Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
14. Слово, произнесенное въ Озерянской церкви Харьковскаго Покровскаго монастыря, въ день отданія праздника Рождества Христова и наканунѣ Новаго Года, 31 декабря 1906 года.
О великомъ значеніи праздника Рождества Христова въ связи съ событіями жизни въ оканчивающемся году и пожеланіями — въ наступающемъ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Настоящій день является знаменательнымъ днемъ по совокупности и важности событій, воспоминаемыхъ и празднуемыхъ св. православною Церковію. Сегодня празднуемъ отданіе великаго праздника Рождества Христова, сегодня доживаемъ послѣдній день истекшаго 1906 года, нынѣ же становимся въ преддверіи грядущаго Новаго Года. Сколько мыслей, чувствъ и пожеланій возбуждаетъ въ душѣ стеченіе сихъ трехъ церковныхъ событій, сколько тая́тъ они въ себѣ поучительнаго и назидательнаго, какъ волнуемся мы при воспоминаніи о прошедшемъ и при мысли о будущемъ!.. Хотѣлось бы и мнѣ въ настоящій разъ подѣлиться съ вами волнующими меня чувствами и сказать вамъ нѣсколько словъ о значеніи и важности указанныхъ событій нашей жизни.

Побесѣдуемъ же, братіе, въ честь и славу преславнаго Рождества Христова о великомъ значеніи сего праздника въ связи съ современными событіями нашей жизни; вспомнимъ о томъ, каковъ былъ протекшій годъ, какова была жизнь наша, и какъ далека была она отъ идеала жизни христіанской, заповѣданной Іисусомъ Христомъ Спасителемъ нашимъ; подумаемъ, наконецъ, и о томъ, каковъ долженъ быть грядущій годъ, какою должна быть жизнь наша въ наступающемъ новолѣтіи, какими должны быть пожеланія, чувствами и дѣла наши, дабы привлечь къ себѣ милость и благословеніе Божіе и избѣжать Его гнѣва.

Въ настоящій день отданія праздника усладимъ, братіе, еще разъ свой слухъ тою дивною пѣснію, какую воспѣлъ ангельскій сонмъ новорожденному Спасителю: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! Что можетъ быть утѣшительнѣе, что дороже и радостнѣе для сердца нашего, какъ это чудное славословіе небожителей! Какое слово, какая проповѣдь поучительнѣе и назидательнѣе, какая рѣчь глубже и многозначительнѣе, чѣмъ эго краткое слово небесныхъ проповѣдниковъ! Сія торжественная ангельская пѣснь является главною церковною пѣснію, около которой группируются всѣ другія священныя пѣснопѣнія въ честь и славу рождшагося Господа, въ которой выражается все величіе славнаго праздника, въ которой, наконецъ, воплощаются вся наша вѣра, всѣ упованія и надежды наши, все наше великое духовное утѣшеніе. Слава въ вышнихъ Богу, Слава Богу за великое дѣло искупленія людей, Слава за Его величайшую любовь къ роду человѣческому, за Его благость, милосердіе и великое снисхожденіе къ людямъ. Слава Ему на небѣ, въ вышнихъ, гдѣ непрестанно славословятъ Бога ангелы, Слава и на землѣ, гдѣ должны славословить Его люди за великія Его благодѣянія. И на земли миръ, поютъ далѣе ангелы. Господь Спаситель принесъ на землю миръ, который и возвѣстилъ всѣмъ намъ. Совершивъ наше спасеніе, Онъ навсегда искупилъ насъ отъ грѣха, проклятія и смерти и тѣмъ примирилъ насъ съ Богомъ; исчезла вражда діавольская, уничтожено средостѣніе, раздѣлявшее человѣка отъ Бога. Съ этого времени мы уже не чужды Богу, а присные Ему, сынове Его, могущіе побѣждать пораженнаго Богомъ діавола. Миръ душевный, миръ между людьми, миръ всеобшій, — вотъ что принесъ на землю Искупитель Христосъ со своимъ евангеліемъ. Не ясно-ли отсюда Божіе къ намъ благоволеніе, воспѣваемое ангельскою пѣснію? Божественное искупленіе явило міру величайшее благоволеніе и любовь. Не по заслугамъ грѣшнаго человѣка, а единственно по неизрѣченной благости Божіей совершилъ Христосъ Спаситель наше спасеніе. Такъ пѣли на небѣ ангелы.

