Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

16. Слово въ день Срѣтенія Господня.

Егда исполнишася дніе очищенія ею, по закону Моисеову, вознесоста Его (Отроча Іисуса) во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ (Лук. 2, 22).

По этому высочайшему примѣру, и каждаго изъ насъ, братіе, въ сороковой день по рожденіи приносили въ храмъ Господень, гдѣ служитель престола Божія, принявъ насъ, подобно Симеону, на руки свои, благословлялъ Бога молитвою Симеоновою, поставлялъ насъ посредѣ храма и вносилъ въ самое святилище къ жертвеннику Божію — поставити предъ Господемъ, полагалъ, потомъ, предъ святилищемъ олтаря Господня, откуда родители и воспріемники наши приняли насъ, какъ бы отъ руки Самаго Господа, какъ принесенную и освященную Ему жертву.

Принесеніе въ храмъ Богомладенца Іисуса совершилось во исполненіе закона ветхозавѣтнаго, который повелѣвалъ: освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго разверзающаго ложесна въ сынѣхъ Израилевыхъ. Господу угодно было, въ память избіенія первенцевъ египетскихъ и избавленія первенцевъ Израилевыхъ, освятить Себѣ, т. е. избрать и предопредѣлить на служеніе Себѣ, всякаго первенца въ народѣ Израильскомъ. Когда же, впослѣдствіи, для служенія при Скиніи свидѣнія избрано было колѣно Левіино, то первенцы другихъ колѣнъ Израилевыхъ должны были быть искупаемы принесеніемъ въ жертву тельца или овна, а отъ неимущихъ — двухъ горличищъ или двухъ птенцевъ голубиныхъ. По сему-то закону, и первородному и единородному Сыну неискусомужвыя Дѣвы Маріи надлежало быть принесену въ храмъ Божій и искуплену законною жертвою.

Что же значитъ принесеніе въ храмъ въ Церкви христіанской? Для чего приносили въ храмъ Божій каждаго изъ насъ?

Во-первыхъ, означаетъ то же, что и въ Церкви ветхозавѣтной, т. е. посвященіе, или отдѣленіе, на служеніе Господу. Избавленіе отъ смерти первенцевъ Израилевыхъ кровію агнца пасхальнаго было, братіе, предъизображеніемъ избавленія каждаго изъ насъ отъ смерти вѣчной кровію Христовою. Посему въ христіанствѣ уже не одни первенцы, а и всѣ младенцы, избавленные, въ святомъ крещеніи, отъ вѣчной смерти честною кровію яко Агнца непорочна и пречиста Христа, посвящаются Господу, приносятся въ храмъ Божій, какъ избранные и освященные на служеніе Господу во всѣ дни живота своего. Такимъ образомъ сыны Церкви Христовой, всѣ безъ исключенія, становятся, по слову Апостола, родъ избранъ, царское священіе, языкъ святъ, люди обновленія. Ихъ всѣхъ Господь Іисусъ Христосъ сотворитъ нѣкогда цари и іереи Богу Отцу Своему. Всѣ они предназначены къ тому, чтобы своею святою жизнію возвѣщать совершенства Призвавшаго ихъ изъ тьмы въ чудный свой свѣтъ.

