Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

N

Запрещаетъ-ли Христосъ Спаситель христіанамъ участіе въ войнѣ. Можно-ли воевать съ большевиками.

(Печатается по опредѣленію Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія 28 Іюня – 11 Іюля 1919 года).

Русскій народъ переживаетъ нынѣ страшную годину междоусобной гражданской войны, жертвами которой пали уже сотни тысячъ русскихъ людей.

На нашихъ глазахъ происходитъ величайшая въ народѣ борьба съ темными силами зла, носители котораго являются такъ называемые соціалисты-большевики. Ихъ противо-государственное и противо-христіанское ученіе раздѣлило русскій народъ на двѣ непримиримыя другъ съ другомъ части.

На одной сторонѣ стоятъ вѣрные сыны Родины, которые желаютъ и стремятся къ тому, чтобы Россія попрежнему осталась Единой и Великой. Они стремятся къ тому, чтобы въ Россіи царствовали миръ и порядокъ, чтобы каждый гражданинъ имѣлъ возможность трудиться и пользоваться плодами своихъ трудовъ, чтобы всѣмъ жилось привольно, спокойно и безопасно, чтобы всѣ и каждый уважали законъ и права другихъ, чтобы всѣ повиновались законной власти, чтобы вѣровали и молились Богу такъ, какъ каждому повелѣваетъ его совѣсть.

На другой сторонѣ стоятъ измѣнники и предатели своей Родины, для которыхъ фантастическія международныя предпріятія, такъ называемаго «Интернаціонала» важнѣе и выше, чѣмъ дѣла родной страны и родного народа, для которыхъ Единая и Великая Россія — пустой звукъ. Они изгоняютъ изъ жизненнаго обихода христіанскую религію. Они все полезное для общественной жизни разрушили и разрушаютъ, не создавая вмѣсто того, ничего новаго. Имъ сильно хочется превратить Россію въ какое-то невѣдомое и нигдѣ еще не существовавшее соціалистическое государство, гдѣ люди вопреки разнообразнымъ природнымъ способностямъ, будто-бы всѣ будутъ равны и при томъ всѣ люди такъ сразу перемѣнятся изъ злыхъ въ добрыхъ, что каждому будетъ предоставлена полная свобода жить и дѣйствовать такъ, какъ ему желательно и т. д.

Исповѣдующіе такое несоотвѣтственное природѣ человѣческой и неосуществимое въ жизни ученіе, люди, захвативъ въ концѣ 1917 года насиліемъ верховную власть въ Россіи, начали издавать новые законы, вводить неслыханные до сихъ поръ порядки. Вмѣсто правильной общественной жизни вышли страшныя беззаконія и безпорядки, отъ которыхъ наша нѣкогда могучая и славная Родина въ короткое время пришла въ полное смятеніе и разстройство.

Возвѣщенныя ими свобода, равенство и братство людей остались на словахъ. Всѣхъ лучшихъ русскихъ людей, любящихъ свое отечество, новые правители начали гнать и преслѣдовать, отнимать имущество, заключать въ тюрмы и предавать смертной казни. Вѣру въ Бога они объявили предразсудкомъ, вѣрующихъ христіанъ и особенно православное духовенство и монашество начали преслѣдовать и убивать, храмы Божіи и монастыри грабить и осквернять, святыя мощи угодниковъ Божіихъ выбрасывать изъ гробницъ, совершеніе службы Божіей въ храмахъ и крестные ходы запрещать. Обложили высокими налогами святые иконы, натѣльные кресты, запретили преподавать въ школахъ Законъ Божій и прочее.

Никому изъ добрыхъ и вѣрующихъ въ Бога людей не стало возможности жить и спокойно работать. Соціалисты-большевики все перевернули вверхъ дномъ въ жизни нашего отечества, опозорили и предали его на посмѣяніе и поруганіе нашимъ врагамъ, убили лучшихъ сыновъ народа, поругались надъ его христіанской совѣстью, вѣрой и святынями.

