Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

12. Слово въ недѣлю по Просвѣщеніи.

Явися благодать Божія спасательная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11).

Преходя постепенно отъ Виѳлеема до Іордана, мы достигли, братіе, и конца великихъ праздниковъ Рождества и Крещенія по плоти Господа нашего Іисуса Христа. Нынѣшнимъ воскреснымъ днемъ, который именуется въ Церкви недѣлею по просвѣщеніи, заключается весь богосвѣтлый кругъ сихъ праздниковъ Господнихъ.

Стоя, такимъ образомъ, на самомъ предѣлѣ богосвѣтлыхъ дней Господнихъ, весьма благовременно и прилично намъ, братіе, спросить самихъ себя: что благаго и полезнаго пріобрѣли мы для души своей отъ воспоминанія великихъ таинствъ, совершившихся въ мимошедшіе дни Господни? Что худаго и нечистаго изгнали изъ своего сердца — изъ любви къ своему Спасителю и Господу, въ честь великаго, безпримѣрнаго снисхожденія Его къ намъ грѣшнымъ? Много ли успѣли въ просвѣщеніи разума своего свѣтомъ вѣры Христовой, въ согрѣяніи сердца теплотою любви божественной, въ очищеніи плоти и духа отъ всякія скверны? Словомъ: есть ли и для насъ настоящій день воистину день по просвѣщеніи?

Мы торжествовали Рождество Господа нашего Іисуса Христа по плоти, а въ Немъ и чрезъ Него — обновленіе человѣческаго рода. Воспомянули-ль при семъ о томъ новомъ, духовномъ рожденіи, которое совершилось въ насъ благодатію Св. Духа и должно совершаться постоянно въ нашей жизни обновленіемъ ума нашего по образу Создавшаго насъ; — о томъ воображеніи въ насъ Христа, о коемъ болѣзновалъ нѣкогда Апостолъ за учениковъ своихъ: чадца моя, имиже паки болѣзную, дондеже вообразится въ васъ Христосъ? Это духовное рожденіе совершается, по слову Апостола, совлеченіемъ ветхаго человѣка съ дѣянми его и облеченіемъ въ человѣка новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины; отверженіемъ всего противнаго волѣ Божіей и насажденіемъ въ душѣ своей тѣхъ добродѣтелей, которыя похваляетъ и заповѣдуетъ намъ Евангеліе Христово; изгнаніемъ изъ своего сердца грѣховныхъ помышленій, нечистыхъ чувствованій и пожеланій, и возвращеніемъ къ себѣ плодовъ Духа Святаго — любви, радости, мира, кротости, вѣры, долготерпѣнія, благости, воздержанія, милосердія. Это воображеніе въ насъ Христа происходитъ чрезъ подражаніе наше Его самоотверженію и смиренію, Его благости и милосердію, Его кротости и долготерпѣнію, Его чистотѣ и святости, Его произвольной нищетѣ и нестяжанію, Его пощенію и бдительности въ молитвѣ. Итакъ, покланяясь Рожденному въ вертепѣ, смирившему Себя до воспріятія зрака раба, умертвили-ль мы въ своемъ сердцѣ всякое возношеніе, гордыню и киченіе? Научились ли кротости, смиренію, благопокорливости? Взирая на убогія ясли и пелены Богомладенца, убѣдились-ли сердцемъ своимъ, что не сокровища земныя дѣлаютъ насъ истинно богатыми, а нищета духовная, безпристрастіе къ земному и довольство своимъ жребіемъ, который посылается намъ отъ Господа въ настоящей жизни; что не слава человѣческая дѣлаетъ насъ великими, а смиреніе и высота добродѣтелей христіанскихъ? Видя Богомладенца, бѣжащаго въ Египетъ отъ лютости гонителя, искавшаго души Отрочате сего, научились-ли непамятозлобію и святому искусству благословлять клянущихъ насъ, добро творить ненавидящимъ насъ и молиться за творящихъ намъ напасть? Воспоминая волхвовъ, пришедшихъ изъ далекихъ странъ поклониться родшемуся Царю іудейскому и принесшихъ Ему дары — злато и ливанъ и смирну, ощутили-ль въ сердцѣ своемъ святую ревность и усердіе — спѣшно и съ готовностію притекать въ храмъ Божій, посвящать здѣсь умъ и сердце свое смиренной и умиленной молитвѣ, жертвовать отъ избытковъ своихъ Господу? Взирая на пастырей, по повелѣнію Ангела, прешедшихъ до Виѳлеема, чтобы обрѣсти тамъ божественное Отроча, научились-ли совершенному повиновенію гласу Божію, послушанію волѣ Божіей, хожденію въ путехъ Господнихъ во всѣхъ обстоятельствахъ жизни? Убѣдились-ли въ сердцѣ своемъ, что всякое состояніе и званіе, проходимое со страхомъ Божіимъ, приближаетъ насъ къ Богу; что, и стрегуще стражу нощную о стадѣ своемъ, можно удостоиться откровеній и видѣній божественныхъ, и отъ видѣнія славы и таинъ Божіихъ возвращаться паки на стражу свою при стадѣ своемъ; что не мѣсто и состояніе внѣшнее дѣлаютъ насъ угодными Богу, а вѣра и благочестіе, преданность волѣ Божіей и страхъ Божій? Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ: Иже во образѣ Божіи сый, Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя.

