Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово повѣствовательное на день Похвалы Пресвятыя Богородицы.

Кто Тебе не ублажитъ, Пресвятая Дѣво? (Пѣснь Церкви.)

Такъ, возлюбленные братія, всѣ и всегда мы обязаны восхвалять и ублажать пресвятую Дѣву Богородицу: ибо Ею началось и чрезъ Нее совершилось наше спасеніе. Ея Сѣмя благословенное стерло наконецъ главу древняго змія и сокрушило власть діавола (Быт. 3, 15). На Ея дѣвственной землѣ возрасло древо благосѣннолиственное и многоплодное, питающее вѣрныхъ для жизни вѣчной и блаженной. Ея утроба благодатная вмѣстила Невмѣстимаго ни небомъ, ни землею, и такимъ образомъ въ себѣ соединила и небо и землю. Ею востекаемъ мы къ престолу благодати; чрезъ Нее также истекаютъ на насъ обильные токи благословеній. Какъ же Ее пренепорочную и преблагословенную не ублажать и не восхвалять роду смертному, толико Ею облагодѣтельствованному?

Св. Церковь, какъ наставница и блюстительница путей Божіихъ, путей правды и святыни, глубоко чувствуетъ сію обязанность, и потому ежедневно и ежечасно заставляетъ насъ возносить Ея имя съ именемъ Христа Спасителя, да въ Ней имамы скорую Помощницу и теплую Заступницу, а въ Немъ — неложнаго Ходатая и Избавителя. По сей причинѣ всѣ священнодѣйствія, Церковію установленныя; всѣ молитвы, ею совершаемыя; всѣ пѣсни, ею воспѣваемыя, — обыкновенно оглашаются и украшаются воззваніемъ къ Приснодѣвѣ. Сверхъ того, сколько дней и недѣль въ году посвящено исключительно Ея памяти!

Къ числу таковыхъ дней принадлежитъ и настоящій день, именуемый по преимуществу днемъ похвалы Пресвятыя Богородицы. Если же это такъ, если день сей изъ самыхъ хвалебныхъ дней есть день похвалы Богоматери, то должна быть какая-нибудь особенная причина, почему Церковь заблагоразсудила отличить его симъ именемъ. Что же это за причина столь важная, которая сообщила особенную важность дню настоящему? — Причина сія открывается изъ слѣдующаго повѣствованія.

Едва одновѣрная намъ Греція, подъ скипетромъ благочестиваго царя Ираклія, успокоилась отъ бѣдствій и жестокостей, потерпѣнныхъ ею отъ жестокосердаго царя своего Фоки, прозваннаго мучителемъ, какъ вдругъ получаетъ неожиданно печальную вѣсть, что кровожадный царь персидскій Хозрой, извѣстный жестокимъ избіеніемъ ста тысячъ христіанъ, быстрыми шагами приближается къ ней съ многочисленною ратію. Неуступающій въ жестокости своему властителю, военачальникъ его Сарваръ, уже успѣлъ покорить всѣ восточныя страны и достигнуть самого Хрисополиса, то есть, города златаго, что нынѣ Скутари.

Устрашенная неожиданнымъ нападеніемъ Греція терпѣла еще другое бѣдствіе — совершенное оскудѣніе казны государственной. Что оставалось въ семъ состояніи дѣлать? Врагъ былъ силенъ и грозенъ, а средствъ предпринять противъ него что-нибудь рѣшительное не было почти никакихъ. Въ сей крайности царь Ираклій, по молитвѣ и по совѣту съ патріархомъ, рѣшился прибѣгнуть къ послѣднему средству: превративъ сосуды церковные въ монету, и на сумму, такимъ образомъ пріобрѣтенную, снарядивъ корабли, пустился въ походъ на Персію чрезъ море Евксинское или Черное. Достигнувъ персидскихъ странъ, вскорѣ покорилъ ихъ своему оружію, а Хозроя со всѣмъ его воинствомъ разбилъ на голову, и въ тоже время съ Сироемъ, сыномъ Хозроя, убившимъ своего отца и пріявшимъ начальство надъ Персіею, заключилъ союзъ. Но въ то время, какъ греческое оружіе увѣнчавалось полнымъ успѣхомъ въ Персіи, столица Греціи подверглась новой, еще болѣе неожиданной опасности. Хаганъ месонскій, военачальникъ скиѳскій, узнавъ объ отсутствіи царя греческаго изъ столицы своей, мгновенно нарушилъ миръ и двинулъ несмѣтные полки свои къ стѣнамъ Константинополя, такъ что море кораблями, а земля безчисленною пѣхотою и конницею наполнены были. Такимъ образомъ Константинополь очутился между двухъ огней: со стороны востока угрожалъ ему Сарваръ, а со стороны запада — Хаганъ.

