Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній (Брянцевъ) († 1914 г.)
24. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы.
Покровъ Пресвятыя Богородицы надъ востокомъ и нашей православной страною
[1].

Сегодня мы воспоминаемъ, православные христіане, явленіе Божіей Матери, называемое Покровомъ Пресвятыя Богородицы. Когда и какъ оно было?

Почти за тысячу лѣтъ до нашего времени (910 г. по Р. Хр.), въ царствованіе греческаго императора Льва Премудраго, при св. Патріархѣ Тарасіѣ, наканунѣ воскреснаго дня, подъ 1-е число октября, въ Константинополѣ, во Влахернскомъ храмѣ совершалось всенощное бдѣніе. Среди многочисленнаго народа въ храмѣ присутствовалъ при Богослуженіи св. прозорливецъ Андрей, Христа ради юродивый, вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ Епифаніемъ, которые удостоились видѣть воспоминаемое нынѣ явленіе Божіей Матери. Слушая богослуженіе, святый Андрей поднялъ очи свои вверхъ и увидѣлъ Пресвятую Богородицу, стоящую въ сводахъ храма — на воздухѣ съ распростертымъ надъ людьми омофоромъ. имѣющую около себя съ одной стороны Іоанна Предтечу, а съ другой — Іоанна Богослова, окруженную въ видѣ вѣнца безчисленными ликами ангеловъ, пророковъ, апостоловъ и всѣхъ святыхъ, молящуюся къ единному Богу во Святой Троицѣ вмѣстѣ съ народомъ, стоящимъ и молящимся въ храмѣ. Св. Андрей сообщилъ чудное видѣніе стоящему около него ученику своему — Епифанію: «видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о всемъ мірѣ?» — «Вижу, св. отче, съ благоговѣніемъ и страхомъ отвѣтилъ ему св. Епифаній, и ужасаюся». Скоро послѣ того узнали объ этомъ необыкновенномъ событіи всѣ присутствовавшіе въ храмѣ и въ умиленіи сердца начали благодарить Бога и славить Ходатаицу міра; а императоръ и патріархъ постановили ежегодно воспоминать это явленіе Божіей Матери 1 октября.

Чудное, братіе, было это явленіе Божіей Матери и многознаменательное, отрадное и утѣшительное, а потому, дѣйствительно, достойное воспоминанія и прославленія. Пресвятая Владычица — высшая небесъ, честнѣйшая херувимовъ и безъ сравненія высшая серафимовъ, явилась вѣрующимъ христіанамъ въ храмѣ во время Богослуженія. Это одно достаточно свидѣтельствуетъ о Ея снисхожденіи къ людямъ, о Ея любви къ нимъ; этого одного достаточно для того, чтобы видѣть, что православный храмъ христіанскій, богослуженіе и молитва въ немъ истинно-вѣрующихъ пріятны и угодны Ей, такъ что Она Сама пожелала видимо присутствовать въ храмѣ при Богослуженіи и участвовать въ христіанской молитвѣ. Но что важнѣе: Она явилась не одна, но со всѣми небесными жителями. Какъ Мать Господа и Царица неба, Она привлекла съ Собою къ присутствованію въ храмѣ и къ участію въ молитвѣ вѣрующихъ безплотныхъ силъ и сонмы святыхъ, и этимъ самымъ показала тѣсную связь между міромъ земнымъ и міромъ небеснымъ, единство вѣры, взаимную любовь, показала, что дѣятельность горняго міра состоитъ не въ прославленіи только Бога, но и въ участіи его въ судьбахъ людей; въ попеченіи о семъ мірѣ, во взаимной молитвѣ вмѣстѣ съ живущими на землѣ къ единому истинному Богу. Далѣе: какъ явилась Божія Матерь? Молящеюся, съ распростертымъ въ рукахъ покровомъ, а съ Нею молились и всѣ небожители. О комъ же Она молилась? О людяхъ. Тайный прозорливецъ Андрей назвалъ Ее Царицею и Госпожею, молящеюся о всемъ мірѣ. «Видишь ли ты, спрашивалъ онъ ученика своего, Царицу и Госпожу, молящуюся о всемъ мірѣ?» Покровъ, держимый Ею въ рукахъ, означаетъ, что всѣ вѣрующіе находятся подъ Ея покровительствомъ, что Она ходатайствуетъ о людяхъ передъ Богомъ. Тоже самое дѣлаютъ вмѣстѣ съ Нею и всѣ небожители. Въ этомъ собственно заключается торжество настоящаго праздника, наша радость и утѣшеніе. Святая Церковь такъ выражаетъ духовную радость нашу въ настоящій праздникъ: «Днесь благоввріи людіе свѣтло празднуемъ, осѣняеми Твоимъ, Богомати, пришествіемъ и умильно глаголемъ: покрый насъ честнымъ Твоимъ покровомъ и избави насъ отъ всякаго зла» (Тропарь праздника).