Что пріобрѣтаемъ мы чрезъ это посвященіе Богу? То, что мы становимся особеннымъ достояніемъ и жребіемъ Божіимъ, такъ что Самъ Господь и Владыка всего видимаго и невидимаго благоволитъ именоваться по преимуществу нашимъ Богомъ, какъ обѣщалъ Онъ древле чрезъ Пророка: вселюся въ нихъ и похожду, и будутъ Ми люди, и Азъ буду имъ въ Бога. То, что отселѣ мы, сыны человѣческіе по естеству, но возрожденные благодатію Духа Божія, торжественно объявляемся сынами Божіими по благодати, усыновляемся Богу Отцу во имя Единороднаго Сына Его Господа Іисуса Христа, который непостижимымъ снисхожденіемъ Своимъ къ падшему роду человѣческому, крестными страданіями и смертію заслужилъ намъ право чадомъ Божіимъ быти вѣрующимъ во имя Его, и не стыдится Самъ именовать насъ Своими братіями; такъ что, дерзая о силѣ ходатайства о насъ Сына Божія, мы имѣемъ право именовать Бога Отцемъ своимъ и вопіять къ Нему: Авва, Отче! Какъ истинныя чада Божія, мы можемъ во всѣхъ нуждахъ и обстояніяхъ жизни притекать съ дерзновеніемъ ко престолу благодати, да благодать пріимемъ и обрящемъ благовременную помощь. Ибо Самъ Единородный Сынъ Божій увѣряетъ насъ: аминь глаголю вамъ: вся елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ: просите и пріимете. При всѣхъ превратностяхъ міра, во всѣхъ, самыхъ скорбныхъ обстоятельствахъ жизни мы можемъ быть увѣрены, что и власъ главы нашея не погибнетъ безъ воли Отца нашего, Иже на небесѣхъ. Онъ, когда нужно, ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ, да никогда преткнеши о камень ногу твою. Сдѣлавшись чадами Божіими, мы сдѣлались и наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками же Христу въ вѣчномъ царствіи Божіемъ. Ибо такъ завѣщалъ намъ Единородный Сынъ Божій Господь нашъ Іисусъ Христосъ: якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой, и Азъ завѣщаваю вамъ царство, да ясте и піете на трапезѣ Моей во царствіи Моемъ. Итакъ, все могущество и славу, все величіе и блаженство, коими отъ вѣка наслаждается всесовершенный и всеблаженный Сынъ Божій въ лонѣ Отца Своего, Онъ обѣщаетъ раздѣлить со всѣми вѣрующими въ Него и послѣдующими Ему, со всѣми освященными на служеніе Ему, которыхъ Онъ сотворитъ царями и іереями въ вѣчномъ царствѣ Своемъ. Но здѣсь, братіе мои, должно умолкнуть всякое человѣческое слово. И богопросвѣщенные умы Іоанновъ и Павловъ, сподобившихся еще во плоти созерцать славу избранныхъ Божіихъ, не могли передать видѣній своихъ на языкѣ человѣческомъ; потому что ни око человѣческое не видѣло, ни ухо не слышало и на сердце человѣку не всходило, чтó уготовалъ Богъ любящимъ Его. Возлюбленніи, говоритъ одинъ изъ сихъ таинниковъ и ближайшихъ друзей Христовыхъ: нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, что будемъ: вѣмы же, яко, егда явится, подобни Ему будемъ, ибо узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2). Можетъ ли сынъ праха и персти, сдѣлавшійся сыномъ гнѣва и проклятія въ паденіи своемъ, удостоиться большей чести, высшаго достоинства, блистательнѣйшей славы?

Но эта высочайшая почесть требуетъ, братіе, и съ нашей стороны величайшей осторожности и бдительности, чтобы не лишиться ея и не подвергнуться тѣмъ большему безчестію и горшей погибели. И въ обыкновенной жизни не раздаютъ почестей безъ заслугъ, не даютъ награды безъ дѣлъ, — напротивъ, чѣмъ выше достоинство, тѣмъ большихъ требуетъ подвиговъ и трудовъ; тѣмъ паче всеправедный Судія міра потребуетъ отъ насъ дѣлъ, достойныхъ почестей небесныхъ. И на землѣ опорочившій честь свою безчестными дѣлами лишается всякой почести и изгоняется изъ общества; тѣмъ паче лишенъ будетъ благодати и славы Божіей и изгнанъ во тьму кромѣшнюю, кто своею порочною жизнію, своими грѣхами и беззаконіями опорочитъ высокое и святое имя сына Божія и сонаслѣдника Христова. Вотъ, почему, братіе мои, нѣтъ добродѣтели, которая не предписывалась бы христіанину, и нѣтъ самаго малаго порока, отъ котораго не предостерегало бы его Слово Божіе. Иначе и быть не можетъ. Сынамъ Всесвятаго и самимъ подобаетъ быть чистыми и святыми; ибо кое общеніе свѣту ко тмѣ? Потому и заповѣдуется намъ: по звавшему вы Святому, и сами во всемъ житіи святи будите. Чадамъ Божіимъ должно являть въ себѣ совершенства Отца своего, призвавшаго ихъ изъ тьмы въ чудный свой свѣтъ. Потому и заповѣдуется имъ: будите совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ добрая дѣла ваша, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 48. 16). Наслѣдникамъ Царствія Божія необходимо соблюдать и душу и тѣло свое въ чистотѣ и святыни и охранять себя отъ всякой скверны грѣховной; ибо ничто же скверно въ Царствіе Божіе внидетъ. Братіямъ и сонаслѣдникамъ Христовымъ во всемъ житіи своемъ должно уподобляться Ему, чтобы Отецъ небесный могъ признать ихъ Своими чадами: глаголяй въ Немъ пребывати, долженъ есть, якоже Онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ. О семъ разумѣемъ, яко познахомъ Его, аще заповѣди Его соблюдаемъ. Глаголяй, яко познахъ Его, и заповѣди Его не соблюдаетъ, ложъ есть, и въ семъ истины нѣсть. А иже аще соблюдаетъ Слово Его поистиннѣ, въ семъ любы Божія совершенна есть (1 Іоан. 2, 6. 3. 4. 5). Вотъ, къ чему обязываетъ насъ посвященіе насъ Господу.

