Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
Слово, произнесенное въ Харьковской Воскресенской Церкви, на 2-й день Пасхи. О радости отъ Воскресенія Христова, наполняющей небо и землю и преисподнюю
[1].

Христосъ воскресе!

Нынѣ вся исполнишася свѣта, небо и земля и преисподняя: да празднуетъ вся тварь возстаніе Христово!..

Этою восторженною и радостною пѣснію святая Церковь наша встрѣчаетъ пресвѣтлый праздникъ Воскресенія Христова! Она возвѣщаетъ, что свѣтоносная благодать Воскресенія Христова объемлетъ небо, наполняетъ землю и проникаетъ въ преисподнюю — во адъ. По ея словамъ, нынѣ наполнено радостнымъ, божественнымъ, спасительнымъ свѣтомъ Воскресенія Христова — и небо, и земля, и преисподняя!

Кто же, и почему свѣтло празднуетъ Воскресеніе Христово на небѣ? Какую радость принесло на землю человѣку Воскресеніе Христово? Что радостнаго совершилось въ преисподней — во адѣ, этомъ мѣстѣ скорби и страданій, — чрезъ смерть и Воскресеніе Спасителя?.. Воскресеніемъ Христовымъ, по ученію нашей святой Церкви, несомнѣнно всюду принесены радость и утѣшеніе, отрада и свѣтлое успокоеніе. Вникнемъ въ это!

И прежде всего, на небѣ радостно услаждается Тріипостасное Божество совершеннымъ Имъ великимъ дѣломъ спасенія рода человѣческаго. Тріипостасный Богъ, отъ вѣчности блаженный и преблаженный, сотворилъ и человѣка для блаженства, для радостной жизни въ общеніи съ Нимъ. Но человѣкъ не устоялъ въ назначенномъ ему блаженствѣ. Своимъ грѣхопаденіемъ человѣкъ оскорбилъ величіе Бога, благость и правду Его, подвергся гнѣву Божію, удалилъ отъ себя Бога и впалъ во власть діавола. Вѣчная погибель предстояла человѣку въ преисподней. Но безпредѣльная любовь Тріипостнаго Бога, сотворившаго человѣка по своему образу и подобію, не допустила вѣчной погибели грѣшнаго рода человѣческаго, по демонскому обольщенію впавшаго въ преступленіе и подпавшаго власти исконнаго врага рода человѣческаго діавола. Поэтому въ предвѣчномъ совѣтѣ Божіемъ предопредѣлено было, чтобы Единородный Сынъ Божій — Господь нашъ Іисусъ Христосъ, принялъ на Себя величайшій подвигъ искупленія рода человѣческаго и примирилъ насъ съ разгнѣваннымъ Божествомъ; и Онъ совершилъ этотъ подвигъ Своимъ воплощеніемъ, земною жизнію, страданіями и крестною смертью: Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16); Христосъ не пощадилъ Своей человѣческой жизни и принесъ ее въ жертву ради нашего искупленія отъ грѣха, проклятія и смерти, и Своимъ Воскресеніемъ даровалъ намъ побѣду надъ діаволомъ. Грѣшный родъ человѣческій, получившій всепрощеніе, какъ евангельскій блудный сынъ, при живой вѣрѣ во Христа и упованіи на Него снова пріемлется въ объятія Небеснаго Отца, которыя для него открыты теперь въ Царствѣ небесномъ, въ обителяхъ Отца Небеснаго.

Вмѣстѣ съ Тріипостаснымъ Богомъ и небожители, вѣрные и неизмѣнные служители у престола Божія и посылаемые на служеніе міру и человѣку — св. Ангелы также свѣтло празднуютъ нынѣ Воскресеніе Христово: Воскресеніе Твое, Христе Спасе, ангелы поютъ на небеси... Чему же радуются Ангелы, такъ какъ Спаситель приходилъ на землю не для нихъ, а для спасенія людей? — Они, какъ старшіе братья и руководители наши, радуются нашею радостію и услаждаются неизрѣченнымъ милосердіемъ Божіимъ къ намъ. Ангелы — духи безплотные-богоподобные; они находятся въ общеніи съ Богомъ; окружаютъ Его престолъ; наслаждаются лицезрѣніемъ Божіимъ, видятъ славу Божію; восхваляютъ и прославляютъ дѣла Божіи. Они славили Бога при сотвореніи міра; они пѣли хвалебныя пѣсни при Рождествѣ Спасителя; они прославили Воскресеніе Спасителя, словомъ, они славословятъ Бога за Его неизрѣченныя милости и участвуютъ въ Его славѣ и торжествѣ. Но болѣе видимое нами и постижимое для насъ братское и любвеобильное отношеніе Ангеловъ къ людямъ есть ихъ участіе въ судьбѣ людей: Ангелы суть служебные духи, посылаемые Богомъ на служеніе людямъ. Архангелъ Гавріилъ возвѣстилъ Пресвятой Дѣвѣ о рожденіи Спасителя, ангелы служили Ей въ Іерусалимскомъ храмѣ, ангелы являлись пастырямъ Виѳлеемскимъ при рожденіи Спасителя, пѣли пѣснь: Слава въ вышнихъ Богу; они же служили Спасителю въ саду Геѳсиманскомъ, возвѣстили женамъ мѵроносицамъ о воскресеніи Спасителя и радостно воспѣли оное, Они же служатъ и всѣмъ людямъ; у каждаго христіанина есть ангелъ хранитель. Ангелы радуются доброй жизни человѣка и скорбятъ о грѣхахъ его. Великое дѣло спасенія человѣка, совершенное Господомъ Іисусомъ Христомъ, есть предметъ великой радости для ангеловъ, торжество и прославленіе Бога не только за Его безконечную благость и милосердіе къ падшему человѣку, но и личное выраженіе ихъ любви къ немощному человѣчеству и сочувствіе его спасенію, которое завершилось воскресеніемъ Спасителя. Такъ нынѣ, въ день Пресвѣтлаго Воскресенія Христова, явилась великая радость на небѣ и огласилось ангельское славословіе воскресшаго Господа. Нынѣ поистинѣ наполнено свѣтомъ радости все небо.

