господню: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ. Св. вѣра въ воскресшаго Господа не только восторжествовала въ мірѣ надъ всѣми усиліями враговъ Христовыхъ, надъ всѣми кознями ада, но и содѣлалась источникомъ силы и могущества, величія и благоденствія народовъ христіанскихъ. Истина воскресенія Христова и безсмертія нашего до очевидности засвидѣтельствована въ Церкви Христовой послѣдствующими знаменіями, совершавшимися и совершающимися во имя Іисусово, и безчисленнымъ соборомъ избранныхъ Божіихъ, подвизавшихся о имени воскресшаго Господа и прославленныхъ Господомъ. Посему, намъ, братіе, не по достоинству нашему, но по милосердію и благости Воскресшаго, принадлежитъ одна, ничѣмъ не возмущаемая, ничѣмъ не препятствуемая, радость о Его воскресеніи.

И можно ли намъ не радоваться о семъ свѣтоносномъ воскресеніи? Воскресеніе Господа Іисуса Христа разогнало всю тьму заблужденія, въ которомъ погибалъ весь родъ человѣческій, и озарило насъ свѣтомъ истины. Оно удостовѣрило насъ, что Іисусъ Христосъ есть Единородный Сынъ Божій — вѣчная Истина, что всѣ божественныя обѣтованія Его суть ей и аминь, что скорѣе прейдетъ небо и земля, нежели останется безъ исполненія одно Его слово. Оно служитъ вѣрнымъ залогомъ и поручительствомъ, что жертва, принесенная за грѣхи наши Сыномъ Божіимъ, принята Отцемъ небеснымъ въ воню благоуханія, что исходатайствованное намъ прощеніе грѣховъ нашихъ несомнѣнно, что ни едино нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу (Рим. 8, 1), что аще исповѣдуемъ грѣхи наша, вѣренъ есть и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша. Оно удостовѣряетъ насъ всесовершенно, что мы воистину чада Божія; что Отецъ небесный, который Сына Своего не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его, видитъ всякую нужду нашу, слышитъ всякое прошеніе наше и готовъ подать намъ все ради возлюбленнаго Единороднаго Сына Своего; что цѣлое небо пріемлетъ въ судьбѣ нашей самое родственное, живое участіе; что св. ангелы и соборъ избранныхъ Божіихъ сорадуются нашей радости, состраждутъ нашей скорби, готовы со своею благодатною помощію намъ во всякой нуждѣ и обстояніи; что Самъ Господь Іисусъ Христосъ, со всѣмъ божественнымъ всемогуществомъ Своимъ, со всѣми неисчерпаемыми дарами благодати Своей, пребываетъ съ нами по Своему непреложному обѣтованію: се Азъ съ вами есмь до скончанія вѣка. Можетъ ли быть предметъ радости на землѣ выше, совершеннѣе сего?

Но главный неисчерпаемый источникъ радости христіанина въ томъ, что свѣтъ воскресенія Христова озаряетъ будущее, вѣчную жизнь и судьбу его за гробомъ. Теперь мы удостовѣряемся видимо и осязательно, что Богъ не дастъ преподобному Своему видѣти истлѣнія, и не оставитъ души его во адѣ; что, аще вѣруемъ, яко Іисусъ умре и воскресе, тако и Богъ умершія во Іисусѣ приведетъ съ Нимъ; якоже о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси оживутъ; на сіе бо Христосъ и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладаетъ (1 Сол. 4. 14; 1 Кор. 15, 22; Рим. 14, 9). Теперь, предстоя гробу Господню, мы увѣряемся, что весь видимый нами порядокъ вещей продолжается только до гроба, а за гробомъ начинается новый порядокъ дѣлъ, гдѣ мнимое торжество переходитъ въ вѣчное посрамленіе и мученіе, а временное уничиженіе — въ вѣчную славу. Теперь, взирая на образъ воскресенія Христова, мы видимъ въ немъ начало того высочайшаго торжества, когда настанетъ и откроется совершенно царство Бога и область Христа Его, когда всѣ враги наши — все злое, непріязненное, враждебное будетъ изгнано и упразднено, когда праведницы просвѣтятся, яко солнце, въ царствіи Отца ихъ, когда отыметъ Господь всяку слезу отъ очію ихъ, и всѣ скорби земныя не помянутся ктому, и радость вѣчная надъ главою ихъ будетъ. Туда-то, къ сему славному, свѣтлому, вѣчно-блаженному и вѣчно-радостному торжеству, устремленъ непрестанно взоръ истинно-вѣрующаго во Христа, воскресшаго изъ мертвыхъ. Тамъ истинное отечество его, тамъ всѣ сокровища сердца его, тамъ весь животъ его сокровенъ со Христомъ въ Бозѣ, тамъ живетъ и веселится сердце его не въ одно только время свѣтлаго праздника, но и во всѣ дни жизни его на землѣ.