Мы торжествовали начало новаго лѣта и Обрѣзаніе Господа по плоти. Итакъ, минувшаго лѣта нѣтъ уже и не будетъ. Итакъ, и безъ того краткая, жизнь наша сократилась еще цѣлымъ годомъ, еще на шагъ мы ближе къ гробу, который и безъ того недалекъ отъ насъ. Что-жъ понесъ съ собою въ вѣчность минувшій годъ нашей жизни? Что представитъ онъ о насъ Отцу вѣковъ, Богу духовъ и всякія плоти? Что внесетъ онъ въ книгу живота нашего къ осужденію или къ оправданію нашему на страшномъ судѣ Христовомъ? Все, что содѣлано нами добраго, вписано тамъ и не изгладится никогда: всякая слеза умиленія и покаянія, каждый вздохъ молитвенный, всякая чаша студеной воды, поданная во имя Христово, — все помянется на судѣ Христовомъ, за все щедродаровитый Мздовоздаятель воздастъ сторицею. Но тамъ записаны, братіе, неизгладимыми чертами и всѣ эти самолюбивые, своекорыстные, горделивые и презорливые помыслы, коими осквернялся умъ нашъ; всѣ эти нечистыя ощущенія, похотѣнія и желанія, коими волновалось наше сердце; всѣ эти праздныя, пересудливыя и душевредныя слова, кои въ безконечномъ множествѣ истекали изъ устъ нашихъ; всѣ эти честолюбивые замыслы, корыстолюбивыя предпріятія, лукавыя намѣренія, неправыя дѣйствія, коими или самихъ себя обезчестили, или брату нашему досадили, или ближняго нашего онеправдовали, — все это тамъ вписано въ книгѣ живота нашего, все это сокрыто теперь до дня страшнаго и славнаго суда Христова, все будетъ открыто тогда предъ лицемъ ангеловъ и человѣковъ, за все получитъ человѣкъ праведное воздаяніе. О, какъ бы хотѣлось теперь, чтобы многое и многое было изглаждено или исправлено въ свиткѣ минувшаго года, или же сокрыто, если можно, отъ всевѣдѣнія Божественнаго! Но минувшаго лѣта уже не будетъ, и написаннаго въ немъ не перемѣнитъ никакая сила, и отъ всевѣдѣнія Божія не сокроется ничто и нигдѣ. Есть-ли же средство измѣнить сей праведный судъ, написанный на насъ собственвыми дѣлами нашими, предотвратить осужденіе, готовое поразить насъ? Есть, и оно въ рукахъ нашихъ. Это — истинное покаяніе, скрѣпленное рѣшительнымъ отвращеніемъ отъ зла и непреложнымъ желаніемъ своего спасенія. Это — живая вѣра и упованіе на милосердіе Искупителя нашего, коимъ покрываются грѣхи наши; на всепримиряющую силу Его крестныхъ страданій и смерти, коими заглаждается рукописаніе беззаконій нашихъ; на всеосвящающую силу крови Его, которою омываются всѣ нечистоты наши. Для сего именно милосердый Отецъ небесный и даровалъ намъ новое лѣто жизни, — для духовнаго обрѣзанія нашего, для очищенія себя покаяніемъ, для заглажденія, по возможности, всѣхъ неправдъ нашихъ дѣлами правды и любви христіанской. Быть можетъ, сѣкира гнѣва Божія давно уже лежитъ при самомъ корени бытія нашего; быть можетъ, правда Божія давно уже осудила исторгнуть насъ, какъ безплодную смоковницу, — и одно безпредѣльное милосердіе и всемогущее ходатайство Сына Божія умолило Отца небеснаго оставить насъ и еще едино лѣто. И это лѣто для многихъ изъ насъ, безъ сомнѣнія, есть послѣднее, предсмертное время, данное милосердіемъ Божіимъ на покаяніе. Для кого именно, мы не знаемъ; ибо всѣ мы — жертвы, отъ самаго рожденія обреченныя смерти. Блюдите убо, братіе, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть (Ефес. 5, 15-16).

