Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Б

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.)
Веселимся Божественнѣ!

Радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (Іоан. 15, 11).

Пріидите... божественнаго веселія... Царствія Христова пріобщимся (Пасх. Кан. пѣсн. 8, троп. 1-й).

Христосъ Воскресе!

Въ пасхальную ночь, когда крестный ходъ, обойдя храмъ, останавливается передъ закрытыми дверями, въ душахъ проходитъ неуловимое во времени, но духовно значительное мгновеніе нѣкоего недоумѣвающаго, вопрошающаго молчанія: «кто отвалитъ намъ камень отъ двери гроба» (Марк. 16, 3)? и явится ли гробъ пустъ, ибо воскресе Христосъ? И когда отверзаются двери предъ знаменіемъ креста и входимъ въ сверкающій огнями храмъ при пѣніи ликующаго пасхальнаго гимна, сердца наши заливаетъ радость, ибо Христосъ воскресе изъ мертвыхъ. И тогда совершается пасхальное чудо въ душахъ нашихъ. Ибо мы «видимъ Христово воскресеніе». «Очистивъ чувстаія» зримъ «Христа блистающагося» и «приступаемъ исходящу Христу изъ гроба яко жениху». Мы тогда теряемъ сознаніе того, гдѣ мы находимся, выходимъ изъ себя самихъ въ остановившемся времени, входимъ въ субботство «покоя народа Божія» (Евр. 4, 9-10). Въ сіяніи бѣлаго луча пасхальнаго погасаютъ земныя краски, и душа зритъ только неприступный свѣтъ воскресенія: нынѣ вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя. Въ пасхальную ночь подается человѣку въ предвареніи увѣдать жизнь будущаго вѣка, вступитъ въ царство Славы, въ царствіе Божіе. Не имѣетъ словъ языкъ нашего міра, чтобы выразить въ нихъ откровеніе пасхальной ночи, ибо она есть тайна будущаго вѣка, котораго «языкъ — молчаніе». Радость совершенная, подаваемая въ эту ночь по обѣтованію Господа, есть Духъ Святый, являющій намъ волею Отчею Христа воскресшаго. Духъ Святый есть сущая радость во Святой Троицѣ, Отца о Сынѣ и Сына объ Отцѣ, и Онъ есть радость въ насъ о воскресеніи Христовомъ. Имъ зримъ мы воскресшаго Христа, Онъ есть въ насъ Свѣтъ Христова воскресенія. Пасха не есть для насъ одинъ изъ праздниковъ, но «праздниковъ праздникъ, торжество изъ торжествъ». Всѣ двунадесять великихъ праздниковъ даютъ намъ вѣдѣніе Царствія Божія въ дѣлахъ Божіихъ, какъ событіяхъ этого вѣка, Пасха же не есть память о подобномъ событіи, ибо обращена къ вѣку грядущему. Пасха есть на землѣ преддверіе явленія славы, о коей молилъ Отца Христосъ въ первоосвященнической молитвѣ Своей, — небеснаго Іерусалима, который сходитъ въ свершеніе временъ, по пророческому видѣнію, съ неба на землю: свѣтися, свѣтися новый Іерусалиме, слава бо Господня на тебѣ возсія. Пасха есть жизнь вѣчная, состоящая въ боговѣдѣніи и богообщеніи. Она есть правда, миръ и радость о Дусѣ Святѣ. Было первое слово воскресшаго Господа въ явленіи женамъ-мѵроносицамъ: радуйтеся (Матѳ. 28, 9), и слово Его же въ явленіи апостоламъ: миръ вамъ (Лук. 21, 36; Іоан. 20, 19. 29).

Жизнь будущаго вѣка не есть простое отрицаніе этого вѣка съ его уничтоженіемъ, но увѣковѣченіе всего, что въ немъ того достойно, какъ и вѣчность есть не забвеніе или упраздненіе времени, но остановка его измѣичиваго бѣга. Прославленіе твари въ воскресеніи совершается силою Божіею, однако же въ собственной ея жизни подвигомъ самоотреченія. Ибо Воскресеніе Христово происходитъ силою Его вольнаго страданія и крестной смерти: Смертію смерть поправъ. Побѣда надъ смертію совершается изнутри, самою смертію. Жизнь этого міра до конца изживается въ истощаніи смерти Христовой, какъ и смерть, до конца извѣданная и пережитая, уже безсильна Его удержать (Дѣян. 2, 29), ибо она сама въ Немъ истощается: гдѣ твое, смерте, жало? (1 Кор. 15, 55), поглощена смерть побѣдою (1 Кор. 15, 54). Воскресеніе есть не сотвореніе новой жизни, но побѣда надъ смертію въ самой смерти, вѣчная жизнь, возсіявшая изъ смерти, исходящу Христу изъ гроба, яко жениху. Воскресеніе Христово есть поэтому и увѣковѣченіе Его спасительной смерти, которая вѣнчаетъ Его искупительную страсть и весь путь воплощенія. Воскресеніе Христово есть крестное, ибо совершается Крестомъ, силою жертвеннаго подвига любви и послушанія. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое поемъ и славимъ. Въ попраніи смерти, въ побѣдѣ воскресенія крестъ есть основаніе и сила радости воскресной. Блаженство рая хранитъ память о просвѣтленномъ и преодоленномъ страданіи, какъ и свѣтъ есть побѣда надъ «тьмой верху бездны», какъ Божій міръ облекаетъ красою и строемъ «землю пустую и безвидную». Сей вѣкъ сохраняясь преходитъ въ будущій, преображается въ него, какъ преобразилось въ воскресеніи земное тѣло Господа Іисуса. Тѣло воскресшаго Господа хранитъ въ себѣ язвы гвоздиныя и ребро прободенное, какъ свидѣтельство своего самотождества, въ этомъ единствѣ жизни сего и будущаго вѣка и раскрывается сила Христова воскресенія.

