Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій и Коломенскій († 1819 г.)

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій. Въ мірѣ Алексѣй Васильевичъ, родился 6 марта 1766 г., сынъ священника московской церкви св. Димитрія Солунскаго на Ильинкѣ. Рано осиротѣлъ и остался на попеченіи брата. Образованіе получилъ въ Перервинской семинаріи и Заиконоспасской моск. академіи. По окончаніи академіи былъ учителемъ, сначала грамоты, потомъ класса риторики въ семинаріи. Еще въ семинаріи онъ снискалъ къ себѣ благоволеніе тогдашняго московскаго митрополита Платона, который все время слѣдилъ за его научнымъ развитіемъ и способствовалъ его занятіямъ. Съ 1792 г. проходилъ должность префекта семинаріи и профессора философіи, въ 1794 г. принялъ монашество и былъ рукоположенъ во іеромонаха, а потомъ былъ назначенъ и ректоромъ семинаріи. Въ 1798 г. назначенъ архимандритомъ можайскаго Лужецкаго монастыря, съ половнны 1801 г. сталъ настоятелемъ московскаго Богоявленскаго монастыря, а съ конца этого же года — настоятелемъ Заиконоспасскаго монастыря и ректоромъ духовной академіи. Въ 1803 г. Августинъ вызванъ въ Петербургъ, въ началѣ 1804 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго и остался викаріемъ у митрополита Платона… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово въ день Рождества Іисуса Христа, и въ день воспоминанія избавленія Церкви и державы Россійскія отъ нашествія Галловъ и съ ними двадесяти языкъ. Говорено 1814 года.

Богъ съ небеси; возноситесь отъ земли! Богъ на земли; восходите въ небеса! Богъ въ пеленахъ; расторгните узы грѣха! Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14); плотяные, возродитесь духомъ! Христосъ раждается, славите! — Гласъ хваленія нашего соединивъ со гласомъ силъ небесныхъ, хвалящихъ рождшагося Господа, возопіемъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ (Лук. 2, 14)!

Христосъ раждается; — и умиротворяетъ всяческая, аще ли земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20). Небеса, доселѣ не внимавшія воздыханіямъ смертныхъ, отверзаются, чтобы изліять правду на сыны осужденія. Земля, пораженная проклятіемъ, пріемлетъ благословеніе отъ Вышняго. Человѣкъ примиряется Богу и соединяется съ Нимъ. Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ!

Но празднуя во псалмѣхъ и пѣснѣхъ духовныхъ миръ небесный, землѣ дарованный, миръ Бога съ человѣкомъ, се торжествуемъ вожделѣнный миръ и человѣковъ съ человѣками, народовъ съ народами! Умолкли громы браней; убійственный мечь почилъ во влагалищѣ своемъ; угасло пламя опустошительной войны; остановились потоки крови; возвратился толико желанный миръ; возсіяло ведро безопасности и тишины; Цари и народы покоятся въ нѣдрахъ обилія и блаженства. Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ!

Велій еси, Господи! дивна дѣла Твоя, и ни единоже слово довольно будетъ къ пѣнію чудесъ Твоихъ! — Великъ Богъ въ дѣлѣ спасенія человѣческаго рода отъ ада и смерти, и возведенія онаго въ блаженство и славу небесную. Но кто не познаетъ, кто не исповѣдуетъ Божіей силы и благости и въ дѣлѣ спасенія какъ Церкви, такъ любезнаго отечества нашего отъ нашествія вражія? Кто не прославитъ неизреченныхъ милостей Его, яже удиви надъ нами, толико укрѣпивъ силы наши въ толь упорной и кровопролитной брани, толико прославивъ Христа Своего, великаго во владыкахъ земныхъ Александра?

