Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день Архистратига Божія Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ.

Яко Ангеломъ своимъ заповѣстъ о тебѣ сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ (Псал. 90, 11).

Въ то время, когда душа кроткаго Давида искушаема была многими напастьми и тяжкими злоключеніями; когда животъ его, по его собственному выраженію, приближался ко аду (Псал. 87, 4), онъ съ сокрушеннымъ и смиреннымъ сердцемъ къ Господу Богу день и нощь вопіялъ: доколѣ, Господи, отвращаешися отъ мене въ конецъ: разжжется яко огнь гнѣвъ Твой? Помяни, кій мой составъ: еда бо всуе создалъ еси вся сыны человѣческія? Вси дніе мои оскудѣша, и гнѣвомъ Твоимъ исчезохъ. Обратися, Господи, и умоленъ буди на раба Твоего (Псал. 88, 47-48; 89, 9. 13).

Всевышній, не оставляя жезла грѣшныхъ на жребіи праведныхъ (Псал. 124, 3), послѣ многихъ искушеній, вѣщалъ Давиду къ утѣшенію его: аще Вышняго положилъ еси прибѣжище твое, не пріидетъ отнынѣ къ тебѣ зло, и рана не приближится тѣлеси твоему. Яко Ангеломъ своимъ заповѣсть о тебѣ, сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ (Псал. 90, 9-11). Какой сладчайшій гласъ для его робкаго духа! Какая отеческая заботливость о дѣтяхъ, отъ заблужденій возвратившихся къ Отцу небесному! Если не всегда Самъ непосредственно, то слугамъ своимъ повелѣваетъ, во дни и нощи хранить каждаго благочестиваго человѣка, ходатайствовать за него и открывать ему волю свою отеческую.

Непонятнымъ кажется уму естественному, какимъ образомъ видимое можетъ подлежать управленію и храненію силы невидимой. Странно, какъ духъ небесный, нетлѣнный, безсмертный слитно живетъ и дѣйствуетъ въ мертвеннѣмъ тѣлѣ нашемъ (Рим. 6, 12), — какъ огонь не сожигаетъ тернія, какъ вода не угашаетъ пламени? Чтобы проникнуть взоромъ своимъ, по крайней мѣрѣ до извѣстной степени, въ тѣсный союзъ міра видимаго съ невидимымъ, Церкви торжествующей съ воинствующею, въ связь человѣка съ Богомъ, для сего надобно прежде удостоиться получить свыше Духа разума, Духа вѣдѣнія и премудрости, надобно умными очами вѣры взирать на небо небесъ, откуда изливаются въ сію плачевную юдоль жизнь, свѣтъ и помощь силъ небесныхъ. Тогда вполнѣ понятны будутъ чудныя слова восхищеннаго до третіяго небесе въ рай, и слышавшаго неизреченны глаголы (2 Кор. 12, 4), высокаго благовѣстника истины — апостола Павла: не вси ли суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14)?

Нѣкогда, для укрѣпленія себя въ подвигѣ Божественнаго посольства, Пророкъ созерцалъ умными очами міръ Ангельскій, и возвѣстилъ о немъ родамъ грядущимъ: видѣхъ Господа сѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, и исполнь домъ славы Его. И Серафими стояху окрестъ Его; и взываху другъ ко другу, и глаголаху: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ! О окаянный азъ, яко умилихся, яко человѣкъ сый и нечисты устнѣ имый, посредѣ людей нечистыя устнѣ имущихъ азъ живу, и Царя Господа Саваоѳа видѣхъ очима моима. И посланъ бысть ко мнѣ единъ отъ Серафимовъ, и въ руцѣ своей имяше угль горящъ, егоже клещами взятъ отъ олтаря; и прикоснуся устнамъ моимъ, и рече: се прикоснуся сіе устнамъ твоимъ, и отыметъ беззаконія твоя, и грѣхи твоя очиститъ (Ис. 6, 1-7).

Сіе пророческое слово ежедневно сбывается и нынѣ надъ избранными Божіими. Ибо всякая вѣрная душа, причащаясь тѣла и крови Христовой въ евхаристіи, очищается отъ грѣховъ своихъ и соединяется съ своимъ Господомъ, такъ что дѣлается единъ духъ съ Господемъ (1 Кор. 6,17); всякая же побѣда надъ грѣхомъ на земли производитъ, по словамъ Христовымъ, велію радость въ Церкви торжествующей на небеси: велія радость, глаголетъ Онъ, бываетъ на небеси и о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7). Не очевидно ли отсюда, что видимый міръ состоитъ въ тѣсномъ союзѣ съ міромъ невидимымъ, что Божество обитаетъ, такъ сказать, тѣлеснѣ въ человѣкѣ (Кол. 2, 9), и что Ангелы, по велѣнію Божію, хранятъ его во всѣхъ путехъ его? Ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся Его (Псал. 33, 8).