Какъ же вѣрующіе православные христіане должны относиться къ этимъ злодѣямъ и издѣвательствамъ? Должны ли они стать на защиту Родины и своихъ гонимыхъ и умертвляемыхъ братьевъ, или должны спокойно взирать на совершающіеся ужасы и предоставить злодѣямъ безнаказанно продолжать опустошенія и раззореніе Отечества? Вправѣ ли сынъ стоять сложа руки, когда враги на его глазахъ убиваютъ его отца или матерь?

Нынѣ нерѣдко встрѣчаются люди, которые говорятъ, что Христосъ запретилъ Своимъ послѣдователямъ всякое сопротивленіе врагамъ вооруженной силой и что поэтому нельзя христіанамъ вступать въ ряды войскъ, ведущихъ борьбу съ большевиками, тѣмъ болѣе, что среди большевиковъ много русскихъ братьевъ по крови и языку. Такія сужденія ясно показываютъ, что высказывающіе ихъ люди сочувствуютъ большевикамъ и потому всячески стараются облегчить имъ побѣду надъ правительственными войсками. И своими рѣчами они нерѣдко смущаютъ малодушныхъ или трусливыхъ людей. Мы разсмотримъ дѣло по существу.

Вѣрно ли, что Христосъ запрещаетъ Своимъ послѣдователямъ участвовать въ войнѣ?

Если мы раскроемъ слово Божіе, то увидимъ, что Христосъ Спаситель нигдѣ, никогда и никому не говорилъ, что быть воиномъ грѣшно. Напротивъ изъ Евангельскихъ событій мы можемъ убѣдиться, что Господь не считалъ воинскаго званія препятствіемъ для спасенія. Прочтите Евангеліе отъ Матѳея стихи 5-13 главы 8, гдѣ разсказывается объ исцѣленіи слуги Капернаумскаго сотника, по нашему офицера. Тамъ увидите, что воинское званіе не воспрепятствовало ему получить отъ Самого Господа великую похвалу за свою глубокую вѣру. Этого вѣрующаго офицера-язычника Господь Іисусъ Христосъ прямо поставилъ въ примѣръ всему народу израильскому: «истинно говорю вамъ, и въ Израилѣ не нашелъ Я такой вѣры», — сказалъ Спаситель. Прочтите также главу 10 книги Дѣяній Апостольскихъ, гдѣ разсказывается о призваніи къ вѣрѣ во Христа кесарійскаго сотника Корнилія. Вы увидите, что воинское званіе не воспрепятствовало ему удостоиться явленія Ангела Божія, увѣровать во Христа и получить благодатные дары Св. Духа. Припомнимъ также, какое наставленіе Св. Іоаннъ Предтеча далъ воинамъ, которые приходили къ нему на Іорданъ вмѣстѣ съ прочими іудеями. Онъ не осудилъ ихъ воинскаго званія, а только повелѣлъ: «никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своимъ жалованіемъ» (см. Еванг. отъ Луки, гл. 3 ст. 14). Далѣе. Кому неизвѣстно, что среди древнихъ христіанскихъ мучениковъ не мало было людей воинскаго званія, которымъ это званіе не препятствовало вѣровать во Христа, вести святую жизнь и получить милость отъ Господа. Таковы, напримѣръ, почитаемые Церковью Св. Великомученики Георгій Побѣдоносецъ (23 Апрѣля), Іоаннъ воинъ (30 Іюля), Ѳеодоръ Стратилатъ (21 Февраля), Савва Стратилатъ (24 Апрѣля), Андрей Стратилатъ (19 Августа) и др. Послѣдніе три называются Стратилатами, потому-что они были военачальниками. И наша Русская Церковь кромѣ многихъ военныхъ вождей, ублажаетъ святого воина друженника Меркурія Смоленскаго (24 Ноября), а также иноковъ Ослябя и Пересвѣта, которыхъ благословилъ на ратное дѣло самъ великій Сергій Радонежскій (25 Сентября).