Но христіанскій обрядъ принесенія младенца въ храмъ Божій имѣетъ и особенное значеніе, которое объясняется самымъ названіемъ его — воцерковленіемъ. Это значитъ, что принесеніе въ храмъ четыредесятодневнаго младенца есть торжественное объявленіе новокрещеннаго членомъ Церкви Христовой. Пріемля насъ въ храмъ Свой, какъ новую тварь, созданную во Христѣ, Отецъ небесный вводитъ насъ какъ бы въ новый духовный рай, подобно какъ ввелъ Онъ въ рай сладости созданнаго Имъ человѣка, дѣлаетъ обладателями всѣхъ благъ, которыми обогатилъ Церковь Свою Господь нашъ Іисусъ Христосъ. И во-первыхъ, намъ отверзается входъ въ храмъ Божій. А здѣсь благовѣствуется намъ Слово Божіе, которое есть истинная пища нашего духа, и благодатная вода, утоляющая его жажду; такъ что удобнѣе тѣло наше, укрѣпляемое силою Божіею, можетъ на долго оставаться безъ бренной пищи, нежели духъ нашъ — безъ Слова Божія: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, говоритъ Господь, но о всякомъ глаголѣ, исходящемъ изъ устъ Божіихъ. Здѣсь преподается намъ въ снѣдь божественное и животворящее тѣло и кровь Сына Божія, въ причащеніи коихъ состоитъ истинная вѣчная жизнь наша и безъ которыхъ мы мертвы во вѣки, какъ засвидѣтельствовалъ Самъ Господь: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный. Здѣсь мы можемъ пользоваться и прочими святыми таинствами, которыми обновляется и оживотворяется духъ нашъ, освящается самое тѣло наше въ жилище Божіе и въ храмъ Духа Святаго, и, такимъ образомъ, приготовляется къ будущему воскресенію и прославленію. Здѣсь — что особенно драгоцѣнно для насъ немощныхъ и удобопреклонныхъ ко грѣху — намъ уготовано божественное врачество отъ всѣхъ недуговъ душевныхъ, посредствомъ котораго мы можемъ не только врачевать грѣховныя язвы, но и воскресать отъ смерти къ жизни; такъ что, если-бъ мы и впали въ какое-либо прегрѣшеніе, и за то лишились благодатнаго дара сыноположенія и сдѣлались повинными смерти, въ таинствѣ покаянія намъ подается прощеніе и помилованіе отъ лица Самого Господа — единаго имущаго власть отпущати грѣхи, опять возвращается намъ благодать Святаго Духа и даръ божественнаго сыноположенія. Здѣсь — поистинѣ — вся намъ божественныя силы, яже къ животу и благочестію, подани суть!

Во-вторыхъ, пріемля насъ въ святый храмъ Свой, Отецъ небесный причисляетъ насъ къ святому семейству всѣхъ благодатныхъ чадъ Своихъ на небѣ и на землѣ, вводитъ въ общеніе съ соборомъ вѣрующихъ всѣхъ мѣстъ и временъ, соединяетъ узами родства со всѣми братіями нашими во Христѣ — живущими и умершими. Отселѣ мы не одни, не чуждые и пришельцы въ мірѣ. Вся вселенная, какъ домъ Отца небеснаго, есть наше наслѣдіе. Всѣ вѣрующіе во Христа суть братія наши, которые обязаны вспомоществовать намъ и словомъ утѣшенія и совѣта, и дѣлами любви христіанской. Вся Церковь первородныхъ, написанныхъ на небесѣхъ, весь соборъ святыхъ Божіихъ суть наши присные и други, наши предстатели и ходатаи предъ престоломъ Божіимъ, помощники въ дѣлахъ нашихъ, небесные покровители и защитники наши. Всѣ лики ангеловъ Божіихъ — по пламенной ревности своей о славѣ Божіей, по горячей любви своей ко всѣмъ искупленнымъ кровію Сына Божія, по ревностному желанію спасенія всѣмъ людямъ — становятся для насъ служебными духами, въ служеніе посылаемыми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе. Отселѣ мы имѣемъ высокое утѣшеніе участвовать во вселенской молитвѣ Церкви небесной и земной, славословить имя Божіе съ архангелами и ангелами, воспѣвать величіе и славу Творца своего съ серафимами и херувимами, умолять Отца небеснаго вмѣстѣ съ соборомъ всѣхъ избранныхъ Его святыхъ. За счастіе почитается въ свѣтѣ быть въ родствѣ и связи съ кругомъ людей, славныхъ въ общественномъ мнѣніи, знаменитыхъ происхожденіемъ рода, сильныхъ богатствомъ или властію; не высшее ли счастіе быть въ родственномъ союзѣ и общеніи съ цѣлымъ міромъ духовъ чистыхъ и святыхъ, съ соборомъ избранныхъ и друговъ Божіихъ, съ которыми соединяетъ насъ союзъ церковный? Придетъ время, когда всѣ земныя связи расторгнутся рукою смерти, когда никакое покровительство сильныхъ земли нисколько не поможетъ намъ. Одинъ союзъ вѣры, любви и упованія во Христѣ Іисусѣ пребудетъ вѣчнымъ и одно мощное ходатайство и заступленіе избранныхъ Божіихъ поможетъ намъ не только въ часъ смерти, а и по смерти. Счастливымъ называютъ человѣка, который имѣетъ нелицемѣрнаго друга, мудраго и опытнаго руководителя въ жизни; какъ же счастливы всѣ мы, братіе, пребывающіе въ благодатномъ дому Отца небеснаго, который даровалъ намъ, въ лицѣ Ангела Хранителя, такого друга, наставника и руководителя, который не измѣнитъ никогда, который премудрѣе и опытнѣе всѣхъ мудрыхъ земли, котораго крѣпкая, аки смерть, любовь не оставитъ насъ во всю вѣчность!

