Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

N

Слово на Рождество Христово (1846 г.) [1].

Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Его: Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка (Ис. 9, 6).

Такъ Богопросвѣщенный Исаія изобразилъ обѣтованнаго міру Спасителя болѣе, нежели за семь столѣтій до Его рожденія въ мірѣ, нынѣ Церковію прославляемаго. Избранный Богомъ народъ окруженъ былъ въ то время тяжкими обстоятельствами, и, по предсказанію того же тайнозрителя, за свои беззаконія долженъ былъ ожидать новыхъ бѣдствій. Пророкъ въ утѣшеніе и подкрѣпленіе вѣры избранныхъ, по откровенію Божію, предсказываетъ, что бѣдствія и страданія народа не всегда будутъ продолжаться, но нѣкогда угнѣтенные и презрѣнные отъ враговъ сыны Израилевы увидятъ освобожденіе, — но не столько отъ внѣшнихъ бѣдствій, сколько отъ ихъ причины, то есть отъ рабства грѣховнаго, — увидятъ свѣтъ благодатной свободы. Людіе, ходящіи во тьмѣ, говоритъ онъ, видѣша свѣтъ велій: живущіи во странѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсіяетъ на вы (Ис. 9, 2). Когда это будетъ и какъ совершится? Пророкъ отдаленное и ожидаемое изображаетъ, какъ близкое и совершающееся, и, открывая тайну воплощенія Сына Божія и спасеніе міра чрезъ Него, говоритъ: отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Его: Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка.

Дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ, Богъ Израилевъ! Дивна Его премудрость и благость! Дивно человѣколюбіе Божіе! Смотрите, какой свѣтъ вѣдѣнія раскрывается въ словахъ пророка, просвѣщеннаго Духомъ Божіимъ! Божественныя свойства Спасителя, которыя раскрылись по явленіи Его міру, и донынѣ раскрываются, онъ, за многія столѣтія до явленія Его во плоти, изображаетъ такъ ясно, какъ будто повѣствуетъ о томъ, что уже совершилось и что видѣлъ онъ своими очами.

Сей ветхозавѣтный Евангелистъ говоритъ: отроча родися намъ, Сынъ дадеся намъ. — Богъ, нарицающій не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17), и будущее избраннымъ Своимъ даетъ видѣть, какъ совершившееся: ибо предъ Нимъ, Всевѣдущимъ, нѣтъ ни прошедшаго, ни будущаго, но все какъ настоящее. Потому пророкъ, созерцая во свѣтѣ Божественнаго всевѣденія тайну отъ вѣчности предопредѣленнаго воплощенія Сына Божія, о событіи, сокровенномъ въ отдаленной будущности, говоритъ уже какъ о совершившемся: отроча родися намъ, Сынъ дадеся намъ. И раскрытіемъ будущаго въ настоящемъ времени, повтореніемъ раскрываемаго и присвоеніемъ себѣ — родися намъ, пророкъ показываетъ свою несомнѣнную увѣренность въ истинѣ предсказываемаго событія. Отроча родися намъ, Сынъ дадеся намъ. О томъ-же Сынѣ Еммануилѣ говоритъ онъ здѣсь, о Которомъ прежде сказалъ, открывая обѣтованіе, какъ знаменіе обѣщаннаго спасенія отъ враговъ, угрожавшихъ раззореніемъ Іерусалиму. Предъ царемъ Ахазомъ и его подданными говорилъ Пророкъ: дастъ Господь Самъ вамъ знаменіе: се дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ Сына, и наречеши имя Ему Еммануилъ, что значитъ съ нами Богъ (Ис. 7, 14). А здѣсь Пророкъ, какъ-бы изъясняя кратко сказанную истину о вочеловѣченіи Бога, говоритъ: «сіе обѣтованное Отроча, или сей Сынъ родился для насъ, дарованъ намъ для нашего спасенія», — и далѣе изображаетъ Его Божественныя свойства, раскрывшіяся въ самомъ Его рожденіи и послѣ. Сынъ дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его, — «дарованъ намъ Сынъ, у Котораго начальство, или власть на раменахъ Его»; — Который хотя еще отрокъ, но по наслѣдству, какъ потомокъ Давидовъ, и по Божественному величію Своему, какъ Сынъ Божій, имѣетъ право и силу великой власти или начальства.

