Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

11. Слово въ день Крещенія по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).

Воспоминая празднственно Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа, нельзя не вспомнить, братіе, и о нашемъ крещеніи во Христа. Ибо для того и крестился Господь нашъ во Іорданѣ, чтобы открыть и освятить для насъ путь въ царствіе Божіе — крещеніемъ. Для того св. Церковь, празднуя Крещеніе Господне, оглашаетъ слухъ нашъ пѣніемъ словъ Апостола: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, чтобы мы, воспоминая о своемъ крещеніи во Христа, старались уразумѣть сущность и силу сего св. таинства и устроять жизнь свою такъ, чтобы не вотще было для насъ и наше крещеніе и наше званіе христіанское.

Итакъ, что даетъ намъ и чего требуетъ отъ насъ крещеніе по примѣру и во имя Господа Іисуса Христа?

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говоритъ св. Апостолъ Павелъ. Въ этомъ состоитъ сущность и сила св. таинства крещенія, что посредствомъ его мы облекаемся во Христа; въ этомъ сущность и христіанскаго званія нашего, что мы, какъ облеченные во Христа, нося Его имя и Его образъ, усыновляемся Отцу небесному, дѣлаемся наслѣдниками Богу и сонаслѣдниками Христу; въ этомъ сущность и всей христіанской жизни, что, облекшись во образъ небеснаго, мы должны уже ходить во обновленіи жизни, не по плоти прочее время житія жити, но по духу.

