Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день памяти святителя и чудотворца Митрофана.

Употреби трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши.

Въ прошедшемъ году, въ настоящій день, съ сего самаго мѣста вы слышали отъ насъ одно много-знаменательное изреченіе празднуемаго нынѣ святителя и чудотворца Митрофана; а теперь вы слышите его же и такого же свойства другое изреченіе: употреби, говоритъ онъ, трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши. Тамъ святитель Божій, кромѣ мудраго и благочестиваго пастыря, показалъ въ лицѣ своемъ искуснаго и вполнѣ надежнаго врача, а здѣсь является мудрымъ и опытнымъ экономистомъ; тамъ училъ онъ, какъ сберегать и поддерживать свое здоровье, а здѣсь научаетъ, какъ пріобрѣтать, сохранять и умножать богатство.

И если самое лучшее и совершенно вѣрное свидѣтельство достоинствъ врача состоитъ прежде всего въ томъ, когда онъ самъ пользуется постояннымъ здоровьемъ, умѣетъ въ самомъ себѣ предупреждать и вскорѣ подавлять отъ случайныхъ и непредвидѣнныхъ причинъ возникающія болѣзни, и достигаетъ, наконецъ, глубокой и сравнительно съ другими безболѣзненной старости; и если также высокая степень вѣрности и важности экономическихъ познаній опредѣляется и цѣнится наиболѣе потому, когда самъ экономистъ умѣлъ поставить себя въ такое положеніе, что не только наслаждается во всякое время довольствомъ, но для нужныхъ случаевъ имѣетъ и готовый избытокъ: то на то и другое въ жизни и дѣяніяхъ угодника Божія мы находимъ въ изобиліи доказательства, вполнѣ удовлетворительныя и неоспоримыя. Ибо, при всѣхъ тяжкихъ трудахъ и скорбяхъ своего пастырскаго служенія, до самой смерти неусыпно и неослабно бодрствуя на стражѣ Господней, онъ безбѣдно дожилъ до столѣтняго возраста и, не смотря на ограниченныя и даже весьма скудныя средства къ своему содержанію, онъ умѣлъ однакоже такъ вести свою экономію, что у него всегда въ мѣрѣ неоскудной доставало его келейнаго имущества и на дѣла благотворенія бѣднымъ, и на неоднократныя пожертвованія царю, о благѣ отечества заботящемуся, для покрытія издержекъ по флоту, имъ новоустрояемому. Итакъ св. наставникъ нашъ и въ семъ послѣднемъ ученіи своемъ, также какъ и въ первомъ, заслуживаетъ нашего полнаго довѣрія.

Два способа для пріобрѣтенія, сохраненія и умноженія богатства, неразрывно между собою связанные, и взаимно себя поддерживающіе, и одинъ другому помогающіе, предлагаетъ намъ святитель, — это трудъ и умѣренность въ жизни, безъ всякихъ излишествъ, но и безъ крайнихъ лишеній; безъ прихотливыхъ нуждъ, но и безъ оскорбленія приличій въ пищѣ, одеждѣ, въ домѣ и внѣ дома. Употреби, говоритъ онъ, трудъ и храни мѣрность: богатъ будеши. Пусть трудъ твой собираетъ, и только самая строгая нужда расточаетъ, — и тогда остатокъ пріобрѣтенія непремѣнно будетъ въ рукахъ твоихъ, а благоразуміе, въ соединеніи съ новымъ трудомъ, въ новомъ видѣ усилитъ и умножитъ его, и принесетъ съ собою избытокъ или богатство.