И нарицается имя Его: Чуденъ, — говоритъ далѣе пророкъ. Отроча, родившееся для насъ, Сынъ, дарованный намъ, нарицается и есть чудный. Онъ чуденъ и прежде рожденія, и въ рожденіи, и во всемъ земномъ Своемъ служеніи спасенію рода человѣческаго. Чуденъ прежде рожденія, какъ обѣтованный Спаситель, — ибо Онъ отъ начала міра былъ предметомъ спасительной Вѣры и ожиданій, предметомъ благоговѣйнаго удивленія и радостныхъ надеждъ для всѣхъ чаявшихъ избавленія отъ проклятія и смерти, какъ Агнецъ, въ предопредѣленіи Божіемъ предвѣчно закланный за грѣхи рода человѣческаго; — и былъ краеугольнымъ камнемъ всего ветхозавѣтнаго домостроительства Божія. — Чуденъ въ рожденіи; ибо многія чудесныя событія окружали рождество Христово, какъ то: предсказаніе Ангела праведной четѣ, Захаріи и Елизаветѣ, — сверхъ чаянія по ихъ преклонности въ лѣтахъ, — о зачатіи и рожденіи отъ нихъ Іоанна, предтечи Христова; благовѣствованіе Ангела Пресвятой Дѣвѣ о безсѣменномъ зачатіи и рожденіи отъ Нея, наитіемъ Святаго Духа, Сына Вышняго, Еммануила; поклоненіе Богомладенцу Іисусу отъ восточныхъ волхвовъ, приведенныхъ къ Виѳлеему чудесною звѣздою; благовѣстіе Ангела о рожденіи Спасителя пастырямъ Виѳлеемскимъ и явленіе имъ въ тоже время сонма Ангеловъ, славящихъ Бога; многознаменательное прославленіе Бога праведнымъ Сѵмеономъ по принятіи имъ на свои руки Божественнаго младенца; сохраненіе Божественнаго младенца чрезъ наставленіе Ангела отъ покушеній на жизнь Его, предпринятыхъ нечестивымъ Иродомъ. — Чуденъ Іисусъ и во всемъ земномъ служеніи Своемъ: Онъ явилъ Себя такимъ въ великихъ и дивныхъ дѣлахъ Своихъ, которыя совершилъ, сверхъестественно подавая здравіе больнымъ, зрѣніе слѣпымъ, слухъ глухимъ, способность ходить хромымъ и разслабленнымъ, повелѣвая вѣтрамъ, насыщая множество народа малымъ количествомъ хлѣба, воскрешая мертвыхъ. Чуднымъ явилъ Онъ Себя въ уничиженномъ состояніи Своемъ, во время земной жизни, и особенно среди страданій и въ смерти на крестѣ: ибо превыше всякаго другаго чуда дивно, какъ Сынъ Божій, Единосущный Отцу и Святому Духу, истинный и всесовершенный Богъ, умалилъ Себе, зракъ раба пріимъ, воспринявъ естество человѣческое, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти крестныя (Флп. 2, 7-8).

Нарицается имя Его: — Совѣтникъ. Наименованіе совѣтника, принадлежитъ Іисусу Христу по несравненному превосходству Его ученія; ибо, по предсказанію того-же пророка, на Немъ почилъ Духъ премудрости и разума, Духъ совѣта (Ис. 2, 2). Онъ открылъ Бога людямъ и совѣтъ Божій о спасеніи людей, и показалъ путь ко спасенію. Бога никтоже видѣ нигдѣже, учитъ возлюбленный ученикъ Христовъ, Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, той исповѣда (Іоан. 1, 18), — ни Отца кто знаетъ, говоритъ Самъ Христосъ, токмо Сынъ и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27). Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже пріидетъ ко Отцу токмо Мною (Іоан. 14, 3). Христосъ Спаситель никого не принуждаетъ противъ воли къ принятію Своего ученія, подобно строгому Законодателю, но какъ кроткій и смиренный сердцемъ Учитель, или Совѣтникъ призываетъ людей къ принятію Его спасительнаго ученія, какъ легкаго и благаго бремени. Какъ благій Пастырь, кротко взываетъ Онъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 29-30). Отселѣ видите, что у пророка наименованіе — Совѣтникъ тоже значитъ, что и Учитель какъ и Сынъ Божій Самъ присвоялъ Себѣ наименованіе Учителя по преимуществу, когда говорилъ Своимъ ученикамъ: вы же не нарицайтеся учители; единъ бо есть вашъ Учитель Христосъ (Матѳ, 23. 8).