Образъ воскресенія начертанъ въ природѣ, и печать его въ весеннемъ ея воскресеніи. Изъ земли послѣ зимняго оцѣпененія весна подъемлетъ живые ростки, острыми иглами выходятъ изъ нея новые побѣги, и они наливаются соками жизни. Весна одѣвается пестрой одеждою воскресенія подъ живящими лучами солнца. И каждая весна природы пророчествуетъ о грядущей веснѣ всего міра. Смерть природы, побѣждается тепломъ жизни, и пасха природы естественно даетъ мѣсто пасхѣ христіанской. И какъ зима труднымъ путемъ своимъ ведетъ къ веснѣ, такъ и въ христіанской жизни дни Четыредесятницы и Страстной седьмицы вводятъ въ св. Пасху. Иногда хотятъ люди избѣжать этого пути, не извѣдавъ, не переживъ Страстной седьмицы. Но ихъ чувства остаются неоткрытыми, въ ихъ душѣ не оказывается свѣчи для возженія пасхальнаго свѣта. Ибо «вчера спогребохся Тебѣ совостаю днесь, — воскресшу Тебѣ, сраспинахся Тебѣ вчера». Блаженъ, кто можетъ въ сердцѣ своемъ повторить эти слова пасхальной пѣсни. Радость есть увѣнчаніе скорби, свѣтъ велій во тъмѣ и сѣни смертней возсіяваетъ, смерть побѣждается смертію, и пасхальное торжество есть духовный плодъ печали и постнаго подвига. Послѣ зимней печали зоветъ душу-невѣсту Женихъ: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя выйди (Пѣсн. 2, 10).

Лучи свѣта Христова воскресенія проницаютъ всю вселенную. Въ немъ живы для насъ и усопшіе, имъ шлемъ мы пасхальное привѣтствіе, какъ вѣсть о воскресеніи, которую они по своему вѣдаютъ. Не одна одушевленная и разумная тварь пріемлетъ силу воскресенія, но вся вселенная воскресаетъ въ тѣлѣ Христовомъ, ликуя радостью пасхальною. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же весь міръ видимый и невидимый». Вѣщему взору явно въ природѣ взыграніе радости пасхальной: и солнце «играющее», и воздухъ, и воды, и растенія озарены лучами божественнаго веселія. Воскресающій духъ человѣческій не можетъ внѣ себя находить мертвѣющую, не воскресшую съ нимъ природу, и онъ зоветъ ее къ Христову воскресенію.

Пасха есть радость евхаристическая. Господь не разлучился отъ насъ въ Вознесеніи, но оставилъ намъ связь съ Нимъ въ св. причащеніи. Вкушая хлѣбъ небесный и чашу жизни, мы осязаемъ являющагося Христа и Его воспѣваемъ тогда гимномъ воскресенія. О, пасха велія и священнѣйшая Христе, о, мудроте и слове Божій, и сила! подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернемъ дни царствія Твоего. Пасхальное торжество уже есть этотъ невечерній день, и радость пасхальная роднится съ радостью причащенія. Вѣрующіе напоены Христомъ, Господь близокъ съ нами, Онъ намъ является, какъ являлся апостоламъ до Вознесенія. Пасха есть нарочитое таинство, подаваемое Церкви Духомъ Святымъ для вѣдѣнія воскресшаго Господа: воскресеніе Христово видѣвше поклонимся Господу Іисусу.

Пасха есть радость о Церкви, ея силою мы обрѣтаемъ себя въ Церкви, въ единой жизни единаго тѣла, тѣла Христова. Что остается обычно только призывомъ и обѣтованіемъ, предстаетъ нынѣ, какъ высшая дѣйствительность. Радость церковная даетъ намъ видѣть другъ друга въ Богѣ и радоваться чрезъ то о ближнемъ своемъ, какъ свойственно любящему о любимомъ. Пасха исполняетъ насъ Духомъ Святымъ, который есть радость любви. Сей даръ подается мужамъ духоноснымъ въ воздаяніе подвига ихъ. Въ душѣ преп. Серафима всегда сіяла Пасха, и пасхальнымъ привѣтомъ: Христосъ воскресе, радость моя, встрѣчалъ онъ приходящихъ. И въ насъ, угрюмо-сумрачныхъ и скупыхъ на ласку, открывается въ эту ночь сердце ликованію любви, въ пасхальномъ цѣлованіи и привѣтномъ благовѣстіи: Христосъ воскресе! Въ этомъ свѣтѣ гаснутъ личныя обиды, исчезаютъ недобрыя чувства. Развѣ любящимъ можно не прощать и развѣ не высшая радость любви прощеніе? Оно уподобляетъ насъ Богу, прощающему блуднаго сына, вѣнчающему его въ брачномъ пирѣ. Пасха есть общее прощеніе въ радости любви. Въ любви пасхальной постигаемъ мы любовь Божію, превосходящую всякое разумѣніе. Въ этомъ свѣтѣ нѣтъ мѣста мраку и тѣни. Въ огнѣ ея все плавится и соединяется. Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ. Рцемъ, братіе, и ненавидящихъ насъ простимъ вся воскресеніемъ. Пылаетъ сердце радостью любви, которою оно горѣло у двухъ учениковъ, когда они видѣли и слышали Его идущимъ съ ними на пути. Се и нынѣ Онъ среди насъ, невидимо видимъ. Аминь.

Источникъ: Прот. Сергій Булгаковъ. Радость церковная: Слова и поученія. — Парижъ, 1938. — С. 67-70.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0