Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
Рѣчь, произнесенная въ Полтавскомъ Каѳедральномъ соборѣ, при погребеніи преосв. Илларіона, еп. Полтавскаго, 21 января 1904 года.

О наиболѣе достопамятныхъ лицахъ и событіяхъ, связанныхъ съ жизнію и служеніемъ почившаго святителя.

Въ Бозѣ почившій преосвященный Илліаронъ!

Такъ вотъ почему ты по Божіему изволенію отложилъ мое посѣщеніе тебя для обычнаго свиданія... — чтобы я, прибывши въ Полтаву, совершилъ болѣе важное для тебя, чѣмъ обыкновенное свиданіе: молитвами церкви напутствовалъ тебя и проводилъ въ загробную жизнь.

28-го декабря я желалъ посѣтить тебя и побесѣдовать въ обществѣ третьяго святителя-смолятича преосвященнаго Христофора; но онъ выбылъ въ Харьковъ ранѣе назначеннаго мною дня прибытія въ Полтаву... На прошедшей недѣлѣ я опять собирался посѣтить твою святыню; но о. протоіерею Пичетѣ ты поручилъ передать мнѣ: «лучше весною; тогда удобнѣе показать мнѣ Полтаву»...

Но вотъ я до весны, зимою, и скоро послѣ своихъ предположеній, прибылъ сюда. Но уже нѣтъ нашихъ взаимныхъ братскихъ привѣтствій; я вижу въ семъ гробѣ твои бездыханные и безмолвные останки; но вѣрую, что здѣсь витаетъ твой безсмертный духъ; онъ, чуждый внѣшнихъ преградъ, ограничивающихъ плотскаго человѣка, видитъ мое присутсвіе здѣсь, проникаетъ во внутрь души моей и знаетъ, съ какою любовью и усердіемъ я прибылъ къ тебѣ, чтобы отдать тебѣ послѣдній долгъ братской любви.

Преосвященнѣйшій владыко! Трудно теперь гадать и невозможно узнать, было ли у тебя желаніе, чтобы я проводилъ тебя въ загробную жизнь? И что значитъ, что я не прибылъ къ тебѣ, когда желалъ? Не есть ли это, святый владыко, назначеніе Божіе, чтобы у гроба твоего молился собратъ твой, ближній тебѣ по мѣсту рожденія, воспитанія и первоначальнаго служенія твоего въ Смоленскѣ и, что важнѣе, участникъ въ сообщеніи тебѣ благодати архіерейства при твоей хиротоніи.

Давно я знаю тебя: я зналъ тебя, когда ты еще былъ любимымъ священникомъ въ смоленскомъ Вознесенскомъ женскомъ монастырѣ (съ 1857 г.); я зналъ тебя и часто видѣлъ, когда ты былъ ключаремъ смоленскаго Каѳедральнаго собора и членомъ смоленской духовной консисторіи, и часто присутствовалъ за твоимъ истовымъ и благоговѣйнымъ богослуженіемъ въ соборѣ и слушалъ произносимыя тобою свято-отеческія поученія, особено въ дни святой четыредесятницы, по порученію въ Бозѣ почившаго архипастыря смоленскаго Антонія.

Позволь, святой владыко, хоть мимолетно вспомнить о томъ добромъ старомъ времени. Я хорошо помню твоего родича, архіепископа Смоленскаго Тимоѳея, прилагавшаго о тебѣ много заботъ и попеченій; какъ теперь вижу, какъ согбенный старецъ Божій-архипастырь посѣтилъ наше вяземской духовное училище, и я удостоился отвѣчать ему на вопросъ: какимъ образомъ крестная смерть Господа нашего Іисуса Христа избавила насъ отъ грѣха, проклятія и смерти? За добрый отвѣтъ я получилъ похвалу давно уже почившаго святителя Тимоѳея... А что сказать о времени моего ученія, а твоего служенія въ Смоленскѣ — въ должности ключаря Каѳедральнаго собора: развѣ можно забыть преосвященнаго Антонія (Амфитеатрова) — тогдашнее свѣтило богословской науки [1], мужа совѣта и благочестія, глубоко-назидательнаго проповѣдника и благоговѣйнаго священно-служителя?!.. Какъ благообразно и по чину совершалось тогда богослуженіе у васъ въ Каѳедральномъ соборѣ! Весь Смоленскъ сходился на архіерейское богослуженіе въ соборѣ.

