Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій и Коломенскій († 1819 г.)

Августинъ (Виноградскій), архіепископъ Московскій. Въ мірѣ Алексѣй Васильевичъ, родился 6 марта 1766 г., сынъ священника московской церкви св. Димитрія Солунскаго на Ильинкѣ. Рано осиротѣлъ и остался на попеченіи брата. Образованіе получилъ въ Перервинской семинаріи и Заиконоспасской моск. академіи. По окончаніи академіи былъ учителемъ, сначала грамоты, потомъ класса риторики въ семинаріи. Еще въ семинаріи онъ снискалъ къ себѣ благоволеніе тогдашняго московскаго митрополита Платона, который все время слѣдилъ за его научнымъ развитіемъ и способствовалъ его занятіямъ. Съ 1792 г. проходилъ должность префекта семинаріи и профессора философіи, въ 1794 г. принялъ монашество и былъ рукоположенъ во іеромонаха, а потомъ былъ назначенъ и ректоромъ семинаріи. Въ 1798 г. назначенъ архимандритомъ можайскаго Лужецкаго монастыря, съ половнны 1801 г. сталъ настоятелемъ московскаго Богоявленскаго монастыря, а съ конца этого же года — настоятелемъ Заиконоспасскаго монастыря и ректоромъ духовной академіи. Въ 1803 г. Августинъ вызванъ въ Петербургъ, въ началѣ 1804 г. хиротонисанъ во епископа Дмитровскаго и остался викаріемъ у митрополита Платона… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Августинъ Виноградскій († 1819 г.)
Слово въ день Коронаціи Государя Императора Александра I.
Говорено 15-го Сентября 1809 года.

Не въ силѣ и крѣпости благоволитъ Господь; благоволитъ въ боящихся Его. Единая добродѣтель составляетъ достоинство человѣка. Она любезна небесамъ; ее ублажаютъ на земли. — Она прекрасна и величественна сама собою; но Богъ, Отецъ ея, сугубо возвышаетъ красоты ея; и небесными и земными дарами обогащаетъ ее. — Возстани, рече Господь къ Самуилу, и помажи Давида, яко сей благъ есть (1 Цар. 16, 12). Сынове Сіони! возрадуйтеся о Царѣ своемъ: Онъ благъ, и Духъ Господень на немъ, Духъ совѣта и крѣпости, Духъ вѣдѣнія и благочестія.

Цари земные суть образъ Царя небеснаго. Онъ, облекая ихъ славою собственнаго величія, сообщаетъ имъ и силы къ прохожденію многотруднаго служенія ихъ. Великъ и славенъ владѣтель, когда и силу и мудрость пріемлетъ отъ Бога, когда царство его утверждается правдою и возвышается благочестіемъ.

Сынове Россійстіи! возрадуйтеся о Царѣ своемъ. Онъ благъ, — и Духъ Господень на немъ. — Онъ вѣренъ, якоже Давидъ Господу; и правда исправленіе престола Его (Псал. 26, 2). — Онъ вѣренъ Господу, и сынъ Россіи, вѣрный Христу Господню, собственною правотою да утверждаетъ Царство Его. — Правда возвышаетъ языкъ (Прит. 14, 34).

Мудрость міра судьбу престоловъ и народовъ приписываетъ могуществу и политикѣ. Яко земная, ничего не даетъ она небу. Разумъ — идолъ ея. Ему только возжигаетъ она ѳиміамы за славу владыкъ земныхъ и за счастіе народовъ. — Но сколь часто хитрѣйшіе увязаютъ въ совѣтѣхъ, яже помышляютъ! Сколь часто падаютъ и крѣпкіе и сильные! Мудрость вѣка таковыя явленія обыкновенно приписываетъ случаю, и тѣмъ рѣшитъ все, чего понять и изъяснить не можетъ. Странное рѣшеніе! — Однако не удивительно. Она въ юродствѣ своемъ иногда говоритъ и то, якобы случай сыновъ человѣческихъ, и случай скотскій, случай единъ есть. — Повѣдаша грѣшницы глумленія своя, но не яко законъ твой Господи (Псал. 118, 85)!