Но чтобы видѣть, что явленіе Покрова Пресвятой Богородицы есть самое ясное выраженіе участія Божіей Матери и всего горняго міра въ судьбахъ людей, — нуждо знать, при какихъ обстоятельствахъ восточной церкви совершилось это являніе. Пресвятая Владычица всегда готова помогать съ вѣрою къ Ней притекающимъ, всегда готова ходатайствовать предъ Богомъ объ ихъ нуждахъ; но особенно Она помогаетъ людямъ въ бѣдахъ, когда они съ слезами на глазахъ обращаются къ Ней за помощыо. Такъ именно и было, когда явился Покровъ Божіей Матери: въ это время сильные непріятели — Сарацыны вторглись въ Грецію и приближались уже къ столцѣ ея — Константинополю. Слабые внѣшнею силою, силою воинскою, но не бѣдные благочестіемъ и надеждою на Бога, греки поспѣшили въ храмы Божіи и обратились за помощію къ Пресвятой Богородицѣ. И вотъ небесная Заступница вняла мольбамъ вѣрующихъ и — во Влахернскомъ храмѣ, гдѣ присутсвовали самъ царь и патріархъ и просили Ее о помощи, Она видимо и обнаружила все благоволеніе къ молящемуся народу и простерла Свой защитительный покровъ надъ Греціею. Сѣтовавшіе греки, видя небесную Ходатаицу и вѣруя въ Ея заступленіе, исполнились радости и упованія на Бога, ободрились духомъ, и прогнали враговъ своихъ.

Не единственный это примѣръ явленія Покрова Пресвятой Богородицы надъ древнею Греціею. Обращаясь къ исторіи востока, мы находимъ еще дивные примѣры заступленія Царицы небесной отъ ненавистныхъ враговъ его; или лучше — враговъ христіанства, — и даже въ томъ самомъ Влахернскомъ храмѣ. Та самая Влахернская Заступница дивно защитила разъ Константинополь отъ дикихъ Россовъ — нашихъ предковъ, еще не просвѣщенныхъ христіанскою вѣрою. Подъ начальствомъ Аскольда и Дира Россы осадили Константинополь и уже готовы были разрушить его, а жителей предать мучительной смерти. Но константинопольцы наложили на себя постъ, собрались во Влахернскій храмъ на молитву и усердно просили Матерь Божію о Ея заступленіи, а потомъ совершили крестный ходъ кругомъ города съ чудотворною Ея иконою и — враги невидимою рукою обращены были въ бѣгство. Если бы кто нибудь послѣ сего спросилъ насъ: простертъ ли и теперь Покровъ Пресвятой Богородицы надъ востокомъ, мы отвѣтили бы утвердительно и указали бы, какъ на доказательство, на чудотворныя иконы Божіей Матери, которыми не бѣденъ православный востокъ по настоящее время: есть тамъ чудотворныя иконы Божіей Матери — Аѳонская, Цареградская, Византійская, Антіохійская, Александрійская, Никейская, и мн. друг. А это свидѣтельствуетъ о неоскудѣніи вѣры и благочестія у восточныхъ христіанъ, не смотря на то, что они находятся подъ игомъ невѣрныхъ.

