Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день явленія иконы Божія Матери, именуемыя Казанскія.

Празднуя нынѣ явленіе въ богоспасаемомъ городѣ Казани пречестнаго образа пречистыя Божія Матери, очистимъ, слушатели, чувствія наши душевныя и тѣлесныя, да чистыми зѣницами ума нашего достойно узримъ въ настоящемъ словѣ чистоту Ея душевную и тѣлесную. Поелику же мы сами собою не можемъ очиститься, то къ Тебѣ, Источникъ чистоты небесныя, Сыне и Слове Божій, обращаемся, и Тебя усердно умоляемъ, окропи насъ иссопомъ благодати Твоея, и мы очистимся; омый насъ росою правды Твоея, и мы паче снѣга убѣлимся. Пошли Серафима Твоего съ угліемъ горящимъ отъ пренебеснаго жертвенника Твоего, да прикоснется онъ къ устамъ и умамъ нашимъ, и отымутся грѣхи и беззаконія наши. Сотвори, по неизреченной Твоей благости, чтобы языкъ мой вѣщалъ слово, растворенное солію благодати (Кол. 4, 6), а слухъ внемлющихъ мнѣ отверзся къ сему слову и принялъ оное въ самое сердце.

Величайшій Художникъ всея вселенныя и Творецъ тварей видимыхъ и невидимыхъ, Богъ, — будучи Самъ красотою и чистотою высочайшею, благоволилъ сообщить сіи качества и тварямъ, отъ Него созданнымъ; особенно же украсилъ Онъ вящшею чистотою и облекъ свѣтозарнымъ покровомъ тѣ созданія, въ которыхъ, по безпредѣльной своей благости, благоизволилъ устроить достойное неприступнаго величія и велелѣпныя славы своея жилище Себѣ.

Небо, по свидѣтельству Пророка, положилъ Онъ въ селеніе Себѣ, и тамъ устроилъ благолѣпный престолъ свой (Псал. 18, 5; 10, 4). И какихъ украшеній не употребилъ Онъ при устроеніи онаго? Тамъ водворилъ Онъ чистѣйшихъ духовъ, святыхъ Ангеловъ и Архангеловъ, свѣтоносныхъ Херувимовъ и Серафимовъ. Тамъ поселилъ Онъ превыспренніе умы, Начала, Власти, Господства и Престолы. Туда пріялъ Онъ и многочисленныя сонмы праведниковъ, просіявшихъ свѣтомъ истины и благочестія. Самое стихійное небо, служащее подножіемъ небу подзвѣздному, чѣмъ Онъ не украсилъ? — Здѣсь поставилъ два свѣтила великія, одно въ начала дне, — а другое — въ начала нощи (Быт. 1, 16), то есть, солнце и луну. Здѣсь, въ стройномъ чинѣ и великолѣпномъ разнообразіи, расположилъ Онъ звѣзды свѣтозарныя и испестрилъ ими сводъ небесный, какъ драгоцѣнными камнями. А когда восхотѣлъ Онъ вселиться посредѣ полковъ израильскихъ въ пустынѣ, то какой повелѣлъ устроить себѣ кивотъ: съ какимъ искусствомъ и художествомъ, и какія рѣдкія и драгоцѣнныя вещи употребилъ въ составъ его? Священное Писаніе повѣствуетъ, что Богъ сказалъ при семъ случаѣ Моисею: и сотвориши кивотъ свидѣнія отъ древъ негніющхъ. И позлатиши его златомъ чистымъ, внутрьуду и внѣуду позлатиши его; и сотвориши верху его вѣнецъ златъ, витый окрестъ. И да сотвориши очистилище покровъ отъ злата чиста. И сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я отъ обоихъ странъ очистилища, и проч. (Исх. 25, 10. 11. 17. 18 и слѣд.). Чтó же сказать о храмѣ Соломоновомъ? Кто не знаетъ, сколь онъ величественъ, сколь богатъ и сколь благолѣпенъ?! Тамъ и самыя маловажныя вещи изваяны были изъ чистаго злата, и ничего не было такого, чтó бы не было покрыто златомъ.

Если же Богу угодно было облекать столь высокими красотами и велелѣпіемъ вещественныя и неодушевленныя жилища свои, то чтó мы должны подумать о преблагословенной Дѣвѣ Маріи, которая была небо одушевленное, паче небесъ свѣтлѣйшее и пространнѣйшее: поелику могла вмѣстить въ себѣ Того, Котораго не можетъ вмѣстить вся вселенная; — которая была кивотъ жизни, святилище Божіе и храмъ славы Божіей? Чтó, говорю, должны мы сказать объ Ней? Какою красотою, какимъ свѣтомъ, какою славою и какою благодатію и чистотою надлежало блистать Ей? Подлинно, преблагословенной Дѣвѣ надлежало обладать такою чистотою, которой выше, кромѣ самого Бога, и представить невозможно.