Мудрость небесная, вѣра наша, открываетъ намъ, что судьба престоловъ и народовъ зависитъ отъ Бога. Его десница поставляетъ Царей и прославляетъ ихъ; Его мощный перстъ устрояетъ блаженство племенъ земныхъ: Мною царіе царствуютъ, и сыльніи пишутъ правду (Прит. 8, 15). Неоспоримо, что правитель долженъ обладать всѣми способностями, какихъ требуетъ служеніе его. Онъ долженъ имѣть умъ прозорливый и просвѣтленный, духъ твердый и непоколебимый, дѣятельность неутомимую, рѣшительность благоразумиую. Сего необходимо требуетъ и собственная честь его и благо подвластныхъ ему. Чувствовалъ сіе Соломонъ, и потому не желалъ ни богатства, ни славы; но искалъ единой премудрости, — но гдѣ? въ человѣкахъ ли? — Сынъ Давидовъ конечно имѣлъ самое лучшее, совершеннѣйшее воспитаніе. — Какой убо еще ищетъ онъ мудрости? — Божіей. — У Него проситъ ее, къ Нему взываетъ: Господи Боже мой! даждь рабу Твоему сердце смысленно слышати и судити люди Твоя въ правдѣ, еже разумѣти посреди добра и зла (3 Цар. 3, 7. 9). Достойный преемникъ престола Давидова! Паче учащихъ мя разумѣхъ, говоритъ о себѣ порфироносный Давидъ. Но откуду почерпалъ онъ просвѣщеніе и мудрость! Изъ источниковъ закона Господня. — Свидѣнія Твоя, Господи, поученіе мое есть. — Паче старецъ разумѣхъ; почему яко заповѣди Твоя взыскахъ (Псал. 118, 99-100). Чѣмъ онъ утвердилъ и возвысилъ царство свое? не силою многою, но яко всѣмъ сердцемъ восхвали и возлюби сотворшаго ѝ. — Господи! Силою Твоею возвеселится царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло (Псал. 20, 2).

Въ буйномъ надмѣніи рекъ Фараонъ: не вѣмъ Господа и Израиля не отпущу (Исх. 5, 2). Но чтожъ? погрязе въ глубинѣ яко камень съ колесницы и тристаты. — Вознесеся сердце Навуходоносора и утвердися духъ его, еже презорствовати (Дан. 3, 20), се падаетъ съ престола, лишается величія и крѣпости, нисходитъ во мракъ уничиженія и безчестія, обременяется узами, и часть его со звѣрьми дивіими! Возсталъ на Бога небеснаго Валтасаръ и осквернилъ сосуды храма Его; — и се измѣри Богъ царство его, и сконча (Дан. 3, 26).

Но отвратимъ очи наши отъ сихъ плачевныхъ памятниковъ небеснаго мщенія. Воззримъ на владыку возлюбленнаго Богомъ и человѣки. Онъ яко исполинъ, исходитъ тещи путь свой, — и имя его во благословеніяхъ.

Чувствуя, что единъ Вышній владѣетъ царствомъ человѣческимъ, и ему же хощетъ дастъ è, народы, покоряющіеся владычеству его, почитаетъ онъ не столько наслѣдіемъ предковъ, или пріобрѣтеніемъ собственнаго могущества, сколько достояніемъ Божіимъ, которое ввѣрено ему съ тѣмъ, чтобъ хранилъ и назидалъ оное. Чѣмъ пространнѣе держава его, чѣмъ разительнѣе блескъ, окружающій величіе его, тѣмъ болѣе смиряется предъ Господомъ; тѣмъ паче чувствуетъ обязанности свои; тѣмъ ревностнѣе старается всегда исполнять ихъ. Станетъ ли въ сонмѣ князей и старцевъ, споспѣшииковъ служенія своего! Совѣты его будутъ оправданія Господня. Возсядетъ ли на судилищи? Судя людемъ, всегда предъ очами своими будетъ имѣть Того, Который судитъ сильнымъ земли. — Пишетъ ли законы? — Не своенравію и мудрованіямъ суетнымъ слѣдуетъ; законъ Господень поученіе ему есть. — Зиждетъ ли храмы просвѣщенія и наукъ? Не глумленія суемудрствующихъ, но страхъ Божій полагаетъ имъ въ основаніе и начало. — Подъемлетъ ли оружіе противу иноплеменныхъ? — Не о собственной помышляетъ славѣ, но печется о безопасности и благѣ народа своего. Онъ прежде вопрошаетъ Господа: взыду ли на иноплеменники? Взыди (2 Цар. 5, 19), речетъ Господь, яко неправедно восташа на люди твоя, и умыслиша совѣтъ лукавый. — Онъ пріемлетъ сира и вдовицу, покровительствуетъ немощнымъ, утѣшаетъ несчастныхъ и отъ сокровищь его согрѣваются плеча убогихъ. Блаженъ народъ, коего повелитель управляется благочестіемъ и наставляется совѣтомъ Божіимъ!

