Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
17. Слово, произнесенное въ Озерянской церкви Харьковскаго Покровскаго монастыря, въ недѣлю Сыропустную, 4 марта 1907 года.
О приготовленіи къ Великому Посту и необходимости покаянія во грѣхахъ.

Святая православная Церковь привела насъ нынѣ, братіе, въ самое преддверіе Великаго Поста. Какъ чадолюбивая мать, она въ теченіе четырехъ недѣль приготовляла вѣрующихъ къ подвигамъ Великаго Поста, назидая ихъ своими величайшими примѣрами пощенія и истинно-христіанскими наставленіями. Оглянемся же на пройденный нами путь и вникнемъ въ нравственный смыслъ приготовленій Церкви.

Глубоко и спасительно значеніе Великаго Поста, великъ и неоцѣнимъ его нравственный смыслъ, но тяжки его подвиги, продолжителенъ его путь, неисчислимы тѣ препятствія и козни исконнаго врага нашего спасенія, какія долженъ преодолѣть на пути семъ истинный христіанинъ. Снисходя къ слабостямъ природы человѣческой, Святая Церковь, какъ мудрая руководительница нашего спасенія, всѣми мѣрами облегчаетъ тяжелый путь подвиговъ поста и заранѣе старается устранить все, что препятствуетъ намъ принести Господу истинное покаяніе.

Что же прежде всего нужно намъ для совершенія истиннаго покаянія? Прежде всего нужна для насъ усиленная молитва, молитва христіанская, спасительная. Мы должны молиться о томъ, чтобы Господь отверзъ намъ двери покаянія, пробудилъ въ насъ сознаніе своей грѣховности, возбудилъ въ насъ скорбь и сокрушеніе о грѣхахъ, даровалъ намъ силы для совершенія подвига, вселилъ спасительную надежду прощенія грѣховъ. Только молитвою мы можемъ привлечь къ себѣ милосердіе Божіе, Его любовь и всепрощеніе Но не всякая молитва имѣетъ такую благодатную спасительную силу. И вотъ Святая Церковь, желая предостеречь насъ отъ ложной молитвы, могущей привлечь на насъ вмѣсто помилованія гнѣвъ и наказаніе Божіе, предлагаетъ намъ въ лицѣ мытаря и фарисея два образца молитвы. Въ лицѣ евангельскаго мытаря Церковь представляетъ намъ примѣръ истинной и угодной Богу молитвы, указывая намъ, что главное начало и основаніе христіанскаго покаянія есть смиреніе. Въ лицѣ же фарисея, гордаго и превозносящагося своими мнимыми добродѣтелями, она, наоборотъ, представляетъ намъ образецъ молитвы ложной, самонадѣянной, пагубной, вмѣстѣ съ тѣмъ научая насъ, что гордость является главнымъ источникомъ грѣха и сильнѣйшимъ препятствіемъ къ совершенію покаянія. Отвергнемъ же высокомѣрную молитву фарисея, отвергнемъ его внѣшнюю праведность, его самомнѣніе, гордыню, мнимыя добродѣтели и самомнѣніе. Смиримъ себя искреннимъ раскаяніемъ во грѣхахъ своихъ и, съ сознаніемъ своего недостоинства, воззовемъ къ Богу, какъ грѣшники, достойные всякаго осужденія, преклонимъ главу свою и, біюще въ перси своя, въ чувствѣ смиренной вѣры, будемъ молиться вмѣстѣ съ мытаремъ: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!» Кратка молитва сія, но многосодержательна и спасительна. Ею мы начинаемъ и свои ежедневныя молитвы — утреннія и вечернія, съ ней обращаемся къ Господу всякій разъ, когда взываемъ къ нему о помилованіи, въ ней же найдемъ особенное духовное утѣшеніе и въ наступающіе дни покаянія. Молитесь же всѣ такъ, православные, научайтесь молиться сердцемъ сокрушеннымъ и духомъ смиреннымъ, подражайте мытарю и Господь услышитъ ваши вопли и скорбь, увидитъ слезы ваши и ниспошлетъ вамъ благодатную помощь для совершенія истиннаго покаянія. Не осужденіе фарисеево, а помилованіе мытарево получите вы отъ Господа за свой подвигъ смиренной молитвы.

