Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій и Коломенскій († 1819 г.)

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій. Въ мірѣ Алексѣй Васильевичъ, родился 6 марта 1766 г., сынъ священника московской церкви св. Димитрія Солунскаго на Ильинкѣ. Рано осиротѣлъ и остался на попеченіи брата. Образованіе получилъ въ Перервинской семинаріи и Заиконоспасской моск. академіи. По окончаніи академіи былъ учителемъ, сначала грамоты, потомъ класса риторики въ семинаріи. Еще въ семинаріи онъ снискалъ къ себѣ благоволеніе тогдашняго московскаго митрополита Платона, который все время слѣдилъ за его научнымъ развитіемъ и способствовалъ его занятіямъ. Съ 1792 г. проходилъ должность префекта семинаріи и профессора философіи, въ 1794 г. принялъ монашество и былъ рукоположенъ во іеромонаха, а потомъ былъ назначенъ и ректоромъ семинаріи. Въ 1798 г. назначенъ архимандритомъ можайскаго Лужецкаго монастыря, съ половнны 1801 г. сталъ настоятелемъ московскаго Богоявленскаго монастыря, а съ конца этого же года — настоятелемъ Заиконоспасскаго монастыря и ректоромъ духовной академіи. Въ 1803 г. Августинъ вызванъ въ Петербургъ, въ началѣ 1804 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго и остался викаріемъ у митрополита Платона… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово по случаю побѣды, одержанной при Лейпцигѣ Россійскими и союзными войсками надъ Французскою арміею. Говорено 2-го Ноября 1813 года.

Господи Боже нашъ, Ты еси Богъ; еда возможетъ противу Тебе человѣкъ (2 Пар. 18, 11)? — Власть Вышняго, власть вѣчная; Онъ по воли Своей творитъ и въ силѣ небеснѣй и въ селеніи земнѣмъ; нѣсть, иже воспротивится руцѣ Его (Дан. 4, 32). — Гдѣ тотъ непобѣдимый исполинъ, который одною рукою потрясалъ концы земли, а другою воздвигалъ брань противъ самаго неба? Гонимъ и поражаемъ, во страхѣ и трепетѣ бѣжитъ онъ лѣсами и горами, подобно робкой сернѣ. — Гдѣ тотъ ненаситимый завоеватель, который, опустошивъ селенія, разрушивъ грады, покоривъ царства, плѣнилъ царей, внесъ кровавый мечь въ предѣлы и нашего благословеннаго Отечества, вонзилъ оный въ самое сердце его? Онъ падетъ подъ ударами мстящихъ Россіянъ; онъ цѣпенѣетъ предъ раздраженными взорами ихъ; онъ мертвѣетъ отъ громовъ побѣдоноснаго оружія нашего. — Гдѣ то гордое древо, которое верхами своими касалось небесъ и вѣтвіями покрывало лице земли? Гдѣ оное возвеличившееся и укрѣпившееся древо, на которое съ удивленіемъ и трепетомъ взирала вселенная? — Мимо идохъ, и се не бѣ, взыскахъ, и не обрѣтеся мѣсто его (Псал. 36, 36)! — Господи Боже нашъ, Ты еси Богъ, еда возможетъ противу Тебе человѣкъ?

Давно ли порабощенные гордынею народы изощряли противу насъ убійственное лезвіе? давно ли опустошали плодоносныя поля наши? давно ли веселились плачемъ и рыданіями нашими? — Но се — какая измѣна десницы Вышняго (Псал. 76, 11)! — се нынѣ тѣ самые народы обращаютъ оружіе свое противъ нашего и общаго всѣхъ врага. Они стремятся, они летятъ подъ знамена наши, которыя прежде преслѣдовали. Они за опустошеніе полей нашихъ, которыя впрочемъ поглотили самыхъ опустошителей и сокрыли въ нѣдрахъ своихъ, они собственныя поля покрываютъ трупами языка враждебнаго намъ и всей вселенной. Они за слезы, которыя недавно проливали мы, поклялись пролить собственную кровь, чтобъ могущественной Россіи, царицѣ царствъ, принести удовлетворительнѵю жертву за претерпѣнныя ею страданія. Давно ли сіи самые народы, прежде протаву насъ, а нынѣ по насъ поборающіе, давно ли трепетали предъ силою властолюбиваго завоевателя? давно ли падали предъ грозными взорами его? давно ли, яко прахъ, возметаемый вѣтромъ, смущались при гласѣ кровавыхъ велѣній его? — Но се нынѣ сіи порабощенные народы расторгаютъ узы постыднаго рабства; сіи робкіе дѣлаются храбрыми; сіи побѣжденные торжествуютъ надъ побѣдителями; сіи слабые поражаютъ сильныхъ; сіи немощные низпровергаютъ страшное могущество господствовавшаго надъ ними. Кроткій, но могущественный гласъ великаго во владыкахъ земныхъ Александра сердце ихъ одушевляетъ мужествомъ, а оружіе наполняетъ громами, все поражающими.

