Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Б

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.)
Велелѣпная слава.

(2 Петр. 1, 17).

День Преображенія Господня (6 августа) стоитъ какъ бы внѣ общаго порядка Господскихъ праздниковъ, соотвѣтствующаго послѣдованію событій земной жизни Христа. Мѣсто для него избрано какъ будто случайно, пріурочено къ времени освященія плодовъ. Но послѣднее не является, конечно, существеннымъ именно для этого праздника. Болѣе же глубокій смыслъ этой какъ бы внѣположности праздника можно видѣть въ томъ, что самое событіе Преображенія Господня по внутреннему значенію указуетъ на жизнь будущаго вѣка, внѣ нашего времени. Оно говоритъ о царствѣ славы, преображеніи міра, которое свидѣтельствуется имъ въ нѣкоторомъ предвареніи, въ видѣніи отсюда. Господи, добро есть намъ здѣ быти. Таково было непроизвольное свидѣтельство ап. Петра предъ лицомъ этого видѣнія Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ (Марк. 9, 1). Ему хотѣлось удержать то, что, хотя и было въ этомъ вѣкѣ, но на самомъ дѣлѣ ему не принадлежало. Только въ пришествіи Господа во славѣ, мы, такъ всегда съ Господомъ будемъ (1 Ѳес. 4, 17). А здѣсь, на Ѳаворѣ, чудесное видѣніе погасло, и апостолы, сходя съ горы Преображенія, почувствовали себя снова въ непросвѣтленной области князя міра сего, среди бѣсноватыхъ, больныхъ, маловѣрныхъ.

Преображеніе Господне свидѣтельствуетъ намъ о славѣ грядущаго вѣка, открывающейся въ парусіи [1]. Однако само оно включено въ ткань событій Евангельской исторіи и земного служенія Господа Іисуса. Внимательное чтеніе Евангельскаго повѣствованія убѣждаетъ насъ именно въ томъ, что это событіе является въ Его жизни гранью, подобной той, которою явилось явленіе Христа міру въ Крещеніи. Послѣднее съ человѣческой стороны являетъ созрѣвшую волю Христову къ Его служенію, есть какъ бы къ нему посвященіе. Первое же есть свидѣтельство о созрѣвшей волѣ къ страданію, къ восхожденію въ Іерусалимъ для крестной смерти. Господь съ нѣкотораго времени все настойчивѣе начинаетъ подготовлятъ къ этому Своихъ учениковъ, которые противятся по человѣческой немощи этой спасительной волѣ. Въ это подготовленіе включается и сила Пребраженія: «да егда Тя узрятъ распинаема, страданіе уразумѣютъ вольное». Но это явленіе славы Христовой, которая открывается въ Преображеніи, свидѣтельствуетъ о Его прославленіи, уже предсовершающемся чрезъ эту рѣшимость.

Когда на Тайной Вечери Господь таинственно предсовершаетъ съ учениками грядущую крестную смерть Свою, то Онъ свидѣтельствуетъ и о предсовершеніи Славы. Событія отбрасываютъ свѣтъ изъ грядущаго въ прошлое и въ настоящее, уже чреватое этимъ грядущимъ. И въ этомъ смыслѣ предъ Своей страстію Господь говоритъ о славѣ: нынѣ прославися Сынъ Человѣческій, и Богъ прославился о Немъ (Іоан. 13, 31). Такъ же и здѣсъ, еще прежде того, на горѣ Преображенія, явившіеся изъ загробнаго міра, также осіянные предвареніемъ грядущей славы, Моисей и Илія, бесѣдуютъ съ Нимъ объ исходѣ Его въ Іерусалимъ для страданія. И Отецъ пріемлетъ волю Сына къ страданію уже за его свершеніе и ниспосылаетъ «велелѣпную славу», во осѣненіи облака. Какъ при Крещеніи Господа, при сошествіи на Него Святаго Духа, принесся съ неба Отчій гласъ усыновленія: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17), тотъ же гласъ усыновленія и здѣсь раздается изъ облака славы, т. е. при новомъ явленіи силы Святаго Духа, и въ Преображеніи. Съ этимъ можетъ быть сопоставленъ и гласъ Отчій съ неба предъ страстью Христовой о грядущемъ Его прославленіи: и прославихъ и паки прославлю (Іоан. 12, 28). Отецъ вѣнчаетъ славою жертвенную волю Сына и утверждаетъ ее какъ бы новымъ усыновленіемъ. Преображеніе Господне, уразумѣваемое въ этомъ смыслѣ, есть духовно предсовершившееся самозакланіе Сына, согласно волѣ Отца, — сыновнее: да будетъ воля Твоя.

