Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Августинъ (Гуляницкій), еп. Екатеринославскій и Таганрогскій († 1892 г.)

Августинъ (въ мірѣ Андрей Ѳедоровичъ Гуляницкій), епископъ Екатеринославскій, сынъ священника Полтавской епархіи. Учился въ Полтавской духовной семинаріи и Кіевской духовной академіи. Въ послѣдней окончилъ курсъ въ 1863 г. со степенью магистра и оставленъ при ней же (съ 10 декабря 1863 г.) баккалавромъ по обличительному богословію. Въ 1864 г. принялъ монашество. Въ 1869 г. онъ возведенъ въ санъ архимандрита, въ 1870 г. избранъ совѣтомъ академіи въ экстраорд. профессоры. Въ 1870 г. онъ назначенъ ректоромъ Литовской духовной семинаріи и оставался имъ до 1881 г. Управленіе его Литовской семинаріей совпало съ преобразованіемъ ея по уставу гр. Д. Толстаго. Въ 1881 г. архим. Августинъ возведенъ въ санъ епископа, и пройдя тяжелую школу викарія трехъ епархій (Михайловскаго Рязанской епархіи съ 1882 г., Аккерманскаго — Кишиневской съ 1882 г. и Аксайскаго — Донской съ 1887 г.), 24 декабря 1888 г. назначенъ епархіальнымъ епископомъ Костромскимъ. далѣе>>

Слова и рѣчи

Еп. Августинъ Гуляницкій († 1892 г.)
Слово въ недѣлю православія и въ день восшествія на престолъ Государя Императора Александра Николаевича
[1].

Лишь только свѣтъ Христовъ возсіялъ надъ грѣшною землею, лишь только начала возникать въ родѣ человѣческомъ вѣра во Христа, какъ истиннаго Сына Божія, пришедшаго въ міръ грѣшныя спасти, — злобныя силы ада рѣшились помрачить этотъ свѣтъ, подорвать, или же и совсѣмъ искоренить эту вѣру. Уже самаго Іисуса Христа, не смотря на то, что въ Его жизни и дѣятельности явно и ярко сіяли лучи божественнаго величія, современники называли сыномъ Іосифа-плотника, ядцею и винопійцею, бѣснующимся, сумашедшимъ и, наконецъ, вознесли Его на позорное древо казни, какъ бунтовщика и богохульника, сами не вѣдая того, что дѣлали. Воскресеніе Іисуса Христа изъ мертвыхъ, вознесеніе Его на небо, сошествіе на апостоловъ Святаго Духа, открывшееся въ нихъ и сопровождавшееся необыкновенными знаменіями и чудесами, показали всему міру, кто таковъ былъ отверженный и поруганный имъ мнимый сынъ плотника... И вотъ вѣра во Христа распятаго торжествуетъ; общество послѣдователей, или Церковь Его распространяется съ изумительною быстротою; новыя начала мысли и жизни, возвѣщенныя Іисусомъ, небольшимъ числомъ простыхъ рыбаковъ и дѣлателей палатокъ разносятся по всему міру и не только подрываютъ, но грозятъ и вовсе уничтожить и замѣнить собою всѣ прежнія основы и начала жизни, которыхъ держалось и которыми жило дотолѣ человѣчество. — Но силы ада не дремлютъ; они не хотятъ уступить безъ бою новой божественной силѣ свое владычество надъ міромъ, — противъ Церкви Христовой начинаются жесточайшія гоненія и преслѣдованія. Противъ нея вооружились и фанатизмъ іудеевъ и суевѣріе язычниковъ; вооружились и мудрецы, и невѣжды, и философы, и грубая чернь; жрецы, правители, наконецъ — сама верховная власть, въ лицѣ римскихъ императоровъ. Три вѣка слишкомъ рѣкою лилась кровь христіанская по всему греко-римскому міру, а христіанство отъ этого не только не убавлялось, а только расширялось и, наконецъ, признано и объявлено посподствующею религіею...