Научая тому, какою должна быть истинная, христіанская молитва, Св. Церковь въ то же время даетъ намъ возвышенный образецъ духовныхъ пѣснопѣній и молитвословій, которыя и по содержанію своему, и по духу и по своей умилительности способны возбудить душу кающагося грѣшника и расположить его къ покаянію и молитвѣ. «Господи Жизнодавче, отверзи ми двери покаянія, весь я погрязъ въ тинѣ грѣха и пороковъ, вся надежда моя на Твое благоутробное милосердіе. И тебѣ, Богородице, молюсь и взываю: на спасенія стези настави мя. Избавь меня грѣховнаго и сквернаго отъ всякія нечистоты. Трепещу страшнаго дне суднаго, ибо множество прегрѣшеній самыхъ ужасныхъ совершилъ я; но все же я надѣюсь на Твое безконечное милосердіе и яко Давидъ вопію Ти: помилуй мя Боже, по велицѣй Твоей милости».

Но есть между нами, быть можетъ, не мало и такихъ грѣшниковъ, которые, находясь долгое время подъ бременемъ грыха и пороковъ, впадаютъ въ отчаяніе и безнадежность: «не проститъ намъ Господь согрѣшеній нашихъ, говорятъ они, тщетно наше покаяніе, тщетна молитва». Чтобы сіи грѣшники не смущались тяжестью грѣховъ своихъ и подавляемые сознаніемъ своей грѣховности, не доходили до отчаянія, Св. Церковь въ притчѣ о блудномъ сынѣ представляетъ намъ другой великій образъ покаянія. Трудно представить себѣ ту глубину нравственнаго паденія и развращенія, до которой дошелъ приточный распутный сынъ. Все, что есть въ человѣкѣ добраго, святого, возвышеннаго и духовнаго, — все это было помрачено и подавлено въ немъ плотскими пороками и грубою чувственностію. Удалившись отъ отца, низринувшись въ самую глубину грѣха, блудный сынъ, повидиму, лишился всякой возможности и надежды на свое помилованіе. Но что мы видимъ? Отецъ встрѣчаетъ своего преступнаго сына и лобызаетъ его. Нѣтъ предѣловъ и неисчерпаемому милосердію Божію, нѣтъ грѣха, который бы могъ превзойти его благость. Господь Милосерный любитъ кающихся. Объ одной овцѣ заблудшей Добрый Пастырь печется болѣе, чѣмъ о 99 вкупѣ находящихся. Своею безконечною любовію Онъ сопутствуетъ всякому грѣшнику, каковъ бы онъ ни былъ. Онъ зоветъ его то тихимъ гласомъ Своего милосердія и любви, то грознымъ призывомъ Своихъ прещеній, къ покаянію и исправленію. Онъ взываетъ ко всему, что осталось въ душѣ падшаго святымъ, чистымъ, человѣческимъ. Онъ пробуждаетъ его совѣсть и страхомъ грядущаго гнѣва Божія потрясаетъ и поражаетъ его, заставляя опомниться. Помните же что нѣтъ грѣха, превосходящаго милосердіе Божіе. Сохраните въ себѣ лишь искру совѣсти, чувство раскаянія и сознаніе своей грѣховности. Молитесь Господу вмѣстѣ со Святою матерію нашею Церковію: «согрѣшихъ предъ Тобою, Отче щедрый, пріими мя кающагося, и сотвори мя, яко единаго отъ наемникъ Твоихъ», какъ молился отцу своему разскаявшійся блудный сынъ.