Когда странствующій патріархъ Іаковъ возвращался въ домъ отца своего и страшился жестокосердаго брата Исава, тогда предстали ему Ангелы, готовые защитить его отъ всѣхъ опасностей. И воззрѣвъ, повѣствуетъ объ немъ Писаніе, видѣ полкъ Божій, воополчившійся, и срѣтоша его Ангели Божіи (Быт. 32, 1).

Когда бѣдная Агарь, выгнанная изъ дому Авраамова съ сыномъ своимъ Измаиломъ, заблудившаяся въ пути, изнуренная усталостію и утомленная жаждою, повергаетъ своего отрока и уходитъ отъ него, дабы не видѣть смерти своего дѣтища: тогда Богъ услыша гласъ отрочате отъ мѣста, идѣже бяше, и послалъ Ангела своего — указать ей кладязь воды для напоенія себя и жаждущаго младенца (Быт. 21, 16-17).

Такъ не воздремлетъ, ниже уснетъ храняй Израиля (Псал. 120, 4)!

Христіане! Всѣ мы странствуемъ, доколѣ живемъ на землѣ: жизнь наша есть путь въ небесное наше отечество, а мы всѣ — странники и пришельцы, не имущіе здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскующіе (Евр. 13, 14), и въ семъ таинственномъ странствованіи какъ часто встрѣчаемъ мы непроходимыя стремнины бѣдъ и несчастій; какъ часто, среди волнующагося житейскаго моря, утлая ладія нашего благополучія сокрушается о подводный камень козней и лукавства человѣческаго или правосудія небеснаго; какъ часто преслѣдуютъ насъ враги внѣшніе и внутренніе!

Но, если мы вѣрою живемъ въ Сына Божія, возлюбившаго насъ, и предавшаго Себе по насъ (Гал. 2, 20), — если Христосъ Іисусъ освящаетъ насъ кровію своею; если мы братолюбивы, страннопріимны, благотворительны и всегда имѣемъ добрую совѣсть: то Богъ мира во всѣхъ обстоятельствахъ жизни посылаетъ къ намъ, по молитвѣ Церкви, Ангела мирна, вѣрна наставника, хранителя душъ и тѣлесъ нашихъ. Ибо гдѣ вождь, тамъ и воинъ; гдѣ господинъ, тамъ и слуга, — гдѣ Христосъ, тамъ и Ангелы. Но гдѣ нѣтъ Его, тамъ страхъ и ужасъ, тамъ сѣть и пагуба, тамъ смерть и діаволъ. Такъ, когда Саулъ отпалъ отъ Господа своего, тогда вселился въ него духъ лукавый. Когда также Давидъ посмотрѣлъ на непорочную Вирсавію очами грѣховнаго вожделѣнія, тогда вселился въ него духъ плотской нечистоты.

А потому, да испытаетъ безпристрастно каждый изъ насъ свою совѣсть, не уклонилось ли и наше сердце отъ Господа? Ходимъ ли мы по заповѣдямъ и оправданіямъ Его, и думаемъ ли мы о спасеніи души своей? Ибо Ангелы служатъ только при такихъ человѣкахъ, которые имутъ наслѣдовать спасеніе, и посылаются къ тѣмъ наипаче, которые чтутъ Бога не устнами своими, но сердцемъ чистымъ и духомъ сокрушеннымъ.

Чтобы яснѣе это видѣть и несомнѣннѣе въ томъ увѣриться, припомните одно, относящееся къ сему предмету сказаніе, помѣщенное въ житіи преподобнаго Ѳеодора, епископа Едесскаго. Святитель Божій, посѣтивъ нѣкоего прозорливаго столпника, вопросилъ его: како праведныхъ и грѣшныхъ видиши, отче? — Аще грядетъ, отвѣчалъ столпникъ, мимо сего мѣста мужъ праведный и боящійся Бога, вижду благодатъ Божію, на немъ сіяющую, и Ангели пресвѣтліи по обѣ стороны съ нимъ шествуютъ, бѣсы же издалеча грядутъ, не смѣюще къ нему приближитися. Аще же грѣшенъ человѣкъ проходитъ мимо мене, вижду полчище бѣсовъ, окрестъ его ликующихъ, Ангели же съ сѣтованіемъ и печалію о погибшемъ грѣшникѣ издалеча идутъ. Но когда бѣсы погубитъ хотятъ человѣка того, тогда единъ отъ Ангелъ тотчасъ огненнымъ оружіемъ отгоняетъ демона.

Такъ, Ангелъ связываетъ демона Асмодея, убившаго седмь мужей Сарры, искавшихъ въ бракѣ токмо удовлетворенія своей плотской похоти, и избавляетъ отъ смерти осьмаго благочестиваго ея мужа, Товію!