Воображая то блаженное состояніе, которое получилъ человѣкъ въ началѣ бытія своего, и взирая на тѣ бѣдствія и страданія, какія постигли его послѣ, не можемъ не восчувствовать, сколь ужасны слѣды паденія его. Разумъ его помраченъ, сердце развращено, болѣзни, горести и несчастія непрестанно преслѣдуютъ его въ пути жизни; наконецъ смерть, разрушая тѣлесный составъ его, преселяетъ его въ вѣчность, туда, гдѣ долженъ онъ испытать всю жестокость того наказанія, какое заслуживаетъ тварь, оскорбившая Творца, гдѣ долженъ онъ страдать и мучиться вѣчно безъ надежды помилованія. Подавляемый тяжестію толикихъ золъ, кто не испуститъ вздоховъ? кто не изліетъ потоковъ слезъ? кто въ мучительной горести не возопіетъ: почто данъ есть сущимъ въ горести свѣтъ, и сущимъ въ болѣзнехъ душамъ животъ (Іов. 3, 20)! — Господи! почто въ ту самую минуту, когда человѣкъ простеръ дерзкую руку къ запрещенному плоду, почто не воззвалъ Ты его: Адаме, Адаме, гдѣ еси (Быт 3, 9)? Почто не удержалъ его отъ преступленія еще при началѣ покушенія на оное? Почто не озарилъ его Божественнымъ свѣтомъ Своимъ, когда угасалъ свѣтъ разума его? Почто не направилъ сердце его на стезю правды, когда оно только хотѣло уклониться отъ оной? — Неужели Богъ не могъ или не хотѣлъ сотворить сего? — Онъ рекъ морю: доселѣ дойдеши, и не прейдеши, и въ тебѣ сокрушатся волны твоя (Іов. 38, 11). Ярящееся море вѣчно повинуется всемощному гласу Его, и сыпкій песокъ есть неразрушимый оплотъ океана, разрушающаго кремнистыя горы. — Благость Божія не имѣетъ предѣла. И нынѣ, когда проклята земля въ дѣлѣхъ человѣческихъ, когда осуждена произращать намъ терніе и волчцы, и нынѣ еще сколь прекрасенъ міръ, сколь обиленъ благами и нужными и пріятными для насъ, сколь щедръ и милостивъ Господь! — Почто убо попустилъ Богъ, чтобъ человѣкъ лишился рая сладости, чтобъ изгнанъ былъ въ землю проклятія, во страну грѣха и смерти? — Но ахъ! кто можетъ противъ отвѣщати Богови? Еда не имать власти скудельникъ на бреніи (Рим. 9, 20-21)? — Кто уразумѣ умъ Господень? или кто совѣтникъ Ему бысть (Рим. 11, 34)? Богъ, яко всевѣдущій, предвидя паденіе человѣка, конечно не восхотѣлъ бы и создать его, ежели бы по благости и премудрости Своей въ превѣчномъ совѣтѣ не опредѣлилъ спасти его.

Но что я говорю? Богъ попустилъ пасть человѣку для того, чтобъ открыть ему путь къ бóльшему блаженству, нежели какое имѣлъ онъ до паденія; чтобъ озарить его бóльшею славою, нежели какою сіялъ онъ, изшедши изъ рукъ Творческихъ. Такъ, мы болѣе пріобрѣли во Христѣ, нежели сколько потеряли во Адамѣ. Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Человѣкъ въ началѣ бытія своего былъ святъ, мудръ и блаженъ яко Ангелъ; но въ пакибытіи, оправданный благодатію Христовою, онъ облекается святостію Того, Который и во Ангелахъ нѣчто стропотное усмотрѣ, Который есть Святый святыхъ. Пріявъ умъ Христовъ, онъ постигаетъ, чтó широта и долгота и глубина и высота (Ефес. 3, 18) таинъ Божіихъ, тѣхъ таинъ, въ няже и Ангели желаютъ приникнути. Облекшись во Христа, онъ пріобщается величія и славы Божіей. Ихже предъувѣдѣ, тѣхъ и предъустави сообразныхъ быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многихъ братіяхъ: — а ихже предъустави, тѣхъ и призва. А ихже призва, сихъ и оправда: а ихже оправда, сихъ и прослави (Рим. 8, 29-30) — О неизглаголанное чудо! — Тварь, неблагодарная Творцу, сдѣлалась столь драгоцѣнною для Него, что истощилъ Онъ на нее всю любовь Свою, и предалъ единороднаго Сына Своего ради спасенія ея; рабъ, непокорный Владыкѣ, усыновляется Ему; преступникъ, осужденный на смерть, сталъ наслѣдникомъ вѣчнаго живота; недостойный царь земли, лишенный владычества надъ оною, получилъ царство въ небеси. — Возлюбленный учениче превѣчнаго Слова, таинниче небесный! какое восхитительное зрѣлище ты открываешь намъ? Я вижу чадъ Адамовыхъ отверженныхъ отъ лица Божія, осужденныхъ на вѣчную смерть; я вижу сѣдящихъ въ превыспреннихъ на престолѣхъ своихъ, соцарствующихъ Христу Сыну Божію; слышу ихъ глаголющихъ: хвалимъ Тя, Господи, Боже Вседержителю, Иже сый, и бѣ, и грядый, яко пріялъ еси силу Твою великую, и воцарился еси (Апок. 11, 17). — Змій прельститель! гдѣ побѣда, гдѣ торжество твое? Твоя хитрость, твоя злоба не только не погубила человѣка, но паче разверзла глубину премудрости и благости Божіей, которыя въ самомъ паденіи человѣка сокрыли для него зародышъ высочайшаго блаженства, и учинили его общникомъ Божескаго величія и славы. Дѣти Адамовы! въ началѣ бытія своего вы были превосходнѣйшее твореніе рукъ Божіихъ; но въ пакибытіи вы сынове Божіи, наслѣдницы Богу, снаслѣдницы Христу (Рим. 8, 17). О глубина богатства и премудрости и разума Божія! Неиспытани судове Его, и неизслѣдовани путіе Его (Рим. 11, 33).