Въ мірѣ вещественномъ тѣмъ чище и свѣтлѣе бываютъ предметы, чѣмъ въ ближайшемъ разстояніи находятся отъ свѣта. Такъ, воздухъ чище воды, огонь чище того и другой, потому что ближе подходитъ къ свѣту. Подобнымъ образомъ и въ мірѣ духовномъ: чѣмъ чтó ближе бываетъ къ Источнику чистоты, къ свѣту духовному и несозданному, который есть Богъ, тѣмъ бываетъ чище и совершеннѣе. Но преблагословенная Дѣва паче всей твари, паче всѣхъ святыхъ, паче всѣхъ духовъ приближается къ тому величайшему Свѣту, къ той Чистотѣ безконечной, которая есть Богъ. А потому и чистота Ея столь велика, что всякую чистоту всякой твари превосходитъ. По сей причинѣ, справедливо Церковь возглашаетъ къ Ней: едина чистая и едина благословенная: ибо всякую тварь своею святостію и чистотою, своимъ свѣтомъ и красотою весьма много превосходитъ.

Чисты, напримѣръ, небеса, которыя не вмѣщаютъ въ себѣ и не пріемлютъ въ себя ничего безобразнаго, — чисто солнце, чиста луна, чистъ огонь, чистъ воздухъ, чисты святые, чисты Ангелы: но паче всѣхъ ихъ чище преблагословенная Дѣва. Ибо небеса временами помрачаются; но въ преблагословенной Дѣвѣ Маріи не только ничего нѣтъ темнаго и мрачнаго, но, напротивъ, все въ Ней свѣтло, красно, благолѣпно, чисто и свѣтозарно. Солнце и луна иногда подвергаются затмѣнію свѣта своего; отъ пречистой же Дѣвы свѣтъ благодати Божіей никогда не отъемлется, и даже малѣйшая тѣнь нечистоты никогда не коснулась Ея. Воздухъ многократно возмущается, а огонь покрывается мрачнымъ дымомъ; пренепорочная же Дѣва никогда не возмущалась безчинною страстію, никогда не омрачила себя смраднымъ и темнымъ дымомъ согрѣшенія, но выну сіяла и благоухала высокими добродѣтелями своими.

Свѣтъ добродѣтели святыхъ не всегда одинаково блисталъ, но многократно облекался и тьмою. По сей причинѣ святый Іоаннъ Богословъ говоритъ: аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). А праведный Іовъ, не смотря на то, что самимъ Богомъ похваленъ былъ за его праведность, никакъ не почиталъ себя свободнымъ отъ общей скверны. Аще бо измыюся, говоритъ онъ, снѣгомъ, и очищуся руками чистыми: довольно въ сквернѣ омочилъ мя еси (Іов. 9, 30-31). Самые Ангелы, по свидѣтельству апостоловъ Петра и Іуды, осквернилися грѣхомъ: Богъ ангеловъ согрѣшившихъ не пощадѣ, говоритъ первый (2 Петр. 2, 4), и — ангелы не соблюдшыя своего начальства, пишетъ послѣдній, но оставльшыя свое жилище, на судъ великаго дне узами вѣчными подъ мракомъ соблюде (Іуд. 1, 6). Пресвятая же Дѣва никогда не была причастна какому либо пороку — ни въ словѣ, ни въ дѣлѣ, ни въ помышленіи. И потому небесный Женихъ слѣдующую возглашаетъ Ей похвалу: вся добра еси ближняя Моя, и порока нѣсть въ Тебѣ (Пѣсн. 4, 7); и святая Церковь такъ ублажаетъ Ее: Честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія Серафимъ, безъ истлѣнія Бога Слово родшую, сущую Богородицу Тя величаемъ.

Высоки, конечно, совершенства Херувимовъ и Серафимовъ, но они, какъ безплотные духи, получили сіи совершенства вмѣстѣ съ рожденіемъ, и весь трудъ и подвигъ ихъ состоялъ только въ тщательномъ соблюденіи оныхъ: но пресвятая Дѣва и облеченная плотію умѣла своимъ смиреніемъ и богомысліемъ не только стяжать подобное имъ совершенство, но и далеко превзойти ихъ въ оныхъ: ибо, по свидѣтельству Ангела благовѣстителя, такую обрѣла благодать у Бога, что Духъ Святый снисшелъ на Нее и сила Вышняго осѣнила Ее, и Она удостоидась нарещися Матерію самого Сына Божія. Она, бывъ однажды возжжена симъ невещественнымъ угліемъ отъ престола небеснаго, выну горитъ Божественною любовію и непрестанно сіяеть свѣтомъ благодати Божіей.