Но развѣ и вѣрующіе воскресенію Христову не испытываютъ въ жизни своей многихъ и тяжкихъ скорбей наравнѣ съ невѣрующими? Испытываютъ, даже болѣе невѣрующихъ. Но въ томъ-то и состоитъ чудодѣйственная сила радости о воскресшемъ Господѣ, что она восполняетъ съ избыткомъ, даетъ силу забывать и какъ бы не чувствовать вовсе всѣ земныя скорби и горести, подобно какъ въ обыкновенной жизни большая радость заставляетъ забывать, даже не чувствовать малыхъ огорченій и досадъ. Посмотрите на жизнь избранныхъ Божіихъ. Кто, повидимому, несчастнѣе св. апосполовъ? Ихъ изгоняютъ изъ градовъ, ихъ ведутъ на сонмища и біютъ на соборищахъ, ихъ всаждаютъ въ темницы и предаютъ истязаніямъ и ранамъ: до нынѣшняго часа и алчемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, и страждемъ, и скитаемся, и труждаемся: яко отреби міру быхомъ, всѣмъ попраніе доселѣ (1 Кор. 4, 11. 12. 13). И, однако же, скорбѣли-ль о томъ св. апостолы? Нѣтъ: нынѣ радуюся въ страданіяхъ моихъ, говоритъ за всѣхъ нихъ св. Павелъ. Отчего? Оттого, что якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Господь сказалъ имъ: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ, — и ничто въ мірѣ не могло отнять у нихъ этого божественнаго залога вѣчной радости. Что, повидимому, несчастнѣе участи св. мучениковъ? Для побѣжденія ихъ твердости и терпѣнія злоба мучителей истощила всѣ роды мученій, самыхъ ужасныхъ. И, однако же, согласился ли кто нибудь изъ нихъ промѣнять свою участь на всѣ почести, богатства и удовольствія, которыя предлагали имъ мучители? Нѣтъ; потому что полнота внутренней духовной радости утѣшала ихъ въ скорби, подавала имъ силу мужественно переносить всѣ страданія, а живое упованіе вѣчной жизни давало имъ чувствовать, что недостойни суть страсти нынѣшняго вѣка къ хотящей славѣ открытися въ насъ. Что, повидимому, суровѣе жизни св. подвижниковъ? Они оставляютъ вся красная міра, разрываютъ самыя нѣжныя узы родства и дружбы, удаляются въ пустыни, поселяются въ горахъ и вертепахъ, проводятъ всю жизнь свою въ постѣ и трудахъ, въ молитвахъ и колѣнопреклоненіяхъ, въ слезахъ и воздыханіяхъ. Но кто изъ нихъ согласился бы промѣнять свой пустынный вертепъ на самые великолѣпные чертоги, наполненные сокровищами всего свѣта? Кто захотѣлъ бы отдать свое внутреннее утѣшеніе, свое духовное радованіе за временную грѣха сладость?

Можетъ быть, подумаетъ кто-либо, такая высокая радость о воскресшемъ Господѣ и возможна только для однихъ избранныхъ и осуществима только въ пустынѣ? Нѣтъ, братіе мои, св. апостолы, которымъ обѣщалъ Господь эту радость, посланы были не въ пустыню, а въ міръ весь проповѣдати Евангеліе всей твари. И они сами не пустынникамъ, а живущимъ въ обществѣ писали: радуйтеся всегда о Господѣ, и паки реку: радуйтеся; всяку радость имѣйте, братія, егда во искушенія впадаете различна. Внутренній источникъ сей неоскудѣваемой радости о Господѣ есть Духъ Утѣшитель, котораго подаетъ Господь отъ Отца Своего всѣмъ вѣрующимъ въ Него, любящимъ Его и соблюдающимъ заповѣди Его. Посему, гдѣ бы ви былъ вѣрный своему имени послѣдователь Христовъ, съ нимъ и въ немъ вездѣ и всегда этотъ благодатный источникъ св. радости, вездѣ и всегда онъ благодушествуетъ и веселится о Господѣ. Для того именно Господь Іисусъ Христосъ и основалъ на землѣ благодатное царство Свое, чтобы внести въ самыя общества человѣческія новый духъ жизни — жизни вѣры и благочестія, жизни любви и упованія, жизни мира и радости о Дусѣ Святѣ. Возлюби воскресшаго Господа искренно, отъ всего сердца твоего, поставь св. Евангеліе Его не только главнымъ, а и единственнымъ направленіемъ образа мыслей и чувствованій твоихъ, источникомъ всѣхъ желаній и надеждъ твоихъ, правиломъ всей жизни и дѣйствій твоихъ: тогда Самъ Господь Іисусъ Христосъ возлюбитъ тебя и къ тебѣ пріидетъ и обитель у тебе сотворитъ; тогда сердце твое исполнится такимъ миромъ и вседовольствомъ, такою радостію и блаженствомъ, какихъ не ощущалъ въ себѣ никогда никакой счастливецъ міра; тогда день Воскресенія Господня будетъ для тебя истинною Пасхою — избавленіемъ скорби, житія вѣчнаго началомъ.

Само собою разумѣется, братіе мои, что истинная св. радость о Господѣ, какъ плодъ Духа Святаго, есть радость духовная, а не плотская, и обнаруживается не въ плотскихъ дѣлахъ тьмы, но въ дѣлахъ свѣта и разума духовнаго, не въ наслажденіяхъ плоти и чувствъ, а въ услажденіи чистой совѣсти: не упивайтеся виномъ, учитъ св. Апостолъ, но паче исполняйтеся духомъ, глаголюще себе во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви (Ефес. 5, 18-19). Осуществляется эта святая радость въ дѣлахъ любви и милосердія къ ближнимъ, которыя приносятъ сердцу несказанное утѣшеніе и блаженство, когда радость благотворящаго возрождается въ тысячахъ радостей сердецъ — облагодѣтельствованныхъ. Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ, рцемъ: братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 139-145.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0