Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Гуляницкій), еп. Екатеринославскій и Таганрогскій († 1892 г.)

Августинъ (въ мірѣ Андрей Ѳедоровичъ Гуляницкій), епископъ Екатеринославскій, сынъ священника Полтавской епархіи. Учился въ Полтавской духовной семинаріи и Кіевской духовной академіи. Въ послѣдней окончилъ курсъ въ 1863 г. со степенью магистра и оставленъ при ней же (съ 10 декабря 1863 г.) баккалавромъ по обличительному богословію. Въ 1864 г. принялъ монашество. Въ 1869 г. онъ возведенъ въ санъ архимандрита, въ 1870 г. избранъ совѣтомъ академіи въ экстраорд. профессоры. Въ 1870 г. онъ назначенъ ректоромъ Литовской духовной семинаріи и оставался имъ до 1881 г. Управленіе его Литовской семинаріей совпало съ преобразованіемъ ея по уставу гр. Д. Толстаго. Въ 1881 г. архим. Августинъ возведенъ въ санъ епископа, и пройдя тяжелую школу викарія трехъ епархій (Михайловскаго Рязанской епархіи съ 1882 г., Аккерманскаго — Кишиневской съ 1882 г. и Аксайскаго — Донской съ 1887 г.), 24 декабря 1888 г. назначенъ епархіальнымъ епископомъ Костромскимъ. далѣе>>

Слова и рѣчи

Еп. Августинъ Гуляницкій († 1892 г.)
Слово на 26-е Августа, день Коронованія и священнѣйшаго Мѵропомазанія Благочестивѣйшаго Государя Императора, Александра Николаевича.

Съ обычнымъ празднованіемъ воскреснаго дня у насъ соединилось нынѣ еще другое празднованіе — дня коронованія и священнаго помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора нашего, Александра Николаевича.

Двадцать три года прошло уже съ тѣхъ поръ, какъ совершилось это помазаніе и вѣнчаніе на царство Благочестивѣйшаго Государя нашего, — и все это время ознаменовано величайшими реформами, самыми коренными и высшей степени благодѣтельными преобразованіями любезнаго отечества нашего, во всѣхъ разнообразныхъ сферахъ и проявленіяхъ его жизни. Слава и благодареніе Господу, сподобившему насъ жить въ такое свѣтлое время! Хвала и честь великому Помазаннику Божію, воздвигнутому Богомъ для царствованія надъ нами и совершившему уже столько великихъ и славныхъ дѣяній для нашего блага и счастія! Имя Его крупными буквами запишется на скрижаляхъ исторіи и никогда не умретъ въ сердцѣ и памяти благодарныхъ, осчастливленныхъ Имъ россіянъ.

Но, братіе мои, воздавая хвалу и благодареніе Господу Богу и великому Государю нашему за ихъ милости и благодѣянія къ намъ, будемъ всегда помнить, что великія и благодѣтельныя реформы нынѣшняго царствованія требуютъ также немалыхъ реформъ и въ нашей внутренней духовной жизни, въ нашемъ умѣ, сердцѣ и волѣ, и что только подъ условіемъ нашего нравственнаго усовершенствованія, нашего внутренняго улучшенія и преобразованія возможенъ надлежащій успѣхъ и всѣхъ этихъ внѣшнихъ, государственныхъ реформъ и преобразованій.

