Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

19. Слово въ недѣлю Ваій (второе).

Рцыте дщери Сіоновѣ: се Царь твой грядетъ къ тебѣ! (Матѳ. 21, 5).

Такъ задолго предвѣщалъ Пророкъ Божій о великомъ и священномъ днѣ посѣщенія Божія Іерусалиму, чтобы дщерь Сіонова уготовалась, какъ невѣста, ко срѣтенію Царя своего. И насталъ сей священный и торжественный день Іерусалима; явился долго ожидаемый Царь Израилевъ — кротокъ и спасаяй, и всѣдъ на жребя осля; нашлись немногіе усердствующіе — срѣтить Царя своего съ ваіами и вѣтвьми. Но что же? Іерусалимъ, дщи Сіонова, не узналъ или не хотѣлъ узнать пришедшаго Царя своего, всенародно отрекся отъ него предъ Пилатомъ, говоря: не имамы царя, токмо Кесаря, и торжественное Осанна измѣнилось, чрезъ нѣсколько дней, въ буйный вопль: возми, возми, распни Его! Что значитъ сіе? То, что Іерусалимъ, какъ говорилъ Господь, не разумѣлъ времени посѣщенія своего; а не разумѣлъ потому, что смѣжилъ очи свои, чтобъ не видѣть, закрылъ слухъ свой, чтобъ не слышать того, чѣмъ ясно ознаменовалось предъ всѣми пришествіе обѣтованнаго древле Царя Израилева. И за сіе ослѣпленіе, вмѣсто кроткаго гласа спасенія, услышалъ строгій гласъ осужденія: се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ!

Что приключилось съ древними Іерусалимлянами, то можетъ, братіе мои, повториться и дѣйствительно повторяется со многими изъ насъ: легко можемъ и мы не узнать времени посѣщенія своего, даже не признать и отвергнуть Посѣтителя душъ, Господа и Спасителя своего, остаться одни — безъ Него и быть оставленными Имъ навсегда.

А развѣ и нынѣ, спросите, является намъ Іисусъ Христосъ? Гдѣ и какъ? — Не является видимо, съ плотію, послѣ того, какъ вознесся плотію на небо, но является невидимо — вездѣ и всегда, ибо Онъ Самъ сказалъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка. Се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ и той со Мною (Матѳ. 28, 20; Апок. 3, 20). И скорѣе прейдетъ небо и земля, нежели останется безъ исполненія Его божественное слово! Обѣщалъ Онъ пребывать съ нами — и пребываетъ, обѣщалъ прійти къ намъ — и приходитъ, обѣщалъ явиться — и является. Онъ является намъ, какъ Творецъ и Промыслитель, въ сохраненіи самой жизни нашей: о Немъ бо живемъ и движемся и есмы; въ руцѣ Его и дыханіе и жизнь всѣхъ живущихъ; яко всяческая въ Немъ и о Немъ состоятся. Является въ безчисленныхъ благодѣяніяхъ, непрестанно изливаемыхъ на насъ свыше отъ Отца свѣтовъ; ибо ради Его ходатайства Отецъ небесный милуетъ и щадитъ насъ, сіяетъ солнце Свое на злыя и благія, дождитъ на праведныя и неправедныя; благотворитъ намъ, съ небеси дожди дая и времена плодоносна. Является въ самыхъ бѣдствіяхъ и несчастіяхъ, коими поражается сердце наше для возбужденія въ немъ спасительной скорби о грѣхахъ и печали по Бозѣ. Является въ непрестанныхъ вразумленіяхъ среди суеты и разсѣянія нашего, въ возбужденіяхъ совѣсти нашей къ покаянію и обращенію къ Богу. Но паче и прежде всего Онъ является намъ, какъ Искупитель и Спаситель нашъ, въ Церкви Своей, которая есть тѣло Его, живетъ Его божественною жизнію, дѣйствуетъ Его божественною силою, одушевляется благодатію Его Всесвятаго Духа. Ибо не Его ли святое и покланяемое имя отличаетъ насъ отъ всѣхъ невѣрующихъ — іудеевъ и язычниковъ, поклонниковъ Магомета и чтителей идоловъ? Не Его ли божественною кровію омылись мы отъ грѣха прародительскаго въ купели св. крещенія? Не Самъ ли Онъ преподаетъ намъ Свое божественное тѣло и кровь въ таинствѣ св. причащенія? Не Его ли именемъ прощаются намъ грѣхи, когда исповѣдуемъ ихъ предъ служителемъ Его Церкви? Не Его ли божественное слово оглашаетъ слухъ нашъ по вся дни — въ храмѣ и въ домѣ? Не знаменіемъ ли Его животворящаго креста ограждаемся на всякій часъ? Такъ Онъ близокъ къ намъ повсюду; всегда стоитъ у двери сердца нашего, и толцетъ! Для чего? — Да услышимъ гласъ Его и отверземъ двери сердца, да внидетъ къ намъ и вечеряетъ съ нами, да соединитъ насъ въ единъ духъ съ Собою, чтобы, чрезъ сіе таинственное единеніе, очистить и освятить насъ, оживотворить и спасти насъ; ибо безъ сего мы остались бы въ вѣчномъ отчужденіи отъ Бога и, сдѣдовательно, въ вѣчномъ плѣну діавола. Для сего Онъ и приходилъ на землю въ рабіи зрацѣ, воспріялъ естество наше, пострадалъ и умеръ на крестѣ, чтобъ болѣе приблизиться къ намъ, удалившимся отъ Него грѣхами, чтобъ симъ неизреченнымъ снисхожденіемъ возбудить насъ, да поне осяжемъ Его и обрящемъ.

