Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день совершенія общей памяти Кіево-Печерскихъ чудотворцевъ.

Сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 20).

Да, эти врата пещерныя подлинно неземныя, хотя на землѣ и въ землѣ устроены, и многочисленными ступенями, не безъ труда проходимыми, ведутъ прямо во глубину земли, куда и среди бѣлаго дня не проникаетъ свѣтъ солнечный и никогда, прежде того, не достигала нога человѣческая, — но врата небесныя, Господни: потому что всѣхъ, проходившихъ ими съ искреннимъ желаніемъ своего спасенія, претворяли изъ человѣковъ плотскихъ въ духовныхъ, изъ земныхъ въ небесныхъ, возвышали ихъ духъ, воспламеняли сердце, воскрыляли молитву.

Не чувствовали ли и вы сами, возлюбленные братія, нынѣ, какъ вѣроятно и всегда, проходя сими вратами, внутри себя чего-то необычайнаго, дотолѣ неиспытаннаго, потрясающаго, освѣщающаго, согрѣвающаго, возвышающаго отъ дольняго къ горнему, восторгающаго отъ мірскаго шума и житейской суеты къ тихому пристанищу небесному и блаженству вѣчному, и за тѣмъ чего-то отрадно-облегчающаго, услаждающаго и успокоивающаго все существо ваше? — Конечно, чувствовали: ибо никому не возможно, если только въ немъ не погасла еще вѣра, не притупилось чувство, не помрачился умъ, не окаменѣло сердце, не возможно приходить сюда, безъ нѣкотораго благоговѣнія притрепетнаго и безъ наслажденія душевнаго.

О, мы не погрѣшимъ противъ истины, когда и здѣсь о семъ святомъ и освящающемъ мѣстѣ скажемъ тоже самое, что сказалъ нѣкогда богоизбранный Израиль объ одномъ пустынномъ мѣстѣ, гдѣ онъ видѣлъ во снѣ лѣствицу, утвержденную къ небеси, по коей Ангелы Божіи восходили и нисходили отъ Господа, на верху ея возсѣдящаго: нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная (Быт. 28, 12-13). Ибо нѣтъ ли и здѣсь невидимой лѣствицы, во глубинѣ пещеръ утвержденной и до неба досязающей, по коей ежедневно и ежечасно восходятъ и нисходятъ Ангелы Божіи, принося благодать Божію, охраняющую тѣлеса праведниковъ отъ тлѣнія въ самыхъ нѣдрахъ тлѣнія? Не по ней ли также взошли отъ насъ на небо и нисходятъ нынѣ къ намъ на землю наши богоносные отцы Антоній и Ѳеодосій, и вслѣдъ за ними цѣлые сонмы ангелоподобныхъ имъ сподвижниковъ и подражателей, по нашему прошенію и по прошенію всѣхъ, молитвенно къ нимъ прибѣгающихъ, помогая намъ въ дѣлахъ, подкрѣпляя въ напастяхъ, утѣшая въ скорбяхъ, врачуя въ болѣзняхъ? Счастливы убо и мы, возлюбленные братія, что такъ близко къ себѣ имѣемъ врата небесныя, и для насъ отверстыя, что можемъ во всякое время приходить сюда, и, соприкасаясь къ святынѣ, освящать и обновлять наши души, утверждать и укрѣплять нашу надежду на блаженное безсмертіе и для насъ предуставленное, и насъ ожидающее.

