Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
32. Слово, сказанное въ Вознесенской церкви г. Харькова въ престольный праздникъ этой церкви въ честь св. Великомученика Пантелеимона, 27 іюля 1911 г.
О жизни и дѣятельности св. Великомученика Пантелеимона, какъ образцѣ для всѣхъ насъ.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Великимъ и благоговѣйнымъ почитаніемъ чествуется, возлюбленные братіе, празднуемый нынѣ нами Угодникъ Божій, святой Великомученикъ Пантелеимонъ! Почитаетъ его какъ Вселенская Церковь, такъ и въ особенности наша Русская, какъ Угодника Божія, какъ Цѣлителя и Помощника въ бѣдствіяхъ житейскихъ! И не напрасно люди православные такъ его чтутъ и почитаютъ, такъ какъ Господь Богъ далъ ему великій даръ исцѣленій отъ немощей душевныхъ и тѣлесныхъ еще при жизни, а по смерти еще болѣе усугубилъ этотъ даръ и изливаетъ его чрезъ сего Угодника Божія на тѣхъ христіанъ, которые съ вѣрою обращаются къ нему въ своихъ молитвахъ!

Святый Великомученикъ Пантелеимонъ жилъ давно, въ концѣ III вѣка и въ началѣ IV, въ то время, когда были великія гоненія на св. Церковь, когда кровь христіанъ лилась цѣлыми потоками и ручьями и улицы большихъ городовъ иногда были покрываемы тѣлами замученныхъ христіанъ; когда Церковь Христова украсилась безчисленнымъ сонмомъ великихъ угодниковъ и страстотерпцевъ. Онъ былъ по рожденію язычникъ, былъ сынъ родителей благородныхъ и богатыхъ, но уже съ юныхъ лѣтъ былъ такъ кротокъ, обходителенъ и дружелюбенъ съ окружающими, что снискалъ отъ всѣхъ любовь къ себѣ и уваженіе. Эта любовь усугублялась къ нему еще и отъ того, что, изучивъ въ совершенствѣ врачебное искусство, онъ это свое искусство всецѣло посвятилъ бѣднымъ и страждущимъ, облегчая ихъ тѣлесныя страданія совершенно безмездно.

Проявляя столь высокія душевныя свойства, еще будучи язычникомъ, во сколько же разъ болѣе онъ ихъ усугубилъ, сдѣлавшись христіаниномъ. Это было очевидно и извѣстно всѣмъ.

Въ Никомидійской области, мѣстѣ воинскаго служенія Св. Угодника, въ то время жилъ православный священникъ Ермолай, память котораго совершается наканунѣ памяти Св. Пантелеимона, 26 іюля. Этотъ то священникъ, замѣтивъ въ Пантелеимонѣ столь высокія душевныя свойства, просвѣтилъ его свѣтомъ Христова ученія, а затѣмъ и крестилъ его — тайно отъ окружающихъ, особенно же отъ придворнаго и воинскаго начальства, гдѣ Пантелеимонъ состоялъ на службѣ, и далъ ему вмѣсто языческаго наименованія Пантелеонъ — христіанское имя Пантелеимонъ, т. е. всемилостивый, такъ какъ, сдѣлавшись христіаниномъ и примѣняя, при помощи всесильной благодати Божіей, еще съ большимъ успѣхомъ свое врачебное искусство, онъ сдѣлался великимъ утѣшителемъ и цѣлителемъ для всѣхъ обращавшихся къ нему не только въ тѣлесныхъ, но и въ душевныхъ скорбяхъ, болѣзняхъ и несчастіяхъ. Вотъ почему вся Православная Церковь, и мы русскіе православные люди любимъ и почитаемъ этого великаго Божія Угодника, считаемъ его своимъ Покровителемъ въ несчастіяхъ и напастяхъ, обращаемся къ нему съ молитвами объ исцѣленіи во всѣхъ болѣзняхъ!

Время въ годы жизни св. Пантелеимона было весьма тяжелое; при императорѣ Діоклетіанѣ гоненія на христіанъ достигли крайнихъ предѣловъ; гонители изощрялись въ изобрѣтеніяхъ разнаго рода жестокихъ пытокъ и мученій и уставали отъ примѣненія ихъ къ христіанамъ. Въ это время пострадалъ учитель св. Пантелеимона, священномученикъ Ермолай, а это еще болѣе укрѣпило въ христіанствѣ св. Пантелеимона. Когда императоръ и военачальники узнали, что среди ихъ войскъ находится доблестный воинъ-цѣлитель и христіанинъ, что онъ свое врачебное искусство примѣняетъ главнымъ образомъ къ облегченію страданій христіанскихъ мучениковъ; что онъ и самъ оказался ревностнымъ христіаннномъ, то рѣшили его наказать жестоко и нещадно, для примѣра и въ устрашеніе другихъ, которые увлеклись бы желаніемъ стать христіанами, какъ и онъ. И въ ужасъ приходишь, читая описаніе мученій св. Пантелеимона! Мучили его и огнемъ и колесованіемъ, и нѣтъ тѣхъ мученій, измышленныхъ тогда языческою жестокостію для христіанъ, которымъ бы не подвергли этого Великомученика. Мучители не понимали, чтó дѣлали, не понимали, какъ заразителенъ и увлекателенъ былъ для окружающихъ примѣръ такихъ христіанскихъ страстотерпцевъ, какимъ былъ св. Пантелеимонъ. Стремясь жестокостью пытокъ устрашить другихъ, они достигали часто совершенно обратныхъ результатовъ: страшныя мученія, какимъ подвергались Великомученики, были проповѣдью христіанства самою сильною и вразумительною, и многіе язычники, даже высокихъ званій, какъ напримѣръ, царица Александра, царица Августа и др., глядя на подобныя мученія, сами обращались въ христіанство!.. — Мученія и исповѣдничество св. Пантелеимона окончились лишь тогда, когда отсѣкли ему голову. Вотъ почему Св. Церковь наименовала его Великомученикомъ, безмезднымъ врачемъ, цѣлителемъ и страстотерпцемъ.