Располагая насъ, такимъ образомъ, къ искреннему сердечному моленію и возбуждая надежду на помилованіе при исправленіи, Св. Церковь указываетъ и на ту высокую цѣль, ради которой вѣрующіе христіане должны нести всѣ подвиги христіанскаго благочестія. Настоящая земная жизнь является лишь временнымъ приготовленіемъ къ жизни будущей. Всѣ мы здѣсь странники и пришельцы. Конечный удѣлъ нашъ тамъ, на небѣ, въ жизни загробной, въ общеніи съ Богомъ. Сюда то, въ этотъ горній міръ Св. Церковь и устремляетъ наши духовные взоры въ эти дни. Уподобляя состояніе наше временному пребыванію іудеевъ въ плѣну вавилонскомъ, она зоветъ и располагаетъ насъ своими чудными пѣснопѣніями плакать и воздыхать о горнемъ отечествѣ, объ Іерусалимѣ небесномъ подобно тому, какъ Іудеи плакали и воздыхали объ Іерусалимѣ земномъ, по переселеніи своемъ въ чужую землю. Какъ трогательны и впечатлительны пѣснопѣнія сіи и сколь назидательны они для насъ! «Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвенна да будетъ десница моя», — будемъ повторять вмѣстѣ со Св. Церковію и мы.

Но любовь Святой матери нашей Церкви не ограничивается нами, здѣсь на землѣ живущими. Въ сознаніи тѣснаго духовнаго единенія Церкви небесной и земной, единенія, основаннаго на любви Господа нашего Іисуса Христа и Его искупительныхъ заслугахъ, она въ субботу мясопустной седмицы молится и о всѣхъ умершихъ, дабы всѣ удостоились спасенія и жизни вѣчной. Но съ особенною любовію и усердіемъ Церковь молится о тѣхъ умершихъ, которые, какъ читаемъ въ Синаксари, «были похищены внезапною смертію на чужбинѣ, въ морѣ и непроходимыхъ горахъ, на утесахъ и въ пропастяхъ, отъ мора и голода, на войнѣ, въ пожарахъ, отъ стужи, и подверглись другимь родамъ смерти». Молясь за этихъ умершихъ и привывая насъ къ тому же, Св. Церковь напоминаетъ намъ о неизбѣжности и нашей кончины, а также о томъ, что смерть можетъ постигнуть каждаго изъ насъ совершенно неожиданно Въ виду этого каждый христіанинъ, во всякое время долженъ быть готовъ предстать на судъ Божій, особенно же долженъ позаботиться о спасеніи души своей въ наступающіе дни Великаго поста.

Особенный же смыслъ и значеніе имѣетъ недѣля мясопустная. Въ теченіе этой недѣли Св. Церковь и въ своемъ евангельскомъ чтеніи и во всѣхъ своихъ пѣснопѣніяхъ и молитвословіяхъ раскрываетъ предъ нами грозную картину страшнаго суда. Напоминая объ этомъ всеобщемъ, нелицепріятномъ, о праведномъ Судѣ Божіемъ, Св Церковь даетъ сильнѣйшее побужденіе для всѣхъ грѣшниковъ къ ихъ покаянію и исправленію. Велико милосердіе Божіе, велика и любовь Его ко всѣмъ кающимся, но грозенъ Судъ Божій для нераскаянныхъ, страшно возмездіе Праведнаго Судіи. Каждому воздастъ Онъ по дѣламъ Его, каждый понесетъ отвѣтственность за все, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла. Огнь неугасимый, червь не умирающій, тьма кромѣшная, скрежетъ зубовный, страхъ и трепетъ — вотъ какой удѣлъ ожидаетъ грѣшниковъ, упорствовавшихъ во грѣхѣ, пренебрегшихъ милосердіемъ и любовію Божественною, отвергшихъ средства спасенія, дарованныя Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ. Но за то, какъ велико и неизреченно блаженное состояніе праведныхъ, которые алчущихъ напитали, жаждущимъ дали пить, нагихъ одѣли, странныхъ пріютили, болящихъ и въ темницѣ находящихся посѣтили: Пріидите благословеніи Отца Моего, услышатъ они, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. О сколь блаженны сіи праведники! Да будемъ достойны и мы сей великой милости Божіей!