Не успѣла еще Церковь Христова заживить свои тяжелыя раны, не успѣла еще вдоволь насладиться дарованнымъ ей миромъ, какъ, по дѣйствію тѣхъ-же враждебныхъ ей силъ, она должна была снова вступить въ борьбу, и притомъ не съ внѣшними уже врагами, а такъ-сказать съ своими домашними. Въ нѣдрахъ ея явилось много людей, которые, по разнымъ побужденіямъ и съ разными цѣлями, снова подняли вопросы и завязали споры о томъ, кто таковъ — Основатель христіанства. Если Онъ — Сынъ Божій, то въ строгомъ-ли и собственномъ смыслѣ, или же въ иномъ какомъ-либо, — Богъ-ли Онъ по самой своей природѣ, или же Онъ — человѣкъ по природѣ и только за его жизнь и заслуги, оказанныя человѣчеству, ему дано божеское достоинство? Если Онъ — Богъ по самой своей природѣ, то какъ примирить это съ представленіемъ о единствѣ Божіемъ, — какъ мыслить о Его отношеніяхъ къ Богу Отцу, — какъ примирить это и съ тѣмъ, что Онъ былъ человѣкомъ, во всемъ, по-видимому, подобнымъ намъ и даже былъ распятъ и умеръ? Можетъ-ли Богъ стать человѣкомъ; а если можетъ, то нужно-ли это было и — для чего? Да и какъ представить въ одномъ лицѣ соединеніе двухъ природъ, такъ безмѣрно различныхъ и отличныхъ одна отъ другой? Рядомъ съ этими и другими вопросами о Сынѣ Божіемъ были подняты подобные вопросы о Святомъ Духѣ — третьемъ лицѣ Божественныя Троицы, и о другихъ соприкосновенныхъ предметахъ, касающихся христіанскаго вѣроученія, нравоученія, богослуженія. Для рѣшенія всѣхъ этихъ вопросовъ представители Церкви, т. е. пастыри и учители ея, собирались вмѣстѣ, составляя изъ себя такъ-называемые помѣстные и вселенскіе соборы, и съобща рѣшали спорные вопросы, сообразуясь во всемъ съ словомъ Божіемъ, древнимъ преданіемъ церковнымъ и, наконецъ, съ естественными требованіями здраваго смысла, — конечно, гдѣ и сколько это было нужно и возможно. Много, безспорно, требовалось отъ нихъ при этомъ ума и силы воли, много ревности по истинѣ, много терпѣнія и самоотверженія, — и всего этого доставало у нихъ съ избыткомъ, хотя многимъ изъ нихъ пришлось и душу свою положить за истину Христову, защищая и уясняя ее противъ враждебныхъ ей, или же только не понимающихъ и извращающихъ ее партій. Такая внутренняя борьба, сопровождавшаяся при томъ всегда взаимною враждою и ожесточеніемъ борющихся религіозныхъ партій, продолжалась въ Церкви болѣе пяти столѣтій, и плодомъ ея явилось строгое и точное опредѣленіе православнаго христіанства. Ученіе, принятое и утвержденное седьмю вселенскими соборами, стало теперь называться православнымъ, т. е. правильнымъ, или истиннымъ ученіемъ христіанскимъ, а ученіе, отвергнутое на соборахъ, какъ ложное и опасное, стало называться еретическимъ.