При такомъ всегдашнемъ и непрестанномъ приближеніи къ намъ Іисуса Христа, казалось бы, нельзя уже не ощущать Его присутствія, не узнавать касающейся насъ десницы Его. И однако-же, многіе ли ощущаютъ и узнаютъ? Не скорѣе ли готовы бываютъ приписать весь успѣхъ дѣлъ своихъ себѣ, нежели Тому, Кто ниспосылаетъ намъ его свыше? — сложить всю вину неудачи на обстоятельства, нежели видѣть карающую десницу Божію? Часто ли обрѣтаютъ своего Спасителя даже въ храмѣ Его, даже въ самыхъ таинствахъ св. Церкви? — Отчего это? Оттого, что или не можемъ ощущать присутствія Господня, по неспособности и непривычкѣ къ тому, или не хотимъ — по упорству.

Чтобъ видѣть хорошо предметы, нужно свѣтлое и чистое око; чтобъ слышать хорошо звукъ, нуженъ здравый слухъ. Око ума нашего, посредствомъ коего можетъ онъ проникать въ высшій — духовный и божественный міръ, есть простая, но чистая и живая вѣра, которая, по слову Апостола, есть уповаемыхъ извѣщеніе, вещей обличеніе невидимыхъ. У кого сіе око ума чище и совершеннѣе, тотъ видитъ болѣе, прозрѣваетъ далѣе; тотъ и въ самыхъ обыкновенныхъ, повидимому, обстоятельствахъ жизни усматриваетъ руку Божію, дѣйствующую сокровенно, невидимо и таинственно, но тѣмъ не менѣе дѣйственно, животворно и спасительно. Напротивъ, у кого сіе око ума темно, тотъ далѣе мертваго вещества въ природѣ и слѣпого случая или необходимости въ обстоятельствахъ жизни не видитъ ничего. Св. Давидъ ходилъ вѣрою и во свѣтѣ лица Божія; потому во всѣхъ обстоятельствахъ жизни своей, отъ начала и до конца ея, усматривалъ вседѣйствующій перстъ Господень, какъ исповѣдуетъ онъ самъ: Господи искусилъ мя еси, и позналъ мя еси: Ты позналъ еси сѣданіе мое и востаніе мое: стезю мою и уже мое Ты еси изслѣдовалъ, и вся пути моя провидѣлъ еси. Яко Ты создалъ еси утробы моя, воспріялъ мя еси изъ чрева матере моея: отъ ложеснъ, отъ чрева матери моея Ты еси мой покровитель (Псал. 138, 1. 3. 13; 70, 6). Напротивъ, тѣ безумцы, о коихъ упоминаетъ Премудрый, дошли до такого ослѣпленія, что говорили: самослучайно рождени есмы, и по семъ будемъ, якоже не бывше. Какъ ни громко небеса повѣдаютъ славу Божію, какъ ни видимо сквозь міръ невидимое Божіе, и присносущная сила Его и Божество; но были же безумные, которые говорили въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ, были же такіе слѣпцы, которые, и разумѣвше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша, но измѣниша славу нетлѣннаго Бога въ подобіе образа тлѣнна человѣка и птицъ и четвероногъ и гадъ (Рим. 1, 21. 23). Дивно ли, что и нынѣ выну присущій намъ Христосъ сокрытъ отъ умственнаго ока тѣхъ, у коихъ оно омрачено или совсѣмъ закрыто?

