Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій и Коломенскій († 1819 г.)

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій. Въ мірѣ Алексѣй Васильевичъ, родился 6 марта 1766 г., сынъ священника московской церкви св. Димитрія Солунскаго на Ильинкѣ. Рано осиротѣлъ и остался на попеченіи брата. Образованіе получилъ въ Перервинской семинаріи и Заиконоспасской моск. академіи. По окончаніи академіи былъ учителемъ, сначала грамоты, потомъ класса риторики въ семинаріи. Еще въ семинаріи онъ снискалъ къ себѣ благоволеніе тогдашняго московскаго митрополита Платона, который все время слѣдилъ за его научнымъ развитіемъ и способствовалъ его занятіямъ. Съ 1792 г. проходилъ должность префекта семинаріи и профессора философіи, въ 1794 г. принялъ монашество и былъ рукоположенъ во іеромонаха, а потомъ былъ назначенъ и ректоромъ семинаріи. Въ 1798 г. назначенъ архимандритомъ можайскаго Лужецкаго монастыря, съ половнны 1801 г. сталъ настоятелемъ московскаго Богоявленскаго монастыря, а съ конца этого же года — настоятелемъ Заиконоспасскаго монастыря и ректоромъ духовной академіи. Въ 1803 г. Августинъ вызванъ въ Петербургъ, въ началѣ 1804 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго и остался викаріемъ у митрополита Платона… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово по случаю взятія Французской столицы россійскими и союзными войсками. Говорено 23-го Апрѣля 1814 года.

Исповѣдайтеся Господеви; хвалитеся о имени святомъ Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; повѣдите вся чудеса Его (Псал. 104, 1-3).

Россія! сокрушивъ силы Фараоновы съ колесницы его и тристаты, низложивъ гордыню Египта и господствуя надъ онымъ, полагая конецъ истребительнымъ и кровавымъ бранямъ, возвращая народамъ миръ и благоденствіе, познай, колико благъ къ тебѣ Богъ отецъ твоихъ; познай, что ты страна людей Божіихъ, страна чудесъ и славы Господа силъ!

Москва! — вознеси главу свою, убѣленную долголѣтними сѣдинами; отряси прахъ, покрывающій оную; радость и веселіе да разліются на величественномъ челѣ твоемъ. Громы, которые раздавались при разрушеніи огромныхъ зданій твоихъ, раздадутся въ вѣкахъ отдаленныхъ, и поздное потомство услышитъ начавшееся въ тебѣ и тобою паденіе страшнаго могущества, потрясшаго землю, низвергнувшаго царей и разрушившаго царства. Изъ развалинъ твоихъ воздвигнутся вѣчные памятники чудесъ благости, правосудія и всемогущества Божія, явленныхъ въ тебѣ надъ Россіею и надъ всей Европою. Пламя, которое истребило красная твоя, въ заревѣ своемъ откроетъ временамъ грядущимъ, что ты была искупительная жертва не только любезнаго отечества нашего, но и всѣхъ народовъ, порабощенныхъ жестокому игу властолюбиваго тирана. — Сіоне, граде Божій, жилище святыни и Царей Россійскихъ, тобою сокруши Господь крѣпости луковъ, оружіе и мечь и брань (Псал. 75, 4); отъ тебе изыде спасеніе Израилево и всея земли! —

Но что скажемъ о Тебѣ, Утѣха человѣчества, Спаситель Европы, Слава Россіи? Что скажемъ о Тебѣ, Христе Господень, Друже Божій, Мужу желаній! Мы ничего не можемъ сказать. — Тотъ, Который избралъ Его отъ чрева матере въ служеніе неисповѣдимыхъ судебъ своихъ, Тотъ, Который предназначилъ исполнить рукою Его совѣты Свои, и сотворити Его высока паче царей земныхъ, Царь царствующихъ и Господь господствующихъ вѣщаетъ о Немъ въ чудесныхъ событіяхъ, явленныхъ нынѣ на лицѣ земли, сколько вожделѣнныхъ, столько непостижимыхъ. Въ громахъ тѣхъ великихъ, благотворныхъ дѣяній, которыя совершилъ спаситель Европы, отзываются тѣ же глаголы, какіе Богъ Отецъ произнесъ о Спасителѣ міра: Помазанный Мой, возлюбленный Мой, Его же пріятъ душа Моя! Той призва Мя: Отецъ Мой еси Ты, Богъ Мой и заступникъ спасенія Моего (Псал. 88, 27), и Азъ удержахъ Его за руку и укрѣпихъ Его. Дахъ духъ Мой нань, судъ языкомъ возвѣститъ, не возопіетъ, ниже ослабитъ. Трости сокрушены не сотретъ и льна курящася не угаситъ, но воистину изнесетъ судъ. Возсіяетъ и не потухнетъ, дондеже положитъ на земли судъ, и на имя Его языцы уповати имутъ (Ис. 42, 1-4). — Уповайте на Него твердо, языки и народы, ибо Господь съ Нимъ. — Уповайте на Него, ибо сколь Онъ праведенъ, столь великъ благостію. Уповайте; Онъ исполнилъ желанія ваши паче упованія вашего; Онъ остановилъ токи крови, наводнившей землю; Онъ прекратилъ страданія всей Европы, успокоилъ вздохи, отеръ слезы. Онъ возвращаетъ родителамъ чадъ, чадамъ родителей, супругамъ супруговъ, родственникамъ родственниковъ, друьямъ друзей. Онъ въ семействахъ, въ селеніяхъ, въ градахъ и царствахъ водворяетъ спокойствіе и блаженство. Цари паки возсядутъ на престолахъ своихъ; и законы отеческіе будутъ охранять каждаго личность и достояніе. Разсѣкутъ мечи на рала и копія на серпы; питательныя нѣдра земли всюду проліютъ обиліе и довольство. Волны морскія на хребтахъ своихъ принесутъ къ намъ сокровища странъ отдаленныхъ; и во дни Россійскаго Соломона во всѣхъ народахъ, коихъ раззорила хищная рука низложеннаго врага, соберется яко мѣдь злато, яко олово умножится сребро (Сир. 47, 21). Мечь, который въ десницѣ Его есть орудіе не брани, но мира, почіетъ во влагалищѣ своемъ, почіетъ навсегда, почіетъ дотолѣ, доколѣ сильный не дерзнетъ притѣснять немощнаго. — Исповѣдайтеся Господеви; хвалитеся о имени святомъ Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; повѣдите вся чудеса Его (Псал. 104, 1-3).