Не много, кажется, нужно сообразительности, чтобы понять эту истину: такъ она ясна и проста для всякаго здравомыслящаго. Вотъ предъ нами извѣстная крестьянская реформа: кто не понимаетъ, что для того, чтобы принести всѣ свои благіе плоды, реформа эта требуетъ непремѣнно внутренней, нравственной реформы въ ушахъ и сердцахъ крестьянъ? Въ прежнемъ положеніи своемъ они нажили много дурныхъ привычекъ, отъ которыхъ имъ необходимо теперь отвыкнуть, — усвоили много одностороннихъ и странныхъ взглядовъ, отъ которыхъ нужно теперь отрѣшиться. Такъ, напримѣръ, они не должны уже смотрѣть на свой трудъ, какъ на барщину; но должны понять и оцѣнить его съ иной точки зрѣнія и, затѣмъ, полюбить его; должны отрѣшиться отъ прежняго взгляда на грамотность и образованіе, какъ на роскошь, какъ на нѣчто излишнее и даже вредное и опасное для нихъ, и усвоить себѣ взглядъ совершенно противоположный; должны отстать отъ утвердившейся вѣками привычки — свободное отъ трудовъ время проводить въ нетрезвости, всѣ радости и скорби своей жизни ознаменовывать пьянственнымъ разгуломъ, а вмѣсто того — найти для себя иныя, невинныя развлеченія, развить въ себѣ вкусъ къ другимъ чистымъ и благороднымъ удовольствіямъ. Вообще-же они должны научиться пользоваться дарованнымъ имъ даромъ гражданской свободы разумно и правильно, единственно во благо свое и другихъ, а это не такъ легко и просто, какъ можетъ показаться съ перваго взгляда. Таже крестьянсная реформа, какъ понятно само собою, требуетъ не малой реформы и въ нравственномъ характерѣ самихъ бывшихъ владѣльцевъ крестьянъ. Они должны теперь отвыкнуть отъ многаго, къ чему привыкли при прежнемъ порядкѣ, когда для нихъ работали даромъ другіе; должны отказаться отъ такъ-называемыхъ барскихъ затѣй, уменьшить свои расходы на роскошь, тщеславіе и. т. п.

Другія современныя намъ реформы также требуютъ важныхъ перемѣнъ въ нашихъ прежнихъ взглядахъ, привычкахъ и характерѣ. Земскія, напримѣръ, и городовыя учрежденія требуютъ, чтобъ мы отрѣшились отъ прежнихъ сословныхъ предразсудковъ и предубѣжденій и преслѣдовали не свои только интересы, или интересы того сословія, къ которому сами принадлежимъ, но — благо и пользу всего извѣстнаго общества; требуютъ, чтобъ мы пріучались видѣть въ каждомъ человѣкѣ, кто-бы онъ ни былъ по своему званію, первѣе всего именно человѣка, нашего брата, имѣющаго одинаковыя съ нами права на пользованіе благами и удобствами жизни. Судебная реформа требуетъ, чтобъ мы отвыкли отъ мысли, что богатый, сильный и высокопоставленный человѣкъ можетъ безнаказанно обидѣть бѣднаго, слабаго и низкопоставленнаго, — чтобъ отвыкали также отъ такъ-называемаго крючкотворства, ябедничества и сутяжничества, къ которымъ у насъ такъ много было охотниковъ при прежнемъ судопроизводствѣ. Учебная реформа имѣетъ въ виду, между прочимъ, отучить насъ отъ такъ-называемаго верхоглядства и всезнайства: она требуетъ, чтобы люди, берущіеся учить чему-либо въ школахъ, сами напередъ основательно научились тому. Она требуетъ также, чтобы люди эти развивали не одинъ только умъ, но и сердце и характеръ, и даже физическую сторону своихъ питомцевъ, — чтобъ они не только обучали, но вмѣстѣ и воспитывали молодое поколѣніе, и воспитывали, первѣе и паче всего, своимъ благимъ примѣромъ, своею собственною нравственно-безупречною жизнію. Воинская реформа, — чтобы мы не полагались на происхожденіе отъ знатныхъ и богатыхъ родителей, какъ на нѣчто такое, что давало-бы намъ особенныя права и преимущества въ жизни, сравнительно съ обыкновенными смертными, но старались сами пріобрѣтать себѣ эти права и преимущества своими личными достоинствами и заслугами...