Внутренній слухъ души нашей, коимъ пріемлетъ она тайныя вѣщанія благодати, есть совѣсть и сердце. И потому, у кого чище, свѣтлѣе и чувствительнѣе совѣсть, тоньше, нѣжнѣе и благочестивѣе чувство, тотъ чувствуетъ всякое прикосновеніе высшей силы, примѣчаетъ и понимаетъ всякій глаголъ Господень; напротивъ, у кого совѣсть омрачена злыми дѣлами, сердце изсохло отъ зноя страстей и огрубѣло въ порокахъ, тотъ не слышитъ и самаго сильнаго гласа прещеній Божіихъ, не чувствуетъ и самыхъ сильныхъ ударовъ гнѣва Господня. Бываетъ, наконецъ, и такое ужасное состояніе ума и сердца, когда человѣкъ, и чувствуя дѣйствіе благодати Господней, говоритъ съ ожесточеніемъ: отыди отъ насъ, путей Твоихъ вѣдѣти не хощемъ. Это бываетъ тогда, когда маловѣріе и сомнѣнія, неистребляемыя благовременно, усиливаясь и возрастая болѣе и болѣе, образуются, наконецъ, въ совершенное невѣріе и закрываютъ навсегда умъ нашъ отъ свѣта истины; когда, не заботясь благовременно очищать совѣсть свою отъ мертвыхъ дѣлъ искреннимъ покаяніемъ, человѣкъ приходитъ во глубину золъ, такъ что совѣсть его становится, по слову Апостола, сожженною; когда, ожесточая сердце свое закоснѣніемъ въ порокахъ, грѣшникъ дѣлается жестоковыйнымъ и необрѣзаннымъ сердцемъ и ушесы. Необходимое слѣдствіе сего то, что человѣкъ лишается совершенно покрова милости Божіей; Самъ Господь, оставляя его, говоритъ, какъ говорилъ древле Іерусалиму: се оставляется вамъ домъ вашъ пустъ. Что безотраднѣе участи такого человѣка въ жизни? что несчастнѣе въ смерти? что ужаснѣе по смерти? Жить безъ отрады и утѣшенія, умереть безъ надежды и упованія, явиться по смерти въ числѣ духовъ отверженныхъ, со злобою и отчаяніемъ въ сердцѣ и въ устахъ — нужно ли еще большаго ада?

Отсюда само собою очевидно, что нужно съ нашей стороны для того, чтобы божественное посѣщеніе души нашей Іисусомъ Христомъ было всегда для насъ ощутительно и благотворно, приносило намъ утѣшеніе и радость, укрѣпляло насъ на пути добродѣтели, облегчало въ скорбяхъ и несчастіяхъ, соединяло во единъ духъ съ Господомъ здѣсь, и, потомъ, возвело къ вѣчно-блаженному соединенію съ Нимъ на небѣ. Нужно, во-первыхъ, постоянное вниманіе къ себѣ и ко всѣмъ обстоятельствамъ жизни своей, расположеніе и святой навыкъ поставлять себя непрестанно въ присутствіи Божіемъ. Предзрѣхъ Господа предо мною выну, говорилъ св. Давидъ: оттого ни великія бѣдствія не побороли его мужества, не поколебали упованія его на Бога — Помощника; ни безчисленныя блага, коими, впослѣдствіи, ущедрилъ его Богъ, не отвратили сердца его отъ Бога — Спасителя. Во всемъ и всегда онъ видѣлъ дивную десницу Божію, и готовъ былъ лобызать ее и сквозь слезы и въ радости. — Нужно, во-вторыхъ, очищать умъ свой отъ плевелъ маловѣрія и сомнѣній, помысловъ нечистыхъ, лживыхъ, богопротивныхъ, просвѣщать и оживотворять его вѣрою несомнѣнною, животворнымъ и спасительнымъ Словомъ Божіимъ. Живая вѣра во Іисуса Христа есть то животворное начало внутренней жизни нашей, силою котораго мы, какъ вѣтви, держимся на истинной лозѣ — Іисусѣ Христѣ, бываемъ членами таинственнаго тѣла Его, а потому живемъ Его жизнію, дѣйствуемъ Его силою, освящаемся Его благодатію. — Нужно, равнымъ образомъ, очищать совѣсть свою отъ грѣховъ покаяніемъ, исторгать изъ сердца своего тернія страстей и нечистыхъ вожделѣній плоти, и, напротивъ, освящать его благими желаніями и намѣреніями, украшать чувствованіями святыми, молитвенными и благоговѣйными, чтобы уготовать въ немъ достойную обитель Іисусу Христу. — Нужно, наконецъ, возлюбить Господа Іисуса Христа, а въ Немъ собственное спасеніе и жизнь вѣчную, любовію крѣпкою, николиже отпадающею. Такая любовь неминуемо привлечетъ Его къ намъ, ибо Онъ Самъ сказалъ: имѣяй заповѣди Моя, и, соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21).

Къ сему-то божественному посѣщенію уготовляетъ насъ повторяемый Церковію гласъ Пророка Божія. — Внемли ему, дщерь новаго Сіона — душа христіанская; отверзи объятія сердца твоего вѣрою и любовію, благоукраси храмъ души твоея чистотою и святынею: се Царь твой грядетъ къ тебѣ; нынѣ грядетъ кротокъ и спасаяй, но пріидетъ нѣкогда праведенъ и отмщаяй. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 126-132.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0