Но не позабудемъ, возлюбленные, что Пророкъ Израилевъ, говоря о вратахъ Господнихъ, которыя онъ желалъ видѣть для себя отверстыми, чтобы достойно исповѣдаться Господеви, прибавляетъ: праведници внидутъ въ ня, и самыя врата называетъ вратами правды и святыни. Слѣдовательно и намъ, для благоуспѣшнаго вхожденія и исхожденія оными, нужно и неотложно нужно запастись правдою и святынею, иначе сказать: пріобрѣсть и усвоить себѣ тѣ высокія добродѣтели, которыми отличались въ жизни и прославились по смерти богоносные отцы наши, здѣ нетлѣнно и чудодѣйственно почивающіе, а нынѣ нами ублажаемые и празднуемые, и которыя для нихъ отверзли входъ въ обители небесныя и въ блаженство вѣчное. Посему не излишне будетъ хотя бѣглымъ взглядомъ обозрѣть, и хотя въ краткихъ и общихъ чертахъ, въ день, посвященный ихъ общей памяти, показать, изъ чего слагалась ихъ святая и праведная жизнь, и какими путями и способами они достигли той высокой степени совершенства христіанскаго, на которую мы видимъ ихъ взошедшими.

У всѣхъ ихъ въ основѣ была вѣра въ Бога крѣпкая и непреоборимая, любовь къ Богу и ближнимъ — пламенная и нелицемѣрная, надежда на завѣты и обѣтованія Божіи — живая и непоколебимая, постъ неослабный и молитва къ Богу и святымъ Его непрестанная и неумолкаемая. На этомъ общемъ основаніи уже каждый изъ нихъ созидалъ, при содѣйствіи благодати Божіей, свое зданіе спасенія своимъ особымъ образомъ, примѣнительно къ своей природѣ и характеру, къ своимъ естественнымъ талантамъ и познаніямъ, къ своимъ недостаткамъ или совершенствамъ, къ своимъ слабостямъ и немощамъ, или къ силѣ и крѣпости, и наконецъ — къ дарованіямъ духовнымъ, въ томъ или другомъ родѣ, по мѣрѣ вѣры, нужды и потребы, для себя или для другихъ, для подкрѣпленія въ подвигѣ, для поощренія и возвышенія въ добродѣтели, для показанія силы и славы Божіей, отъ времени до времени въ нихъ проявлявшимся.

И оттого одинъ изъ нихъ, какъ, напримѣръ, преподобный Антоній, хотя и словомъ и примѣромъ своимъ наставлялъ и назидалъ, руководилъ и вразумлялъ другихъ, но, избѣгая славы человѣческой и боясь самомнѣнія и тщеславія, никакъ не хотѣлъ принять на себя начальства надъ собравшеюся къ нему братіею, перемѣнялъ уединеніе на уединеніе большее и строжайшее, друкратно удалялся изъ страны родной въ мѣста чуждыя и безвѣстныя, и если возвратился и остался въ ней до своей кончины, то единственно изъ послушанія совѣту и повелѣнію высшаго. Другой, какъ преподобный Ѳеодосій, по Божію внушенію управлялъ и устроялъ новую обитель столь благочинно и благолѣпно, что сама Пресвятая Богородица явилась ему въ томъ помощницею, приславъ къ нему своихъ художниковъ; поучалъ и просвѣщалъ, наставлялъ и исправлялъ столь богомудро и разсудительно, убѣдительно и трогательно, что и сильные земли не разъ приходили въ его тѣсную и скудную келлію, и въ сладость его послушаху; но, для охраненія души своей отъ горделивыхъ помысловъ о своемъ достоинствѣ, смирялъ свое величіе худыми одеждами, бѣднымъ помѣщеніемъ, молчаливою рѣчію и скромною походкою.

Иной, не видя себя довольно безопаснымъ отъ грѣха въ обращеніи съ людьми, искалъ уединенія и безмолвія глубокаго, такъ чтобы, никого не видя и не слыша, съ однимъ только Богомъ въ молитвѣ бесѣдовать, и Имъ однимъ услаждаться, и объ Немъ радоваться въ обществѣ святыхъ Ангелъ и Архангелъ и въ сонмѣ духовъ праведншъ совершенныхъ (Евр. 12, 23), невидимо ему присущихъ, — и для того заключалъ себя въ затворѣ и какбы заживо погребалъ себя, какъ преподобные Исаакій, Лаврентій и многіе другіе, имъ подобные. Другой, какъ многострадальный Іоаннъ, послѣ тщетной борьбы съ блуднымъ помысломъ, зарываетъ себя по перси въ землѣ, и чрезъ то обрѣтаетъ себѣ покой сердца и спасеніе души.