Естествоиспытатель Плиній говоритъ, что выше луны все чисто и исполнено обильнаго и всегдашняго свѣта. Но преблагословенная Дѣва востала выше луны и вселилась въ самое солнце, какъ видѣлъ Ее въ откровеніи святый Іоаннъ Богословъ. И знаменіе веліе, пишетъ онъ, явися на небеси, Жена облечена въ солнце, и луна подъ ногама Ея, и на главѣ Ея вѣнецъ отъ звѣздъ двоюнадесяте (Апок. 12, 1). Слѣдовательно, Она выну преисполнена Божественнаго свѣта и всегда пребываетъ чиста и совершенна, или лучше сказать — пречиста, какъ воспѣваетъ Ее Церковь, именуя пречистою Богородицею.

Святый Григорій Никомидійскій, удивляясь чистотѣ Ея, такъ восклипаетъ: «О чистая и пресвѣтлая душа, въ цвѣтущемъ тѣлѣ показавшая сверхъестественныя доблести!» И въ другомъ мѣстѣ: «О чистота величайшая и высота неудобовосходимая человѣческими помыслы! Какія Ты утвердила лѣствицы къ небесной высотѣ, на которой само Слово Божіе — единородный Сынъ Отца небеснаго снисшелъ къ намъ новымъ снисшествіемъ» (Слово на Введеніе). Другой учитель Церкви возглашаетъ такъ: «О благословенная въ женахъ! Ты, которая побѣдила Ангеловъ своею чистотою и превзошла святыхъ своимъ благочестіемъ». Итакъ, пресвятая Дѣва была пречистою душею: «поелику ничего въ Ней не было нечистаго, имѣющаго нужду въ очищеніи, ничего сквернаго, требующаго омовенія». Была пречиста и плотію: ибо какъ Дѣва была прежде рождества, такъ Дѣвою пребыла и въ самомъ рождествѣ, нетлѣнною также Дѣвою осталась и по рождествѣ единороднаго своего Первенца.

Прочія матери нечисты душами, нечисты и плотію. Нечисты душами, потому что сами — грѣшницы и раждаютъ грѣшниковъ, по свидѣтельству Писанія. Се бо въ беззаконіихъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя (Псал. 50, 7), говоритъ Пророкъ. Вѣхомъ естествомъ чада гнѣва, вѣщаетъ Апостолъ (Ефес. 2, 3). Никтоже чистъ отъ скверны, ни даже отроча, аще и единъ день житіе его на земли (Іов. 14, 4), сознается праведный. Нечисты плотію, потому что съ нечистотою и растлѣніемъ раждаютъ чадъ своихъ. Пречистая же Дѣва Марія чиста душею Божественною, чиста и плотію пресвятою. Чиста душею: ибо свободна была отъ всякія вины грѣховныя и отъ всякаго порока душевнаго, и свободна притомъ въ словѣ, въ дѣлѣ и помышленіи. Она никогда не произнесла слова суетнаго или празднаго, но всегда съ Давидомъ взывала: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устѣхъ моихъ (Псал. 33, 2). Она ничего не дѣлала непотребнаго и непристойнаго, но, бывъ посвящена Богу отъ чрева матери своея, во всю жизнь свою Ему единому служила всѣми силами и всѣми чувствами своими, и въ законѣ Господни поучалась и ходила день и нощь (Псал. 1, 2). Она ни о чемъ преступномъ не помышляла: ибо умъ Ея непрестанно пребывалъ въ Богѣ, и плоть Ея святая никогда не возставала на духъ, но всегда ему была покорна, также какъ духъ Ея покоренъ былъ Богу.