Что же значитъ облечься во Христа и возможно ли это? Очевидно, что это не относится къ одному внѣшнему виду, или къ однимъ внѣшнимъ признакамъ и принадлежностямъ христіанства. Не достаточно для сего, чтобы мы носили только имя христіанъ, ходили по временамъ въ храмы Божіи, исполняли и прочіе внѣшніе обряды христіанства. Нѣтъ; для сего нужно то внутреннее, духовное преображеніе во Христа, которое на языкѣ Священнаго Писанія называется возрожденіемъ и обновленіемъ духовнымъ. Чтобы приблизить къ нашему разумѣнію это таинственное дѣйствіе на насъ благодати Божіей, св. Апостолъ Павелъ сопоставляетъ его съ естественнымъ происхожденіемъ нашимъ отъ перваго праотца нашего по плоти: якоже облекохомся, говоритъ онъ, во образъ перстнаго, да облечемся и во образз небеснаго. — Намъ извѣстно, что первый человѣкъ былъ созданъ по образу Создавшаго его, и потому былъ чистъ и непороченъ, святъ и богоугоденъ, безболѣзненъ и безсмертенъ, счастливъ и блаженъ. Но завистію діаволею грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть. Грѣхъ не только лишилъ человѣка достоинства сына Божія, сдѣлавъ его преступникомъ, подлежащимъ осужденію правды Божіей, но и въ самомъ естествѣ человѣка посѣялъ сѣмена зла и разрушенія: вмѣсто начала богоподобной жизни, внесъ въ него начало противленія Богу и стремленія къ злому; вмѣсто напечатлѣннато въ немъ святаго закона правды, насадилъ въ немъ инъ законъ, грѣховный, противувоюющій закону ума его; вмѣсто свѣтоноснаго сознанія истины, омрачилъ разумъ его тьмою лжи и заблужденія; вмѣсто чувства радости, вседовольства и блаженства, поселилъ въ сердцѣ его чувство ненасыщаемой жажды, недовольства, унынія и скорби, и, такимъ образомъ, изъ сына Божія сдѣлалъ его сыномъ діавола: вы отца вашего діавола есте, говорилъ Господь о падшихъ и развращенныхъ людяхъ: и похоти отца вашего хощете творити. Отъ падшаго праотца и мы всѣ въ беззаконіяхъ зачинаемся и рождаемся во грѣхахъ, отъ осужденнаго на смерть и мы наслѣдовали осужденіе смерти. И роди сына по виду своему, и по образу своему, сказано въ Писаніи о первомъ сынѣ перваго человѣка; но это былъ уже не образъ невиннаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины, а образъ грѣшника, повиннаго суду Божію, образъ преступника, осужденнаго на казнь, образъ не Божій а діаволь; и былъ этотъ первый сынъ человѣческій — Каинъ. Ибо отъ нечистаго и грѣшнаго невозможно было родиться святому и праведному, и отъ смертнаго произойти безсмертному. Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде, въ немже вси согрѣшиша. Такъ облеклись мы во образъ перстнаго самымъ рожденіемъ нашимъ по плоти. — Послѣ сего безполезно было бы намъ, если бы и могли, оставаться въ раю, который созданъ былъ для человѣка невиннаго, но не могъ быть мѣстомъ блаженства для преступника; напротивъ, падшій человѣкъ самъ убѣжалъ и скрылся отъ лица Божія: убояхся, говорилъ онъ, яко нагъ есмь, и скрыхся. Безполезно было бы вкушать и отъ самаго древа жизни, которое дано было для поддержанія жизни богодарованной, но не могло уже возвратить жизни утраченной. И что было бы, если бы это тѣло, болѣзненное и смертное, въ которомъ, по слову Апостола, не живетъ доброе, дряхлѣя непрестанно, оставалось безсмертнымъ? если бы эта жизнь, исполненная бѣдъ и скорбей, не прекращалась никогда? если бы человѣчество оставалось падшимъ и отверженнымъ — безъ свѣта истины, безъ жизни любви и правды, безъ надежды сдѣлаться лучшимъ и счастливѣйшимъ? Тогда и эта земля была бы для насъ — адомъ, и эта жизнь — смертію вѣчною! Нѣтъ; для облаженствованія нашего намъ нужна была новая жизнь, свободная отъ всякаго зла, нужно было новое рожденіе по образу Создавшаго насъ, а не по образу и подобію падшаго праотца, нуженъ былъ новый хлѣбъ жизни, сходяй съ небесе, и даяй животъ міру, который бы обновилъ и освятилъ естество наше, оскверненное и умерщвленное грѣхомъ. Что же творитъ для сего любовь Божія? Для сего посла Богъ Сына Своего, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ: да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ. То-есть: чтобы дать намъ возможность облещись паки во образъ небеснаго, надлежало Единородному Сыну Божію, Иже есть образъ Бога невидимаго, облещись во образъ перстнаго, пріискреннѣ пріобщиться нашей плоти и крови и сдѣлаться сыномъ человѣческимъ. И это величайшее дѣло любви Божіей совершилось въ Виѳлеемѣ. Ипостасное Слово Божіе плоть бысть, Сынъ Божій содѣлался сыномъ Дѣвы Маріи, воплотился и вочеловѣчился, воспріялъ нашу душу и тѣло и сталъ истиннымъ человѣкомъ, подобнымъ намъ во всемъ, кромѣ грѣха. Подобно намъ, Онъ родился младенцемъ, постепенно возрасталъ, преспѣвая возрастомъ и благодатію. Подобно намъ, Онъ алкалъ и жаждалъ, утомлялся и изнемогалъ, радовался и скорбѣлъ. Подобно намъ, Онъ утолялъ голодъ и жажду Свою пищею и питіемъ, укрѣплялъ тѣлесныя силы Свои отдохновеніемъ и сномъ, а душу Свою — молитвою и Словомъ Божіимъ. Сего мало. Будучи высочайше святъ и непороченъ не только по божественному, но и по человѣческому естеству Своему, Онъ принялъ на Себя грѣхи всего міра, понесъ на Себѣ осужденіе смерти, которое тяготѣло на всѣхъ сынахъ Адама перваго, подвергъ Себя всей казни, опредѣленной правосудіемъ Божіимъ падшему человѣчеству, предалъ Себя поношенію и уничиженію, всѣмъ скорбямъ и бѣдствіямъ бѣдной жизни странника, неимущаго гдѣ главы подклонити, тяжкимъ истязаніямъ и мученіямъ, жестокимъ страданіямъ и крестной смерти преступника. Такимъ образомъ, воспринятое отъ насъ и обоженное въ Его божественномъ лицѣ естество наше Онъ принесъ въ умилостивительную о насъ жертву правосудію Божію, и этимъ неисповѣдимымъ и страшнымъ священнодѣйствіемъ искупилъ насъ отъ клятвы законныя, бывъ по насъ клятвою, загладилъ неправды наши, очистилъ беззаконія наши, истребилъ рукописаніе грѣховъ нашихъ, оправдалъ насъ предъ правосудіемъ небеснымъ и примирилъ съ Богомъ-Отцемъ Своимъ. Но это же, воспринятое отъ насъ, человѣчество Онъ воскресилъ, потомъ, изъ мертвыхъ, вознесъ въ Себѣ Самомъ на небо и спосадилъ одесную Бога-Отца на престолѣ славы, и, такимъ образомъ, положилъ начало нашему воскресенію къ новой нескончаемой жизни и возведенію насъ къ Отцу небесному въ Его всеблаженное царство. Это же, обоженное Имъ, естество наше Онъ содѣлалъ для насъ хлѣбомъ жизни, пищею безсмертія, залогомъ и источникомъ вѣчной жизни въ Богѣ: хлѣбъ, егоже Азъ дамъ, говоритъ Онъ: плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный. Такъ воплотившійся и вочеловѣчившійся для спасенія нашего Сынъ Божій сдѣлался новымъ Адамомъ, не только чистымъ, святымъ и непорочнымъ человѣкомъ, но и Богочеловѣкомъ, — Главою не только искупленнаго и обновляемаго Имъ человѣчества, но и всего міра духовнаго, всего царствія Божія, — Родоначальникомъ истинныхъ чадъ Божіихъ, такъ что рождающіеся отъ Него Духомъ Святымъ дѣлаются царскимъ священіемъ, языкомъ святымъ, людьми обновленія, наслѣдниками Богу, сонаслѣдниками Ему — Сыну Божію.