Но обратимъ свои взоры на землю, въ нашъ дольній грѣшный міръ, найдемъ ли здѣсь, въ дѣйствительной жизни нашей, хотя нѣкоторый отзвукъ ангельскаго пѣснопѣнія, видимъ ли здѣсь отраженіе славы Божественной, сіяетъ ли и не померкъ ли среди людей свѣтъ и разумъ Божественный, господствуетъ ли на землѣ дарованный Господомъ миръ и не погибъ ли онъ среди вражды и страстей человѣческихъ, почиваетъ ли въ человѣцѣхъ Божественное благоволеніе или, быть можетъ, оно давно уже смѣнилось Его праведнымъ гнѣвомъ?

Къ великому прискорбію нашему мы должны сказать, что если всегда грѣшный міръ нашъ во злѣ лежитъ, то въ настоящее время онъ въ особенности погрязъ въ тинѣ грѣха, печалей, скорбей паденій и всякаго нравственнаго зла. Исконный врагъ рода человѣческаго какъ бы напрягъ всѣ усилія свои, чтобы погубить падшее человѣчество. Идя отъ силы въ силу, онъ все болѣе и болѣе овладѣваетъ грѣшнымъ міромъ, уготовляя ему вѣчную погибель. И какое противорѣчіе, какое несогласіе представляетъ собою наша дѣйствительная жизнь съ тѣмъ радостнымъ, торжественнымъ ангельскимъ славословіемъ, которое услаждало слухъ нашъ въ великіе дни праздниковъ Рождества Христва! Гдѣ слава Божія, и видимъ ли ея сіяніе въ людяхъ, въ ихъ нравственной, святой и богоугодной жизни, въ ихъ добродѣтеляхъ и подвигахъ? Померкла она во грѣхахъ нашихъ, помраченъ въ насъ святой и свѣтлый божественный образъ; всякій помыслъ нашъ, всякое чувство, каждый поступокъ нашъ есть грѣхъ, порокъ, паденіе. А что сказать объ отношеніяхъ человѣческихъ? Вражда, ненависть, убійство и всякія злодѣянія наполнили нашъ міръ. Не слышно словъ любви, не видно милосердія и справедливости, исчезла правда и истина, повсюду господствуетъ пагубное и всесокрушающее зло. И это въ тѣ великіе и святые дни, когда само небо преклонилось къ грѣшному человѣку, возвѣщая миръ землѣ, любовь людямъ, всѣмъ благоволеніе. Можемъ ли послѣ этого ожидать отъ Бога благословенія и благоволенія? Долготерпѣливъ и многомилостивъ Господь, но есть предѣлъ терпѣнію Его — праведнаго и правосуднаго. Медлитъ Господь совершить надъ родомъ человѣческимъ Свой праведный судъ, ожидаетъ Онъ любвеобильный отъ него покаянія. И горе намъ, если не покаемся, горе намъ, когда вмѣсто благоволенія Своего Господь низведетъ на насъ гнѣвъ Свой. Съ такими мыслями и чувствами празднуемъ мы послѣдній день праздника Рождества Христова.

Такія же у насъ мысли и чувства по поводу уходящаго отъ насъ въ вѣчность 1906 года. И въ самомъ дѣлѣ, вспомнимъ, что принесъ съ собою этотъ злосчастный и мятежный годъ? Неужели любовь, миръ и радость? Къ сожалѣнію, нѣтъ. Одна скорбь, печаль, слезы и вопль, великій вопль всеобщій, тяжкій — вотъ чѣмъ можно помянуть протекшій годъ. О, сколько отнялъ этотъ тяжкій годъ драгоцѣнныхъ жизней — великихъ слугъ у Государя нашего, славныхъ общественныхъ и государственныхъ дѣятелей. Враги дорогой родины нашей, обезумѣвъ, потеряли страхъ Божій и человѣческій и съ адскою жестокостію уничтожили десятки славныхъ, мужественныхъ, честныхъи неподкупныхъ сыновъ ея. Со дна общества поднялись повсюду страшные злодѣи и разбойники и усѣяли страну нашу ужасными преступленіями. Грабежи, разбои, насилія стали обычнымъ явленіемъ; нарушенъ былъ вовсе самый миръ жизни общественной и всѣ подъ страхомъ смерти переживали и переживаемъ мрачные дни житія своего. Повсюду пожары и опустошенія, а вмѣстѣ съ симъ голодъ, нужда и бѣдствія. Надъ страною нашею поднялось грозное знаменіе гнѣва Божія, — это голодъ со всѣми его ужасными послѣдствіями. Добрый миръ святой церкви также былъ нарушенъ разными самозванными учителями и тлетворныя волненія проникли даже въ среду пастырей ея.