Мы торжествовали день Крещенія Господа нашего Іисуса Христа, исходили на Іорданъ, чтобъ освятиться благодатію Духа Святаго отъ вкушенія освященныхъ водъ. Воспомянули-ль при семъ и о нашемъ крещеніи во имя всесвятыя, живоначальныя Троицы и о тѣхъ обѣтахъ, которые дали мы при крещеніи? Размыслили-ль о томъ, что каждый изъ насъ отрекся тогда діавола и всѣхъ дѣлъ его и всего служенія его, отрекся міра и всѣхъ, яже въ мірѣ, и обѣщался во всю жизнь служить единому Іисусу Христу, во всемъ исполнять Его святую волю, жить по Его святому Евангелію, а не по обычаямъ свѣта; что оттолѣ мы принадлежимъ уже не самимъ себѣ, а Господу Іисусу Христу, искупившему насъ Своею честною кровію: нѣсте свои, говоритъ Апостолъ: куплени бо есте цѣною: прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Возбудилась ли, при этомъ воспоминаніи, въ нашемъ сердцѣ святая ревность мужественно противостоять всѣмъ искушеніямъ и кознямъ діавольскимъ, тщательно избѣгать самыхъ случаевъ къ грѣхопаденіямъ, неправдамъ и беззаконіямъ, нудить себя къ исполненію всего, чего требуетъ отъ насъ святое Евангеліе Христово? Пробудилось ли, по крайней мѣрѣ, то чувство умиленія и сокрушенія сердечнаго, которое выразилъ св. Давидъ въ своей покаянной молитвѣ: Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей: яко не оправдится предъ Тобою всякъ живый? При такомъ воспоминаніи, какъ прилична теперь каждому изъ насъ смиренная молитва кающагося мытаря: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! Не благовременноли и каждому изъ насъ стать у прага церковнаго и воззвать: Господи Іисусе Христе Боже нашъ, сколько разъ въ жизни моей я нарушалъ священные обѣты, данные мною при крещеніи моемъ предъ ангелами и человѣками! Сколько разъ самъ произвольно, если не словами, то дѣлами моими я отрекался Тебя, безумно предавалъ себя во власть сатаны исполненіемъ злой воли его! Сколько разъ беззаконными дѣлами моими я обезчестилъ кровь завѣта Твоего, коею освятился, оскорбилъ Духа благодати, имже знаменался въ день избавленія моего, пренебрегъ страшное и преестественное сыноположеніе, продавъ, подобно Исаву, небесное титло сына Божія за временную грѣха сладость! Но Ты, милостивый и щедрый Господи и Владыко живота моего, доселѣ щадилъ меня недостойнаго, не погубилъ меня со грѣхами моими, не восхитилъ меня со беззаконіями моими, еще ожидаешь милостивно обращенія моего, еще даруешь мнѣ время на покаяніе, еще стоишь долготерпѣливо у двери сердца моего и зовешь, да услышу гласъ Твой и отверзу двери, и внидешь ко мнѣ и вечеряешь со мною! Слава многому благоутробію Твоему, слава непостижимому снисхожденію Твоему, слава безконечному человѣколюбію Твоему, слава непобѣдимому всѣми грѣхами міра милосердію Твоему!

Чувствуя всю безконечную цѣну милосердія Божія къ намъ, потщимся, братіе мои, ознаменовать конецъ великихъ и святыхъ дней Господнихъ чувствованіями, мыслями и дѣлами, достойными священнаго ихъ величія. Явися бо благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ, наказующи насъ, да отвергшеся нечестія и мірскихъ похотей, цѣломудренно и праведно и благочестно поживемъ въ нынѣшнѣмъ вѣцѣ: ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа (Тит. 2, 11-134). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 78-83.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0