Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Гуляницкій), еп. Екатеринославскій и Таганрогскій († 1892 г.)

Августинъ (въ мірѣ Андрей Ѳедоровичъ Гуляницкій), епископъ Екатеринославскій, сынъ священника Полтавской епархіи. Учился въ Полтавской духовной семинаріи и Кіевской духовной академіи. Въ послѣдней окончилъ курсъ въ 1863 г. со степенью магистра и оставленъ при ней же (съ 10 декабря 1863 г.) баккалавромъ по обличительному богословію. Въ 1864 г. принялъ монашество. Въ 1869 г. онъ возведенъ въ санъ архимандрита, въ 1870 г. избранъ совѣтомъ академіи въ экстраорд. профессоры. Въ 1870 г. онъ назначенъ ректоромъ Литовской духовной семинаріи и оставался имъ до 1881 г. Управленіе его Литовской семинаріей совпало съ преобразованіемъ ея по уставу гр. Д. Толстаго. Въ 1881 г. архим. Августинъ возведенъ въ санъ епископа, и пройдя тяжелую школу викарія трехъ епархій (Михайловскаго Рязанской епархіи съ 1882 г., Аккерманскаго — Кишиневской съ 1882 г. и Аксайскаго — Донской съ 1887 г.), 24 декабря 1888 г. назначенъ епархіальнымъ епископомъ Костромскимъ. далѣе>>

Слова и рѣчи

Еп. Августинъ Гуляницкій († 1892 г.)
Поученіе въ недѣлю о слѣпомъ.

Сейчасъ мы выслушали, братіе, евангельское сказаніе объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпорожденнаго.

Велико несчастіе человѣка, лишеннаго органа зрѣнія, — такъ велико, что мы, зрячіе, не всегда можемъ и представить себѣ всю тягость этого несчастія. Тягость несчастія увеличивается еще отъ того, что слѣпые, въ большинствѣ случаевъ, принуждены бываютъ жить на чужой счетъ, или, что еще хуже, принуждены бываютъ нищенствовать, выпрашивая себѣ подаяніе, или милостыню «Христа ради». Понятно, какую сильную тоску, скорбь и муку должны бываютъ испытывать многіе изъ нихъ — и отъ сознанія своей непригодности ни къ какому серіозному труду и полезному занятію, и отъ нерѣдкихъ укоровъ и попрековъ со стороны другихъ въ дармоѣдствѣ, и отъ самаго, наконецъ, нищенскаго образа жизни, безъ сомнѣнія, весьма тяжелаго и крайне непріятнаго.

Братіе-христіане! сколько подобныхъ несчастныхъ страдальцевъ скитается въ разныхъ углахъ и закоулкахъ нашего обширнаго отечества! Одни изъ нихъ слѣпы отъ рожденія; другіе сдѣлались такими отъ болѣзней и другихъ несчастныхъ случаевъ съ ними, а иные потеряли зрѣніе на полѣ брани, сражаясь за вѣру, царя и отечество съ иновѣрными и иноплеменными, враждебными намъ племенами и народами. Сострадательные люди изъ высшаго общества русскаго обратили, наконецъ, свое вниманіе на этихъ несчастныхъ братьевъ своихъ. По мысли и желанію въ Бозѣ почившей Государыни Императрицы, Маріи Александровны, нѣсколько лѣтъ тому назадъ, въ нашемъ отечествѣ образовалось Попечительство для призрѣнія слѣпыхъ воиновъ, которое въ недавнее время преобразовано въ Попечительство о слѣпыхъ вообще, наименовано «Маріинскимъ» и принято нынѣшнею Государынею Императрицею подъ Ея матернее покровительство. Попечительство это не только даетъ пріютъ, пищу и одежду цѣлымъ тысячамъ несчастныхъ слѣпцовъ, но и старается обучить ихъ доступнымъ для нихъ ремесламъ и полезнымъ занятіямъ, съ помощью которыхъ они и отъ праздности избавлялись-бы, и получали-бы возможность сами, своимъ трудомъ добывать себѣ насущный кусокъ хлѣба. Понятно само собою, что Попечительство, задавшись такими широкими и, безспорно, прекрасными цѣлями, для уснѣшнаго осуществленія ихъ нуждается въ денежныхъ средствахъ и, притомъ, не малыхъ. И вотъ оно ежегодно, въ такъ-называемую на церковномъ языкѣ недѣлю о слѣпомъ, обращается за этими средствами къ общественной помощи, къ общей благотворительности всѣхъ русскихъ-православныхъ; взываетъ о томъ-же, между прочимъ, и къ намъ съ вами, возлюбленные!

Что-же, останемся-ли мы глухими къ этому воззванію? Откажемся-ли дать посильную помощь этому благому, святому и въ высшей степени общеполезному дѣлу?