Гдѣ же причина всѣхъ сихъ золъ, кого станемъ винить въ этомъ? Подумаемъ, православные, углубимся въ себя, не мы ли сами являемся виновниками постигшихъ насъ бѣдствій, не въ насъ-ли заключается коренная причина сихъ несчастій? Покаемся, сознаемся чистосердечно, что мы сами являемся причиною ужасныхъ бѣдствій. Въ самомъ дѣлѣ, посмотрите, что дѣлается вокругъ? Прежде всего повсюду въ обществѣ наблюдается упадокъ вѣры, благочестія и нравственности христіанской. Уже давно нѣтъ слѣдовъ той глубокой вѣры, какая составляла отличительную черту христіанскихъ благочестивыхъ обществъ. Наоборотъ, замѣчается вездѣ крайній разливъ невѣрія, отрицанія, сомнѣнія. Даже въ простомъ нашемъ народѣ, издавна извѣстномъ своимъ благочестіемъ, преданностію церкви святой, уваженіемъ и любовію къ пастырямъ, все болѣе и болѣе колеблются вѣковые устои его нравственнаго и религіознаго міровоззрѣнія. Умноженіе сектъ и разныхъ ученій, кощунство, несоблюденіе уставовъ церкви, въ послѣднее время, служатъ печальнымъ знаменіемъ времени и въ этой прежде благочестивой и вѣрующей средѣ. Нечего и говорить о такъ называемомъ образованномъ классѣ нашего общества. Равнодушные и индифферентные, или же сомнѣвающіеся и все отрицающіе, наши образованные люди въ большинствѣ случаевъ вовсе отторглись отъ Церкви Божіей и даже перестали посѣщать храмы въ дни богослуженій и молитвы. Чуждая нравственной христіанской основы ихъ жизнь ищетъ другихъ основъ и иной почвы и все болѣе и болѣе пріобрѣтаетъ языческій характеръ. Любовь, какъ основное начало нравственности, уступаетъ мѣсто самолюбію со всѣми его печальными послѣдствіями. Вмѣстѣ съ утратою вѣры въ Бога исчезъ и страхъ Божій, это основное начало премудрости, разума и жизни нравственной. Переставъ же бояться Бога, люди перестали бояться и людей, почитать власти, повиноваться законамъ, исполнять свой долгъ. Возникла повсюду необычайная смѣлость къ совершенію страшныхъ преступленій. Жизнь семейная и общественная, потерявъ подъ собою почву, стала быстро приходить въ разрушеніе. Забывъ, что исправленіе нравственной жизни въ обществѣ каждый долженъ начинать съ себя самого, такъ называемые передовые люди, стали торопливо составлять новыя формы жизни, какъ будто въ этихъ формахъ заключается главная сила улучшенія общественной нравственности. Лучшій даръ духовной природы человѣка, его свобода, и та подверглась крайнимъ злоупотребленіямъ, перейдя въ самый грубый произволъ и своеволіе. Возникли десятки и даже болѣе партій, другъ другу враждебныхъ, другъ друга преслѣдующихъ и унижающихъ; свобода союзовъ выразилась у нѣкоторыхъ въ крайне произвольномъ и враждебномъ отношеніи не только къ существующему государственному строю, но даже въ открытыхъ возстаніяхъ и заговорахъ противъ высшей, Богомъ установленной, власти. А сколько печальныхъ послѣдствій, крайне вредныхъ для жизни государствеыной, принесла съ собою свобода печати и слова? Мятежи, возстанія, своеволіе, неповиновеніе, — вотъ вредные плоды ложно понятой у насъ народной свободы.

Пагубное и тлетворное вліяніе взрослыхъ быстро стало отражаться и на молодомъ поколѣніи. Любящія, покорныя, довѣрчивыя дѣти наши мало-по-малу стали выходить изъ повиновенія своимъ родителямъ и воспитателямъ и затѣмъ, отвергнувъ окончительно ихъ законную надъ собою власть, захотѣли быть самостоятельными. И у нихъ, у этихъ дѣтей, возникли свои союзы, свои постановленія, свой самостоятельный порядокъ жизни. Они сразу выросли въ большихъ людей и рѣшили, что больше уже не нуждаются въ руководствѣ старшихъ. Къ великому удивленію нашему ихъ, этихъ малолѣтнихъ дѣтей, нерѣдко недостигшихъ и тринадцатилѣтняго возраста, слушаютъ даже родители и раздѣляютъ ихъ взгляды и мнѣнія. Въ результатѣ получилось крайне печальное, небывалое ни въ одной странѣ явленіе, — дѣти стали выше своихъ родителей, начальствующихъ и воспитателей и, помѣнявшись ролями, стали заправлять всѣмъ ходомъ школьной жизни. Произвольное отношеніе къ ученію, забастовки, крайняя лѣность, расчитывающая на принудительное снисхожденіе со стороны учащихъ, непрерывныя волненія, обструкціи, — вотъ ужасные плоды дѣтскаго своеволія. Наконецъ, дѣтскія руки, о чемъ страшно и вспомянуть, стали чаще и чаще обагряться кровію ужасныхъ преступленій и другихъ пороковъ, каковы: убійства, грабежи, воровство и т. п.