Способы къ обогащенію, какъ вы видите, самые простые и незатѣйливые, для всѣхъ достунные и всякому сподручные, но тѣмъ не менѣе вѣрные и дѣйствительные, самымъ опытомъ, въ лицѣ даже наставника оправдываемые, а что всего важнѣе, такъ какъ объ этомъ мы всего болѣе должны заботиться, — слову Божію не только не противные, но имъ ясно одобряемые и предписываемые. Такъ, трудъ еще въ раю завѣщанъ человѣку, какъ его неотложная обязанность: и взя Господь Богъ, повѣствуетъ бытописаніе, человѣка, егоже созда, и введе его въ рай сладости, дѣлати его и хранити (Быт. 2, 15); далѣе — указанъ въ законѣ о субботѣ, хотя въ тоже время и ограниченъ извѣстнымъ временемъ: шесть дней, сказано тамъ, дѣлай, и сотворити въ нихъ вся дѣла твоя; въ день же седмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 9). Потомъ многократно и въ разныхъ случаяхъ подтвержденъ и предписанъ. Такъ, напримѣръ, премудрый увѣщаваетъ: чти Господа отъ праведныхъ трудовъ твоихъ (Прит. 3, 9); другой мудрецъ древности совѣтуетъ: вѣруй Господеви, и пребывай въ трудѣ твоемъ (Сир. 11, 20). А въ новомъ завѣтѣ съ такою силою и строгостію всякому христіанину заповѣданъ и предписанъ, что нежелающему трудиться Апостолъ запрещаетъ и ѣсть: крадый, говоритъ онъ, ктому да не крадетъ, но паче да труждается, дѣлая своима рукама благое, да имать подаяти требующему (Ефес. 4, 28); аще же кто не хощетъ дѣлати, ниже да ястъ (2 Сол. 3, 10).

Умѣренность въ житейскомъ быту также въ словѣ Божіемъ многократно предписывается. Такъ, Соломонъ влагаетъ въ уста молящемуся слѣдующія слова: богатства и нищеты не даждь ми, устрой же ми потребная и самодовольная (Прит. 30, 8); апостолъ Павелъ ученику своему Тимоѳею завѣщаваетъ: имѣюще пищу и одѣяніе, сими доволни будемъ (1 Тим. 6, 8). И небесный Учитель въ преподанной Имъ молитвѣ научаетъ насъ просить у Бога только самаго необходимаго, говоря: хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь (Матѳ. 6, 11).

Такимъ образомъ, указываемые святителемъ способы, бывъ согласны съ словомъ Божіимъ и въ тоже время способны къ стяжанію и умноженію богатства, для всѣхъ насъ столь желаннаго, тѣмъ именно и хороши, сравнительно со всѣми другими, что избавляютъ насъ отъ той опасности, которою угрожаетъ Апостолъ вообще богатымъ, говоря: А хотящіи богатитися впадаютъ въ напасти и сѣть, и въ похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружаютъ человѣки во всегубительство и погибель (1 Тим. 6, 9). Ибо постоянный трудъ, соединенный съ умѣренностію въ жизни, занимая собою силы духа и тѣла, отнимаетъ чрезъ то время и возможность у помысловъ праздныхъ и желаній преступныхъ; истощая и обуздывая плоть, укрощаетъ страсти, погашаетъ похоти, отвращаетъ или расторгаетъ вражескія сѣти, устраняетъ или избѣгаетъ напастей.

Но, это ли только было у нашего святаго учителя въ виду, когда онъ поучалъ, повидимому, свою паству стяжанію богатства, указуя къ тому вѣрныя средства? — О! нѣтъ: это только первая степень въ лѣствицѣ, на которую онъ хотѣлъ своихъ пасомыхъ поставить и потомъ отсюда мало по малу возводить ихъ въ высоту, до стяжанія сокровищъ небесныхъ. Онъ хорошо зналъ и умными очами вѣры ясно видѣлъ, что діаволъ сѣтію богатства всего чаще и болѣе уловляетъ человѣковъ въ свою власть, и, отторгая отъ Бога, низвергаетъ ихъ въ погибель, и потому захотѣлъ сію же самую сѣть, обративши ее только другою стороною, употребить для уловленія людей Богу и для привлеченія ихъ на путь спасенія. И нельзя не сознаться, что здѣсь во всей силѣ открывается искусство опытнаго ловца человѣковъ. Кто пріучитъ себя, по заповѣди Божіей, неослабно и ревностно трудиться и вмѣстѣ для самого себя довольствоваться малымъ, тотъ конечно уже на одной этой точкѣ не остановится, но, по указанію тойже заповѣди Божіей, пойдетъ далѣе, и избытки праведныхъ трудовъ его, естественнымъ путемъ въ рукахъ его скопившіеся, поспѣшитъ расточить во славу Божію и на пользу ближняго, и такимъ образомъ какбы необходимо устроитъ путь свой во спасеніе.