Но эти высокія преимущества, которыя подаются намъ туне, какъ членамъ Церкви Христовой, возлагаютъ и на насъ соотвѣтственныя имъ обязанности. Какъ члены одного таинственнаго тѣла Христова, мы обязаны хранить до смерти единеніе вѣры въ союзѣ мира; ибо отдѣлящіи себе отъ единости вѣры дѣлаются, по слову Апостола, тѣлесными, духа не имущими, т. е. такими же падшими, отверженными и осужденными, какими были до крещенія, и потому достойны изверженія изъ святаго общества вѣрующихъ. Сдѣлавшись участниками благодатныхъ даровъ, преподаваемыхъ въ св. таинствахъ, мы должны всячески остерегаться, чтобы не оскорбить Духа благодати легкомысленнымъ преступленіемъ заповѣдей Божіихъ, покореніемъ души своей страстемъ и похотемъ, несмысленнымъ и вреждающимъ, нераскаянностію, безчувствіемъ и окамененіемъ сердечнымъ; въ противномъ случаѣ, и самое Слово Божіе, Слово жизни и спасенія, будетъ для насъ вонею смертною въ смерть, и самое причащеніе животворящаго тѣла и крови Христовой послужитъ намъ не въ жизнь вѣчную, а въ судъ и осужденіе. Находясь подъ покровомъ небеснаго лика св. ангеловъ и духовъ праведниковъ, написанныхъ на небесѣхъ, намъ должно быть достойными ихъ свѣтлаго и свѣтоноснаго общества; въ противномъ случаѣ, они не признаютъ насъ своими сродниками, отрекутся отъ насъ и оставятъ насъ беззащитными предъ врагомъ нашимъ — діаволомъ. Состоя въ общеніи вѣры и молитвы со всѣми братіями нашими во Христѣ, мы должны быть съ ними и въ общеніи истинной любви христіанской, безъ которой не только всѣ дарованія и совершенства, всѣ подвиги и дѣла наши ничтожны, но и всѣ молитвы наши неугодны и непріятны предъ Богомъ, безъ которой мы не живые члены тѣла Христова, а мертвыя, сухія вѣтви, годныя только для сожженія: мы вѣмы учитъ св. Апостолъ, яко преидохомъ отъ смерти въ животъ, яко любимъ братію: не любяй бо брата пребываетъ въ смерти (1 Іоан. 3, 14). Таковы условія и обязательства пребыванія нашего въ Церкви Христовой.

Вотъ, о чемъ напоминаетъ намъ, братіе, настоящій праздникъ принесенія въ храмъ Богомладенца Іисуса! Напоминаетъ и о нашемъ введеніи въ храмъ Божій, о нашемъ посвященіи Богу, о нашемъ воцерковленіи въ Церкви Христовой. Придетъ время, когда и еще принесутъ насъ въ храмъ Божій — въ гробѣ. Блаженны будемъ, если тогда и Отецъ небесный обрящетъ насъ достойными божественнаго сыноположенія и наслѣдія Царства небеснаго, и св. Церковь признаетъ въ насъ истинныхъ чадъ своихъ, достойныхъ ея матерняго заступленія и ходатайства предъ Богомъ, и всѣ братія наши по вѣрѣ пребудутъ съ нами въ общеніи св. молитвъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 103-111.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0