Изъ Евангелія мы видимъ, что Спаситель считалъ войну бѣдствіемъ, которому, по попущенію Божію, люди подвергаются въ наказаніе за свою грѣховную жизнь. Однако Христосъ Спаситель смотрѣлъ на войну, какъ на зло неизбѣжное въ жизни человѣческой. Раскрывая передъ Своими учениками картину испытаній которымъ должны подвергнуться люди предъ вторымъ пришествіемъ Его и кончиной міра, Христосъ говоритъ: «услышите о войнахъ и о военныхъ слухахъ. Смотрите не ужасайтесь, ибо надлежитъ всему тому быть» (см. Евангел. отъ Матѳея, гл. 24. ст. 6).

Если Господь признаетъ войны неизбѣжными въ жизни человѣческой, такъ, что онѣ не прекратятся до окончанія міра, то неизбѣжно въ нихъ участіе христіанскихъ народовъ. Мы знаемъ, что въ каждой войнѣ есть непремѣнно правая и неправая сторона. Многія войны начинались съ великой цѣлью освобожденія угнетенныхъ народовъ. Такова, напримѣръ, была война Россіи съ Турціей въ 1877-78 гг. Война эта была вызвана невѣроятными звѣрствами турокъ надъ славянскими народами Балканскаго полуострова. Такова именно и нынѣшняя гражданская война, когда доблестныя сибирскія, чехо-словацкія и южно-русскія войска встали на защиту угнетаемаго большевиками русскаго народа. Участіе въ этой войнѣ не только не грѣшно, но и представляетъ собой величайшій христіанскій подвигъ. Вспомнимъ, что говоритъ Христосъ Спаситель въ Евангеліи: «нѣтъ больше той любви, какъ если кто душу свою положитъ за друзей своихъ» (Евангел. Іоанна 15, 13). Идя на брань съ врагами мира и порядка, мучителями и убійцами невинныхъ и беззащитныхъ людей, воинъ Христовъ исполняетъ именно то, что заповѣдалъ намъ Христосъ, то есть величайшій подвигъ самоотверженной христіанской любви, гдѣ человѣкъ жертвуетъ своей жизнью за спасеніе своего ближняго. На полѣ брани павшій съ вѣрою во Христа воинъ есть христіанскій мученикъ.

Поэтому воины христолюбивые и всѣ русскіе граждане, призываемые нынѣ въ ряды арміи для борьбы съ большевиками, врагами и мучителями нашей Родины, не слушайте смущающихъ васъ злонамѣренныхъ рѣчей. Знайте, что на слово Божіе и сатана ссылался, когда въ пустынѣ искушалъ Христа Спасителя (Еванг. Матѳея, гл. 4 ст. 6). Евангельская истина показана намъ въ жизни христіанской Церкви.

Врагъ всячески добивается торжествовать для себя.

Да не будетъ сего. Идите съ крестомъ на груди и съ оружіемъ въ рукахъ на предателей и мучителей народа. Если среди противниковъ и есть русскіе, то знайте, что они отреклись отъ вѣры во Христа и отъ Церкви Святой, стали на сторону заклятыхъ враговъ Россіи и перестали быть православными русскими людьми. Помните слово Христово: «Кто не со Мною, тотъ противъ Меня, и кто не собираетъ со Мною, тотъ расточаетъ» (Еванг. Луки, гл. 11 ст. 23). «Кто Церкви не послушаетъ, да будетъ тебѣ какъ язычникъ и мытарь» (Ев. Матѳея, гл. 18 ст. 17).

«Препояшь себя по бедру мечемъ твоимъ, сильный, славою твоею и красотою твоею. И въ семъ украшеніи твоемъ поспѣши, возсядь на колесницу ради истины и кротости и правды и десница твоя покажетъ тебѣ дивныя дѣла» (Псал. 44 ст. 4 и 5).

Источникъ: Запрещаетъ-ли Христосъ Спаситель христіанамъ участіе въ войнѣ. Можно-ли воевать съ большевиками. (Печатается по опредѣленію Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія 28 Іюня – 11 Іюля 1919 года). — Б.м., 1919. — 6 с.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0