Нарицается имя Его: — Богъ крѣпкій. Богомъ крѣпкимъ Исаія называлъ Спасителя и ниже, говоря прообразовательно объ обращеніи ко Христу лучшей части Израильтянъ: и обратится останокъ Іаковль къ Богу крѣпкому (10, 21). Іоаннъ Креститель, проповѣдуя объ Іисусѣ, также говорилъ о Немъ: грядый по мнѣ крѣплій мене есть (Матѳ. 3, 11). И сила проповѣди Іисуса Христа, и Его чудотворенія свидѣтельствовали о Немъ, какъ Богѣ крѣпкомъ, всемогущемъ: но особенно такимъ Онъ явилъ себя въ смерти и по воскресеніи. Ибо среди крестныхъ страданій Его, для засвидѣтельствованія Божественнаго величія Его, земля поколебалась и солнце померкло, гробы отверзлись и многіе мертвецы возстали изъ гробовъ. Въ то время, какъ тѣломъ пребывалъ во гробѣ, Онъ, какъ Богъ крѣпкій, душею нисходилъ во адъ и, могуществомъ Божества Своего сокрушивъ врата ада, извелъ на свободу всѣхъ узниковъ его, чаявшихъ избавленія по вѣрѣ въ обѣтованнаго Спасителя. Какъ Богъ крѣпкій, въ третій день по смерти воскресъ Онъ изъ мертвыхъ, сокрушивъ державу смерти, яко, по слову Апостола, не бяше можно держиму быти Ему отъ нея (Дѣян. 2, 24), въ четыредесятый день по воскресеніи съ прославленнымъ тѣломъ вознесся на небо и возсѣлъ одесную Бога Отца, а въ пятидесятый низпослалъ отъ Отца всесвятаго Духа Утѣшителя. Въ низпосланіи Святаго Духа и Іоаннъ Креститель указывалъ особенное преимущество Спасителя, какъ Бога крѣпкаго, когда говорилъ: грядетъ крѣплій мене во слѣдъ мене… Азъ убо крестихъ вы водою: тойже креститъ вы Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8).

Нарицается имя Его: — Князь мира, Отецъ будущаго вѣка: вотъ великія преимущества Сына Вышняго, дарованнаго намъ! Князь мира, то есть, Начальникъ мира, великій Миротворецъ, или Примиритель. Такъ Іисусъ Христосъ называется потому, что Онъ примирилъ и донынѣ примиряетъ людей съ Богомъ и между собою, какъ Искупитель и какъ Единый вѣчный Ходатай Бога и человѣковъ. Бывшіе далеко отъ Бога и отъ общества вѣрующихъ чрезъ вѣру въ Іисуса Христа приближаются къ Богу и соединяются въ одно тѣло Церкви Христовой. Такъ писалъ Апостолъ къ увѣровавщимъ Ефесеямъ: нынѣ о Христѣ Іисусѣ вы бывшіе иногда далече, близъ бысте кровію Христовою. Той бо есть миръ нашъ сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый, да примиритъ обоихъ во единомъ тѣлѣ Богови крестомъ, убивъ вражду на немъ… Зане тѣмъ имамы приведеніе обои во единомъ Дусѣ ко Отцу (Ефес. 2, 13. 14. 16. 18). Также присвояется Іисусу наименованіе — Отецъ будущаго вѣка, то есть, Владыка будущаго вѣка. Этимъ наименованіемъ пророкъ показываетъ, что Сынъ Божій, Спаситель міра, есть вѣчный Глава и Царь Своего благодатнаго царства и всего міра, въ духѣ отеческой любви управляющій сынами Своего царства, а равно и предопредѣленный Судія живыхъ и мертвыхъ по праву Богочеловѣческихъ заслугъ Своихъ. Христосъ о Себѣ Самомъ училъ: вся Мнѣ предана суть Отцемъ Моимъ (Матѳ. 11, 29); дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18). Отецъ не судитъ никомуже, но судъ весь даде Сынови, — и область даде Ему и судъ творити, яко Сынъ человѣчь есть (Іоан. 5, 22. 27).

