Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
23. Слово, сказанное въ Харьковской Дмитріевской церкви въ концѣ литургіи, 26 октября 1907 г.
О жизни и мученическомъ подвигѣ св. великомученика Димитрія Солунскаго.

Къ настоящему благолѣпному богоcлуженію, возлюбленные братія, для вашего назиданія и спасенія присоединимъ нашу бесѣду о небесномъ покровителѣ сего храма и васъ — прихожанъ онаго — о Святомъ Великомученникѣ Димитріѣ, Солунскомъ Чудотворцѣ, память котораго нынѣ празднуемъ, и поищемъ въ жизни, страданіяхъ и кончинѣ его уроковъ для нашей жизни. Родители Св. Великомученника Димитрія были богатые и знатные граждане гор. Солуни; отецъ его занималъ должность правителя Солуни, гдѣ и былъ любимъ и уважаемъ всѣми гражданами, за его человѣколюбивую жизнь; родители Св. Вел. Димитрія были христіане тайные, такъ какъ въ то тяжелое время христіанъ гнали и преслѣдовали, тысячами избивали въ темницахъ, на площадяхъ, въ циркахъ и другихъ мѣстахъ языческихъ увеселеній; поэтому многіе христіане исповѣдывали вѣру Христову тайно, чтобы открытымъ исповѣдываніемъ не навлечь на Церковь Христову еще большихъ несчастій.

Счастливая семейная жизнь родителей Св. Велик. Димитрія омрачалась лишь тѣмъ, что у нихъ не было дѣтей, и они усердно молили Бога, дабы Онъ даровалъ имъ утѣшеніе имѣть потомство; и когда Богъ услышалъ молитву и даровалъ имъ сына, радовались этому не только родители, но и граждане, какъ повѣствуется въ житіи Св. Велик. Димитрія, раздѣляли радость съ своимъ любимымъ правителемъ; это ясно свидѣтельствуетъ о той любви и о томъ уваженіи, которыми пользовались родители Св. Димитрія среди гражданъ многолюднаго города Солуни. Въ своемъ домѣ благочестивые родители Св. Велик. Димитрія имѣли внутреннюю тайную комнату, гдѣ находилигь дорогія христіанскія святыни, украшенныя золотомъ и драгоцѣнными камнями, именно: икона Спасителя и Божіей Матери. Сюда, въ эту тайную комнату, часто приводили родители малолѣтняго Димитрія, и здѣсь разсказывали ему о Спасителѣ нашемъ, пролившемъ свою пречистую кровь за спасеніе людей, о чудесахъ и ученіи Спасителя и о Его Пречистой Матери, и вложили въ душу дитяти крѣпкую несокрушимую вѣру въ Господа и горячую ревностную любовь къ христіанской вѣрѣ.

Какой прекрасный примѣръ для подражанія нашимъ отцамъ и матерямъ! Въ наше пагубное и грѣшное время такое воспитаніе явилось бы самымъ настоящимъ врачеваніемъ нравственныхъ недуговъ и бѣдствій, переживаемыхъ нами. Правда, маловѣрующіе и невѣрующіе люди говорятъ, что дѣтей нельзя и не нужно учить Христовой вѣрѣ и молитвѣ въ младенчествѣ и юныхъ лѣтахъ, такъ какъ они по словамъ этихъ людей не способны понять и воспринять эти уроки... Но какое заблужденіе! Нѣтъ, примѣръ молящейся матери неизгладимо ложится на сердце дитяти; подъ вліяніемъ этого святого примѣра начинаетъ жить, рости и развиваться у него святое чувство вѣры и благодатной молитвы. Старцы на склонѣ лѣтъ, уже приближаюшіеся къ исходу изъ этого міра, съ умиленіемъ и любовію вспоминаютъ о первыхъ урокахъ молитвы, данныхъ имъ примѣромъ благочестивой матери; святое чувство дѣтской вѣры и горячая дѣтская молитва великое утѣшеніе даже въ воспоминаніяхъ...