Обитатели Парижа! се великій во владыкахъ земныхъ Александръ среди огражденій вашихъ, въ сердцѣ селенія вашего; во изумленіи взирая на Него, вопрошаете вы: Кто сей пришедый отъ Эдома, черелены ризы Его отъ Восора? Красенъ во утвари, зѣло съ крѣпостію! — Но почто червлены ризы его, и одежды его яко отъ истоптанія точила? — Азъ исполненъ истоптанія (Ис. 63, 1-3), вѣщаетъ Онъ, яко попрахъ противящіяся волѣ Господа силъ, и сотрохъ я, яко персть, и сведохъ кровь ихъ въ землю и вся ризы моя омочихъ: день бо воздаянія пріиде, и приспѣ лѣто избавленія (Ис. 63, 4) всей земли. — Обитатели Парижа! почто внимали вы кровавымъ велѣніямъ господствовавшаго надъ вами, и предавшаго васъ? почто сопротивлялись небесной благости, которая даруетъ вамъ свободу и блаженство? Мечь Александровъ изощренъ на нечестіе только и тиранію. Воззрите, — се лице Его, якоже лице Ангела Божія (Дѣян. 6, 15). Онъ столько же печется оградить безопасностію васъ, сколько печется о тѣхъ, которые покоятся подъ сѣнію благодѣтельной державы Его. Спокойствіе семействъ вашихъ охранено, домы ваши цѣлы, достояніе неприкосновенно. Онъ не яко побѣдитель, но яко спаситель вашъ даетъ вамъ право, начертать себѣ законы. Онъ возводитъ вамъ на престолъ не пришельца, но царя отъ корене порфирородныхъ — достойнаго потомка тѣхъ великихъ царей, подъ благотворнымъ коихъ правленіемъ вы наслаждались тишиною, безопасностію, изобиліемъ и счастіемъ; прославлялись въ наукахъ и художествахъ, и на полѣ брани стяжали имя не грабителей и убійцъ, но мужественныхъ и великодушныхъ оружеборцевъ. — Отецъ отечества являетъ Себя Отцемъ и самымъ врагамъ! —

Великій Петръ! отъ небесныхъ обителей призри долу; и ежели радость небожителей блаженныхъ можетъ умножаться, возрадуйся, взирая на исполинскіе безсмертные подвиги достойнаго Потомка твоего! Любовь твоя къ Россіи была безпредѣльна! Чтобъ образовать ее, чтобъ возвести ее на верхъ могущества, величія и славы, ты предпринималъ самые тяжкіе труды, совершалъ неимовѣрные подвиги, подвергался великимъ опасностямъ, жертвовалъ самимъ собою. Чтобъ воинство ея сдѣлать сильнымъ, побѣдоноснымъ и страшнымъ для всѣхъ народовъ, ты самъ проходилъ всѣ степени воинскаго служенія, отъ степени простаго воина до степени вождя, и правила ратнаго искусства одушевлялъ собственнымъ примѣромъ. Чтобъ владычество ея распростерть и на моря, рожденныя къ скипетру руки ты простеръ въ работу древодѣля. Чтобъ насадить въ ней науки и художества, ты обтекъ всѣ страны просвѣщенныхъ народовъ; и пренесши оттуда свѣтъ безчисленныхъ познаній, разліялъ его въ странѣ отечественной. Ты далъ намъ новое бытіе, новую жизнь; и Россія начала господствовать надъ царствами земными. Великій Петръ! возрадуйся, взирая нынѣ на великіе и славные плоды трудовъ твоихъ. Се нынѣ Александръ народомъ, тобою сотвореннымъ, побѣдилъ царя не единыя страны, но могущественнаго повелителя многихъ странъ и царствъ; побѣдилъ не тысящи, но тьмы. Се Александръ спасъ нынѣ не Россію только, но цѣлую Европу, или паче вселенную; Онъ утвердилъ счастіе и величіе не Своего только народа; но возвратилъ свободу, миръ и блаженство многимъ царямъ и народамъ. — Петръ по самой строгой справедливости заслужилъ имя великаго: достойно и праведно и Александра нарещи великимъ.