Таковъ былъ этотъ доблестный воинъ-христіанинъ, Великомученикъ и Цѣлитель! Конечно, то, что мы сказали о немъ, является самымъ краткимъ изображеніемъ его жизни и страданій; но и сказанное о немъ можетъ служить великимъ для всѣхъ насъ назиданіемъ. Такъ, напримѣръ, св. Пантелеимонъ отличался необычайною кротостію и добротою — даже въ то время, когда былъ еще язычникомъ, при томъ — въ юныхъ лѣтахъ, а когда сталъ христіаниномъ, то эти его добродѣтели сдѣлались еще болѣе высокими и сильными. Какой это вразумительный примѣръ для нашего молодого поколѣнія! Какъ всѣмъ милы и пріятны юноши кроткіе, добрые и почтительные и — наоборотъ — какъ непріятны и огорчительны для всѣхъ юноши непочтительные, самовольные и дерзкіе! Но отсюда же вытекаетъ примѣръ и назиданіе не только для поколѣнія молодого, но и для его родителей и воспитателей. Нужно воспитывать дѣтей правильно, по христіански, учить ихъ быть не только добрыми христіанами, но.и честными гражданами, учить общительности, скромности, послушанію и пр., не только дома, но и внѣ дома, напримѣръ, на улицѣ. Посмотрите, что у насъ въ Харьковѣ дѣлается напр. на Холодной горѣ: проѣхать спокойно нельзя, — швыряютъ камнями въ проѣзжающихъ и нерѣдко проявляютъ дикое озорство въ небывалыхъ размѣрахъ. А развѣ въ этомъ одни только дѣти виноваты? Вѣдь они представляютъ изъ себя воскъ, изъ котораго можно вылѣпить что угодно! И если бы родители во время слѣдили за ихъ воспитаніемъ и поведеніемъ и не подавали бы имъ худыхъ примѣровъ, то и они, т. е. дѣти не были бы такъ невоспитаны, какъ теперь.

Св. Пантелеимонъ былъ доблестный воинъ! Вотъ еще достойный примѣръ для подражанія. Какъ его всѣ любили, уважали и цѣнили, хотя языческое начальство по неразумію и преслѣдовало его за его преданность Христу! О, если бы и среди нашихъ воиновъ были ему подражатели въ воинской доблести, вѣрности долгу, въ скромности и въ другихъ христіанскихъ добродѣтеляхъ и въ добромъ обращеніи съ окружающими! Далѣе, и вообще христіанская жизнь св. Пантелеимона можетъ служить образцомъ для всѣхъ насъ, а именно: св. Пантелеимонъ учитъ насъ своею жизнію, кáкъ нужно вести себя свято, благочестиво, какъ можно и должно дѣлиться со всѣми своимъ жизненнымъ опытомъ и знаніями, — будешь ли ты, возлюбленный братъ, воиномъ, земледѣльцемъ, ремесленникомъ, торговцемъ или чиновникомъ — всѣ можемъ служить во славу Божію и на пользу ближнимъ; все можетъ быть угодно Богу и спасительно какъ для насъ самихъ, такъ и для другихъ; все зависитъ лишь отъ того, какъ и для чего мы пользуемся своимъ званіемъ или призваніемъ, какое намъ Богъ судилъ! — Наконецъ, какой великій примѣръ представляетъ намъ св. Пантелеимонъ своею преданностію св. христіанской вѣрѣ и непоколебимостью въ перенесеніи страданій. О, если бы намъ — нынѣшнимъ христіанамъ — имѣть хотя бы небольшую долю преданности нашей православной вѣрѣ, терпѣнія и неустрашимости въ перенесеніи жизненныхъ невзгодъ, какія проявилъ святый Великомученикъ Пантелеимонъ! Будемъ же, возлюбленные братіе, съ любовію и усердіемъ прибѣгать къ святому Цѣлителю Пантелеимону въ нашихъ душевныхъ и тѣлесныхъ немощахъ и болѣзняхъ; а въ своей жизни будемъ подражать его святой, христіанской и назидательной для насъ жизни, и Господь по молитвамъ св. Пантелеимона покроетъ насъ отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и за нашу истинно-христіанскую жизнь даруетъ намъ вѣчное блаженство и спасеніе. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ V. 1909-1912 гг. — Харьковъ: Типографія «Мирный Трудъ», 1912. — С. 131-136.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0