Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Арсеній Брянцевъ († 1914 г.)
5. Слово въ день трехъ святителей.
Краткая характеристика жизни и дѣятельности св. Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста
[1].

Въ день празднованія трехъ святителей — Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго — болѣе всего прилично говорить о прославляемыхъ святителяхъ. Жизнь ихъ весьма поучительна для насъ. Обратимъ наше вниманіе на нѣкоторыя черты ея.

Всѣ три, празднумые нынѣ, святители происходили изъ благочестивыхъ семействъ, имѣли прекрасныхъ матерей; и всѣ они отъ нихъ же получили первоначальное — домашнее образованіе. Въ этомъ отношеніи ихъ матери служатъ прекраснымъ примѣромъ въ дѣлѣ воспитанія дѣтей для всѣхъ матерей. Емилія — мать св. Василія Великаго — имѣла многочисленное семейство, и сама вмѣстѣ съ мужемъ своимъ занималась воспитаніемъ дѣтей. Они особенно старались внушить дѣтямъ горячую любовь къ Богу и основательное знаніе закона христіанскаго. Они постоянно помнили, что воспитываютъ дѣтей своихъ не для этой жизни, а для вѣчности. И хороши были ихъ дѣти: старшая дочь ихъ Макрина была примѣрная христіанка, а два сына — празднуемый нами Василій Великій и братъ его Григорій, впослѣдствіи епископъ Нисскій, были въ свое время свѣтилами Церкви Христовой, — и почти все семейство причислено къ лику святыхъ. — Нонна — мать св. Григорія Богослова на столько была благочестива и вліятельна, что обратила отъ язычества къ христіанству своего мужа и содѣйствовала его нравственному усовершенствованію на столько, что онъ получилъ санъ епископа. Св. Григорій съ любовію вспоминалъ о родителяхъ своихъ и особенно о матери. «Мать моя, писалъ онъ, наслѣдовавъ отъ отцевъ святую вѣру, наложила и на дѣтей своихъ сію золотую цѣпь. Въ женскомъ образѣ нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мірѣ, чтобы здѣшнюю жизнь приготовить къ жизни небесной». И это семейство было образцомъ христіанскаго благочестія и тоже почти всѣ члены его причислены къ лику святыхъ. — Анѳуса — мать св. Іоанна Златоустаго была за мужемъ за богатымъ человѣкомъ — начальникомъ Сирійскихъ войскъ, овдовѣла на двадцатомъ году своей жизни; Іоаннъ остался отъ отца младенцемъ. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анѳуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностямъ христіанки и матери, занялась воспитаніемъ сына, мудро управляла имѣніемъ его, старалась дать ему обширное и прочное образованіе, особенно же основательно познакомить его съ свящ. писаніемъ. Отъ матери онъ получилъ первые уроки въ христіанскомъ благочестіи, и ничто впослѣдствіи не могло изгладить ихъ изъ души его. Вотъ тѣ семейства, изъ которыхъ вышли празднуемые нынѣ святители, и вотъ какихъ матерей они имѣли. — Великое значеніе имѣетъ семейство по отношенію къ обществу и великое значеніе имѣютъ матери въ дѣлѣ воспятанія дѣтей. Несомнѣнно, если бы и въ настоящее время побольше было семействъ, подобныхъ семействамъ празднуемыхъ святителей: то семейства давали бы обществу болѣе лучшихъ членовъ и дѣятелей; несомнѣнно также и то, что если бы и въ настоящее время побольше было матерей, подобныхъ матерямъ празднуемыхъ нынѣ святителей, то и дѣтей съ подобнымъ направленіемъ было бы гораздо больше, и самыя дѣти поступали бы изъ семействъ въ школы съ большими и лучшими задатками къ добру.