Но для цѣлости благоденствія царства необходимо нужно, чтобъ и самый народъ тѣми же воодушевляемъ былъ чувствами, тѣмъ же слѣдовалъ правиламъ. Моѵсей бесѣдуетъ съ Богомъ: а Израиль покланяется тельцу златому. Моѵсей внемлетъ глаголамъ вѣчныя истины; а люди его сѣдоша ясти и пити. Моѵсей пріемлетъ скрижали закона; а въ полкѣ Израильскомъ раздаются гласы упивающихся виномъ. Но что же? Потреблю ихъ, глаголетъ Господь; — и порази люди за сотвореніе тельца (Исх. 32, 4-35). Правда возвышаетъ языкъ; умаляютъ племена грѣси (Прит. 14, 34).

Благоденствіе каждаго Царства утверждается и сохраняется законами, которые чѣмъ ближе къ природѣ, чѣмъ согласнѣе съ разсудкомъ, тѣмъ благодѣтельнѣе для народа, ими управляемаго. Однако всѣ законы человѣческіе, сколько бы назидательны ни были, никогда не могутъ имѣть той силы, чтобъ проникнуть въ тайные изгибы сердецъ и управлять сокровенными ихъ чувствіями. Кто вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ? Испытуяй сердца и утробы единъ есть Богъ, Моѵсей заповѣдалъ вся Израилю, елика глаголалъ къ нему Господь и чтожъ потомъ? Возложи на лице свое покровъ (Исх. 34, 33). Израильтяне не могла взирать на славу лица Моѵсеова; но и свѣтъ сіянія его не могъ проникнуть во внутренняя ихъ, и уяснить мрака, коимъ покрыты были сердца сихъ тяжкихъ и жестоковыйныхъ людей. Всякій смертный законодатель власть законовъ своихъ необходимо долженъ ограничить наружнымъ токмо оныхъ исполненіемъ; далѣе простирать ее не можетъ: мысли и чувствованія сокрыты отъ него. Онъ долженъ положить на лице свое покровъ.

Но гдѣ такими единственно управляются законами, гдѣ добро дѣлаютъ изъ награды, а отъ преступленія воздерживаются только страхомъ наказанія: тамъ взаимная довѣренность сохраниться не можетъ; честь, собственность, личныя права каждаго не будутъ совсѣмъ обезопасены; повиновеніе подчиненныхъ сдѣлается нетвердымъ и сомнительнымъ; тамъ всѣ связи общества слабы, и удобно расторгнуты быть могутъ. Истину сію къ несчастію свидѣтельствуетъ самый опытъ. Не часто ли власть законовъ попираема бываетъ сильными? Мздоимство и пристрастіе не повреждаютъ ли вѣсовъ правосудія? Самые ужасные злодѣи отъ заслуженныхъ ими наказаній не скрываются ли иногда подъ личиною честности и добродѣтели? Человѣкъ по растлѣнію естества своего всегда болѣе стремится ко злу, нежели къ добру. И сколько законовъ во всѣ вѣки изобрѣтаемо было, чтобы удержать пагубное оное въ человѣкѣ стремленіе? Однако скорѣе ослабѣвали самые законы, нежели могли истребить развращеніе нравовъ. — Потокъ беззаконія, опровергая всѣ удерживающія его преграды, простирается изъ рода въ родъ, изъ страны въ страну, и покрываетъ все лице земли.

И такъ, чтобы основанія Царства были тверды и непоколебимы, нужны правила, владычествующія не надъ дѣйствіями только нашими, но и надъ самыми чувствованіями. Нужны законы не на скрижалѣхъ каменныхъ начертанные, но на скрижалѣхъ сердца плотяныхъ, законы, которые бы истребляли въ насъ порочныя склонности, силою своею къ единому добру побуждали и влекли душу нашу. — Блаженъ народъ, у котораго законъ Бога его въ сердцѣ его (Псал. 36, 31). Сей законъ острѣе всякаго меча обоюду остра; онъ проходитъ даже до раздѣленія души же и духа; онъ судитъ помышленіямъ и мыслямъ сердечнымъ. Христіанинъ! Сей могущественный законъ въ твоей только душѣ можетъ быть начертанъ буквами неизгладимыми.