Кто сотворилъ сіе? — Мудрость, благоразуміе и мужество военачальниковъ нашихъ достойны безсмертной хвалы и вѣчной признательности. Но, Господи Вседержителю! Твой совѣтъ и утвержденіе, Твой разумъ и Твоя крѣпость: Тобою царіе царствуютъ и властители держатъ землю (Прит. 8, 14. 15. 17). Тебѣ единому восписуемъ все, еже пріяхомъ. Въ благоговѣйномъ смиреніи, въ восторгахъ благодарности исповѣдуемъ, что всѣ побѣды, вся слава наша, суть даръ божественныя Твоея къ намъ любви и милосердія. Сія измѣна десницы Вышняго!

Тѣ самыя племена, которыя, не доброхотствуя намъ, при постигшихъ насъ злоключеніяхъ, восклицали: гдѣ есть Богъ ихъ (Псал. 41, 10)? се нынѣ тѣ самыя племена уразумѣли, яко съ нами Богъ (Ис. 8, 10). Они въ глубокомъ раскаяніи съ душевнымъ умиленіемъ, въ восторгахъ удивленія исповѣдуютъ чудеса, какія неизреченная благость Божія явила надъ нами; они сердцемъ и устнами вопіютъ: блажени людіе, имже Господь Богъ ихъ (Псал. 143, 15).

Первопрестольная Столица Россіи! отри слезы, отряси прахъ и пепелъ, покрывающій тебя; — утѣшься! — Востани, востани, Сіоне, облецыся въ крѣпость твою, Сіоне, и ты облецыся въ славу твою, Іерусалиме, граде святый: ктому не приложитъ пройти сквозѣ тя необрѣзанный и нечистый (Ис. 52, 1)! — Москва! твое опустошеніе уничтожило лукавые совѣты врага всея земли. Твои развалины сокрушили мѣдяныя мышцы неутомимаго ратоборца, стремившагося желѣзному скипетру своему покорить Россію. Туча пепла, носившаяся надъ стогнами твоими, помрачила на вѣки славу жестокаго повелителя Галловъ. — Москва! ты во пламени. — Великая, безцѣнная жертва! — Но гори, — гори, святая жертва, за спасеніе Россіи, за спасеніе всей Европы! Всевышній благоуханіе туковъ твоихъ пріемлетъ, яко воню жертвы Авелевой.

Простите меня, почтенные обитатели Москвы; — восторгъ мой, можетъ быть, оскорбилъ васъ. Еще несовсѣмъ закрылись глубокія язвы ваши; еще воздыхаете вы объ истребленіи великолѣпныхъ жилищь; еще оплакиваете расхищеніе достоянія вашего. Такъ, велики потери ваши, жестоки страданія. Но утѣшьтесь. — Неужели великій духъ Русскихъ не одушевляетъ васъ? Воскресите въ себѣ тѣхъ безсмертныхъ героевъ, которые славою поставляли жертвовать достояніемъ своимъ для спасенія отечества. Не уныніе и скорбь должны омрачать взоры ваши; но паче да сіяетъ въ нихъ благородное сознаніе, что потерею стяжанія своего вы искупили отечество; что изъ пепла домовъ вашихъ возрождается свобода Европы и воскресаютъ царства, погребенныя подъ развалинами благоденствія ихъ. — Явите ту же благочестивую покорность къ судьбамъ Вышняго, съ какою благоговѣли предъ Нимъ отцы наши. Они наказующую десницу Его лобызали съ тою же любовію и признательностію, съ какою милующую. Они счастіе почитали даромъ единой благости и милосердія Божія, а несчастіе праведнымъ наказаніемъ за грѣхи.

Господи! не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ (Псал. 142, 2). — Ахъ, слушатели! Что, ежели беззаконія наши превзошли мѣру долготерпѣнія Божія; и раздраженное правосудіе Его должно было опустить мстительный мечъ на преступныя главы наши? Что, ежели вѣра до того ослабѣла въ насъ, что мы скорбѣли о рекшихъ: въ домъ Господень пойдемъ (Псал. 121, 1)? Что, ежели нецѣломудренныя собранія, постыдныя забавы и увеселенія занимали и мысли и сердце наше, ежели мы сдѣлались безъ духа, одною плотію, подобно жившимъ во дни Ноевы? — Что, ежели страсти и пороки были кумиромъ нашимъ, коему покланялись мы всею душею, ежели не законъ Божій, но буйныя глумленія грѣшниковъ услаждали сердце наше? Что, ежели неправда и развратъ водворялись между нами? Что, ежели во святилищѣ царствовало безстрашное лицемѣріе, въ судахъ лицепріятіе и мздоимство, на торжищахъ обманъ и корыстолюбіе, въ супружествѣ невѣрность, въ дружествѣ измѣна, въ семействахъ неблагодарность и вражда? Что, ежели возставали братъ противъ брата, родители противъ чадъ, чада противъ родителей? — Аще беззаконія назриши, Господи, Господи кто постоитъ (Псал. 129, 3)?

