Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.)
Слова и Бесѣды на праздники Господскіе.

10. Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.

Днесь водъ освящается естество. (Пѣснь церков.).

Настоящій праздникъ имѣетъ ту особенность предъ другими торжествами Церкви, что въ воспоминаніе крещенія Спасителя во Іорданѣ постановлено св. Церковію торжественно освящать воду. Для чего сей обрядъ? Что значитъ сіе освященіе воды? Такой вопросъ, безъ сомнѣнія, представляется многимъ изъ присутствующихъ при освященіи воды, и потому самому стоитъ благочестиваго вниманія и размышленія.

Нѣкогда всѣ творенія Божіи были чисты и святы: и видѣ Богъ вся, елика сотвори, говорится въ священной книгѣ Бытія міра и человѣка: и се добра зѣло (Быт. 1, 31); потому что все созидалось вседѣйствующимъ Словомъ Божіимъ, все оживотворялось Духомъ Святымъ, который ношашеся верху воды, все запечатлѣно, наконецъ, всеосвящающимъ благословеніемъ Божіимъ. Оттого всѣ стихіи, преданныя въ служеніе и храненіе человѣку, служили ему въ пользу: онѣ поддерживали жизнь его, предохраняли отъ разрушенія тѣлесный составъ его, который, по обѣтованію Божію, долженствовалъ быть безсмертнымъ, ибо смерти Богъ не сотвори (Прем. 1, 13). Но человѣкъ самъ, чрезъ общенія съ духомъ нечистымъ, пріялъ сѣмя нечистоты въ свою душу, а оскверненная грѣхомъ душа осквернила и тѣло, ибо исходящая отъ нечистаго сердца сквернятъ человѣка, по Слову Господню. Всеосвящающій Духъ Божій отступилъ отъ преданнаго нечистотѣ грѣшника: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ, сказалъ Господь: зане суть плоть. Вмѣсто благословенія любви Божіей, отяготѣло надъ преступникомъ и дѣлами рукъ его проклятіе правосудія небеснаго. Отсюда все, къ чему ни прикасался грѣшникъ, становилось нечистымъ; ибо все дѣлалось орудіемъ грѣха, а потому лишалось благословенія Божія и подвергалось проклятію. Такимъ образомъ, вся тварь, которая была вначалѣ добра зѣло, наконецъ, по слову Апостола, суетѣ повинуся не волею, т. е. не сама собой, но за повинувшаго ю (Рим. 8, 20) человѣка. Слѣдствіемъ сего извращенія было то, что всѣ стихіи, служившія прежде человѣку въ пользу, какъ бы въ отмщеніе за оскверненіе ихъ обратились ему во вредъ. Земля, вмѣсто добрыхъ плодовъ, приноситъ ему тернія и волчцы, а нерѣдко и совсѣмъ становится желѣзною подъ стопами его. Воздухъ, упитываясь тлѣніемъ, дѣлается смертоноснымъ и убійственнымъ. Вода, дѣлаясь стокомъ нечистотъ, становится нерѣдко заразительною и — въ рукахъ правосудія Божія — орудіемъ казни на нечестивыхъ. И что было бы съ землею и со всѣмъ, что есть на ней, если бы на ней не оставалось еще сѣмени святаго, ради коего благословеніе Божіе не отъемлется отъ нея въ конецъ?

Избавить тварь отъ суеты и тлѣнія, возвратить землѣ паки благословеніе Божіе, очистить и освятить ее, очевидно, можетъ только Самъ Богъ. И вотъ, Само ипостасное Слово Божіе, Сынъ Божій Единородный, Имже вся быша вначалѣ, воспріялъ естество человѣческое, да осудитъ во плоти грѣхъ (Рим. 8, 3) — корень всѣхъ нечистотъ и сквернъ на землѣ. Очистивъ и освятивъ естество наше въ Себѣ, чрезъ него Онъ освятилъ и всю тварь. Для сего-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ явился и на Іорданѣ, чтобъ освятить водное естество и содѣлать его источникомъ освященія для человѣка. Потому-то, при крещеніи Господнемъ, на Іорданѣ повторяется какъ бы паки чудо творенія: надъ нимъ разверзаются небеса, нисходитъ Духъ Божій и слышится гласъ Отца небеснаго: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Такъ совершилось освященіе воды въ первый разъ послѣ того, какъ со всею тварію подверглась и она суетѣ за грѣхъ человѣка.