Чтобы эта новая жизнь, принесенная съ неба Сыномъ Божіимъ, привилась, такъ сказать, ко всѣмъ и каждому, для сего подобаетъ каждому сыну Адама падшаго родитися свыше, потому что рожденное отъ плоти плоть есть, и только рожденное отъ Духа духъ есть. Это новое рожденіе наше отъ новаго Адама совершается, братіе, Духомъ Святымъ въ таинствѣ св. крещенія. Для сего, желая вступить въ общество вѣрующихъ во Христа и чадъ Божіихъ, мы обязываемся отложить всю ветхую жизнь по образу Адама перваго, отречься сатаны и всѣхъ дѣлъ его и всего служенія его и всея гордыни его. То-есть: отречься діавола, какъ родоначальника всякаго грѣха и отца лжи, увлекшаго ко грѣху перваго человѣка и посредствомъ грѣховной похоти обладавшаго всѣмъ падшимъ его потомствомъ; отречься всѣхъ грѣховныхъ, беззаконныхъ и богопротивныхъ дѣлъ, которыя суть дѣла діавола, всей грѣховной жизни по страстямъ плотскимъ, всякаго угожденія міру, въ которомъ властвуеть князь міра сего, всякой лжи и заблужденія, суевѣрія и нечестія, въ чемъ состоитъ служеніе діаволу, всего суетнаго мірскаго пристрастія, въ которомъ выражается гордыня діаволя. Напротивъ, сочетаваемся вѣрою Христу Сыну Божію со Отцемъ и Святымъ Духомъ, исповѣдуя Его единаго своимъ Царемъ и Господомъ, обѣщаясь Ему единому служить преподобіемъ и правдою предъ Нимъ вся дни живота своего, Ему единому повиноваться и во всемъ исполнять Его святую волю. Съ симъ отверженіемъ прежней грѣховной жизни, съ симъ обѣтомъ принадлежать навсегда Господу Іисусу Христу мы крещаемся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Въ этомъ наружномъ дѣйствіи погруженія въ воду силою и дѣйствіемъ Святаго Духа мы дѣйствительно и истинно спогребаемся, по изъясненію Апостола, со Христомъ въ смерть и совоскресаемъ съ Нимъ въ новую благодатную жизнь, умираемъ грѣху и оживаемъ для правды и добродѣтели, совлекаемся ветхаго человѣка съ дѣянми его и облекаемся въ новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины. То-есть, намъ туне, по благодати и милосердію Божію вмѣняется все, что сдѣлалъ для спасенія нашего Сынъ Божій. Мы не терпѣли казни, не страдали и не умирали за грѣхи наши; но намъ вмѣняются претерпѣнныя за насъ страданія и крестная смерть Сына Божія. Мы ничего не сдѣлали и не могли сдѣлать, чтобы быть непорочными, чистыми и святыми предъ Богомъ; но намъ вмѣняется то всесовершенное исполненіе воли Божіей, та высочайшая непорочность, праведность и святость, которыми воплотившійся Сынъ Божій благоугодилъ всесовершенно Отцу Своему. Мы, по естеству, чада гнѣва и проклятія, а Сынъ Божій, воспріявшій на Себя лежавшую на насъ клятву, даде намъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во имя Его. Словомъ: посредствомъ крещенія мы становимся воистину новою тварію во Христѣ, и, какъ бы созданые вновь, вступаемъ въ новый завѣтъ съ Богомъ, — завѣтъ любви и милосердія, вслѣдствіе котораго намъ прощаются всѣ грѣхи наши и подаются туне вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію, отъ насъ отъемлется древнее осужденіе смерти и подается намъ оправданіе жизни и наслѣдіе славы вѣчной, мы избавляемся отъ темной области діавола и вступаемъ въ свѣтлое царство Божіе, въ сообщество ангеловъ и духовъ праведниковъ совершенныхъ. — Чтобы эта новая жизнь постоянно возрастала въ насъ и укрѣплялась, Господь Іисусъ Христосъ питаетъ насъ Своею божественною плотію и кровію, подобно какъ мать питаетъ новорожденное дитя своею плотію и кровію въ видѣ млека.