Заправленные добрыми началами въ самомъ дѣтствѣ, святители — Василій Великій, Григорій Богословъ и Іоаннъ Златоустый, отличались прекрасными качествами во весь періодъ своего воспитанія; въ школѣ отличались отъ своихъ товарищей не столько своими умственными способностями, сколько прилежаніемъ, прекраснымъ поведеніемъ и благочестивою жизнію. Школы въ то время по преимуществу были языческія; но несмотря на это, ни поученія языческихъ наставниковъ, ни дурные примѣры товарищей, ни увлеченіе юности — ничто не могло поколебать добраго направленія въ святителяхъ: такъ прочны были впечатлѣнія, полученныя ими въ дѣтствѣ отъ своихъ матерей! Послушайте, какъ описывается школьная жизнь празднуемыхъ нынѣ святителей. Особенно въ этомъ отношеніи поучительный примѣръ представляютъ Василій Великій и Григорій Богословъ. Съ юныхъ лѣтъ они познакомились и сдружились другъ съ другомъ, но особенно дружба ихъ скрѣпилась въ Аѳинахъ — въ центрѣ тогдашняго языческаго міра, гдѣ они получили высшее образованіе. «Мы стали другъ для друга все, писалъ св. Григорій, и товарищи, и сотрапезники, и родные. Имѣя одну цѣль, мы непрестанно возрастали въ любви другъ къ другу; казалось, что въ обоихъ насъ было одно упражненіе — добродѣтель, и одно усиліе стремиться отъ земнаго, жить для будущихъ благъ». Василій и Григорій оцѣнили вѣрно все то, что нашли въ Аѳинахъ, и не увлеклись ни ложною мудростію, ни пустымъ велерѣчіемъ нѣкоторыхъ наставниковъ, ни блескомъ свѣтскихъ удовольствій. Они заранѣе уяснили себѣ цѣль жизни своей и прямо и неуклонно шли путемъ своимъ. Они рѣшились посвятить Богу всѣ силы свои, усердно служить Ему и старались пріобрѣсти богатство ума и знанія для того, чтобы употребить ихъ на служеніе Богу. Эта мысль побуждала ихъ заниматься усердно, трудиться постоянно. Одушевленные такою высокою цѣлію, они не знали усталости и развлеченія; сходились они только съ тѣми изъ товарищей, которые были близки имъ по направленію; знали въ городѣ только двѣ дороги: ту, которая вела въ училище, и ту — которая вела въ церковъ, гдѣ они слушали христіанскія наставленія. Господь Богъ благословилъ труды двухъ юношей, и они скоро сдѣлались лучшими учениками. Не было между ними сутенаго соперничества; каждый изъ нихъ радовался успѣхамъ друга болѣе, нежели своимъ собственнымъ, и были всегда готовы уступить другъ другу первенство. Василій отличался глубиною ума и способностію къ наукамъ философскимъ; Григорій болѣе всего любилъ словесныя науки, чувствовалъ въ себѣ даръ слова и развивалъ эту силу, какъ орудіе для служенія Христу. «Еще не опушились мои ланиты, писалъ св. Григорій, мною овладѣла пламенная любовь къ словеснымъ наукамъ; я старался обогатить себя внѣшнею ученостію съ тѣмъ, чтобы употребить ее въ пособіе истиннаго просвѣщенія; дабы знающіе одно пустое витійство, состоящее въ звучныхъ словахъ, не превозносились и не могли опутать меня своими хитрыми умствованіями». Таковы были два воспитанника, два друга — Василій и Григорій въ періодъ своего воспитанія! А св. Іоаннъ Златоустый, посѣщая языческія школы, гдѣ преподавались философія, краснорѣчіе и другія науки, и будучи однимъ изъ лучшихъ учениковъ знаменитаго Ливанія, краснорѣчиваго языческаго оратора, въ тоже время всѣми силами души своей тяготѣлъ къ христіанской благочестивой жизни. У Іоанна также было вѣсколько друзей — товарищей, одушевленныхъ, какъ и онъ, любовію къ Богу: они вмѣстѣ трудились, стараясь преуспѣвать въ добрѣ. Одинъ изъ друзей его, рѣшившись сперва жить только для Бога, возвратился потомъ въ міръ и увлекся прелестями міра; Іоаннъ по этому случаю наиисалъ увѣщаніе къ «падшему». Въ этомъ первомъ сочиненіи его уже видны тѣ черты, которыя такъ прославили его впослѣдствіи: живое увлекательное краснорѣчіе, изливавшееся изъ сердца, полнаго любовію, твердость и чистота нравственнныхъ правилъ. — Къ вамъ, воспитанники сего училища, какъ будущимъ пастырямъ Церкви, болѣ всего относятся указанныя черты изъ періода воспитанія празднуемыхъ нынѣ святителей. Грѣшно предъ Богомъ будетъ, если вы, зная эти черты, не воспользуетесь ими въ большей или меньшей мѣрѣ для своей жизни.