У прочихъ святыхъ всякая заслуга состоитъ въ томъ, что они не попустили страстямъ своимъ побѣдить себя; а у Ней несравненно высшая заслуга и достоинство въ томъ, что сіи страсти никогда не осмѣливались и безпокоить, и возмущать Ее: потому что онѣ были связаны и умерщвлены въ Ней совершенно. Искушенія внѣшнія Она могла имѣть, и, безъ сомнѣнія, имѣла многія: ибо и Христосъ Господь искушаемъ былъ отъ діавола, — но побѣждена быть сими искушеніями никакъ не могла. Ибо извѣстно, что воля человѣческая, подвергаясь искушенію, преклоняется къ грѣху — или злобою, какъ Іуда, предавшій Христа, хотя онъ совершенно зналъ и увѣренъ былъ, что Христосъ былъ праведенъ и невиненъ; или невѣдѣніемъ, какъ Павелъ, гнавшій Церковь Божію, о чемъ самъ онъ свидѣтельствуетъ, воспоминая такъ: невѣдый сотворихъ въ невѣрствіи (1 Тим. 1, 13); или немощію человѣческою, какъ Петръ, изъ страха смерти, троекратно отвергшійся Христа. Но пречистая Дѣва ни однимъ изъ сихъ образовъ подлежать искушенію и быть побѣждена грѣхомъ не могла: ни злобою, потому что воля Ея выну пребывала въ законѣ Господни и непрестанно устремлялась къ Богу; ни невѣдѣніемъ, потому что Она — Мать всевѣдущаго, единаго премудраго Сына Божія, и невѣдѣнія имѣть не могла; ни, наконецъ, немощію человѣческою, потому что Она была столпъ крѣпости (Псал. 60, 4), столпъ Давидовъ, на немже тысяща щитовъ виситъ, вся стрѣлы сильныхъ (Пѣсн. 4, 4), — и такимъ образомъ, противъ всякаго рода искушеній Она сильно вооружена была Богомъ. Противъ немощи вооружало Ее всемогущество Отца, противъ невѣжества — премудрость Сына, а противъ злобы — благодать Святаго Духа. Посему Она никогда не согрѣшала и совершенно чиста и пречиста Божественною душею своею.

Подобнымъ образомъ, чиста Она и пречиста и плотію святою. Ибо прочія матери въ нечистотѣ зачинаютъ и въ стенаніяхъ и болѣзняхъ раждаютъ дѣтей своихъ: на нихъ исполняется казнь, изреченная праматери Евѣ: умножая умножу печали твоя, и воздыханія твоя; въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16). Пресвятая же Дѣва непорочно зачала Сына, поелику безсѣменно и безмужно, наитіемъ Святаго Духа, совершилось сіе зачатіе, по слову Ангела Господня: тѣмже и раждаемое свято, паречешся Сынъ Божій (Лук. 1, 35); и безболѣзненно родила, поелику радость, здравіе и жизнь всѣхъ произвела міру, безъ истлѣнія дѣвства своего. Итакъ, преблагословенная Матерь Божія пречиста душею, пречиста и тѣломъ.

Впрочемъ, Она не только сама пречиста, но и всѣхъ вѣрующихъ, съ усердными мольбами притекающихъ къ Ней, очищаетъ своимъ сильнымъ ходатайствомъ отъ всякія скверны. Очищаетъ отъ нечистоты грѣховныя, поелику удобно испрашиваетъ у Сына и Бога своего прощеніе во грѣхахъ; очищаетъ отъ нечистыхъ духовъ, поелику они боятся и трепещутъ непобѣдимыя силы Ея и, при одномъ воспоминаніи пресвятаго Ея имени, невозвратно убѣгаютъ; очищаетъ чувства тѣлесныя, поелику милостивымъ Ея ходатайствомъ къ Богу слѣпые получаютъ зрѣніе, глухіе — слухъ, немощные — здравіе, разслабленные — крѣпость и силу, скорбящіе — радость и утѣшеніе. Очищаетъ умъ отъ невѣдѣнія, волю отъ злаго произволенія, и память — отъ злопамятованія. Очищаетъ мысль отъ скверныхъ помыпіленій, воображеніе отъ лукавыхъ мечтаній, и всего человѣка очищаетъ отъ всякаго оскверненія.

Посему прибѣгайте, слушатели-христіане, къ сему Источнику чистоты нелѣностно, съ умиленіемъ душъ и сокрушеніемъ сердецъ вашихъ усердно молясь, да изліяніемъ благодати Сына своего очиститъ очеса ваши отъ всякаго лукаваго видѣнія, и сердце чисто да созиждетъ въ васъ, и духъ правъ да обновитъ во утробахъ вашихъ (Псал. 50, 12); да своимъ ходатайствомъ и заступленіемъ у Господа силъ избавитъ всѣхъ насъ отъ всякихъ скорбей и напастей, отъ навѣтовъ человѣческихъ и отъ козней діавольскихъ, наипаче же отъ малодушія и бури, отъ упоенія и отчаянія. Соединимъ мы, возлюбленные, гласы наши съ гласомъ Церкви, воспѣвающей нынѣ: Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всѣхъ молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися въ державный Твой покровъ прибѣгающымъ! Всѣхъ насъ заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже въ напастехъ и въ скорбехъ и болѣзнехъ, обремененныхъ грѣхи многими, предстоящихъ и молящихся Тебѣ умиленною душею и сокрушеннымъ сердцемъ, предъ пречистымъ Твоимъ образомъ со слезами, и невозвратно надежду имущихъ на Тя избавленія всѣхъ золъ. Всѣмъ полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дѣво: Ты бо еси Божественный покровъ рабомъ Твоимъ. Не престай, Владычице, моляся о насъ недостойныхъ: много бо можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 87-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0