Подготовляя постепенно къ подвигамъ св. поста, въ недѣлю сырную Церковь возводитъ насъ, наконецъ, на послѣднюю ступень. Снисходя къ слабости нашей природы, она не желаетъ сразу обременять насъ тяжелыми подвигами, но постепенно приводитъ насъ къ строгому воздержанію отъ пищи, запрещая вкушать мясную пищу и дозволяя вкушать молочную. Къ глубокому сожалѣнію, немногіе изъ насъ проводятъ дни сырной недѣли въ духѣ христіанскаго благочестія. Вмѣсто того, чтобы постепенно пріучать себя въ эти дни къ воздержанію отъ пищи и питія, многіе пресыщаются и упиваются, отдаются разгулу, шумнымъ удовольствіямъ и чувственнымъ наслажденіямъ. Не спасеніе, а погибель уготовляемъ мы себѣ своею невоздержанною жизнію и непослушаніемъ Церкви святой. Опомнимся и покаемся!

Такъ Св. Церковь, какъ мудрая руководительница, воспитываетъ чадъ своихъ въ теченіе четырехъ недѣль, то научая ихъ молиться, подобно мытарю — то побуждая ихъ каяться, подобно блудному сыну: воздыхать объ Іерусалимѣ небесномъ, какъ воздыхали іудеи въ плѣну вавилонскомъ, или же заставляя трепетать и страшиться грядущаго Страшнаго Суда Божія и подготовляться къ посту путемъ постепеннаго воздержанія. Въ настоящій же день она по ступенямъ христіанскаго благочестія привела насъ, наконецъ, въ самое предверіе Великаго Поста. Завтра начнутся великіе и святые дни пощенія, говѣнія, покаянія и молитвы. Вотъ почему уже съ настоящаго дня Церковь призываетъ насъ забыть все грѣховное, худое, порочное, всѣ наши дурные мысли, слова, дѣла, пожеланія, призываетъ насъ обдумать, углубиться въ себя, возбудить въ себѣ духъ живой вѣры, духъ молитвы и искренняго раскаянія. Но какъ будемъ просить у Господа прощенія грѣховъ своихъ, если сами не прощаемъ, какъ будемъ взывать къ Нему объ оставленіи долговъ нашихъ, если сами не простили должникамъ своимъ? Отпущеніе другимъ согрѣшеній ихъ есть необходимое условіе отпущенія нашихъ собственныхъ грѣховъ, примиреніе съ ближними есть главное условіе нашего примиренія съ Богомъ. Съ этого и слѣдуетъ начать нашъ подвигъ поста, памятуя слова Спасителя нашего: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститп и вамъ Отецъ вашъ небесныи; Аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15).

Вотъ откуда произошелъ трогательный и глубоко назидательный обычай православныхъ христіанъ взаимно испрашивать прощенія грѣховъ другъ у друга въ настоящій день. Съ этою цѣлію и мы собрались сюда въ эту святую обитель, чтобы искренно и чистосердечно простить всѣмъ ненавидящимъ и обидящимъ насъ, огорчившимъ насъ словомъ, дѣломъ и мыслію своею. Принесемъ же искреннее покаяніе другъ предъ другомъ, раскаемся во всѣхъ своихъ согрѣшеніяхъ, обымемъ любовію другъ друга, простимъ все и всѣмъ ради Господа нашего Іисуса Христа, постившагося, распятаго и воскресшаго, вступимъ въ подвиги св. четыредесятницы съ совѣстію чистою, съ мыслію непомраченною, съ сердцемъ сокрушеннымъ и смереннымъ. Испросимъ и съ своей стороны прощенія у ближнихъ, которыхъ мы оскорбили своими вольными и невольными словами и дѣлами. Простите и меня грѣшнаго, отцы и братія. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга II. 1906-1909 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 64-70.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0