Слышите, возлюбленные братія, что вѣра, пріобрѣтающая намъ Ангельское общеніе и храненіе, должна быть соединена съ истиннымъ сокрушеніемъ о грѣхахъ нашихъ, и съ сердечнымъ обращеніемъ ко Господу Богу: аще не обратитеся, вѣщалъ Господь Ангеловъ и человѣковъ, и не будете яко дѣти, не внидете въ царство небесное: глаголю бо вамъ, яко Ангели ихъ на небесѣхъ выну видятъ лице Отца Моего небеснаго (Матѳ. 18, 2. 10).

Сверхъ того Ангелы предъ величество Божіе приносятъ наши молитвы, милостыни и другія добрыя дѣла наши, — не потому впрочемъ, что Богъ какбы Самъ не видитъ благихъ дѣлъ нашихъ, но, потому, что Ангелы ходатайствуютъ о насъ. Въ Ветхомъ Завѣтѣ, прежде нежели данъ былъ законъ Моисеевъ, Ангелы учили праотцевъ нашихъ закону и волѣ Божіей и показывали имъ путь спасенія, какъ свидѣтельствуетъ о семъ св. Діонисій Ареопагитъ [1]; а по дарованіи закона, они наставляли и руководили ихъ къ исполненію онаго и ко всему доброму. Да и послѣ того, даже по пришествіи благодати, тысящекратно руководили Ангелы и руководятъ среди сей многобѣдственной жизни, наставляя на путь истины, охраняя отъ соблазновъ и заблужденій, избавляя отъ напастей и защищая отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ.

Такъ, Ангелъ далъ совѣтъ праведному Іосифу, чтобы онъ поспѣшилъ удалиться отъ злокозненнаго Ирода, и тѣмъ разрушилъ коварное намѣреніе послѣдняго, говоря ему: воставъ поими Отроча и матерь Его, и бѣжи во Египетъ, и буди тамо, дондеже реку ти: хощетъ бо Иродъ искати Отрочате, да погубитъ е (Матѳ. 2, 13).

Наконецъ, Ангелы объявляютъ намъ дѣла и волю Божію посредственно и непосредственно. Такъ Архангелъ Гавріилъ во градѣ галилейскомъ Назаретѣ благовѣстилъ волю Божію Дѣвѣ Маріи, что Она наитіемъ Святаго Духа зачнетъ во чревѣ своемъ и родитъ Сына Еммануила. Такъ, при рожденіи Іисуса Христа Ангелы возвѣстили пастырямъ, что Христосъ родился въ Виѳлеемѣ іудейскомъ.

Таково неизреченное благодѣяніе Божіе къ роду человѣческому! Такова любовь Отца небеснаго къ земнороднымъ Его чадамъ. Посему преклонимъ нынѣ колѣна сердецъ нашихъ предъ Господомъ Богомъ въ благодарномъ смиреніи, и возблагоговѣемъ предъ Ангелами Его. Они суть чистѣйшіе духи нетлѣнные, безсмертные, посылаемые въ служеніе человѣку бренному, смертному и грѣшному. Очистимъ убо сердце наше отъ похотей лукавыхъ покаяніемъ искреннимъ и нелицемѣрнымъ, и чтобы не попасть намъ въ руки демоновъ, будемъ молить Ангела нашего хранителя, чтобы онъ помогалъ намъ побѣждать міръ, плоть и діавола. Иначе же въ то время, когда не будетъ болѣе времени, когда небо прейдетъ и земля потрясется, въ тотъ, говорю, страшный день, когда послетъ Господь Ангелы своя, да соберутъ отъ царствія Его вся соблазны и творящихъ беззаконіе (Матѳ. 13, 41), — за нашу неблагодарность и безпечность святые Ангелы не будутъ намъ служителями, но обличителями нашими. «Господи! тогда скажутъ они, не доброе ли Ты сѣялъ сѣмя на селѣ своемъ: откуда убо плевелы сія? Ей, Господи! не отъ нашей лѣности въ дѣлѣ Твоемъ, но отъ нерадѣнія человѣковъ: имъ спящымъ, пріиде врагъ, и всѣя плевелы. Се настала жатва, что убо сотворимъ съ ними?»

Благочестивые слушатели! Судія при дверехъ (Матѳ. 24, 23)! Мздовоздаяніе праведнымъ и наказаніе грѣшнымъ готовы: горе намъ, если мы за нерадѣніе о спасеніи души нашей подвергнемся послѣднему, и лишимся перваго; горе намъ, если за нечестіе наше и въ настоящей жизни Ангелъ хранитель оставитъ насъ, и обрѣтши насъ спящихъ, непримѣтно и для насъ самихъ повергнетъ насъ во всегубительство и погибель.

Востанемъ убо отъ сна грѣховнаго, и тогда Господь оградитъ насъ святыми своими Ангелами, да ополченіемъ ихъ въ сей жизни соблюдаеми и наставляеми, достигнемъ въ соединеніе вѣры и въ разумъ неприступныя славы, еяже да сподобимся и въ будущемъ вѣкѣ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Іерарх. церк. 4.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 150-157.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0