Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

С

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.)
«Животе, како умираеши...»

«Животе, како умираеши? Како и во гробѣ обитаеши?»

Да, Жизнь во гробѣ. Погребенію предается Его израненное тѣло... Послѣ смерти къ Распятому приблизилась любовь погребающая:

«Благообразный опрятаетъ Тя страшно, Спасе... И ужасается образа Твоего страшнаго».

«Красный добротой паче всѣхъ человѣкъ, яко беззраченъ мертвъ является, естество украсивый всѣхъ».

«Мѣры земли положивый, въ маломъ обитаеши гробѣ».

«Землю содержай горстію, умерщвленъ плотію, подъ землею нынѣ заключается».

«Подъ землею скрылся еси якоже солнце нынѣ, и нощію покровенъ былъ еси».

«О чудесъ странныхъ! О вещей новыхъ! Дыханія моего Податель бездыханенъ носится, погребаемъ руками Іосифовыма».

«Іисусе сладкій мой и спасительный Свѣте, како во гробѣ темномъ скрылся еси!»

Надъ Мертвецомъ въ тихой печали склонилась Богоматерь съ мѵроносицами.

«Увы мнѣ, свѣте міра! Увы мнѣ, свѣте мой, Іисусе мой вожделѣнный!»

Въ священномъ ужасѣ опустили крыла свои силы небесныя, пророки въ трепетѣ склонили свои вѣщія хартіи, и преклонилась вся небесная и земная Церковь. Тихо и благоговѣйно приближаются вѣрующіе, преклоняютъ предъ Гробомъ въ глубокой думѣ свѣтящіяся любовью лица свои, и возставляютъ свои свѣты въ пылающемъ множестѣѣ огней у Гроба. Въ торжественной тишинѣ совершается мистерія смерти Бога, Его субботствованіе. Вмѣстѣ съ ними и мы, худые и послѣдніе, дерзаемъ приблизиться къ

«Блаженному Гробу: въ себѣ бо пріимъ яко спяща Содѣтеля, жизни Божественное хранилище показася»,

и къ сему субботствованію Создателя міра:

«седьмый день днесь освятилъ еси, егоже древле благословилъ еси упокоеніемъ отъ дѣлъ...»

«Сія бо есть благословенная суббота... день, въ оньже почи отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ Единородный Сынъ Божій».

Станемъ робко съ предстоящими у Гроба, они не охвергнутъ насъ, ибо и въ насъ тоже горитъ любовь, ибо и мы принесли Ему свѣчу своей темной жизни, возлагаемъ цвѣты отъ всей любви своей и прикасаемся со слезами сердца къ Его ранамъ... Но откуда же здѣсь, въ мѣстѣ печали, эта тихая радость, и, вмѣсто терзанія сердца, сей торжественный миръ, а, вмѣсто мрака, серебрится тихое сіяніе свѣта? Откуда это   б л а ж е н с т в о   скорби, и какъ ужасъ снятія   с о   к р е с т а   смѣняется побѣдностью свершенія?   С о в е р ш и ш а с я!   Да, здѣсь совершилась крестная побѣда, и свидѣтельствуется она въ нашихъ сердцахъ радостію неизреченной, радостью   с н я т і я   со креста, торжествомъ этой смерти крестной и ранъ: ликующей полнотой этой жертвы любви,   в с е   понесшей и   в с е   отдавшей, и самую жизнь...

А еще нѣсколько часовъ назадъ міръ весь переживалъ судороги смерти. Померкло солнце, не вынеся мірового отчаянія, и разодралась завѣса храма, созданнаго для освященія земли, послѣ того, какъ на ней совершилось христоубійство, вкусилъ крестную смерть Жизнодавецъ. Никогда не было и не будетъ въ мірѣ такого отчаянія, угасанія всяческихъ смысловъ, въ возстаніи на Бога и Христа Его. Тварь возмятежилась противъ Создателя и восхотѣла убить Его, дать торжество князю міра, и Онъ отдался этой смерти, не воспротивился ей... И на Него, Кроткаго и Смиреннаго сердцемъ, принесшаго міру откровеніе Божественной любви, обрушилась вся ненависть, чуждость, непониманіе, равнодушіе, малодушіе, измѣна, предательство, превосходящая всякую мѣру жестокость и злоба. Его поносили, мучили, бичевали, разрывали Его тѣло ранами гвоздиными и, наконецъ, повѣсили Его на крестѣ умирать въ страшныхъ мученіяхъ, въ оставленности и одиночествѣ, какъ бы въ удѣлъ отчаянію во всемъ Своемъ дѣлѣ и во всемъ человѣчествѣ. Ученики разбѣжались, — Іуда предалъ, и Петръ отрекся, — и только одинъ единственный остался у креста. Народъ, внимавшій Его ученію, принимавшій дары Его чудотвореній, съ ненавистью обратился на Него, и немногіе вѣрные лишь біеніемъ себя въ грудь и слезами способны были отозваться на происходящее. И послѣдней скорбью, переполнившей чашу Его страдацій, были муки Матери, которой оружіе проходило сердце, вонзаясь и въ умирающее сердце Сына, —  Е я   крестное истощаніе:

«Ныне пріими мя съ Тобою...