Прозорливый Исаія, сказавъ: Князь мира, Отецъ будущаго вѣка, далѣе самъ раскрываетъ обширное значеніе сихъ наименованій, говоря такъ: и веліе начальство Его, и мира Его нѣсть предѣла на престолѣ Давидовѣ, и на царствѣ Его, исправити е, и заступити его въ судѣ и правдѣ, отъ нынѣ и до вѣка, — то-есть — «широтѣ начальства Его и миру нѣтъ предѣла. Это — на престолѣ Давида и на царствѣ Его, — къ утвержденію его судомъ и правдою, отъ нынѣ и до вѣка». Благодатное царство Іисуса Христа распространилось во всѣ концы вселенной и не ограничивается никакими предѣлами мѣста или времени; миръ въ немъ господствующій, какимъ наслаждаются истинные члены его, — истинные Христіане, превосходнѣе всякаго обыкновеннаго мира или согласія; сей миръ Божій, по Апостолу, превосходяй всякъ умъ (Флп. 4, 7), — превыше всякаго ума. Іисусъ Христосъ въ словахъ пророка изображается наслѣдникомъ престола и царства Давидова, потому что Онъ, по человѣчеству, произошелъ отъ сѣмене Давидова, и благодатное царство Его возникло и распространилось изъ останка царства Давидова, по слову того-же пророка: отъ Сіона бо изыдетъ законъ, и Слово Господне изъ Іерусалима (Ис. 2, 3). Притомъ, праведный царь Давидъ былъ образомъ обѣтованнаго царя Мессіи, и его побѣдоносное обширное царство представляло собою образъ великаго, непобѣдимаго царства Христова, которое основано и стоитъ судомъ и правдою Іисуса Христа, осужденнаго за грѣхи міра и Своею смертію пріобрѣтшаго роду человѣческому оправданіе и всѣ блага новой жизни, благодатной. О семъ наслѣдованіи Іисусомъ престола Давидова и о вѣчности Его царства Ангелъ Господень предсказалъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи, благовѣствуя о безсѣменномъ зачатіи отъ Нея, обѣтованнаго Сына, Еммануила: се зачнеши во чревѣ, говорилъ ей Ангелъ, и родиши Сына и наречеши имя Ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется: и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида Отца Его: и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 31-33).

Объ исполненіи словъ пророческихъ свидѣтельствуетъ Исторія Христовой Церкви отъ начала ея и донынѣ и будетъ свидѣтельствовать до скончанія міра, всегда возвѣщая о величіи Христа Спасителя, Князя мира и Отца будущаго вѣка. Нынѣ своими очами видимъ мы это, сами участвуя въ торжествѣ Церкви во славу Христа Бога нашего: ибо не иное что дѣлаетъ Она въ сей день, какъ торжественно прославляетъ и благодаритъ Бога Отца, даровавшаго міру Своего Сына, славитъ и благодаритъ Сына Божія, Іисуса Христа, ради нашего спасенія благоволившаго родиться въ Виѳлеемѣ, Своимъ ученіемъ и дѣлами утвердившаго на землѣ царство благодати и мира, — славитъ и благодаритъ Господа Іисуса, какъ Чуднаго, великаго Благодѣтеля, просвѣтившаго міръ, примирившаго землю съ небомъ, человѣка съ Богомъ, сохраняющаго и управляющаго Божественною державою Свое благодатное царство.