Послѣ Смоленска Казань приняла преосвященнаго Антонія, тамъ онъ и почилъ о Господѣ. Народъ считаетъ его святымъ и притекаетъ на поклоненіе къ его могилѣ. Воспоминается сослужитель твой, бывшій смоленскій Каѳедральный протоіерей Павелъ Іоновичъ Ждановъ, впослѣдствіи епископъ Чигиринскій Іоаннъ, викарій кіевской митрополіи, магистръ богословія, красавецъ по внѣшнему виду, имѣвшій прекрасный голосъ, понимавшій церковно-пѣніе, самъ управлявшій соборнымъ хоромъ... Какъ чудно отправлялось у васъ богослуженіе! На какой надлежащей высотѣ вы держали каѳедральный соборъ!.. Насколько припоминаю, Преосвященный Іоаннъ привлекъ тебя къ иночеству и чрезъ въ Бозѣ почившаго митрополита Кіевскаго Филоѳея открылъ путь къ намѣстничеству въ Кіево-Печерской лаврѣ, откуда ты былъ призванъ на святительскую полтавскую каѳедру.

Въ твое и мое время былъ еще въ Смоленскѣ яркій свѣтильникъ церковный — извѣстный проповѣдникъ, ректоръ смоленской семинаріи, архимандритъ Павелъ, впослѣдствіи архіепископъ Кишиневскій, Карталинскій и Казанскій; весь Смоленскъ сходился слушать его проповѣди. Теперь онъ лежитъ въ Казанскомъ каѳедральномъ соборѣ, почти рядомъ съ своимъ предшественникомъ, архіепископомъ Антоніемъ. — Все это лица дорогія и близкія для меня: они мнѣ открыли дорогу къ высшему богословскому образованію.

Святая Кіево-Печерская лавра, которая за время десятилѣтняго пребыванія моего въ Кіевѣ привязала меня къ себѣ и которой ты не мало послужилъ въ должности намѣстника, сроднила насъ съ тобою. И я встрѣтилъ тебя въ Петербургѣ, когда ты прибылъ туда на хиротонію во епископа, и принялъ тебя, какъ родного и дорогого земляка. А ты принесъ мнѣ въ благословеніе отъ Кіево-Печерской лавры икону преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія — основателей сей великой святой обители.

Вотъ о чемъ, возлюбленный братъ мой, если бы на закатѣ дней твоихъ и на старости лѣтъ моихъ состоялось наше свиданіе, я побесѣдовалъ бы съ тобою. Полагаю, при нашихъ воспоминаніяхъ не одна слеза скатилась бы съ рѣсницъ нашихъ.

Но, дѣлая воспоминанія изъ лѣтописи нашего житія и служенія, я болѣе говорилъ о другихъ, чѣмъ о тебѣ... Но у гроба почившаго и тѣмъ болѣе у гроба архіерея болѣе нужно молиться, чѣмъ расточать похвалы усопшему, потомучто служеніе архіерея высокое, трудное и отвѣтственное. Но не въ похвалу тебѣ, а въ назиданіе наше благопотребно сказать: Господь наградилъ тебя великою вѣрою и глубокимъ благочестіемъ и даровалъ тебѣ любвеобильное сердце. Эти свойства твоей души ярко свѣтились на всѣхъ путяхъ твоей жизни. За это любовію и ты былъ окруженъ во всѣхъ мѣстахъ твоего служенія, любовь провождаетъ тебя и въ загробную жизнь. А главное, за эти свойства твоей души и Господь возлюбилъ тебя особою любовію; Онъ воздвигъ тебя изъ среды братіи твоей и высоко поставилъ свѣтильникъ твой на свѣщницѣ — да свѣтитъ всѣмъ, чтобы онъ горѣлъ ярко и свѣтилъ какъ можно больше, и продлилъ твою жизнь Господь до послѣднихъ предѣловъ жизни человѣка.

Въ этомъ великій урокъ назиданія для насъ...

Я вѣрую, святитель Божій, что ты перешелъ въ загробную жизнь, какъ зрѣлая пшеница въ житницу небесную. Молись тамъ Богу духовъ и всякія плоти о твоихъ духовныхъ чадахъ и о мнѣ грѣшномъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Докторъ богословія.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ IV – Книга I. 1903-1905 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1909. — С. 168-171.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0