Такъ, братіе, Заступница усердная, Мати Господа Вышняго простирала и простираетъ Покровъ свой надъ востокомъ! Но что мы скажемъ о нашей православной странѣ? Простертъ-ли Покровъ Пресвятыя Богородицы надъ Россіею? Да. А это дѣлаетъ настоящій праздникъ болѣе радостнымъ для насъ; не чужимъ, а нашимъ — роднымъ.

Россія, какъ православная страна, родная и достойная дщерь восточной Православной Церкви. Принявши съ востока православную вѣру христіанскую, Россія приняла оттуда духъ благочестія, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла туже благодать Божію вообще и въ частности заступленіе Божіей Матери, которыми такъ богата была, особено въ первыя времена христіанства, Церковь восточная. Вникая въ исторію Россіи, мы неоднократно видимъ явленіе помощи Божіей Матери во времена тяжкія для Россіи. Такъ во время татарскаго ига Пресвятая Богородица не разъ оказывала свою помощь нашимъ предкамъ чрезъ свои чудотворныя иконы, напримѣръ: при побѣдѣ надъ врагами, во время знаменитой куликовской бытвы, великому князю Димитрію Донскому — чрезъ чудотворную икону именуемую Донскою, при нашествіи Тамерлана великому князю Василію Дмитріевичу — чрезъ чудотворную икону Владимірскую и др. Въ другое время, болѣе близкое къ намъ, Божія Матерь чудеснымъ своимъ явленіемъ, чрезъ свою икону, называемую у насъ Казанскою, спасла Россію отъ ига иноземнаго въ періодъ самозванцевъ въ 1612 году. Далѣе, въ ближайшее къ намъ время, въ началѣ этого столѣтія, чрезъ чудотворный свой образъ, называемый Одигитріею, Она ободряла русскихъ воиновъ и Своимъ присутствіемъ среди полковъ воодушевляла ихъ побѣдою надъ двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россію. А сколько въ Россіи чудотворныхъ иконъ Божіей Матери?.. Есть чудотворныя иконы Ея — Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимірская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворныхъ иконъ въ Москвѣ — сердцѣ Россіи и центрѣ Русскаго Православія — и въ нашемъ русскомъ Іерусалимѣ — Кіевѣ?.. Ко всѣмъ этимъ иконамъ вѣрующіе съ любовію притекаютъ и получаютъ утѣшеніе въ скорбяхъ, исцѣленіе въ болѣзняхъ и т. под. Что все это значитъ, какъ не то, что Покровъ Пресвятой Богородицы всегда былъ и есть простертъ и надъ Россіею, что слѣды Своего присутствія Она, небесная Заступница, напечатлѣла почти во всѣхъ частяхъ нашего обширнаго отечества и что Ея благоволеніемъ пользуемся всѣ мы — Россіяне.

Но еще радостнѣе для насъ будетъ настоящій праздникъ, когда мы скажемъ, что Покровъ Пресвятой Богородицы простертъ еще ближе къ намъ: простертъ надъ Югомъ Россіи — и надъ нашимъ краемъ.