Послѣднею ересью, съ которою много и долго пришлось бороться древней Церкви, было иконоборство, т. е. отверженіе почитанія св. иконъ; наконецъ, и эта ересь съ Божіею помощію была отвергнута и иконопочитаніе возстановлено, сперва въ 786 году, въ Никеѣ, на 7-мъ вселенскомъ соборѣ, а потомъ второчно въ 842 году, въ Константинополѣ, на помѣстномъ соборѣ. Въ послѣдній разъ это случилось около времени Великаго поста. Въ первое воскресенье этого поста, патріархъ со всѣмъ освященнымъ соборомъ и клиромъ константинопольскимъ, въ сопровожденіи Императрицы съ ея малолѣтнимъ сыномъ, сената, войска и безчисленнаго множества народа, совершилъ крестный ходъ по улицамъ и за стѣнами города. На обратномъ пути шествіе остановилось у главныхъ городскихъ воротъ, водворилась тишина, и священный соборъ, торжественно провозгласивъ многолѣтіе всѣмъ ревнителямъ и поборникамъ православія, а почившимъ въ борьбѣ и подвигахъ за оное — вѣчную память, изрекъ, затѣмъ, анаѳему, или осужденіе и отлученіе, не только на иконоборцевъ, но и на всѣхъ прежнихъ еретиковъ и отступниковъ отъ православія, осужденныхъ уже вселенскими соборами. Такимъ образомъ это было славное празднество, или торжество православія; положено было и на будущее время — вспоминать это торжество и воспроизводить его каждый годъ, въ первое воскресенье великаго поста. Предки наши, принявъ изъ Константинополя святую православную вѣру, вмѣстѣ съ нею приняли и это празднество православія; — и вотъ мы нынѣ совершаемъ оное.

Но празднуя торжество Православія, какъ сыны Церкви православной, мы въ нынѣшній-же день, какъ сыны государства русскаго, празднуемъ начало 22-ой годовщины славнаго и въ высшей степени благодѣтельнаго царствованія возлюбленнѣйшаго царя нашего, Государя Императора. Знаменательно и въ высшей степени поучительно совпаденіе этихъ двухъ торжествъ въ одинъ день! Православіе именно есть та божественная сила, которою создалось, окрѣпло и возвеличилось русское государство. Это такая общеизвѣстная истина, что и не требуетъ для себя нарочитыхъ доказательствъ. Кто хоть немного знакомъ съ исторіею Руси, тотъ знаетъ, чѣмъ было для нея православіе во всѣ эпохи ея свыше-тысячелѣтней жизни, — знаетъ, что именно въ православіи Церкви русской лежалъ залогъ благоденствія, могущества и величія государства русскаго, — что не будь Русь православною, ея исторія, ея судьба была-бы совсѣмъ иною... Эту истину сознаетъ и весь народъ русскій, хотя, конечно, не всегда достаточно ясно и отчетливо: онъ любитъ называть свое отечество по преимуществу Русью православною, и слова русскій и православный для него означаютъ одно и тоже. Эту-же истину, безъ всякого сомнѣнія, сознаетъ — и даже больше чѣмъ кто-либо другой — и Самъ Благочестивѣйшій Государь нашъ. Ее Онъ высказалъ 21 годъ тому назадъ, въ первомъ царственномъ словѣ своемъ, обращенномъ къ народу, т. е. въ Высочайшемъ манифестѣ своемъ, при восшествіи на прародительскій престолъ [2]. Ею-же, этою мыслію, Онъ, безспорно, руководился и доселѣ руководится во всѣхъ благихъ дѣйствіяхъ и начинаніяхъ своихъ, во всѣхъ тѣхъ великихъ реформахъ и преобразованіяхъ, которыя совершены и еще совершаются и будутъ совершаться, по Его державному слову, въ нашей общественной и государственной жизни, къ нашему благу и счастію.