Въ это тяжкое время, патріархъ Сергій, ежедневно обходя по стѣнамъ града со святыми иконами, съ нерукотвореннымъ образомъ Христовымъ и честною ризою Богоматери, молился усердно и увѣщавалъ народъ — не ослабѣвать и не отчаяваться, но все свое упованіе отъ души возложить на Бога и пречистую Его Матерь, а градоправитель Вопосъ Патрикій между тѣмъ устроялъ войско изъ гражданъ. Но сколь малочисленно было сіе войско! Если бы надлежало защищаться и отъ однихъ скиѳовъ, то и тогда послѣднихъ приходилось бы по десяти человѣкъ на одного грека. Но предъ греками стоялъ еще Сарваръ со многими тысячами побѣдоносныхъ своихъ воиновъ. Сначала приступаетъ къ городу Хаганъ сухимъ путемъ, нападаетъ на оный съ ожесточеніемъ, но безъ успѣха: небольшая часть воиновъ, находившихся во храмѣ Богоматери, называемомъ Пигіи, и укрѣпленныхъ силою свыше, противупоставила ему сильный и убійственный отпоръ. Надменный впрочемъ силою своею Хаганъ не теряетъ надежды — взять городъ приступомъ на другой день.

Вотъ уже, изрыгая хулы на Бога, онъ явно смѣется и угрожаетъ гражданамъ: «не прельщайтеся», говоритъ онъ имъ, «о Бозѣ вашемъ, въ Него же вы вѣруете: всячески бо утрѣ градъ вашъ возьму». Гражданеже, слышавши сіи хулы и угрозы, тѣмъ усерднѣе воздѣвали руки къ небу и молили Матерь Божію о Ея ходатайствѣ и заступленіи предъ Богомъ.

И что же? — Необоримая Поборница не замедлила вскорѣ явить свою помощь. Хаганъ, для вѣрнѣйшаго успѣха въ своемъ предпріятіи, соглашается съ Сарваромъ напасть на городъ вмѣстѣ въ одно время — съ моря и съ суши: но здѣсь-то они и встрѣтили свое конечное пораженіе и погибель, такъ что послѣ недоставало живыхъ для сожиганія тѣлъ мертвыхъ. Хаганъ побѣжденъ былъ на сушѣ, а корабли Сарвара, принесенные воздвигнутою, по смотрѣнію Божію, бурею, приразившись къ Влахернскому храму Богоматери, разбились; бывшіе же въ нихъ воины побиты были изшедшими изъ града жителями. Такимъ образомъ сугубая побѣда дарована была народу христіанскому сугубою помощію Богоматери.

Могли-ли послѣ сего, торжествующіе свое избавленіе отъ двухъ страшныхъ непріятелей, жители Константинополя остаться неблагодарными? Нѣтъ, они съ мѣста сраженія поспѣшили во храмы, и тамъ со слезами благодарности воспѣли своей скорой Заступницѣ пѣснь всенощную, а на будущее время положили ежегодно ублажать Пресвятую Дѣву тою же пѣснію.

Вотъ начало и происхожденіе торжества, нынѣ совершаемаго. Греческая Церковь въ немъ видѣла памятникъ небеснаго ей покровительства, и тѣмъ охотнѣе и вѣрнѣе совершала оное, что спустя послѣ сего тридцать шесть и тридцать девять лѣтъ, въ сей же самый день двукратно испытала подобную помощь Богоматери при нашествіи агарянъ. Въ послѣднемъ случаѣ довершило побѣду надъ агарянами чудо необычайное, достойное временъ древнихъ. Во время отчаяннаго бѣгства сихъ враговъ рода христіанскаго, ниспалъ съ неба сильный градъ, отъ котораго въ морѣ произошло кипѣніе, растопившее смолу кораблей агарянскихъ, отъ чего корабли сіи, со всѣми на нихъ находящимися воинами, погрузились на дно морское, и погибли.

Заключимъ повѣствованіе сіе молитвою св. Церкви: Твоея же Поборницы и непоборимыя Матере молитвами, Христе Боже, отъ облежающихъ напастей и насъ избави, и помилуй насъ, яко единъ Человѣколюбецъ (Синакс. въ субботу акаѳиста). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 145-149.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0