Единъ Христіанинъ можетъ любить Бога самою чистою и совершенною любовію. Онъ любитъ Его; но не за однѣ только милости и благодѣянія, а паче ради неизреченныхъ красотъ Божественнаго естества Его. Онъ любитъ Его; но не для небесныхъ только и вѣчныхъ наградъ, а паче ради безконечныхъ совершенствъ Его. Но сколь чиста и пламенна любовь его къ Богу, столь велика и боязнь удалиться отъ Него и оскорбить отеческую Его къ себѣ любовь. Сія есть любы Божія, да заповѣди Его соблюдаемъ (Іоан. 5, 3). При такихъ чувствованіяхъ послѣдователъ Іисуса не только дѣла свои, но и самыя намѣренія старается сообразовать святому закону Его. Онъ во всемъ поступаетъ такъ, чтобъ быть угоднымъ не предъ очами человѣческими, но паче предъ очами сердцевѣдца Бога.

Неоспоримо, что Христіанинъ есть странникъ на земли, и небо отечество его: однако сей блаженный странникъ есть наилучшій гражданинъ и на земли.

Предписываютъ ли ему повиновеніе и покорность? Онъ воздаетъ всѣмъ должная: ему же упокъ, урокъ; ему же дань, дань; ему же страхъ, страхъ; ему же честь, честь. Онъ увѣренъ, что нѣтъ состоянія, въ которое бы человѣкъ не отъ Бога поставленъ былъ, и потому всѣ обязанности званія своего исполняетъ не за страхъ, а за совѣсть, повинуясь не человѣкамъ только, а паче творя волю Божію отъ души. Требуютъ ли отъ него пожертвованія для блага общественнаго? Онъ приноситъ жертву отъ первородныхъ своихъ и отъ туковъ ихъ; приношеніе его, яко исполненное истинной и безкорыстной любви, благоуханіемъ своимъ проницаетъ самое небо, и преклоняетъ милосердіе Божіе на цѣлое общество. Неукоснительно спѣшитъ онъ на гласъ, зовущій его. Не частныя выгоды, не личная гордость его одушевляетъ: онъ любитъ ближняго столь же чисто, какъ Бога. Отечество требуй отъ него смѣло, чтó тебѣ нужно. По первому мановенію готовъ, яко Іудиѳь, идти на величайшія опасности; онъ готовъ, якоже Есѳирь, подвергнуться всѣмъ ужасамъ смерти; онъ готовъ, яко же Авраамъ, собственною рукою заклать возлюбленнаго Исаака. Вручатъ ли ему кормило правленія? Въ семъ священномъ служеніи не дастъ онъ очима своима и вѣждома дреманія; святость законовъ будетъ утверждать собственною непорочностію; ни просьбы, ни угрозы не возмогутъ удалить его отъ путей истины; смѣло возопіетъ противъ всякаго разврата, насилія, неправды, злоупотребленія. Не говорите ему: се нынѣ вси пророцы усты едиными глаголютъ добрая; рцы убо и ты по словесамъ ихъ; онъ клянется: яже речетъ Господь ко мнѣ, сія возглаголю (3 Цар. 22, 13-14). Таковъ Христіанинъ въ кругу гражданственномъ! Но что онъ есть въ кругу семейства своего? Онъ есть сынъ поучительный, супругъ нѣжный, отецъ чадолюбивый, господинъ кроткій, рабъ вѣрный, другъ истинный, собесѣдникъ цѣломудренный, врагъ лжи, обмана и клеветы, сожитель миролюбивый. Блажени людіе, имъ же Господь Богъ ихъ (Псал. 134, 45).

Народы! вы будете славны, сильны, богаты и счастливы: послѣдуйте только закону вѣчныя истины. Ищите прежде Царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Сообразуясь благочестію помазанныхъ Божіихъ, собственнымъ благочестіемъ споспѣшествуйте и славѣ ихъ, и ваше утверждайте благоденствіе. Правда возвышаетъ языкъ.

