Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

N

Бесѣда на Богоявленіе.

(Во время оно) пріиде Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ ко Іоанну, креститися отъ него (Матѳ. 3, 13).

Кратко нынѣшнее Евангельское чтеніе: но великое событіе оно раскрываетъ, и научаетъ насъ высочайшимъ истинамъ. Просто повѣствованіе Богодухновеннаго Евангелиста; но неисчерпаемая глубина таинъ скрывается въ простыхъ словахъ его. Послушаемъ, братія, со вниманіемъ, и размыслимъ съ благоговѣніемъ о томъ, что возвѣщаетъ намъ благовѣстникъ Христовъ о Богоявленіи іорданскомъ, дабы тѣмъ достойнѣе и радостнѣе прославлять намъ нынѣ Христа Бога нашего и Его спасительное явленіе міру.

Тогда пріиде Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него (ст. 13), благовѣствуетъ св. Матѳей. Когда пришелъ Іисусъ на Іорданъ? — Евангелистъ не показываетъ опредѣленно, а указываетъ только на обстоятельства времени, и говоритъ: тогда или во время оно. Когда же — тогда? — Въ то время, когда Іисусъ, по рожденіи своемъ, около тридцати лѣтъ прожилъ въ Назаретѣ галилейскомъ, въ смиренной неизвѣстности, приготовляясь къ совершенію великаго служенія спасенію рода человѣческаго; когда предопредѣленное время приготовленія рода человѣческаго кончилось; когда, но предвѣчному опредѣленію, надлежало явиться спасенію среди міра; когда, по крайней мѣрѣ, избранные сыны Израиля восклонили главы свои, и съ вожделѣнными надеждами ожидали пришествія обѣтованнаго сына Давидова, Царя израилева; когда, какъ предсказалъ прозорливый Исаія, въ странахъ іорданскихъ уже слышался гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень: правы творите стези Его (Матѳ. 3, 4). И вотъ вѣстникъ Его, св. Іоаннъ Предтеча предшествуетъ съ проповѣдію покаянія; устрояетъ путь предъ лицемъ Его, приготовляетъ вѣрныхъ рабовъ къ срѣтенію давно-обѣтованнаго и давно-ожиданнаго Спасителя міра.

Тогда приходитъ Іисусъ отъ Галилеи... Кто приходитъ? — Іисусъ, обѣтованный Ангелъ Завѣта, Царь неба и земли, которымъ какъ въ началѣ все сотворено, такъ и донынѣ все сохраняется въ бытіи и управляется, — Царь, предъ которымъ со страхомъ и трепетомъ покланяются Херувимы и Серафимы. Откуда приходитъ? — Изъ Галилеи, изъ такой страны, гдѣ издавна Израильтяне жили въ смѣшеніи съ язычниками, и были предметомъ презрѣнія для Іудеевъ; — изъ Назарета, — изъ такого незначительнаго города, отколѣ не ожидали Іудеи и обыкновеннаго пророка (Іоан. 1, 45). Куда приходитъ? — На Іорданъ ко Іоанну, креститися отъ него. Кто не удивится, представивъ въ мысляхъ тайну сего Божескаго уничиженія? Приходили ко Іоанну Іудеи окрестныхъ странъ, чтобы слушать его проповѣдь и креститься отъ него водою покаянія. И вотъ среди ихъ приходитъ къ Іоанну безгрѣшный и всесвятый Богъ! «Съ рабами Господь, съ виновными Судія идетъ креститься. Кто неподивится сему» [1]? И не имѣлъ ли причины Предтеча Господень отрекаться отъ исполненія воли Грядущаго ко крещенію?

Іоаннъ же, продолжаетъ Евангелистъ, возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ? (Матѳ. 3, 14). Какъ бы такъ говорилъ проповѣдавшій крещеніе покаянія: «Ты Богъ мой; Ты Творецъ мой; Ты Спаситель мой; по Твоему милосердію и по дару Твоей благодати уповаю получить отпущеніе грѣховъ и наслѣдовать спасеніе; Ты меня долженъ крестить Духомъ Святымъ и содѣлать наслѣдникомъ обѣтованнаго царствія: и какъ же Ты, мой Господи, хочешь, чтобы дерзнулъ я крестить Тебя?»