Подъ вліяніемъ благочестиваго воспитанія, Св Вел. Димитрій сталъ ревностнымъ христіаниномъ, отличаясь въ тоже время умомъ и тѣлесной красотой такъ что по кончинѣ своего отца Св. Велик. Димитрій, несмотря на свою молодость, былъ сдѣланъ начальникомъ — княземъ гор. Солуни. Въ то время той половиной Имперіи, гдѣ находился гор. Солунь, правилъ императоръ Максиміанъ, грубый и жестокій гонитель христіанъ. По его распоряженію христіанъ гнали съ необыкновенной злобой и силой; множество ихъ было замучено пытками, множество было отдано на растерзаніе звѣрямъ множество умерло въ темницахъ, кровь святыхъ мучениковъ лилась ручьями... земля была пропитана кровью св. мучениковъ, какъ говорится въ церковныхъ пѣсняхъ... Св. Велик. Димитрій не только не скрывалъ, что онъ христіанинъ, а наоборотъ съ рѣшительностію и великимъ мужествомъ проповѣдывалъ св. вѣру и своимъ примѣромъ поддерживалъ Солунскихъ христіанъ въ предстояшихъ имъ страданіяхъ. Конечно, о великомъ исповѣдникѣ св. вѣры узналъ императоръ Максиміанъ и воспылалъ противъ него гнѣвомъ и злобою. Св. Велк. Димитрій зналъ, что ожидаетъ его отъ жестокаго гонителя, а потому черезъ своего вѣрнаго слугу и ревностнаго христіанина Луппа сдѣлалъ свои послѣднія распоряженія. Отпустилъ рабовъ на свободу и роздалъ свои имѣнія. Императоръ Максиміанъ, прибывъ въ Солунь, потребовалъ Димитрія къ себѣ и здѣсь повелѣлъ ему отречься отъ Христа. Доблестный исповѣдникъ, вмѣсто отреченія отъ Христа, сталъ вразумлять самого Максиміана проповѣдью о Святой Троицѣ, о распятомъ за насъ Христѣ Спасителѣ нашемъ и о нашемъ спасеніи. Великимъ дерзновеніемъ счелъ эту проповѣдь жестокій гонитель и повелѣлъ подвергнуть Св. Велик. Димитрія тяжелымъ пыткамъ и мученіямъ; но Св. Великомученикъ Димитрій мужественно перенесъ эти страданія и былъ заключенъ въ темницу. Между тѣмъ, императоръ остался въ городѣ и продолжалъ гоненіе на христіанъ. По прежнему въ циркахъ и театрахъ во множествѣ христіанъ отдавали на растерзаніе звѣрямъ, заставляли ихъ насильно вступать въ борьбу съ языческими бойцами, или просто сбрасывали ихъ на поставленныя внизу копья. Особенно много пострадало христіанъ отъ нѣкоего Лія, силача и любимца императора. При огромномъ стеченіи народа — язычниковъ, находившихъ удовольствіе въ пролитіи крови безвинныхъ св. мучениковъ, этотъ силачъ Лій, въ угоду императору, цѣлыми десятками въ единоборствѣ сбрасывалъ христіанъ внизъ — на поставленныя копья; казалось, не было сильнѣе руки этого безбожнаго бойца, но Господь поразилъ его: между христіанами нашелся юноша Несторъ, отличавшійся силою и мужествомъ; онъ съ негодованіемъ смотрѣлъ на кровожаднаго Лія, и въ его душѣ явилась мысль выступить на борьбу съ кровожаднымъ силачемъ. Но онъ предъ своимъ рѣшеніемъ пошелъ въ темницу, гдѣ находился Велик. Димитрій попросить его совѣта и молитвъ. Св. Вел. Димитрій благословилъ Нестора на единоборство съ Ліемъ, и Несторъ съ вѣрою къ помощь Господа и съ призываніемъ Его св. имени поразилъ жестокаго мучителя: Лій былъ сброшенъ на копья; ужасъ императора Максиміана былъ такъ великъ, что онъ не могъ спать нѣсколько ночей. Конечно пострадалъ и юноша Несторъ и принялъ мученическій конецъ. Но когда узналъ императорѣ Максиміанъ, что Несторъ былъ воодушевленъ къ борьбѣ съ Ліемъ Св. Вел. Димитріемъ, онъ въ порывѣ злобы послалъ нѣсколько воиновъ, и тѣ убили копьями великаго страстотерпца, а тѣло бросили тутъ же въ темницѣ. Вѣрный слуга Велик. Димитрія Луппъ и др. христіане тайно унесли тѣло изъ темницы и предали его погребенію. Св. Велик. Димитрій пострадалъ въ 306 году. Вскорѣ послѣ его смерти замученъ былъ и его вѣрный слуга Луппъ, который прибралъ и сохранилъ обагренную кровью одежду своего господина, возлагалъ ее на больныхъ и многіе больные исцѣлялись; это многихъ обратило ко Господу, но обратило и вниманіе гонителей на Луппа, и онъ былъ мученически умерщвленъ. Когда гоненія прекратились, по усердію вѣрующихъ былъ сооруженъ небольшой храмъ надъ могилой Великомученика Димитрія, при которой совершались многія чудесныя исцѣленія отъ болѣзней. Съ теченіемъ времени христіане, чтя въ бѣдахъ заступника и въ болѣзняхъ помощника Св. Велик. Димитрія, построили вмѣсто бывшаго малаго большой великолѣпный храмъ. Когда копали рвы для храма обрѣли гробъ страстотерпца и, раскрывши его, увидѣли тѣло Великомученика нетлѣннымъ, а самый гробъ наполненнымъ чудодѣйственнымъ мѵромъ, одна капля котораго подавала исцѣленіе многимъ страждущимъ.