Иные, какъ преподобные Никола Святоша, князь Черниговскій, Варлаамъ, сынъ Изяславова вольможи, Ефремъ, великокняжескій евнухъ, презрѣвъ славу и богатство міра сего, и съ симъ вмѣстѣ похоть плотскую и гордость житейскую, идутъ въ пещеры искать и находятъ здѣсь богатство высшее и нетлѣнное, и славу небесную и немерцаемую, въ званіи монастырскаго привратника, или повара, или дровосѣка, или водоносца, или гробокопателя, или просфорника, или вообще простаго служебнаго инока; а иные, какъ преподобные Несторъ и Симонъ, Поликарпъ и Акиндинъ, Алипій, Даміанъ и Агапитъ, Ипатій и Прохоръ, желая, чтобы умъ ихъ и во время отдыха, въ часы свободные отъ молитвы, не оставался въ праздности и не блуждалъ по распутіямъ міра грѣшнаго, но постоянно и неослабно занятъ былъ помыслами чистыми и дѣлами богоугодными, или общеполезными, — то отвсюду собираютъ и тщательно записываютъ сказанія и повѣсти лѣтъ временныхъ и вѣковъ минувшихъ, то разсказываютъ взаимно и передаютъ письменно — вѣрно наблюденія и опыты изъ внутренней духовной жизни подвижниковъ современныхъ, то, безъ науки и искусства, выше всякаго искусства живописуютъ святыхъ, то молитвою и обычнымъ снѣднымъ зеліемъ исцѣляютъ больныхъ, то дикою травою и древеснымъ пепломъ, при посредствѣ той же молитвы, питаютъ голодныхъ.

Еще иные, какъ преподобный Павелъ, безпрекословнымъ послушаніемъ, или какъ блаженный Ѳеодоръ, безотвѣтнымъ молчаніемъ, подавляютъ въ себѣ духъ гордости и своенравія, и всецѣло покоряютъ и плѣняютъ себя въ послушаніе волѣ Божіей и закону Христову (2 Кор. 10, 5). Словомъ, всѣ и каждый — такъ или иначе, многочастнѣ и многообразнѣ, но съ одинакою ревностію, съ равнымъ усердіемъ и неутомимымъ стремленіемъ содѣваютъ свое спасеніе.

И посмотрите вокругъ себя и подивитесь, какой дивный, свѣтлый, многолюдный и торжественный образовался изъ нихъ въ этой рабочей храминѣ вѣры и благочестія, называемой пещерами, — соборъ небожителей, духоносными и свѣтоносными тѣлами своими озаряющихъ и украшающихъ свои прежнія жилища темныя, а душами, во свѣтлостехъ святыхъ, горѣ ликующихъ, и отъ тука дома Божія (Псал. 109, 3; 35, 9) обильно и радостно, за свои здѣшнія скорби и лишенія, насыщающихся!

Толикъ убо имуще облежащъ насъ облакъ свидѣтелей силы благодати и презѣльнаго богатства благости и милосердія Божія въ человѣкахъ (Ефес. 2, 7), искренно ревнующихъ по Господѣ, и неослабно въ благоугожденіи Ему подвизающихся, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій и намъ тотъ же самый подвигъ (Евр. 12, 1), — наипаче же всего потщимся стяжать правду и святыню, по душѣ и по тѣлу, и въ словахъ и дѣлахъ. И человѣколюбивый Богъ не оставитъ труда любве нашея (Евр. 6, 10) къ Нему — безъ должнаго возмездія, но вознесетъ нѣкогда рукою своихъ Ангеловъ наши души и тѣла отъ этихъ вратъ пещерныхъ, на земли небесныхъ, не только ко вратамъ Іерусалима горняго, но и въ самый чертогъ Царя небеснаго, для наслажденія радостями неизреченными и нескончаемыми. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 516-521.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0