Дѣлать добро ближнему вообще свойственно человѣку, по самой его природѣ. Посмотрите на маленькихъ неиспорченныхъ дѣтей, какъ они чувствительны, какъ отзывчивы ко всякому горю окружающихъ ихъ! Таковы по природѣ и всѣ люди. И это потому, что всѣ они созданы по образу и по подобію Того, Кто Самъ есть высочайшее Добро и совершеннѣйшая Любовь. Если-же мы нерѣдко видимъ въ жизни людей жестокосердыхъ, тупыхъ и холодныхъ къ страданіямъ ближняго, то эти люди уже не нормальные, нравственно-больные, исказившіе свою богообразную натуру своими грѣховными страстями и похотями. Кто всецѣло отдается этимъ страстямъ и похотямъ (замѣтимъ мимоходомъ), того они легко могутъ довести до полнаго искаженія въ себѣ человѣческаго образа, до совершеннаго озвѣренія, что мы видимъ на многихъ поразительныхъ примѣрахъ нашего времени...

Но если человѣку вообще свойственно творить дѣла милосердія и благотворительности къ своимъ ближнимъ, то особенно свойственно и по преимуществу приличествуетъ это человѣку-христіанину. Онъ сподобился несказанной чести быть сыномъ Божіимъ (Іоан. 1, 12), такъ-сказать — младшимъ братомъ истиннаго и единственнаго Сына Божія по естеству, Господа нашего Іисуса Христа (Евр. 2, 11), наслѣдникомъ Божіимъ и сонаслѣдникомъ Христовымъ (Гал. 4, 7). Онъ вкушаетъ плоть и кровь самаго Агнца Божія, пролитую за его спасеніе, т. е. плоть и кровь того-же Единороднаго Сына Божія, ставшаго для него человѣкомъ и принесшаго Себя за него въ искупительную жертву. Онъ пріемлетъ благодать и даръ Святаго Духа, очищающаго его отъ всякой скверны и возводящаго до возможной для него степени богоподобія. Ему обѣщаются въ будущемъ такія блага, которыхъ око не видѣло и ухо не слышало, которыя и на сердце ему не всходили въ этой жизни (1 Кор. 2, 9). И все это — по одной безпредѣльной любви и милости Божіей къ человѣку... Кому-же послѣ этого, какъ не христіанину, болѣе другихъ понимать, сильнѣе, живѣе и глубже другихъ чувствовать, что всѣ люди суть дѣти одного Отца небеснаго и братья между собою и со Христомъ? Кому, какъ не ему, быть по преимуществу братолюбнымъ, благоподатливымъ, общительнымъ, любвеобильнымъ? И если мы видимъ иногда и христіанъ безжалостными и безсердечными къ людямъ, то — опять скажемъ — это не истинные христіане: они только носятъ имя христіанъ, часто вовсе даже не понимая высокаго значенія этого имени.

Къ совершенію дѣлъ милосердія и благотворительности ближнимъ побуждаетъ, наконецъ, всѣхъ насъ и слово Божіе, — и побуждаетъ такими побужденіями, которыя не могутъ быть убѣдительными развѣ для однихъ только невѣрующихъ и положительно не думающихъ о душѣ своей. Оно учитъ, что милостыня болѣе всѣхъ другихъ добродѣтелей нашихъ угодна Богу (Ос. 6, 6; Сир. 4, 10-11); что она отъ смерти избавляетъ, т. е. отъ смерти вѣчной, или осужденія на вѣчное мученіе, и очищаетъ всякій грѣхъ (Тов. 12, 9); что благотворящій бѣдному даетъ взаймы Господу, который, безъ сомнѣнія, не останется въ долгу у человѣка и воздастъ ему за благодѣяніе его (Прит. 19, 17); что дѣла нашего милосердія къ бѣднымъ и вообще къ ближнимъ, къ людямъ, Христосъ Спаситель на страшномъ судѣ Своемъ оцѣнитъ такъ, какъ-бы они оказаны были нами лично Ему Самому (Матѳ. 25, 34-40).

Не затворимъ-же, братіе-христіане, утробы щедротъ нашихъ къ бѣднымъ слѣпцамъ, о которыхъ напоминаетъ намъ нынѣшнее евангельское чтеніе и къ благотворенію, которымъ призываетъ насъ нынѣ само высшее правительство наше. Удѣлимъ въ ихъ пользу отъ избытковъ нашихъ, кто что можетъ, — каждый по расположенію сердца, не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ, но съ любовію и охотно: доброхотна бо дателя любитъ Богъ (2 Кор. 9, 7).

(«Кишиневскія Епарх. Вѣдом.» 1893 г. № 11).

Источникъ: Сборникъ словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и краткихъ благочестивыхъ размышленій Преосвященнаго Августина, Епископа Екатеринославскаго и Таганрогскаго, съ портретомъ автора и его автографомъ. — Изданіе Протоіерея Пречистенскаго Собора Александра Гуляницкаго. — Вильна: Типографія И. Блюмовича, 1893. — С. 140-142.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0