Какой-же урокъ для себя извлечемъ мы, братіе, изъ сегоднешнихъ нашихъ двухъ торжествъ и изъ сказаннаго сейчасъ по поводу ихъ? — Урокъ этотъ, кажется, ясенъ самъ собою: — нужно хранить православіе, какъ зѣницу ока, какъ самую дорогую святыню, завѣщанную намъ Спасителемъ нашимъ; въ частности — нужно усвоять себѣ православіе умомъ, любить сердцемъ, проводить его въ жизнь, осуществлять въ дѣятельности. Это необходимо намъ и какъ гражданамъ, и для счастія земнаго, временнаго, и для блаженства небеснаго, вѣчнаго. Урока этого никогда не слѣдуетъ забывать — и не нѣкоторымъ только лицамъ и не въ здѣшнемъ только краѣ, но всѣмъ и повсюду православнымъ. Враждебныя православію силы не успокоились и послѣ временъ иконоборства и продолжаютъ воевать противъ Церкви Христовой даже до нынѣшняго дня. Въ то самое время, когда любезное отечество наше просвѣщалось св. крещеніемъ и утверждалось въ истинахъ православія, западная половина Церкви Христовой, по начинанію Церкви римской и потомъ подъ ея преобладающимъ вліяніемъ, начала отпадать и скоро совсѣмъ отпала отъ живаго союза съ древнею Церковію вселенскою и образовала собою такъ-называемую римско-католическую церковь, во многомъ уклонившуюся отъ духа и завѣта истинной Церкви Христовой. Затѣмъ, съ 16-го вѣка, отъ римско-католической церкви начали, въ свою очередь, отпадать различныя части ея, и подъ общимъ именемъ протестантства и реформатства образовали собою особыя христіанскія общины, въ которыхъ только и осталось отъ древней Церкви, что вѣра во Христа. Наконецъ, и эта вѣра во Христа сильно потрясена въ послѣднее время, по дѣйствію тѣхъ-же враждебныхъ ей силъ: изъ нѣдръ протестантства не замедлило выйти, какъ и теперь еще выходитъ, множество людей, которые въ слухъ всего христіанскаго міра проповѣдуютъ, что Іисусъ Христосъ былъ сынъ Іосифа и Маріи, гуманнѣйшій человѣкъ, но большой мечтатель, — что Онъ умеръ на крестѣ, но не воскресъ, — что проповѣданная Имъ религія и основанная Церковь уже отжили свое время, что пора уже просвѣщенному человѣчеству отречься отъ имени христіанскаго и создать себѣ новую, лучшую религію. Люди эти пошли даже гораздо дальше евангельскихъ фарисеевъ, саддукеевъ и книжниковъ: они отвергли не только Іисуса Христа, но и возвѣщеннаго Имъ Бога Отца, поставивъ на мѣсто живаго Бога слѣпую матерію, или-же бóльшею частію — самихъ себя, самаго человѣка... Ученіе этихъ поклонниковъ матеріи и самообожателей заходитъ нерѣдко и къ намъ и выдается здѣсь, какъ послѣднее слово науки, долженствующее пересоздать міръ; въ сущности-же оно весьма древнее ученіе, ученіе исконнаго человѣкоубійцы и отца лжи, который еще прародителямъ нашимъ внушалъ оное: только послушайте меня и будете яко бози... Будемъ-же, братіе, гнать отъ себя прочь это богохульное и богопротивное ученіе и стоять твердо въ ученіи Христовомъ, въ ученіи православномъ. Созижду Церковь Мою и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16 18), сказалъ нѣкогда Іисусъ Христосъ, а Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Той же и во вѣки (Евр. 13, 8) и слово Его непреложно: небо и земля мимоидетъ, словеса-же Его не мимоидутъ (Матѳ. 24, 35). Аминь.

(«Воскресное Чтеніе» 1877 г. № 6).

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Виленскомъ каѳедральномъ соборѣ 19 февраля 1876 г.
[2] Вотъ слова манифеста, сюда относящіяся: «наконецъ-и сіе есть первое живѣйшее желаніе Наше — свѣтъ спасительной вѣры, озаряя умы, укрѣпляя сердца, да сохраняетъ и улучшаетъ болѣе и болѣе общественную нравственность, сей вѣрнѣйшій залогъ порядка и счастія.

Источникъ: Сборникъ словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и краткихъ благочестивыхъ размышленій Преосвященнаго Августина, Епископа Екатеринославскаго и Таганрогскаго, съ портретомъ автора и его автографомъ. — Изданіе Протоіерея Пречистенскаго Собора Александра Гуляницкаго. — Вильна: Типографія И. Блюмовича, 1893. — С. 58-63.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0