Видите, братіе, какъ, рядомъ съ внѣшними реформами, на разныхъ поприщахъ нашей общественной жизни должны идти внутреннія реформы въ умахъ и сердцахъ нашихъ; видите, сколько требуется нынѣ перемѣнъ и преобразованій въ нашихъ взглядахъ и убѣжденіяхъ, характерѣ и привычкахъ! Всѣ мы — и крестьяне и дворяне, и купцы и мѣщане, и духовенство и военные — всѣ призываемся современными государственными преобразованіями и улучшеніями и нравственно обязуемся постоянно и неослабно преобразовывать и улучшать самихъ себя, подавляя свои эгоистическія стремленія и наклонности, вообще свойственныя человѣку, и взамѣнъ ихъ насаждая и возращая въ себѣ одни благія и чистыя расположенія и стремленія; — призываемся и обязуемся упорно бороться съ самими собою, отказывая себѣ во многомъ, къ чему такъ давно уже привыкли, и пріучая себя ко многому другому, что такъ непріятно иногда для нашего самолюбія, чувственности, спокойствія, выгоды и. т. п. Особенно-же къ этому призываются и обязуются передовые люди нашего общества, стоящіе во главѣ разныхъ общественныхъ и государственныхъ учрежденій, на плечахъ коихъ непосредственно лежитъ проведеніе въ жизнь и осуществленіе на дѣлѣ, въ той или другой общественной средѣ, нынѣшнихъ благодѣтельныхъ реформъ. И понятно, почему такъ: эти люди, преимущественно предъ прочими, должны отличаться всецѣлою преданностію своему дѣлу, строгою честностію и неподкупною правдивостью въ исполненіи своихъ обязанностей, полнѣйшимъ безпристрастіемъ, безкорыстіемъ, самоотверженіемъ; а такія качества не легко даются и самому благонамѣренному человѣку... Но не преувеличиваемъ-ли мы дѣла? Дѣйствительно-ли такъ необходимы для насъ эти внутреннія, нравственныя реформы и преобразованія, которыя такъ тяжело достаются? Да, братіе, — необходимы, крайне необходимы, и мы нисколько не преувеличиваемъ дѣла, когда утверждаемъ это. Вѣдь безъ нихъ, безъ этихъ внутреннихъ реформъ и преобразованій, и всѣ внѣшнія государственныя реформы могутъ остаться лишь на словахъ, да на бумагахъ, онѣ не дадутъ намъ искомаго довольства и благоденствія, не исцѣлятъ нашихъ старыхъ общественныхъ язвъ, чего всѣ надѣются и ожидаютъ отъ нихъ, и для чего собственно онѣ и предприняты и вводятся...

Въ виду всего этого нельзя не пожелать возможно-бóльшаго развитія и распространенія между нами строго-христіанскихъ религіозно-нравственныхъ понятій и убѣжденій. Будемъ воспитывать и себя и дѣтей нашихъ въ истинахъ и правилахъ ученія Христова; станемъ съ усердіемъ и любовію насаждать, возращать, возгрѣвать и всячески пріумножать, и въ себѣ и въ другихъ, духъ вѣры и благочестія христіанскаго. Ибо только этотъ духъ и можетъ въ должной мѣрѣ воодушевить насъ на тѣ нелегкіе труды внутреннихъ реформъ и преобразованій, какіе требуются нынѣ отъ насъ внѣшними реформами и преобразованіями государственными; только этотъ-же духъ — духъ вѣры и благочестія христіанскаго и можетъ создать изъ насъ вѣрныхъ сыновъ и слугъ отечества, добрыхъ, честныхъ и полезныхъ дѣятелей на разныхъ поприщахъ нашей общественной жизни. Говоримъ это на томъ основаніи, что тѣ труды внутреннихъ реформъ и преобразованій, къ которымъ мы призываемся теперь, въ сущности суть тѣже обычные подвиги нравственнаго самоусовершенствованія, къ которымъ христіанство постоянно призываетъ и обязываетъ своихъ послѣдователей; а потому, конечно, только люди, не совсѣмъ чуждающіеся этихъ подвиговъ, и могутъ быть болѣе или менѣе честными и полезными общественными дѣятелями; самымъ-же лучшимъ, самымъ честнымъ и полезнымъ дѣятелемъ и можетъ быть тотъ, кто близко и по собственному опыту знакомъ съ этими подвигами, кто всецѣло проникся духомъ евангелія, кто обратилъ христіанскія убѣжденія, такъ сказать, въ свою плоть и кровь, поставилъ ихъ главнымъ руководительнымъ началомъ своей мысли и своей дѣятельности, словомъ: самымъ лучшимъ общественнымъ дѣятелемъ можетъ быть только истинный христіанинъ.