Союзные цари и народы! — Россіянинъ справедливъ. — Онъ не присвояетъ себѣ одному безсмертной славы въ настоящемъ торжествѣ торжествъ, въ спасеніи Европы. Онъ раздѣляетъ ее съ вами; онъ отдаетъ полную справедливость мужеству и геройскимъ подвигамъ вашимъ. — Но тѣмъ болѣе, тѣмъ выше, тѣмъ славнѣе нашъ великій Александръ. — Великое дѣло предводительствовать многочисленными силами, и въ лаврахъ возвратить ихъ съ поля брани; но предводительствовать войсками многихъ и различныхъ народовъ, мысли, намѣренія и желанія многихъ владыкъ земныхъ согласить во едино, всѣхъ вести къ одному концу, всѣхъ покорить одной волѣ своей, и достигнуть предполагаемой мѣты, есть такое дѣло, коему подобнаго не представляютъ дѣеписанія человѣческія, есть дѣло Царя, Коего и умъ и сердце въ руцѣ Божіей.

Отецъ отечества! да не оскорбится смиреніе Твое сими хвалами, какія воздаемъ Твоимъ превосходнымъ добродѣтелямъ, Твоимъ великимъ, знаменитымъ доблестямъ. Восхваляя Тебя, мы хвалимъ Самаго Бога, Который единъ есть начало и источникъ всякія добродѣтели и всѣхъ истинно великихъ дѣлъ. Сердце наше именуетъ Тебя великимъ; благоволи убо, да то же произносятъ и уста наша. Не удерживай пламенныхъ порывовъ нашея къ Тебѣ любви и признательности. Самое отдаленное потомство оправдаетъ ихъ. Онъ будетъ украшать священное имя Твое титломъ великаго въ роды родовъ!

Когда Владѣющій царствами земными хощетъ народы сдѣлать счастливыми, вручаетъ ихъ державѣ кроткихъ, благодѣтельныхъ и мудрыхъ царей; напротивъ, наказуя во гнѣвѣ Своемъ, подвергаетъ ихъ жестокой власти надменныхъ, злобныхъ и буйныхъ обладателей. Наполеонъ былъ ужасное оружіе въ десницѣ Вседержителя, наказующее народы за ихъ нечестіе и беззаконія. Александръ есть благотворный Посланникъ Неба, милующаго человѣчество и избавляющаго отъ тѣхъ ужасныхъ бѣдствій, какимъ подвергло оно себя ради неправдъ своихъ. Наполеонъ есть тотъ человѣкъ, который въ гордынѣ своей мечталъ быть равенъ Вышнему, — который опустошалъ, разрушалъ все и проливалъ рѣки крови. Александръ, подобно Ноевой голубицѣ, несетъ къ народамъ масличную вѣтвь въ знаменіе общаго мира, — въ знакъ того, что кровавый потопъ долженъ прекратиться на лицѣ земли, что исчезнутъ тучи браней, и всюду возсіяетъ тишина и спокойствіе. — Вѣчныя проклятія обременятъ главу жестокаго раззорителя Европы; но благотворный спаситель оныя прославится во вѣки. — Царства и народы воздвигнутъ Ему памятники въ благодарныхъ и признательныхъ сердцахъ; въ нихъ сохранятъ благословенное имя Его отъ ѣдкости временъ, истребляющихъ и мѣдь и мраморъ.

Сынове Сіони! возрадуйтеся о Царѣ Своемъ (Псал. 149, 2). Онъ есть избранный Божій; да будемъ убо достойны Его. Онъ съ Господемъ, и Господь съ Нимъ; потецемъ убо въ слѣдъ Его, взыщемъ Господа, и обрящется намъ, и аще Господь будетъ съ нами, тогда ошуюю падетъ предъ нами тысяща и тма одесную, къ намъ же не приближится (Псал. 90, 7) Сынове Сіони! ублажая жребій свой подъ благотворною державою спасителя Европы, исповѣдайтеся Господеви; хвалитеся о имени святомъ Его. Воспойте Ему, и пойте Ему; повѣдите вся чудеса Его. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Августина, Архіепископа Московскаго и Коломенскаго. — Изданіе Кораблева и Сирякова. (Съ портретомъ Преосвященнаго.) — СПб.: Въ Типографіи Эдуарда Веймара, 1856. — С. 111-118.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0