Пророкъ Исаія въ заключеніе пророчества присовокупилъ: ревность Господа Саваоѳа сотворитъ сія (ст. 7). Ревность то-же значитъ здѣсь у пророка, что и великая любовь, то-есть, «великое человѣколюбіе Божіе совершитъ сіе». Пророкъ изъясняетъ, почему Богъ такъ устроитъ, или устроилъ, что родился для насъ на землѣ Сынъ Божій, Іисусъ, ознаменовался великими чудесами, просвѣтилъ избранныхъ свѣтомъ Своего ученія, и, какъ всесильный Богъ, сокрушилъ адъ, попралъ смерть, отворилъ врата въ рай, воскресъ и во славѣ вознесся на небо, низпослалъ Всесвятаго Духа Утѣшителя, водворилъ благодатный миръ и утвердилъ на землѣ царство благодати до скончанія міра. Все сіе, говоритъ пророкъ, совершилось не по заслугамъ рода человѣческаго, или избраннаго народа, но единственно по любви Бога Отца къ роду человѣческому. Такъ и Спаситель училъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Святый Ап. Іоаннъ писалъ: о семъ явися любы Божія въ насъ, яко Сына Своего Единороднаго посла Богъ въ міръ, да живи будемъ Имъ (1 Іоан. 4, 9).

Сія ревность Господа воинствъ такъ ясно открыла древле чрезъ пророковъ будущія благодѣянія Божіи, и, въ опредѣленное время совершивъ чрезъ Сына Божія спасеніе рода человѣческаго, создала благодатную Церковь на землѣ, утвердила въ ней Духомъ Святымъ, какъ семь столповъ, семь спасительныхъ таинствъ, распространила сіе царство благодати во всѣхъ концахъ вселенной, и ограждаетъ Церковь Христову, силою Духа, такъ крѣпко, что, по слову Спасителя, врата адовы не одолѣютъ ей.

Сія ревность Господа воинствъ сотворила то, что и мы родились и пребываемъ въ нѣдрахъ Церкви, созданной и хранимой Іисусомъ Христомъ, озаряемся свѣтомъ ученія Его, видимъ очами вѣры преславныя дѣла Его, черпаемъ, каждый по мѣрѣ пріемлемости своей, живую воду изъ источниковъ спасительныхъ таинствъ Его; видимъ блага мира, дарованнаго миротворцемъ Іисусомъ не только внутри насъ, но и внѣ насъ, въ умиротвореніи человѣчества — въ семействахъ, обществахъ и государствахъ, гдѣ только находитъ себѣ мѣсто благодатный миръ Христовъ; — видимъ владычество Царя Іисуса въ славѣ Его благодатныхъ законовъ, въ величіи дѣлъ Духа Его, во всѣ времена совершавшихся и совершающихся въ Церкви Его, въ силѣ и крѣпости Его царства, распространеннаго по всѣмъ странамъ міра и побѣдоносно преодолѣвающаго всѣ усилія ада.

Сія ревность Господа воинствъ, творя все сіе, хочетъ, чтобъ мы, бывъ куплены цѣною крови Сына Его и призваны въ царство Христово, будучи просвѣщаемы, питаемы, хранимы и руководствуемы благодатію Святаго Духа, всегда чтили Сына, какъ и Отца, помнили и прославляли Его благодѣянія, всегда соблюдали Его заповѣди, любили Его, о всемъ просили Его, и уповали на Него. Отъ сего зависитъ нашъ миръ, наша радость, наше истинное счастіе во времени и блаженство въ вѣчности; Богъ Отецъ для того и далъ Сына своего, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный.

Да будетъ слава и благодареніе и поклоненіе Превѣчному Богу Отцу и Его Сыну, Спасителю и Царю нашему, и всесвятому Духу, Подателю всѣхъ даровъ благихъ, отъ насъ и отъ всѣхъ земнородныхъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Говорено въ Московской Каѳедральной церкви Чудова монастыря, Декабря 25 дня 1846 года.

Источникъ: Слово на Рождество Христово. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Е. Фишера. — 1848 г. — Часть II. — С. 383-393.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0