Для чего же — спроситъ иной — вновь и неоднократно освящаются воды, когда онѣ освящены уже такъ торжественно крещеніемъ Самого Сына Божія? — Для того, что падшій, хотя и обновляемый благодатію Божіею, человѣкъ всегда, до смерти носитъ въ себѣ сѣмя древней нечистоты грѣховной, и потому всегда можетъ грѣшить, а, тѣмъ самымъ паки вносить въ окружающія его твари нечистоту и тлѣніе. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ, вознесшись на небо, оставилъ намъ Свое живое и животворящее Слово, даровалъ вѣрующимъ право — силою вѣры и молитвы низводить на землю благословеніе Отца небеснаго, ниспослалъ Утѣшителя Духа истины, который пребываетъ въ Церкви Христовой въ вѣкъ, дабы Церковь, вопреки неоскудѣваемому въ сердцѣ человѣческомъ сѣмени грѣха и нечистоты, всегда имѣла у себя неоскудѣваемый источникъ освященія и жизни. Храня сію заповѣдь Господню, св. Церковь Словомъ Божіимъ, молитвою и тайнодѣйствіями освящаетъ всегда не только самаго человѣка, но и все, чѣмъ пользуется человѣкъ въ мірѣ, дабы преизбыткомъ всеосвящающей благодати Духа Святаго положить предѣлъ распространенію нечистотъ грѣховныхъ и предотвратить умноженіе гибельныхъ слѣдствій грѣховъ человѣческихъ. Такъ, она освящаетъ землю, испрашивая ей у Бога благословеніе плодородія; освящаетъ хлѣбъ, служащій въ пищу человѣка, и воду, утоляющую его жажду. Безъ сего могла ли бы сія тлѣнная пища и питіе поддерживать жизнь человѣка? Не рожденія плодовъ, говоритъ Премудрый, питаютъ человѣка, но Слово Твое, Господи, Тебѣ вѣрующихъ соблюдаетъ (Прем. 16, 26). Не грубое вещество даровало жизнь человѣку: Самъ Господь вдуну въ лице его дыханіе жизни; не грубое вещество можетъ и поддержать сію жизнь. Безъ силы животворящаго Слова Божія, безъ благодати Пресвятаго Духа рожденія земли суть только плевы, годныя къ истлѣнію.

Отсюда уже самъ собою объясняется предложенный нами вопросъ: что значитъ и какую имѣетъ силу освященіе воды, совершаемое Церковію? Это значитъ — возвращеніе водной стихіи первобытной чистоты и святости, низведеніе на нее силою молитвъ и Слова Божія благословенія Господня и благодати пресвятаго и животворящаго Духа, дарованіе ей силы къ освященію душъ и тѣлесъ всѣхъ, пользующихся ею. И вотъ причина, почему въ водѣ, освященной тайнодѣйствіемъ Церкви, открываются дивныя свойства, коихъ не видимъ въ водахъ обыкновенныхъ. Она, какъ повѣствуетъ нѣгдѣ св. Златоустъ и какъ, безъ сомнѣнія, замѣчали многіе, не растлѣвается, подобно обыкновенной водѣ, хотя бы хранилась самое долгое время. Она въ таинствѣ крещенія омываетъ грѣховныя нечистоты человѣка, обновляетъ и возрождаетъ его въ новую жизнь во Христѣ. Она, пріемлемая съ вѣрою, служитъ къ уврачеванію тѣлесныхъ болѣзней, къ погашенію пламени страстей и ко отгнанію дѣйствій злыхъ духовъ.

Само собою разумѣется, что сихъ чудесныхъ дѣйствій освященной воды могутъ удостоиваться только тѣ, которые пріемлютъ ее съ живою вѣрою въ обѣтованія Божіи и силу молитвъ святыя Церкви, съ чистымъ и искреннимъ желаніемъ освященія и спасенія. Богъ не творитъ чудесъ тамъ, гдѣ хотятъ видѣть ихъ только изъ любопытства, безъ искренняго намѣренія воспользоваться ими къ своему спасенію: родъ сей, говорилъ Спаситель о своихъ невѣрующихъ современникахъ, родъ сей знаменія ищетъ, и знаменіе не дастся ему. Одна только истинная, живая вѣра способна принимать и понимать таинственныя дѣйствія Духа Божія; одно только искреннее желаніе благодатнаго освященія и спасенія достойно того, чтобы къ нему пришла на помощь Божественная благодать, немощная врачующая и оскудѣваемая восполняющая. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 66-69.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0