Отвѣщавъ же Іисусъ рече къ нему: остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всякую правду. Тогда остави Его (Матѳ. 3, 15). Іисусъ говоритъ въ отвѣтъ Іоанну: «остави, не препятствуй сему совершиться такъ, какъ Я хочу». Іоаннъ хотѣлъ поступить, какъ прилично было человѣку, сознающему свое недостоинство и ничтожество предъ Богомъ, Спасителемъ міра; а Іисусъ дѣлаетъ такъ, какъ предопредѣлено быть сему въ совѣтѣ Божіемъ. Тако бо, говоритъ Онъ, подобаетъ намъ исполнити всякую правду. Іисусъ Христосъ послѣ говорилъ о себѣ: яко снидохъ съ небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Іоан. 6, 38). Что было предопредѣлено отъ Отца, то и творилъ Онъ: предопредѣлено было Ему родиться въ Виѳлеемѣ, очищеніе принять во Іерусалимѣ, спасаться отъ гоненія Иродова бѣгствомъ во Египетъ, до явленія міру пребывать въ Назаретѣ, — и все такъ исполнилось. Предопредѣлено было струямъ іордановымъ освятиться погруженіемъ въ нихъ Владыки и Господа Іисуса, Источника чистоты и святости, и Іисусъ хочетъ, чтобъ Іоаннъ крестилъ Его, чтобы такъ исполнилось опредѣленіе Божіе, и ничего не оставалось безъ исполненія: тако бо подобаетъ намъ исполнити всякую правду. И Іоаннъ не дерзаетъ болѣе прекословить волѣ Создавшаго всяческая.

Для чего же угодно было Богу, чтобы Іисусъ Христосъ принялъ крещеніе отъ Іоанна? — Богомудрые отцы и учители Церкви видѣли здѣсь великую бездну премудрости и благости Господа Іисуса и Бога Отца, такъ все предопредѣлившаго. Іисусъ какъ родился и жилъ до сего времени въ смиреніи, такъ и теперь являетъ свое смиреніе: будучи Господомъ и Владыкою всяческихъ, пріемлетъ Онъ крещеніе отъ Своего раба и творенія. Іисусъ прежде жилъ въ послушаніи Закону, и теперь пріемлетъ крещеніе отъ руки Іоанна на ряду съ грѣшниками, какъ подзаконный. Но какъ Богъ во плоти, Онъ погружается въ водахъ Іордана не для Себя, но чтобы освятить воды, оправдать крещеніе Іоанна и возвысить оное въ новозавѣтное спасительное таинство. Іисусъ, пріемля крещеніе отъ Іоанна, чрезъ это самое всѣхъ призываетъ и обязываетъ къ сему таинству: ибо если Спаситель и Богъ нашъ благоволилъ креститься, то кто можетъ сказать, что ему крещеніе не необходимо? — Далѣе, — вотъ являются великія чудеса: отверзается небо, нисходитъ Духъ Божій въ видѣ голубя, и слышится гласъ Бога Отца, свидѣтельствующій о возлюбленномъ Сынѣ Его.

И крестився Іисусъ, взыде абіе отъ воды, и се отверзошася Ему небеса, и видѣ Духа Божія сходяща яко голубя, и грядуща на него. И се гласъ съ небеси глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 16-17).

«Естественно, что народъ, — какъ учитъ святый Златоустъ, — почиталъ Іоанна гораздо выше Іисуса Христа: ибо тотъ всю жизнь свою проводилъ въ пустынѣ, былъ сынъ Архіерея, носилъ столь чудную одежду, призывалъ всѣхъ ко крещенію, и сверхъ того родился отъ неплодной; а Іисуса за то, что Онъ произошелъ отъ незнатной отроковицы (ибо рожденіе отъ Дѣвы не было всѣмъ извѣстно), воспитывался въ домѣ, обращался со всѣми, и носилъ обыкновенную одежду, почитали меньшимъ, еще не зная ничего объ оныхъ тайнахъ, извѣстныхъ Іоанну. Крещеніе отъ Іоанна еще болѣе могло утверждать ихъ въ семъ мнѣніи». Но вотъ смиреніе Іисуса является въ Божественномъ величіи: великія знаменія ясно показываютъ, что Онъ не человѣкъ, а Богочеловѣкъ, не рабъ, а Господь; не грѣшникъ, имѣющій нужду въ очищеніи, а Святый святыхъ, очищающій и спасающій грѣшниковъ, истинный Богъ и Спаситель міра.

И се отверзошася Ему небеса. Какъ это было или являлось, мы не можемъ объяснить: ибо Евангелистъ повѣствуетъ о чудѣ, превышающемъ не только силы человѣческія, по и силы всей сотворенной природы. Для насъ довольно знать, что это — чудо, а не обыкновенное явленіе. Зналъ это, безъ сомнѣнія, Іоаннъ Креститель, знали и тѣ изъ народа, готовившагося принять крещеніе, кои достойны были видѣть тайны спасенія и познать Христа Спасителя.

И видѣ Духа Божія сходяща яко голубя и грядуща на Него. Кто видѣлъ Святаго Духа, сходяща на Іисуса въ видѣ голубя? — Видѣлъ, безъ сомнѣнія, самъ Іисусъ, видѣлъ Его Креститель, которому было предсказано: надъ негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на немъ, той есть крестяй Духомъ Святымъ (Іоан. 1, 33); видѣлъ и народъ, имѣвшій очи видѣть, дабы познать ему во Іисусѣ обѣтованнаго Спасителя, и во Іоаннѣ — только Его пророка, предтечу. «Духъ Святый, — объясняетъ Златоустый, — сошелъ въ видѣ голубя, дабы низвести гласъ на Іисуса и показать всѣмъ, что послѣдующія слова: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, — изречены не объ Іоаннѣ Крестителѣ, но объ Іисусѣ крестившемся».