Но что же новое, никогда не бывшее въ мірѣ, открылось при этомъ на горѣ Ѳаворской? Что увидѣла эта гора, и воздухъ, и небо и земля, и вселенная, и изумѣвающіе ученики Христовы? Что былъ этотъ свѣтъ, осіявшій апостоловъ? Это было явное дѣйствіе Духа Святаго, почивающаго на Христѣ и въ Немъ преображающаго тварь. Это было предварительное явленіе «новаго неба и новой земли», преображеннаго, осіяннаго красотою міра. Это было, подобно Богоявленію, откровеніе всей Святой Троицы, — Отца, ниспославшаго Духа Своего на Возлюбленнаго Сына, а въ Немъ и на всю тварь, съ которой соединился Христосъ пріятіемъ человѣческаго естества. Это было явленіе того, чего наступленіе связано лишь съ Воскресеніемъ Христовымъ и грядущимъ всеобщимъ воскресеніемъ. Царство Божіе пророчествуется не словомъ только, но и самымъ дѣломъ. Свѣтъ Ѳаворскій былъ подлиннымъ божественнымъ свѣтомъ, а не зрительнымъ лишь воспріятіемъ апостоловъ, по существу же какъ бы призрачнымъ. Это былъ тотъ же самый свѣтъ осѣненія твари Духомъ Святымъ, который видѣли и являли избранники Божіи, мужи духоносные, нѣкіе святогорцы, св. Симеонъ Новый Богословъ и преп. Серафимъ Саровскій въ наши дни. Отъ Ѳаворскаго свѣта Преображенія возжигали и они свои свѣщи. Церковь посвятила изъясненію этой истины особое вниманіе. Ея предварительное догматическое раскрытіе дано было въ опредѣленіи связанномъ съ т. н. паламитскими спорами (въ Константинопольской церкви 14 вѣка). Косвенно этотъ догматъ о Ѳаворскомъ свѣтѣ, какъ подлинномъ явленіи Божества, есть и догматическое свидѣтельство о силѣ Преображенія Господня, явившаго человѣкамъ «свѣтъ присносущный» Божества (тропарь Преображенія). Это догматическое опредѣленіе, содержитъ въ себѣ не только ту частную мысль, что въ Преображеніи Господнемъ ученики зрѣли подлинное сіяніе Божества, но и еще болѣе общую истину, именно, что свѣтъ Преображенія уже проникъ въ міръ и въ немъ пребываетъ. Совершилось предвареніе мірового преображенія, по силѣ Христова вочеловѣченія и Пятидесятницы Духа Святаго.

Духъ Святый дѣйствуетъ нынѣ въ мірѣ благодатію, которая находится во всей жизни Церкви, въ таинственныхъ Ея дарахъ. Но Онъ присутствуетъ въ мірѣ и Славою, которая до конца этого вѣка пребываетъ сокровенна, однако по волѣ Божіей являетъ себя и нынѣ избранникамъ Божіимъ, какъ явленъ былъ свѣтъ Преображенія троимъ избраннымъ для сего Христомъ отъ среды апостоловъ, — Петру, Іакову и Іоанну. Духъ Святый сошелъ въ міръ и прославленіе міра уже совершилось, хотя еще и не явлено. Однако въ свѣтѣ Ѳаворскомъ, какъ молнія, сверкаетъ для избранныхъ этотъ подлинный грядущій образъ міра. Міръ предстаетъ въ своемъ преображеніи.

Но что же означаетъ это пре-ображеніе? Нѣкую ли перемѣну образа съ отмѣной прежняго, или же его подлинное раскрытіе въ славѣ, въ покоряющемъ, ибо убѣждающемъ, явленіи Красоты? Добро здѣ быти, — добро зѣло. Но именно такъ и сотворенъ міръ смотрѣніемъ Божіимъ, хотя донынѣ еще не явленъ человѣческому созерцанію. Однако, на Ѳаворѣ онъ уже явленъ. И это созерцаніе нетлѣнной, первообразной Красоты, есть радостей радостъ, «Радостъ совершенная». Вотъ почему этотъ праздникъ есть особый день предчувствія радости, праздникъ Красоты. Красота еще не царствуетъ въ этомъ мірѣ, хотя и воцарилась въ немъ чрезъ Боговоплощеніе и Пятидесятницу. Она проходитъ за Христомъ путь своего пропятія, красота распинается въ мірѣ. Она есть красота крестная, въ отношеніи къ которой и говорится объ «исходѣ» на страсть. Но она есть красота. И праздникъ этой крестной Красоты торжествуемъ мы въ день Преображенія Господня.

«Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный». Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Таково греческое именованіе Второго пришествія Господа во славѣ.

Источникъ: Прот. Сергій Булгаковъ. Радость церковная: Слова и поученія. — Парижъ, 1938. — С. 83-85.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0