Да сниду во адъ съ Тобою и азъ: не оставь мене едину, уже бо жити не терплю, не видяше Тебе, сладкаго моего свѣта...

Радость мнѣ николиже отселе прикоснется рыдающи глаголаше Непорочная; Свѣтъ мой и Радость моя во гробъ зайде: но не оставлю Его единаго, здѣ же умру и погребуся съ Нимъ...»

Такова была эта ночь міра и агонія его. Отъ смертныхъ судорогъ останавливалось сердце міра, и, казалось, только смерть, погруженіе во тьму небытія, могла положить ей конецъ.

И смерть пришла, конецъ страданія. Но она не сдѣлалась торжествомъ небытія, а явилась побѣдою жизни. Ея тьма озарена лучащимся свѣтомъ, мертвое молчаніе исполнено полнозвучной тишины, ея скорбь погасла въ сіяніи Жизни во гробѣ. И воинство церковное преклоняется и торжествуетъ торжество побѣдившей, ибо до конца все отдавшей и все пріявшей, любви, оно тѣснится вокругъ Богаматери. Она уже познала, въ глубинахъ своего страданія, что пройденъ единственный путь къ послѣдней побѣдѣ Жизни надъ смертью.

«О, како утаися отъ Тебе бездна щедротъ, Матери въ тайнѣ изрече Богъ: тварь бо Мою хотя спасти, изволихъ умрети, но и воскресну.

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробѣ... Возстану бо и прославлюся».

Въ сердцѣ воцаряется субботній покой, послѣдняя достовѣрность, и становится ему вѣдомо, что тамъ, за вратами смерти, совершается изъ этого гроба:

«Іисусе Христе, Царю всѣхъ, что ища къ сущимъ во адѣ пришелъ еси? Или родъ свободити человѣческій?»

Воистину, Онъ пришелъ на землю для спасенія человѣческаго рода:

«На землю нисшедъ, да спасеши Адама: и на земли не обрѣтъ его, Владыка, до ада снизшелъ его ища.

Якоже пшеничное зерно, зашедъ въ нѣдра земная, изобильный воздалъ сего класъ, возставивъ человѣки, сущія отъ Адама.

Зерно двоерасленное жизнеподательное въ нѣдра земли сѣется со слезами днесь, но прозябнувъ міръ обрадуетъ.

Да Твоея славы все исполниши, сшелъ еси въ преисподняя земли: отъ Тебе бо не скрыся мой во Адамѣ составъ, и погребенъ бывъ, истлѣвша мя обновляеши, Человѣколюбче.

Разрушися пречистый храмъ, но съ собою возставляетъ падшую скинію, ко Адаму бо первому вторый Адамъ, въ вышнихъ живый, сниде даже и до адовыхъ хранилищъ».

Господь, пребывающій во гробѣ, проходитъ путь и загробной, жертвоприносящей любви, свѣтъ невечерній Богоявленія озаряетъ тьму смертную.

У гроба Господня прикасаемся къ   т а и н с т в у   с м е р т и.   Свѣтомъ этого гроба озарена каждая христіанская кончина, какъ упокоеніе о Господѣ. Свѣтлая тишина и говорящее молчаніе, откровеніе смерти, возвѣщается у гроба любимыхъ, и успокоенное отъ зноя земного небесной прохладой тѣло посылаетъ намъ вѣсть о мірѣ нездѣшнемъ. И знаменіе этой жизни въ смерти, какъ умираніе въ жизни, есть крестъ Господень, крестная жизнь и крестная смерть.

«Якоже левъ уснувъ плотію, Спасе, яко нѣкій скименъ младъ возстаеши, отложивъ старость плотскую» [1].

Примѣчанія:
[1] Всѣ тексты заимствованы изъ богослуженія Великой Субботы (каноны и похвалы).

Источникъ: Прот. С. Булгаковъ. «Животе, како умираеши...» // Ежемѣсячный религіозно-нравственный журналъ «Сергіевскіе листки». — Paris: Изданіе Братства имени преп. Сергія Радонежскаго при Православномъ Богословскомъ Институтѣ въ Парижѣ, 1937. — № 103. — С. 2-5.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0