Да не подумаетъ кто, будто Іисусъ теперь только получаетъ Святаго Духа. Нѣтъ, Онъ по Божеству — едино съ Богомъ Отцемъ и Всесвятымъ Духомъ, и по человѣчеству — отъ самаго зачатія былъ осѣняемъ Святымъ Духомъ: ибо сказано было преблагословенной Дѣвѣ: Духъ Святый найдетъ на тя и Сила вышняго осѣнитъ тя. Для чего-же, спросишь, Святый Духъ сходитъ теперь на Іисуса? — Для того, чтобъ ислолнилось предсказаніе, данное Іоанну: надъ негоже узриши Духа сходяща, — той есть крестяй Духомъ Святымъ. Для того, какъ уже сказано было, чтобы во Іисусѣ познали Сына Божія, Спасителя міра. Для того, чтобы всѣ видѣли, что теперь настаетъ день спасенія; ибо царствіе Божіе приблизилось; а видъ голубя предзнаменовалъ кротость и смиреніе Царя сего царства, Христа Іисуса. Для того, чтобы, въ самомъ началѣ Новаго Завѣта, тайна Святыя Троицы, древле подъ образами сокровенная, явственно и какъ бы осязательно открылась, бывъ постигаема и видѣніемъ и слухомъ. Для того, наконецъ, чтобы вѣрующіе и крещаемые знали, что и на нихъ въ крещеніи нисходитъ Духъ Святый и пребываетъ въ нихъ, Своими дарами запечатлѣвая ихъ союзъ съ Богомъ Отцемъ и Господомъ Спасителемъ.

Послѣ чуда, постигаемаго взоромъ, совершается новое чудо, пріемлемое слухомъ. И се гласъ съ небесе глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17). Сошествіе Святаго Духа въ видѣ голубя, еще не вполнѣ открывало тайну Божественнаго величія Іисуса: Духъ Святый невидимо сходилъ древле на Пророковъ и послѣ, въ день Пятидесятницы, сошелъ на Апостоловь въ видѣ огненныхъ языковъ; но ни первые ни послѣдніе не были подобны Іисусу, и вотъ о Его несравненномъ величіи свидѣтельствуетъ самъ Богъ Отецъ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Богъ Отецъ называетъ Іисуса Христа Сыномъ возлюбленнымъ, какъ въ Писаніи не называется ни одинъ Пророкъ, ни одинъ Апостолъ, ни одинъ праведникъ. Такое названіе усвояется только Единородному Сыну Божію, Сыну по существу, а не по усыновленію, не по благодати, Сыну, совѣчному Богу и равно безпредѣльному, а не сотворенному. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Какъ бы такъ Богъ Отецъ вѣщалъ съ небесе: сей Іисусъ, на котораго сошелъ съ небесъ Духъ Святый въ видѣ голубя, не есть ни пророкъ, ни одинъ изъ праведниковъ, но Единородный Сынъ Мой, равный Мнѣ по существу, истинный Богъ, прежде сложенія міра предопредѣленный Спаситель міра, къ коему, какъ къ возлюбленному Сыну, Я имѣю полное благоволеніе.

Такъ, по предвѣчному совѣту Божію, въ послѣднее время ясно открылась тайна Святыя Троицы! Богъ Сынъ приходитъ на Іорданъ креститься отъ Іоанна; Богъ Духъ Святый нисходитъ изъ отверстыхъ небесъ на Сына въ видѣ голубя; Богъ Отецъ свидѣтельствуетъ о возлюбленномъ Единородномъ Сынѣ Своемъ. Такъ торжественно свыше возвѣщается вступленіе Іисуса Христа въ служеніе спасенію рода человѣческаго! Такъ — сими чудными знаменіями призываются человѣки къ вѣрѣ въ Спасителя міра, къ принятію Его ученія и св. таинствъ!

Такъ, братія, въ тайнѣ крещенія Богочеловѣка Іисуса предъизображена тайна крещенія и каждаго христіанина: ибо каждый вѣрующій въ Іисуса Христа крестится во имя Святыя Троицы; для вѣрующаго чрезъ крещеніе отверзаются небеса, и онъ вступаетъ въ таинственное благодатное единеніе со Отцемъ, Сыномъ и Святымъ Духомъ. Такъ, воспоминая славу Христа Іисуса, явленную при Его крещеніи, вспомнимъ и удержимъ въ мысляхъ и сердцѣ ту славу, къ которой всѣ мы призваны крещеніемъ Христовымъ: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Блюдемъ убо достойно ходити нашего званія о Христѣ Іисусѣ, со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ терпяще другъ другу любовію: тщащеся блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Ефес. 4, 1-3). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Златоуст. на Матѳ. бесѣд. 12. 1.

Источникъ: Бесѣда на Богоявленіе. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Е. Фишера. — 1849 г. — Часть I. — С. 1-8.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0