Каковыми же дѣятелями на пользу обществу и Церкви вышли изъ школы прославляемые нынѣ святители? По своему образованію, ученымъ трудамъ, пастырской дѣятельности и благочестивой жизни они составили славу своего вѣка и оставили собою примѣръ всесторонней и животворной пастырской дѣятельности для всѣхъ послѣдующихъ пастырей Церкви. Чтобы правильнѣе оцѣнить служеніе Церкви и обществу празднуемыхъ святителей, нужно знать характеръ того времени, когда они жили: то было время съ одной стороны внутреннихъ религіозныхъ безпорядковъ, время религіозныхъ споровъ и раздоровъ, время ересей; съ другой — время нравственной распущенности. Отцамъ Церкви приходилось бороться съ еретиками, зашищать православіе, опровергать заблужденія и бороться съ нравственными пороками; все это приходилось имъ дѣлать и словомъ и писаніемъ, и за все это приходилось перетериѣть гоненія, мученія и самую смерть. Всѣ три святителя получили блестящее образованіе не богословское только, но и свѣтское, всв они съ великою честію могли бы занять, а Іоаннъ Златоустый и занималъ нѣсколько времени, почетныя гражданскія должности, но они не пожелали того и всю жизнь свою посвятили на служеніе Церкви. Св. Василій Великій во время своего пастырскаго служенія прославился мужественною защитою православія противъ аріанъ, основаніемъ общежительныхъ монастырей, различными каноническими постановленіями касательно церковнаго благочинія, письменнымъ изложеніемъ литургіи, устройствомъ въ своей епархіи Кессаріи перваго обширнаго госпиталя изъ своихъ доходовъ; но особенно онъ отличался ревностію по вѣрѣ. Однажды чиновникъ по приказанію императора аріанствующаго Валентина хотѣлъ склонить святителя въ ересь аріанскую и угрожалъ ему смертью, но святитель отвѣтилъ гонителю: «имѣніе ли мое возмешь, не обогатишься, а я не обнищаю, да мало и тебѣ пользы въ сихъ ветхихъ одеждахъ и въ нѣсколькихъ книгахъ, а въ нихъ и все мое богатство. Изгнанія не боюсь, ибо земля не моя, но Божія, и отечество мое повсюду; о мукахъ не забочусь; онѣ приведутъ меня только къ желанной цѣли. Ты видишь, на мнѣ почти нѣтъ тѣла: первый ударъ окончить все, и смерть только ускоритъ мое отшествіе къ Богу, къ Которому я давно стремлюсь». — Въ одно время съ Василіемъ Великимъ подвизался въ подвигахъ христіанскаго благочестія и боролся съ еретиками въ городѣ Константинополѣ другъ его Григорій Богословъ. Смиренный видъ его и простота обращенія сперва не вселили должнаго уваженія къ нему въ народѣ. Но когда раздалось его высокое и могучее слово, всеобщее изумленіе заступило мѣсто перваго равнодушія. Еретики и язычники, увлеченные его витійствомъ, стали сходиться къ его каѳедрѣ. Св. Григорій въ пяти бесѣдахъ изложилъ ученіе о Св. Троицѣ, единосущіи Сына съ Отцемъ и Св. Духомъ, объ исхожденіи Св. Духа отъ Отца. Этими бесѣдами онъ пріобрѣлъ множество истинныхъ поклонниковъ Св. Троицѣ, а себѣ — имя Богослова. Но особенно отличался св. Григорій Богословъ подвижническою жизнію. Послѣдніе годы своей жизни онъ провелъ среди утесовъ — отшельникомъ, ходилъ босыми ногами, имѣлъ одну только ветхую одежду, спалъ на голой землѣ; пищу его составляли хлѣбъ съ солью и огородныя овощи, питіе — вода, въ которую примѣшивалъ иногда немного уксуса. Душѣ св. Григорія, утружденнаго скорбями земной жизни, дано было предчувствовать отшествіе къ блаженнной жизни. — Св. Іоаннъ Златоустый еще въ санѣ пресвитера въ Антіохіи прославился краснорѣчіемъ и получилъ отъ народа прозваніе Златоустаго. Изъ устъ его истекала такая благодать, что всѣ слышавшіе его не могли довольно насытиться сладостію словесъ его. Сдѣлавшись Архіепископомъ Константинопольскимъ, онъ пораженъ и смущенъ былъ безпорядочными нравами столицы. Оъ ревностію принялся за исправленіе нравовъ; не пощадилъ онъ и сильныхъ міра; слово его загремѣло противъ роскоши, упадка нравственности и разсѣянности; ристалища и амфитеатры опустѣли; толпы народа нахлынули въ церковь для слушанія золотыхъ словесь Іоанна; три раза въ недѣлю онъ проповѣдывалъ. Но оскорбленные правдивымъ его словомъ и завидовавшіе его славѣ начали преслѣдовать Іоанна. И не спасли его отъ злобы и клеветы человѣческой ни святость жизни, ни его слава, ни любовь народная. Онъ дважды былъ изгоняемъ изъ столицы и умеръ на пути къ мѣсту своей ссылки. Предувѣдомленный во снѣ о своей кончинѣ, онъ облекся въ бѣлыя одежды, причастился св. Таинъ, простился со всѣми и, простершись на одрѣ, съ словами благодаренія Господу за все, испустилъ духъ.

Вотъ, братіе, краткая характеристика жизни и дѣятельности празднуемыхъ нынѣ святителей. Поучительность жизни ихъ такъ очевидна, что нравственное приложеніе къ себѣ каждый въ состояніи самъ сдѣлать. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ день храмоваго праздника въ Церкви Таврической Дух. Семинаріи 30 Января 1875 г.

Источникъ: Собраніе словъ и рѣчей Высокопреосвященнаго Арсенія (Брянцева), Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренныхъ въ разныхъ мѣстахъ его служенія. Томъ I. 1873-1887 гг. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1908. — С. 30-36.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0