Посмотрите, что дѣлаетъ праведный Іовъ, находясь въ подобномъ положеніи. Вотъ онъ, по словамъ Писанія, кипитъ богатствомъ и стады [1], и среди множества чадъ и домочадцевъ, слугъ и рабовъ, друзей и сосѣдей, князей и вельможъ, становится онъ знатенъ и славенъ отъ востокъ солнца до западъ (Іов. 1, 1-4). Чѣмъ же онъ тогда является предъ вами, даже безъ руководства закона писаннаго, котораго тогда еще не было, при одномъ естественномъ влеченіи своего сердца? Око бѣхъ, говоритъ онъ о себѣ, и свидѣтельство его нашло себѣ подтвержденіе въ устахъ Божіихъ, — око бѣхъ слѣпымъ, нога же хромымъ. Азъ быхъ отецъ немощнымъ, распрю же, еяже не вѣдяхъ, изслѣдихъ. Сотрохъ же членовныя неправедныхъ, отъ среды же зубовъ ихъ грабленіе изъяхъ. Спасохъ убогаго отъ руки сильнаго, и сиротѣ, емуже не бѣ помощника, помогохъ (Іов. 29, 15-17. 12).

Спросите также Авраама, въ такомъ же состояніи бывшаго, для чего это онъ — родоначальникъ племени многолюднѣйшаго, побѣдитель пяти царей и обладатель благъ земныхъ неисчислимыхъ, для чего сидитъ при дверяхъ своей кущи отъ утра до вечера, терпѣливо переноситъ жажду и зной дневный? — Онъ ищетъ глазами пришельцевъ и странниковъ, чтобы ввести подъ кровъ своей кущи и доброхотно угостить ихъ, и боится пропустить кого либо безъ приглашенія, дабы не заслужить упрека въ своей совѣсти и не быть виновнымъ предъ лицемъ Бога невидимаго, но все въ насъ и внѣ насъ видящаго, — и за то удостоился принять и угостить самого Господа въ сопутствіи двухъ Ангеловъ (Быт. 18, 1-2).

Такимъ путемъ обыкновенно идутъ и къ такому концу естественно приходятъ истинные труженики: благословеніе Божіе почіетъ на главахъ ихъ и на домахъ ихъ и на всемъ, къ чему только прикасается рука ихъ, возращая, умножая и охраняя сверхъ ожиданія и свыше мѣры обычной. Если же съ другими тружениками (а такихъ, къ сожалѣнію, въ мірѣ не мало) бываетъ иначе, то это отъ того, что въ основаніи труда ихъ лежитъ своекорыстіе, а въ ихъ воздержаніи — жадность и скупость. Такіе люди тщательно трудятся только надъ своею погибелію, — нещадно изнуряютъ, истощаютъ и облегчаютъ себя для того, чтобы легче быть восхищенными отъ діавола. Сѣютъ, по словамъ пророка Аггея, много, а получаютъ мало, и собираютъ мзду свою во влагалище дираво (Агг. 1, 6).

Итакъ, возлюбленные, если хотите быть истинно богатыми (а кто изъ насъ сего не желаетъ?): то употребите, по наставленію святителя Митрофана, трудъ, но трудъ о Господѣ и для Господа, и храните умѣренность и воздержаніе, но для того, чтобы имѣть больше средствъ и меньше преградъ въ служеніи Господу и въ благотвореніи ближнимъ. И такимъ образомъ, вы будете не себѣ собирать, но въ Бога богатѣть (Лук. 12, 21). Богъ же, богатъ сый въ милости (Ефес. 2, 4), обогатитъ васъ своею благодатію, и при ея посредствѣ совершитъ дѣло любви и послушанія вашего ко славѣ своей и къ вашему спасенію. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Канонъ великій, четвертокъ, пѣснь 4, троп. 2.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 407-413.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0