Вотъ, какимъ образомъ, братіе, мы истинно и дѣйствительно облекаемся во Христа святымъ крещеніемъ: ибо рождаемся отъ Него, какъ новаго Адама, и въ этомъ рожденіи наслѣдуемъ отъ Него оправданіе жизни, какъ отъ Адама ветхаго наслѣдовали осужденіе смерти; питаясь, потомъ, Его плотію и кровію, становимся членами тѣла Его, отъ плоти Его и отъ костей Его, а съ Нимъ и въ Немъ усыновляемся Богу Отцу въ наслѣдіе жизни вѣчной. Само собою разумѣется, что какъ самое возрожденіе наше зависитъ отъ свободнаго обращенія нашего къ Богу и вѣры во Христа, такъ и продолженіе жизни нашей во Христѣ зависитъ отъ свободнаго-же храненія въ себѣ благодати крещенія. Дарованнымъ намъ туне преимуществомъ чадъ Божіихъ мы можемъ пользоваться дотолѣ, доколѣ пребываемъ тверды въ новомъ завѣтѣ своемъ съ Богомъ, доколѣ остаемся вѣрны обѣтамъ своимъ, даннымъ при крещеніи, доколѣ хранимъ непорочно то оправданіе жизни, которое заслужилъ намъ Господь Іисусъ Христосъ Своею крестною смертію, ту непорочность и святыню, которою запечатлѣлъ насъ Духъ Святый, — доколѣ жизнію и дѣлами своими свидѣтельствуемъ, что мы истинныя чада Отца небеснаго. Сіе да мудрствуется въ васъ, еже и во Христѣ Іисусѣ, — это необходимое и существенное требованіе христіанской жизни. Облеченному во Христа должно вездѣ и во всемъ являть себя достойнымъ сего царственнаго облаченія, быть истиннымъ послѣдователемъ Христу. Отецъ небесный тогда только и можетъ признать насъ Своими чадами, когда узритъ въ насъ живой образъ и подобіе Своего возлюбленнаго Сына, когда обрящетъ въ насъ Его всесовершенное послушаніе заповѣди Отчей, Его глубочайшее смиреніе и кротость, Его всесовершенную любовь къ человѣкамъ до готовности положить душу за братію свою, Его высочайшее самоотверженіе даже до смерти крестныя, Его незлобіе и долготерпѣніе до молитвы за распинающихъ Его, Его сыновнюю преданность волѣ Божіей. Напротивъ, всякое самовольное и сознательное преступленіе заповѣдей Божіихъ, всякое добровольное порабощеніе себя страстямъ и похотямъ, возбуждаемымъ въ насъ лукавствомъ древняго человѣкоубійцы — діавола, всякое сознательное упорство въ невѣріи и развращеніи — обнажаетъ насъ благодати св. крещенія и одежды оправданія во Христѣ Іисусѣ, лишаетъ дара божественнаго сыноположенія и наслѣдія живота вѣчнаго и подвергаетъ тягчайшему осужденію, какъ второе распинающихъ Сына Божія въ себѣ. Волею бо согрѣшающимъ намъ, по пріятіи разума истины, ктому о грѣсѣхъ не обрѣтается жертва: страшно же нѣкое чаяніе суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся ли кто закона Моисеова, — безъ милосердія при двоихъ или тріехъ свидѣтелехъ, умираетъ: колико мните горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый, и кровь завѣтную скверну возмнивъ, еюже освятися, и Духа благодати укоривый! Горе намъ, если, по жизни и дѣламъ своимъ, явимся на судѣ Христовомъ недостойными святаго имени сыновъ Божіихъ, которое Онъ заслужилъ намъ Своею крестною смертію! Бываетъ и между нами, что родной отецъ отрекается отъ своего сына, который распутною жизнію и безчестными дѣлами порочитъ честь своихъ родителей; тѣмъ паче Господь Іисусъ Христосъ отречется предъ Отцемъ Своимъ отъ тѣхъ недостойныхъ чадъ Своихъ, которыя нечестивою жизнію и беззаконными дѣлами безчестятъ Его пресвятое и поклоняемое имя. Не вѣмъ васъ, скажетъ Онъ имъ на судѣ Своемъ: отыдите отъ Мене дѣлателіе неправды. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 70-77.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0