Православная Русская Церковь, принявшая святцы съ востока, первоначально праздновала память Св. Вел. Димитрія наравнѣ съ другими святыми, но въ 1381 году Великій Князь Димитрій Іоанновичъ Донской, праздновавшій въ день памяти Св. Вел. Димитрія свое тезоименитство, отличилъ этотъ день навсегда особымъ воспоминаніемъ. Въ то время Русская земля переживала ужасы татарскаго ига; казалось конца не будетъ тяжелымъ днямъ русской земли; татарскіе ханы жестоко правили нашимъ отечествомъ. Жестокій татарскій ханъ Мамай, въ правленіе великаго княжества Димитрія Іоановича, съ огромными полчищами направился на Русскую землю, грозя залить ее кровью, разорить св. храмы, сожечь селенія и города. Мужественный князь Димитрій Іоанновичъ въ первый разъ послѣ столѣтняго ига татарскаго вышелъ съ ратью на встрѣчу врагамъ. Предъ своимъ тяжелымъ и опаснымъ походомъ за утѣшеніемъ и молитвою отправился къ Великому угоднику Божію и заступнику земли Русской, преподобному Сергію Радонежскому. Преподобный Сергій благословилъ Вел. Князя на борьбу съ Мамаемъ, предсказалъ ему побѣду и въ напоминаніе о своемъ благословеніи отпустилъ изъ своей обители двухъ воиновъ-иноковъ, которые потомъ пали на полѣ брани. Въ 1381 году, въ сентябрѣ, въ предѣлахъ теперешней Тульской губ. на Куликовомъ полѣ произошла великая битва, и великій князь Димитрій Іоанновичъ разбилъ Мамая, и это было зарею свободы Русской земли. Въ память этой великой милости Божіей и для поминовенія падшихъ на полѣ брани въ Куликовскую битву и была установлена поминальная Дмитріевская суббота, съ теченіемъ времени въ этотъ день Церковь стала молиться обо всѣхъ православныхъ воинахъ и вообще умершихъ православныхъ христіанахъ; а потому, испрашивая милость Божію, здравіе и душевное счастіе прихожанамъ св храма сего, вспомнимъ своею молитвою и почившихъ о Господѣ прихожанахъ, и особенно новопреставленнаго бывшаго настоятеля сего храма, протоіерея Іоанна Лукича Чижевскаго, молясь о дарованіи ему и всѣмъ почившимъ вѣчнаго упокоенія въ селеніяхъ праведныхъ. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга II. 1906-1909 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 92-97.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0