Нужно-ли доказызать эту послѣднюю мысль нашу? Представимъ себѣ истиннаго христіанина и посмотримъ, каковъ онъ на поприщѣ общественной дѣятельности. Онъ чуждъ тщеславія, самомнѣнія, своекорыстія, а потому не станетъ величаться на службѣ своими совершенствами и преимуществами; не будетъ выставлять себя на видъ, унижая другихъ; не станетъ порываться въ начальники и законодатели, не имѣя на то призванія, не станетъ браться за дѣло, которое ему не по силамъ, а взявшись за дѣло, ему назначенное и посильное, будетъ дѣлать его со всѣмъ усердіемъ и ревностію, какимъ-бы ни казалось оно на взглядъ другихъ ничтожнымъ, невиднымъ, неблагодарнымъ. Онъ любитъ ближнихъ, какъ своихъ братій во Христѣ, а потому готовъ на всякое пожертвованіе — и матеріальное и духовное — въ ихъ пользу; съ любовію выслушаетъ просьбу бѣднаго и нищаго, охотно понесетъ свою милостыню въ тюрьму, пріютъ, богадѣльню, съ радостію вступится за неправедно обижаемаго и угнетаемаго, пристроитъ сироту и. т. п. Онъ вовсе не похожъ на тѣхъ филантроповъ, которые много кричатъ и мало дѣлаютъ, или-же и ничего не дѣлаютъ; которые не столько заботятся о бѣдныхъ, сколько о себѣ самихъ, о своихъ удовольствіяхъ, покупаемыхъ пожертвованіями въ пользу бѣдныхъ, о своемъ повышеніи, прославленіи. Онъ издѣтства наученъ любить и бояться Бога — всевидящаго, всеправеднаго, всесвятаго — и все дѣлать какъ-бы въ Его присутствіи, предъ Его очами; въ такой или иной жизненной карьерѣ своей онъ видитъ первѣе всего руку Божію, перстъ Промысла Божія о немъ; наконецъ, онъ убѣжденъ и всегда твердо помнитъ, что не здѣсь конецъ всему, — что за гробомъ настанетъ для него другая жизнь, гдѣ прежде всего потребуютъ съ него отчета за здѣшнюю жизнь. Отсюда его служебная дѣятельность, въ какомъ-бы положеніи и состояніи онъ ни находился, не нуждается ни въ какихъ постороннихъ побужденіяхъ и поощреніяхъ, ни въ какомъ внѣшнемъ надзорѣ и контролѣ; въ ней нѣтъ и тѣни какой-либо лжи и неправды, лицемѣрія и лукавства, лести и коварства, а, напротивъ, усматривается только правдивость и честность неизмѣнная, безкорыстіе неподкупное, самоотверженіе безпредѣльное.

Да дастъ намъ Господь побольше такихъ дѣятелей! Аминь.

(«Литовскія Епархіальныя вѣдомости». 1879 г. № 45.)

Источникъ: Сборникъ словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и краткихъ благочестивыхъ размышленій Преосвященнаго Августина, Епископа Екатеринославскаго и Таганрогскаго, съ портретомъ автора и его автографомъ. — Изданіе Протоіерея Пречистенскаго Собора Александра Гуляницкаго. — Вильна: Типографія И. Блюмовича, 1893. — С. 74-79.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0