Но какими путями Богъ содѣлалъ человѣка наслѣдникомъ небеснаго царствія и основалъ Царство Свое на земли, тѣми же возвышаетъ и человѣческія царства, чтобъ утвердить въ нихъ Царство Свое, Царство Христово.

Возлюбленный Богу Израиль стонетъ во Египтѣ подъ игомъ жестокія работы; странствуетъ въ непроходной и безплодной пустынѣ; палимъ зноемъ, истаеваетъ отъ жажды; изнуряемъ трудами, изнемогаетъ отъ глада; борется съ сильными и кровожаждущими народами; каждый шагъ къ землѣ обѣтованной искупаетъ пóтомъ своимъ, страданіями и кровію. Но чтожъ? — Тѣ, которые чрезъ сіи искушенія, сопровождаемыя безчисленными чудесами Божіей благости и всемогущества, утвердились въ вѣрѣ, тѣ наконецъ достигли земли кипящей медомъ и млекомъ; содѣлались народомъ великимъ и могущественнымъ; тѣ удостоились услышать предвѣщанія пророковъ о великой тайнѣ Искупленія, сподобились среди предѣловъ своихъ узрѣть прообразовательную церковь Церкви благодатной; увидѣли изшедша изъ чреслъ своихъ Того, Коего желали видѣть праотцы ихъ, великіе благочестіемъ и вѣрою, Того, Который возвелъ человѣка въ пакибытіе и отверзъ ему небеса.

Но оставивъ древняго Израиля, къ тебѣ обращаюсь, новый Израиль, возлюбленная Богомъ Россія! Какое величіе окружаетъ тебя, какая озаряетъ слава! Сыны твои побѣдными украшены вѣнцами; милліоны иноплеменныхъ прославляютъ мужество ихъ и доблести; страны и царства, твоею мощною рукою спасенныя, возжигаютъ тебѣ ѳиміамы вѣчной благодарности. Но чтобъ достигнуть сего величія и славы, сколь жестокія испытала ты искушенія!

Какое чудовище, ужасающее вселенную, поражаетъ взоръ мой! Се тѣло едино, веліе тѣло оно, обличіе его высоко, и образъ его страшенъ (Дан. 2, 31). Тѣло, мощное само собою, но паче умножившее мощь свою силами двадесяти тѣлъ, является въ предѣлахъ благословеннаго отечества нашего. — Нечестивый, кровожадный, надменный повелитель Галловъ, съ многочисленными полчищами своими соединивъ бранныя силы двадесяти языкъ, огнемъ и мечемъ опустошаетъ грады и селенія наши. Тамъ, гдѣ подъ державою небесной кротости, слышны были только гласы радованія и лики празднующихъ, тамъ вздохи и стенанія потрясаютъ небо. Тамъ, гдѣ царствовали утѣхи и веселія, тамъ свирѣпствуютъ болѣзненныя страданія и смерть. Та земля, которая никогда не орошаема была слезою горести, наводнилась кровію избіенныхъ. — Москва, матерь градовъ Россійскихъ! и твои долголѣтныя сѣдины не пощажены! Пламя, неистовою возженною злобою, истребило красная твоя. Златые верхи твои покрыты глубокимъ пепломъ; великолѣпныя зданія, жилища исполиновъ, разрушены. Ужасныя развалины покрываютъ пространныя стогны твои. — Сіоне, граде святый! олтари твои раскопаны, храмы обнажены лѣпоты своей, святыня поругана: путіе твои рыдаютъ, яко нѣсть ходящихъ по нихъ въ праздникъ (Іер. 1, 4).