Но радость отъ свѣтоноснаго Воскресенія Христова еще болѣе наполняетъ землю: нынѣ вся исполнишася свѣта — небо и земля. Причастникомъ этого радостнаго свѣта на землѣ дѣлается искупленный честною кровію Спасителя человѣкъ, для спасенія котораго приходилъ на землю Господь Іисусъ Христосъ. Для спасеннаго человѣка воскресеніе Христово есть величайшее и самое радостное событіе, праздниковъ праздникъ и торжество изъ торжествъ. Оно завершеніе, — печать великаго дѣла искупленія рода человѣческаго, свидѣтельство о всемогуществѣ Божіемъ, дѣйствительности принесенной Спасителемъ жертвы за грѣхи людей. Аще бы Христосъ не возста, тщетна была бы наша вѣра, тщетно и проповѣданіе наше (1 Кор. 15, 14), Но Христосъ воскресъ, уничтожилъ смерть и положилъ начало нашему воскресенію: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ — поетъ нынѣ святая Церковь. Воскресеніемъ Своимъ Христосъ разрушилъ узы вѣчной смерти нашей. Воскресеніемъ Христовымъ даровано намъ всепрощеніе, примиреніе съ Богомъ и побѣда надъ адомъ. Изъ живоноснаго гроба Спасителя возсіяло намъ знамя побѣды надъ смертію; а крестъ Христовъ сдѣлался для насъ побѣднымъ оружіемъ противъ діавола. Какъ же не радоваться и какъ свѣтло не торжествовать въ великій и спасительный день Воскресенія Христова?!.. Поистинѣ нынѣ благодатнымъ и спасительнымъ свѣтомъ воскресенія наполнена вся земля. Искупленный и вѣрующій во Христа человѣкъ есть уже причастникъ сего божественнаго свѣта.

Но свѣтъ воскресенія Христова проникъ и въ преисподнюю: нынѣ вся исполнишася свѣта: небо и земля и преисподняя. Что же совершилось въ преисподней? Что произошло во адѣ, когда Спаситель, совершивши дѣло искупленія рода человѣческаго на землѣ, сошелъ въ оный? Преисподняя, или адъ, есть мѣсто діавола со всѣми его служителями. Въ преисподнюю былъ низверженъ діаволъ Богомъ, когда онъ воспротивился Богу и отпалъ отъ Него. Паденіе діавола и служителей его совершилось еще до сотворенія видимаго міра. Когда же прародители наши пали, грѣхъ вошелъ въ міръ; отъ прародителей произошелъ весь родъ человѣческій, зараженный грѣхомъ; по грѣховной природѣ своей прародители наши и всѣ потомки ихъ отдалились отъ Бога и подпали власти діавола: единемъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде и грѣхомъ смерть и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). Въ ветхомъ завѣтѣ до самаго пришествія Спасителя въ міръ и снишествія Его во адъ души всѣхъ умершихъ переселялись въ преисподнюю — въ царство діавола. Но въ то время, когда совершилась голгоѳская жертва, когда Спаситель умеръ на крестѣ и погребенъ былъ, Онъ, какъ Богъ, душею Своею нисходилъ во адъ, чтобы оттуда вывести всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, которые съ вѣрою ожидали его пришестія: Во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею, яко Богъ, въ раи же съ разбойникомъ, и на Престолѣ былъ еси Христе — вся исполняяй неопасанный, говорится въ церковной пѣсни. Сошедши въ адъ, Господь показалъ тамъ Свою Божественную силу и Свою всепобѣждающую власть: Онъ сокрушилъ вереи ада, разрушилъ его врата, побѣдилъ князя міра сего діавола и вывелъ изъ ада всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, которые съ вѣрою ожидали Его пришествія и спасенія. Вотъ какую радость принесъ Спаситель во адъ и вотъ какую перемѣну Онъ совершилъ въ преисподней. Еще повторимъ, нынѣ вся исполнишася свѣта небо и земля и преисподняя. Воскресеніемъ Своимъ Господь ясно показалъ, что Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18). Двери ада навсегда затворились лля вѣрующихъ въ Него. Со времени воскресенія Христова умирающіе, послѣ добродѣтельной жизни съ вѣрою въ Спасителя и съ надеждою на блаженную жизнь, переселяются уже не въ адъ, или преисподнюю, а въ обители Отца Небеснаго, уготованныя вѣруюшимъ въ Него и любящимъ Его, съ предвкушеніемъ вѣчнаго блаженства въ Царствѣ Славы — въ будущей жизни.

Такъ, братіе, свѣтло празднуя Воскресеніе Христово, мы празднуемъ пасху, что значитъ перехожденіе отъ смерти къ жизни, отъ погибели къ спасенію, отъ власти діавола въ объятія Отца Небеснаго. Празднуя же свѣтло здѣсь на землѣ изъ года въ годъ пасху Христову будемъ молить милосерднаго Жизнодавца, Спасителя нашего, чтобы намъ истовѣе т. е. полнѣе и свѣтоноснѣе праздновать пасху вѣчную въ общеніи съ Богомъ, въ невечернемъ днѣ Царствія Христова, т. е. въ будущей жизни Аминь.

Примѣчаніе:
[1] 29 марта 1904 г.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга I. 1903-1905 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 189-193.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0