Какъ все это тяжело и страшно для человѣка вѣрующаго! Гдѣ же этому конецъ, гдѣ предѣлъ этого крайняго нравственнаго развращенія въ обществѣ, въ комъ искать намъ спасенія нашихъ семействъ, нашей дорогой родины?

А между тѣмъ мы стоимъ уже въ преддверіи новаго года и новыя тяжелыя думы и чувства невольно овладѣваютъ нами. Что дастъ намъ грядущій годъ, чего ожидать отъ него? Неизвѣстность будущаго и тяжкое предчувствіе томитъ насъ. Завтра наступаетъ первый день этого года: «Съ новымъ годомъ, съ новымъ счастьемъ», повсюду станутъ поздравлять другъ друга родные и знакомые. Неужели и мы будемъ спѣшить поздравлять другъ друга, радоваться и восторгаться? Не скорбѣть-ли лучше и сокрушаться о содѣянныхъ грѣхахъ прошлаго года? Не хуже-ли будетъ въ грядущемъ новолѣтіи? «Счастья, счастья желаемъ», — слышать мы будемъ завтра повсюду. О, какою насмѣшкою надъ нами самими могутъ звучать эти поздравительныя слова! Какъ тяжело сознавать и произносить ихъ безъ надежды на лучшее. Будемъ же поздравлять своихъ родныхъ и знакомыхъ съ новымъ счастьемъ, но будемъ въ то же время вѣрить и надѣяться, что Господь милосердный положитъ предѣлъ праведному гнѣву Своему, будемъ молиться Ему о дарованіи новой жизни въ наступающемъ новолѣтіи и о собственномъ исправленіи. Сегодня канетъ въ вѣчность протекшій годъ, но пусть вмѣстѣ съ нимъ канутъ въ вѣчность и всѣ тѣ бѣдствія и несчастія, какія онъ принесъ съ собою. Будемъ желать и молиться вмѣстѣ съ святою церковію, чтобы Господь даровалъ намъ будущее лѣто благопріятно, будемъ молиться сегодня въ полночь, встрѣчая новый годъ не въ увеселительныхъ заведеніяхъ, а въ храмахъ Божіихъ, будемъ молиться и завтра, внимая чуднымъ священнымъ пѣснопѣніямъ и молитвословіямъ св. церкви. Будемъ молиться Господу Богу съ святою матерію нашею церковію, да избавитъ Онъ насъ отъ постигшихъ насъ бѣдствій, да даруетъ Онъ миръ людямъ, да прекратить вражду и междоусобныя брани, да подастъ намъ нелицемѣрную любовь и доброе житіе, да пощадитъ Онъ насъ, и да не воздастъ по дѣламъ нашимъ. Да пошлетъ онъ Онъ на землю дожди благовременные и росу плодоносную, вѣтры тихіе и благорастворенные, теплоту солнечную. Да укрѣпитъ Господь церковь Свою святую, да утвердитъ, умиритъ и расширитъ ее, да угаситъ Онъ конщунство и всякія ереси и расколы. Помолимся Господу, да избавитъ Онъ насъ отъ глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествія иноплеменныхъ. Да даруетъ Онъ тихій кругъ лѣтный, безмятежный, мирный, покойный, да благословитъ вѣнецъ лѣта благости Своея.

Но особенно усердно будемъ молиться мы о возлюбленномъ Монархѣ нашемъ Государѣ Императорѣ Николаѣ Александровичѣ, да умудритъ его Господь въ трудныя минуты жизни государственной, да даруетъ ему мудрыхъ, честныхъ и самоотверженныхъ слугъ, да направитъ Онъ стопы его во всѣхъ путяхъ его во благо народа своего, во славу отечества и на страхъ врагамъ его.

Но сего не будетъ, если мы не исправимся и не будемъ молиться. Покаемся же чистосердечно и Господь даруетъ намъ въ Новомъ году миръ, счастье, благоденствіе, довольство. Да будетъ сіе! Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга II. 1906-1909 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 43-50.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0