Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Прот. Меѳодій Авдашкевичъ
Поученіе въ недѣлю о самарянкѣ.

Въ церковно-богослужебныхъ книгахъ нынѣшній воскресный день называется недѣлею о самарянынѣ. По уставу св. Церкви, сегодня во время совершаемой литургіи прочитывается евангельская бесѣда Господа нашего Іисуса Христа съ самарянкою. Размыслимъ хотя кратко о евангельскомъ словѣ Христа Спасителя: «Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися»; другими словами — «Богъ есть духъ: и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ» (Іоан. 4, 24).

Основываясь на этихъ словахъ Божественнаго Учителя, многіе изъ христіанъ и даже цѣлыя христіанскія общества ложно держатся того мнѣнія, будто при служеніи Богу, при богопочитаніи не требуется внѣшнихъ знаковъ. Эти мнимые христіане разглагольствуютъ, будто не нужны ни крестныя знаменія, ни колѣнопреклоненія, ни опредѣленныя молитвословія, ни вообще та или иная богослужебная обрядность. По ихъ суетному сужденію, достаточно будто бы одного духовно-молитвеннаго настроеніи и обращенія къ Богу. Но мы изъ св. Евангелія знаемъ, что Самъ Господь Спаситель преподалъ намъ образецъ молитвы, заповѣдавъ при этомъ: «егда молитеся, глаголите: Отче нашъ, Иже на небесѣхъ...» (Лук. 11, 2-4). Мы знаемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, не имѣвшій нужды учиться молитвѣ у кого-либо, Самъ молился словами Псалмопѣвца даже въ столь великія и священныя минуты, когда, напримѣръ, страдалъ на крестѣ (Матѳ. 27, 46; Псал. 21, 2). Намъ хорошо извѣстно, что Христосъ Спаситель посѣщалъ іерусалимскій храмъ, называя его «домомъ Отца Своего» (Іоан. 3, 16) и «домомъ молитвы» (Марк. 11, 17), совершалъ пасхальные и другіе обряды, преклонялъ колѣна и повергался лицомъ на землю, когда молился Отцу Небесному. Равнымъ образомъ Господь Спаситель не осуждалъ и не отвергалъ тѣхъ, которые Ему кланялись, падали къ ногамъ Его, цѣловали ихъ и обливали горячими слезами, прося у Него милости и помощи; напротивъ, Господь принималъ все это съ явнымъ благоволеніемъ. Почему же такъ было и быть должно? Да потому, что душа и тѣло такъ тѣсно соединены въ природѣ человѣческой, что сильныя состоянія души непремѣнно выражаются въ явленіяхъ тѣла. Нужда высказывается въ поклонахъ, скорби и болѣзни — въ тяжкихъ вздохахъ, чувство радости и довольства — въ благодарныхъ словахъ и поступкахъ. Почти каждый знаетъ все это по личному опыту, знаетъ, что «отъ избытка сердца невольно говорятъ уста». И всякій православный христіанинъ знаетъ, что внѣшнее богослуженіе составляетъ естественное и необходимое выраженіе богослуженія внутренняго, духовнаго, что оно средство нравственнаго укрѣпленія и освященія. На этомъ основаніи всякій истинно-вѣрующій убѣжденъ, что внѣшность и обрядность церковная должна существовать пока существуетъ единая, святая, соборная и апостольская Церковь Христова, пока процвѣтаетъ на землѣ благодатное царство Христово.

Такъ чтó же послѣ сего означаютъ слова Господа Іисуса Христа: «Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоинъ кланятися»? Чтобы истинно и вѣрно понимать это ученіе Христово, для этого нужно знать, кому, по какому поводу и съ какою цѣлью оно сказано.

Господь Іисусъ Христосъ, проходя однажды мимо самарянскаго города Сихема-Сихаря, остановился у колодезя Іаковлева. Ученики Христовы пошли вь городъ купить съѣстныхъ припасовъ, а Господь Учитель остался отдохнуть у колодца. Спустя немного времени, приходитъ сюда самарянка за водою. Господь проситъ у нея напиться. Просьба Господа удивляетъ самарянку, ибо іудеи избѣгали общенія съ самарянами. Тогда Спаситель разъясняетъ самарянкѣ, что, если бы она знала, Кто говоритъ съ нею, она не только напоила бы Его, но и сама попросила бы у Него той живой воды, которая пьющимъ ее сообщаетъ жизнь вѣчную. Подъ этой живой водой Христосъ Спаситель разумѣетъ Свое евангельское ученіе и благодатные дары Святаго Духа, черезъ Него подаваемые и приводящіе людей къ вѣчному спасенію.

Изъ дальнѣйшей бесѣды Господа самарянка убѣждается, что говоритъ съ нею Сердцевѣдецъ. Тогда самарянка обращается къ Нему съ просьбою разрѣшить давнишній споръ іудеевъ съ самарянами: гдѣ слѣдуетъ поклоняться Богу — въ Іерусалимѣ ли, какъ утверждали іудеи, или на самарійской горѣ Гаризимъ, какъ было желательно самарянамъ. На этотъ вопросъ Господь Спаситель и отвѣчаетъ самарянкѣ, что до нѣкотораго времени, до пришествія Мессіи на землю, только поклоненіе Богу въ Іерусалимѣ было истиннымъ богопочитаніемъ; но наступаетъ и уже настала пора, когда вѣрующіе будутъ молиться Богу и славить Его не въ Іерусалимѣ только и не только на горѣ самарійской. Тутъ же Господь Іисусъ Христосъ и сказалъ самарянкѣ: «Духъ есть Богъ: и иже кланяется Ему, духомъ и истиною достоитъ кланятися».