Чрезъ Свои чудотворныя иконы Пресвятая Богородица, Заступница усерная — Мати Господа Вышняго подавала и подаетъ благодатную Свою помощь и заступленіе православнымъ жителямъ и нашего края. Такъ на западномъ Югѣ Россіи — въ предѣлахъ Бессарабіи есть чудотворная икона Божіей Матери — Гербовецкая. Въ опредѣленное время года Она ежегодно обтекаетъ города и веси православныхъ жителей, посѣщаетъ дома желающихъ принять Ее и удовлетворяетъ религіознымъ нуждамъ съ вѣрою къ Ней притекающихъ. А еще ближе къ намъ, на южной окраинѣ Россіи, въ сосѣдней съ нами — Одессѣ, есть чудотворная икона Касперовская. Кто не знаетъ Ея, или кто не слыхалъ о Ней?.. Имѣя постоянное мѣстопребываніе свое въ Одессѣ, Она тоже въ теченіе года посѣщаетъ православныхъ жителей по берегамъ Чернаго моря и рѣки Днѣпра; останавливается на время въ Николаевѣ и Херсонѣ, и, удовлетворяя религіознымъ нуждамъ многихъ жителей и нашей Тавриды, вмѣстѣ съ чудотворною иконою Маріупольскою, находящеюся на берегу Азовскаго моря въ г. Маріуполѣ, служитъ какъ бы оплотомъ нашего полуострова. Сія же послѣдняя въ настоящее время хотя находится за предѣлами нашей области, но есть достояніе наше. Маріупольская икона явилась въ XV столѣтіи вблизи Бахчисарая и обрѣтена была въ день Успенія Божіей Матери въ скалѣ, гдѣ нынѣ находится Успенскій Монастырь; явилась въ то время, когда здѣшнимъ христіанамъ и самому христіанству угрожала опасность со стороны татаръ. Явленная икона въ продолженіе трехъ вѣковъ охраняла православныхъ христіанъ въ Крыму и не только обезопасила ихъ со стороны татаръ и спасла христіанское имя въ Крыму, но своими чудотвореніями расположила къ почитанію Ея даже самыхъ Крымскихъ хановъ. Въ память дня и мѣста явленія чудотворной иконы обрадованные христіане устроили въ скалѣ храмъ во имя Успенія Божіей Матери, а самому мѣсту въ честь Ея дали названіе Маріино село — Маріуполь. Это мѣсто стало центромъ собранія всѣхъ крымскихъ христіанъ, какъ это мы отчасти и нынѣ видимъ въ день Успенія Божіей Матери. Но этого мало: не Ея-ли покровительству Крымъ обязанъ тѣмъ, что онъ съ теченіемъ времени включенъ въ составъ православной Россіи и самъ сталъ православнымъ краемъ? А когда это дѣло Божіе совершилось, Она, усердная Заступнипа, вмѣстѣ съ первыми Ея почитателями переселилась на берегъ Азовскаго моря и дала имя новому граду — Маріуполь (нынѣ Екатеринославской губерніи), оставивъ намъ въ память о себѣ Бахчисарайскую обитель, куда стекаются богомольцы въ продолженіе года со всего Крыма и даже съ отдаленныхъ мѣстъ Россіи, — и въ залогъ своего покровительства Крыму — свободу исповѣданія имени Христова на всемъ полуостровѣ. Уже болѣе ста лѣтъ Крымъ наслаждается этимъ высочайшимъ благомъ. Вотъ въ чемъ выразился и выражается Покровъ Пресвятой Богородицы надъ Югомъ Россіи и надъ нашимъ краемъ!...

Итакъ, братіе, видите ли вы Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о всемъ мірѣ? Покровъ Ея простертъ повсюду, — простертъ и надъ нами; только не всякій можетъ пользоваться имъ. Она всегда и вездѣ готова помогать и помогаетъ только тому, въ комъ встрѣчаетъ живую правую вѣру, благочестивую и добродѣтельную жизнь и усердную молитву. Итакъ, живая и правая вѣра, благочестивая и добродѣтельная жизнь и усердная молитва низводятъ на людей Покровъ Пресвятыя Богородицы. Да будетъ же это намъ урокомъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Симферопольскомъ Каѳедральномъ Соборѣ, въ 1880 году.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ I. 1873-1887 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1908. — С. 140-146.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0