Господи Боже нашъ! Ты еси Богъ, еда возможетъ противу Тебе человѣкъ? — Гдѣ молніеносные громы Твои? Посли ихъ, и карай нечестіе, дерзнувшее поругаться страшному и великому имени Твоему! — Но кто уразумѣ умъ Господень? или кто совѣтникъ Ему бысть (Рим. 11, 34)? Онъ удержалъ громы Свои въ минуту поруганія святыни Его, но съ тѣмъ, чтобы болѣе прославиться въ Фараонѣ и во всемъ воинствѣ его (Исх. 14, 17), чтобъ не только спасти Россію, но явить ее спасительницею другихъ народовъ. Онъ восхотѣлъ еще продолжить искушенія и умножить намъ подвиги, чтобъ послѣ удивить надъ нами силу Свою и благость, и болѣе прославить насъ. — По совѣту премудрости и благости Божіей надобно было, чтобъ всѣ языки, которые дерзнули внести кровавый мечь въ мирное отечество наше, послѣ были поражаемы мощною рукою Россіянъ; были караемы оскорбленнымъ небомъ, ниспустившимъ на нихъ хладъ и мразъ; и чрезъ то познали, что они вошли въ достояніе Божіе, и осквернили храмъ святый Его. Надобно было, чтобъ владыки и соплеменные языковъ оныхъ восчувствовали, что они неправедно возстали противъ Праведнаго, противъ Того, Ему же предшествуетъ и спобораетъ сильный во бранехъ Господь. Надобно было, чтобъ сопротивные намъ ради собственнаго спасенія прибѣгли подъ знамена наши, соединились съ нами и обратили оружіе свое противъ врага всѣхъ царей и народовъ. Надобно было, чтобъ Россійскій Давидъ низложилъ гордаго Голіаѳа, въ той самой странѣ, гдѣ могущество свое почиталъ онъ болѣе непоколебимымъ. Надобно было, чтобъ Царь Россовъ изгнаннымъ царямъ возвратилъ достояніе ихъ. Гдѣ оскорблено величіе помазанныхъ Божіихъ, надобно было, чтобъ избраннѣйшій изъ помазанниковъ на томъ самомъ мѣстѣ загладилъ оскорбленіе, нанесенное неприкосновенному достоинству царей, и воспѣлъ побѣдную пѣснь предъ Царемъ царствующихъ и Господемъ господствующихъ. — Велій еси, Господи! дивна дѣла Твоя, и ни едино-же слово довольно будетъ къ пѣнію чудесъ Твоихъ!

Камень, отторгшійся отъ горы безъ рукъ (Дан. 2, 45), сокрушилъ, то великое, многосоставное и ужасное тѣло, которое мощію и тяжестію своею угрожало подавить вселенную. Богъ небесный рукою Христа Своего возстановилъ разрушенныя, порабощенныя гордынею царства; и народамъ возвратилъ свободу, миръ и блаженство. — Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ!

Россія! облобызай десницу Вышняго, съ отеческою любовію наказавшаго тя, искусившаго тя яко злато въ горнилѣ, изведшаго правду твою яко полудне, и явившаго на тебѣ чудеса Своего всемогущества и милосердія. — Москва! мужайся на развалинахъ своихъ! — Скоро, скоро не будетъ ихъ. Щедротами великаго благостію   А л е к с а н д р а   возродятся изъ нихъ тѣ же красоты, которыя прежде веселили градъ Божій, и удивляли вселенную. Но бытописанія человѣческія возвѣстятъ грядущимъ вѣкамъ, что ты была искупительною жертвою не только Россіи, но и всей Европы.

Благочестивые слушатели! Христосъ раждается; да умретъ убо въ насъ ветхій человѣкъ, и да возродится новый! Слово плоть бысть? научаемся убо отъ слова, да слово вселится въ ны! Пріиде царствіе небеснаго Отца; да воцарится убо въ насъ Христосъ, да будетъ воля Его, яко на небеси, и на земли, какъ въ небесномъ, такъ и перстномъ естествѣ человѣка; да господствуетъ она надъ душами и чувствами нашими. Тогда силы небесныя, узрѣвъ царствіе Божіе на земли, паки воспоютъ сію торжественную пѣснь: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ!

Господи Вседержителю! Ты избралъ возлюбленнаго Тобою Александра быть служителемъ неизреченнаго милосердія Твоего къ намъ и прочимъ народамъ; Ты сотворилъ Его высока наче царей земныхъ; въ вѣкъ убо, молимъ тя, сохрани Ему милость Твою, и завѣтъ Твой вѣренъ Ему. Іисусе Христе, умиротворивый Собою всяческая! безсмертнаго Миротворца Европы исполни долготою дней, да живущіи на земли долѣе, долѣе воспѣваютъ сію Ангельскѵю пѣснь: слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Августина, Архіепископа Московскаго и Коломенскаго. — Изданіе Кораблева и Сирякова. (Съ портретомъ Преосвященнаго.) — СПб.: Въ Типографіи Эдуарда Веймара, 1856. — С. 131-141.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0