Боже милосердый! исповѣдуемся Тебѣ, яко не по беззаконіемъ нашимъ сотворилъ еси намъ, ниже по грѣхомъ нашимъ воздалъ еси намъ (Псал. 102, 10).

Сколь ни жестоки были искушенія, постигшія насъ, но они весьма малы въ сравненіи съ тѣми великими и неизреченными милостями, какія послѣ удивилъ Господь надъ нами. Тучи бѣдствій, нашедшія на насъ, разразились наконецъ не столько бѣдствіями, сколько щедротами небесной благости. Громы гнѣва Божія не столько поразили, сколько оживотворили насъ. Они молніями своими воспламенили въ сердцахъ нашихъ вѣру въ Бога, вѣрность къ Царю, любовь къ отечеству; они новою славою озарили побѣдоносныхъ Россіянъ, и наполнили ужасомъ неустрашимое сердце того, который устрашалъ все. — Отче небесный! Ты, уязвляя врачуешь, низлагая возстановляешь, низвергая возносишь, уничижая прославляешь. — Ахъ! достойны ли мы толикой любви и милосердія? — Други Божіи, коихъ святые останки почиваютъ предъ очами нашими! Други Божіи! не ради насъ, не ради неправдъ нашихъ, но ради безсмертныхъ заслугъ истинной и живой вѣры вашей, ради божественныя своея къ вамъ любви, ради непрестанныхъ о насъ молитвъ вашихъ, сильный во бранѣхъ Господь возсталъ въ помощь нашу, пріялъ оружіе и щитъ, исторгъ изъ рукъ нечестія мѣсто селенія славы своея, сокрушилъ похулившихъ страшное имя Его, и истребилъ осквернителей святыни, дабы насъ милуя, обратить на путь благочестія, добродѣтели и святости. — Гордый Навуходоносоръ! восхищайся добычами, похищенными изъ дому Господня: еще мало, — и ты не будешь обладать оными. Невидимая рука опредѣлила паденіе могущества твоего; она начертала предѣлы кровавому владычеству твоему. Измѣри Богъ царство твое, и обрѣтеся лишаемо (Дан. 5, 26-27).

Отецъ отечества! минувшія несчастія сколь ни тягостны, сколь ни жестоки были для сыновъ Россіи, но они несравненно болѣе поражали Твое нѣжную душу, несравненно болѣе раздирали Твое чадолюбивое сердце. При всемъ томъ съ твердою вѣрою, въ глубокомъ смиреніи, Ты всегда покорялъ Себя промыслу Вседержителя. Возрадуйся убо нынѣ и насладися плодами Твоей неколебимой вѣры. Теки, яко исполинъ по пути блистательныхъ побѣдъ и славы! — Но чѣмъ быстрѣе шествіе Его, чѣмъ знаменитѣе успѣхи, чѣмъ громче торжества, тѣмъ паче Онъ смиряетъ себя предъ Всевышнимъ, въ десницѣ Коего вси пути царей (Дан. 5, 23); Онъ все восписуетъ единому Богу. — Царь мира и правды! тѣмъ Ты любезнѣе Ему; тѣмъ болѣе Онъ возвеличитъ и прославитъ Тебя. — Ступай; Господь браней предъидетъ Тебѣ. Аще преходиши сквозѣ воду, Онъ будетъ съ Тобою, и рѣки не покрыютъ Тебе: и аще стозѣ огнь пройдеши, не сожжешися и пламень не опалитъ Тебе (Ис. 43, 2); — ступай, утѣшь человѣчество, возврати народамъ свободу, водвори въ нихъ тишину и благоденствіе, увѣнчай Себя безсмертнымъ титломъ спасителя Европы. —

Господи Боже нашъ! Ты смирилъ вознесшуюся гордыню, Ты мышцею силы Твоея расточилъ еси враги (Псал. 88, 11); пробави, молимъ, милости Твоя къ Царю нашему, возлюбленному Тобою и человѣки; укрѣпи десницу Его на конечное истребленіе нечестія и злодѣйства, да величіе благости и силы Твоея прославится во всей земли; да уразумѣютъ вси языцы, яко Ты еси Богъ нашъ и мы людіе Твои!

Великіе Первосвятители, коими славится православная Россійская Церковь, Петре, Алексіе, Іоно и Филиппе! блаженствуя въ отечествѣ небесномъ, не забудьте и земнаго отечества. Умолите Христа Господа, да благодатію Своею просвѣтитъ души наши, да выну руководствуетъ насъ по тѣмъ спасительнымъ стезямъ, по коимъ шествовали вы, по стезямъ живота, по стезямъ закона Божія; и содѣлаетъ насъ достойными Своего всесильнаго покровительства! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Августина, Архіепископа Московскаго и Коломенскаго. — Изданіе Кораблева и Сирякова. (Съ портретомъ Преосвященнаго.) — СПб.: Въ Типографіи Эдуарда Веймара, 1856. — С. 96-104.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0