Евангельское ученіе Христово гласитъ, слѣдовательно, что поклоненіе Богу, какъ безпредѣльно-совершенному Существу духовному, не привязывается къ одному лишь мѣсту, хотя бы и наиболѣе священному, и не заключается въ одной лишь обрядности, хотя бы законной и правильной. Служа Богу въ многоразличныхъ мѣстахъ, надо служить Ему истинно; покланяясь Богу посредствомъ установленій обрядовыхъ, должно покланяться Ему и духовно: «сія же подобаше творити и онѣхъ не оставляти» (Матѳ. 23, 23).

Конечно, поклоненіе и служеніе Богу должно заключаться не въ одномъ лишь механическомъ выполненіи внѣшнихъ обрядовъ. Но вникните въ дѣло вы, мнящіе себя просвѣщенными христіанами, вѣрнѣе же, легкомысленные и злонамѣреные враги православной церковности и рабы модной житейской обрядности! Посмотрите на христіанина-младенца по разумѣнію истинъ христіанства. Онъ съ искреннимъ усердіемъ спѣшитъ къ честному кресту, къ окропленію освященною водою. Онъ съ горячею любовію цѣлуетъ св. иконы, нетлѣнныя мощи святыхъ. Въ этихъ дѣйствіяхъ его выражается высоко-религіозное чувство, умиляющее всякую чистую христіанскую душу. А ваша осуетившаяся душа небрежна и невнимательна къ святынѣ. Онъ взираетъ на распятіе Господа, и слезы сокрушенія о грѣхахъ и раскаянія текутъ изъ его очей. А вы остаетесь равнодушными при видѣ крестной жертвы Спасителя. Онъ при пѣніи «Иже Херувимы…», «Тебе поемъ…», при чтеніи «Вѣрую, Господи, и исповѣдую…» истово молится, повторяетъ слова церковныхъ молитвъ, преклоняетъ колѣна, кладетъ земной поклонъ. А вы, кичливо мечтая, что своимъ жалкимъ умомъ постигли существо истинъ вѣры, остаетесь безъ всякаго религіознаго выраженія. И такъ далѣе проведите, если угодно, сравненіе между своими и его поведеніемъ и отношеніемъ къ религіозной святынѣ, къ таинствамъ св. Церкви, ко храму Божію. И вы увидите, что въ его душѣ чистая вѣра и дѣтская любовь къ Богу, а въ вашей душѣ пусто и холодно. Скажи-те же по совѣсти, чтó болѣе цѣнно предъ Всевидящимъ Богомъ — ваша ли фарисейская холодность, или безхитростное чувство осуждаемаго вами богомольца? И намъ невольно припоминается моливенный возгласъ Христа Спасителя: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаилъ» тайны царствія Своего «отъ мудрыхъ и разумныхъ и открылъ» ихъ «младенцамъ» (Лук. 10, 21).

Итакъ, кто же молится Богу духомъ? — Кто, произнося слова молитвы, произноситъ ихъ отъ всей души; кто, изображая на себѣ крестное знаменіе, видитъ предъ собою распятаго Спасителя міра; кто, преклоняя голову и колѣна, предаетъ себя св. волѣ Божіей; кто, предстоя тѣломъ предъ св. иконами, предстоитъ и духомъ предъ Господомъ Спасителемъ, Богоматерью и святыми; кто при совершеніи безкровной евхаристической жертвы мысленно созерцаетъ Голгоѳскую жертву Сына Божія: тотъ и молится Богу духомъ.

А кто покланяется Богу истиною? — Тотъ, у кого душа во время молитвы проникнута тою вѣрою и любовію, тѣми мыслями и чувствами, тѣми надеждами и желаніями, какими дышатъ молитвы, составленныя св. богоносными отцами Церкви; — тотъ, кто, по выраженію церковной пѣсни, «стоя во храмѣ» Божіемъ, «на небеси стояти мнитъ»; — тотъ, кто, называя Бога Отцомъ, любитъ Его, благоговѣетъ предъ Нимъ, повинуется Ему, исполняетъ св. волю Его, какъ добрый покорный и послушный сынъ Его св. Церкви православной.

Будемъ, по примѣру благочестивыхъ предковъ нашихъ, по наставленію святоотеческому и по заповѣди апостольской покланяться Господу и «прославлять Бога въ тѣлахъ нашихъ и въ душахъ нашихъ» (1 Кор. 6, 20). Тогда только мы будемъ «истинными поклонниками» (Іоан. 4, 23) Отцу Небесному, Ему же со Единороднымъ Сыномъ Его и Духомъ Святымъ подобаетъ поклоненіе, честь и слава во вѣки вѣковъ.

Источникъ: Собраніе статей, словъ и рѣчей Протоіерея Меѳодія Авдашкевича. — Тифлисъ: Электропечатня Х. Г. Хачатурова, 1914. — С. 15-18.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0