Падаютъ иногда громы небесные и на благочестивый народъ, и его постигаютъ иногда: язва, гладъ и другія жестокія потрясенія. Но вси путіе Господни милость и истина. Поражаетъ Господь языкъ праведный; но съ тѣмъ, чтобъ среди изобилія мира и благоденствія не воздремалъ онъ и не ослабѣлъ на пути добродѣтели, чтобъ не забылъ Бога, спасающаго его. Посылаетъ искушенія на возлюбленный ему народъ; но съ тѣмъ, чтобъ очистить его, и чрезъ то дать ему нѣкоторымъ образомъ право на полученіе бóльшихъ отъ Него милостей и щедротъ.

Надѣяться на одну политику, основать благоденстіе общества на развалинахъ вѣры и благочестія, значитъ презирать и оскорблять Провидѣніе, значитъ вооружать противъ себя ту десницу, которая рано или поздно истребляетъ обитателей Содома и Гоморры. Сей есть вѣчный и неизмѣнный законъ, чтобъ изъ общаго порядка, проистекало благо общее, чтобъ счастіе народовъ было плодомъ правды, чтобъ слава не отлучно сопутствовала добродѣтели. Тако глаголетъ Господь, избавивый тя, святый Израилевъ: Азъ есмь Господь Богъ твой, научивъ тя, еже обрѣсти тебѣ путь, по немуже пойдеши. И аще бы еси послушалъ заповѣдей Моихъ, то былъ бы убо аки рѣка миръ твой, и правда твоя волна морская; и было бы яко песокъ сѣмя твое, и исчадія чрева твоего яко персть земли (Псал. 48, 17-19).

Россіяне! благословимъ Господа, благодѣющаго намъ, благословимъ судьбу нашу. Израиль и во дни Соломона былъ ли столько счастливъ, сколько блаженны мы во дни Александра? чего же не достаетъ намъ? Довольство и изобиліе течетъ къ намъ рѣкою; гласы веселія раздаются посреди насъ; тишина и безопасность царствуетъ въ предѣлахъ нашихъ. И хотя гремятъ еще громы брани, но пождите: они скоро умолкнутъ, и только слава будетъ гремѣть о побѣдителяхъ нашихъ, такъ, какъ возгремѣла нынѣ. Народы юга также покорятся могущественному оружію Россовъ, какъ и народы сѣвера.

Великій Петръ! Отечества Отецъ! призри съ высоты небесныхъ обителей; умножь еще, ежели можно, блаженство свое; возрадуйся, зря на дѣла Александра, достойнаго потомка твоего. Шествуя по слѣдамъ твоимъ, Онъ поставляетъ Себѣ трофеи тамъ, куда и твои не достигали громы. Возрадуйся! Се любезная тебѣ Россія покоряетъ владычеству своему новыя земли, новые народы, знаменитые грады, пространства и безопасныя пристани, неприступныя и неодолимыя твердыни.

Вѣроломный сосѣдъ! вспомни неправду твою, когда въ угодность гордому Оттоману дерзнулъ ты подъять оружіе противъ великія Екатерины Ты наступалъ, страшилъ, угрожалъ, и наконецъ постыднымъ бѣгствомъ спѣшилъ сокрыться отъ праведнаго мщенія той побѣдительной десницы, которая прославилась на югѣ и сѣверѣ, оть востокъ солнца и до западъ. Еще ли нынѣ?

Священный прахъ безсмертнаго Петра! покойся мирно въ гробѣ своемъ. Гордый и мятежный народъ, коего смиряла крѣпкая мышца Твоя, не приближится къ тебѣ: Онъ пораженъ совершенно; онъ заключенъ въ тѣсныхъ и отдаленныхъ предѣлахъ; держава Россіи простерлась въ самое сердце владѣній его. Живъ Петръ, — жива Екатерина. — Они воскресли въ Александрѣ. — Разумѣйте убо языцы и покаряйтеся, аще бо паки возможете, паки побѣждени будете.

Боже, возносяй во славѣ рогъ Христа Твоего, Великаго Государя нашего! даждь Ему желаніе сердца Его и весь совѣтъ Его исполни. Да возсіяетъ во днехъ Его правда и множество мира! Благослови и Его и Супругу Его, вѣнчанную и превознесенную, Благочестивѣйшую Государыню Императрицу Елисавету Алексѣевну долготою дней! — Пробави милости Твоя ко всему Августѣйшему дому Его! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Августина, Архіепископа Московскаго и Коломенскаго. — Изданіе Кораблева и Сирякова. (Съ портретомъ Преосвященнаго.) — СПб.: Въ Типографіи Эдуарда Веймара, 1856. — С. 20-31.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0