Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день Успенія Божія Матери.

Смерть грѣшниковъ люта (Псал. 33, 22).

Празднуя нынѣ, слушатели, преславное успеніе Божіей Матери, мы должны представить предъ умныя очи наши и собственный нашъ конецъ жизни. Это есть такой предѣлъ, котораго естество человѣческое прейти не можетъ (Псал. 103, 9; Евр. 9, 27). Единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, и тако смерть во вся человѣки вниде (Рим. 5, 12). И кто есть человѣкъ, иже поживетъ и не узритъ смерти (Псал. 88, 49)?

Но между смертію праведника и смертію грѣшника находится великое, или лучше сказать, безконечное различіе. Праведникъ, по свидѣтельству Писанія, аще постигнетъ скончатися, въ покои будетъ (Прем. 4, 8). Созерцая смерть грѣшниковъ, Псалмопѣвецъ Израиля взываетъ: смерть грѣшниковъ люта! Христіанинъ, отъ святой купѣли и до дверей гроба провождающій жизнь свою свято и непорочно, встрѣчаетъ смерть свою съ радостнымъ лицемъ; но тотъ, кто во всю жизнь свою вращался во мракѣ пороковъ и заблужденій, боится, трепещетъ и ужасается ея.

Слушатели христіане! Кто изъ насъ найдется такой, который бы отъ самыхъ младыхъ лѣтъ и доселѣ въ точности исполнялъ законъ Божій и волю Христову? Нѣсть человѣкъ, иже поживетъ и не согрѣтитъ (Еккл. 7, 21), глаголетъ Писаніе. Посему, дабы каждый изъ насъ, взирая на лютость смерти грѣшниковъ, шелъ въ житіи своемъ стезею евангельскою, разсмотримъ въ настоящемъ словѣ, какія преимущественно причины содѣлываютъ смерть грѣшниковъ лютою?

Самъ Богъ, общее всѣхъ согласіе и собственное внутреннее увѣреніе каждаго — суть неоспоримыя свидѣтельства того, что цѣль нашего бытія состоитъ не въ настоящей жизни, но въ блаженной вѣчности, въ тѣснѣйшемъ и непрерывномъ соединеніи съ Богомъ. Пребываніе наше на землѣ есть только предуготовленіе къ вѣчности, и какбы наше искушеніе, по выдержаніи котораго мы должны оказаться достойными или недостойными вѣчной награды. Предѣлъ сего искушенія есть смерть. Она есть конецъ нашего предуготовленія къ вѣчности, конецъ всего того, что насъ содѣлываетъ предъ Богомъ или оправданными, или осужденными. И потому грѣшникъ, при самомъ приближеніи смерти, долженъ трепетать отъ страха и ужаса: поелику предуготовленіе къ вѣчности и оканчивается смертію.

Но что онъ сдѣлалъ для вѣчности? Дѣла, въ жизни учиненныя, при этомъ вопросѣ, живо ему представляются; но они его осуждаютъ. Онъ мысленно пробѣгаетъ все время пребыванія своего на землѣ; но здѣсь онъ видитъ, что нѣтъ ни одной минуты, которая не была бы ознаменована какимъ либо преступленіемъ; соразмѣряетъ свою жизнь правосудіемъ Божіимъ, но оно его осуждаетъ. Снова разсматриваетъ и изчисляетъ всѣ свои поступки, желая найти какую либо добродѣтель, которая бы хотя сколько нибудь оправдала его предъ Богомъ, но въ то же время съ прискорбіемъ замѣчаетъ, что эта добродѣтель, которую онъ въ жизни, быть можетъ, одинъ только разъ сдѣлалъ, подавлена тысячію пороковъ, или омрачена множествомъ нечистыхъ побужденій. Онъ видитъ, что благотвореніе, имъ учиненное, проистекло изъ видовъ корыстолюбія или честолюбія; любовь къ ближнему покрыта личиною простаго бездушнаго привѣтствія, или даже заключала въ себѣ сокровенный ядъ злобы и коварства; хожденіе во храмъ, молитвы и колѣнопреклоненія, подвиги поста и воздержанія были слѣдствіемъ одного только обыкновенія, или вывѣскою всегдашняго лицемѣрства; вздохъ, произшедшій отъ сокрушенія сердца, окруженъ былъ безчисленнымъ множествомъ беззаконныхъ мыслей и чувствованій. Видитъ, что вся его жизнь была вмѣстилищемъ пороковъ и беззаконій, яко сосудъ преисполненный смрада и зловонія.

Такимъ образомъ, не нашедши утѣшенія въ дѣлахъ своихъ, грѣшникъ возносится смущенною душею къ Богу; но, видя, что мечъ правосудія и гнѣва Божія вознесенъ уже надъ главою его, обращается къ самому себѣ и восклицаетъ въ ужасѣ и отчаяніи: почто бытіе мое и моя жизнь временная отъ земли не уничтожены? Гдѣ скрывалось жало смерти при моемъ рожденіи, въ моемъ младенчествѣ, когда душа и сердце были еще чисты и непорочны, когда не навыкли онѣ еще покланяться идолу прелестей мірскихъ? Участь моя, мое предназначеніе была жизнь вѣчно блаженная, но развращенная воля моя у меня ее похитила; прокляты дѣла мои, проклято на вѣки бытіе мое!

Такъ грѣшникъ, возлежа на одрѣ смертномъ, терзаемый болѣзнями, мучимый совѣстію, раздираемый воспоминаніями о дѣлахъ беззаконныхъ, трепещетъ и болѣзнуетъ въ отчаяніи, — какъ вдругъ жадная рука смерти исторгаетъ у него послѣдній вздохъ жизни, и духъ злобы, съ звѣрскою лютостію восхитивъ свою добычу, ввергаетъ ее въ бездну ада, надъ коимъ перстъ Божій начертываетъ огненными буквами: вѣчность!

Такова смерть грѣшника! Высочайшее добро, для полученія котораго сотворенъ онъ, имъ потеряно и потеряно невозвратно. Жизнь вѣчно блаженная, страна небесная, жилище съ самимъ Богомъ и избранными Его Ангелами, — это было его наслѣдіе; но онъ лишился его чрезъ свои беззаконія. Цѣною безцѣнныя крове Ходатая нашего куплены были для него такія блага, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9), но беззаконныя дѣла довели грѣшника туда, идѣже плачь непрестанный и скрежетъ зубомъ (Матѳ. 8, 12).

Мы болѣзнуемъ и мучимся, когда, по нерадѣнію нашему, теряемъ какое либо добро, которое мы удобно могли бы получить; но грѣшникъ, потерявъ добро совершеннѣйшее и высочайшее, которымъ бы вѣчно онъ могъ наслаждаться, лишился жилища блаженнаго, лишился вѣчнаго соприсутствованія съ Богомъ: кое бо общеніе свѣта ко тмѣ, и правдѣ къ беззаконію (2 Кор. 6, 14)? Какое же онъ, послѣ сего, долженъ терпѣть мученіе? — Столь же безконечное, какъ и безконечно добро, имъ потерянное. Изъ сего можно видѣть, почему Пророкъ называетъ смерть грѣшниковъ лютою.

Но то мученіе, отъ котораго есть надежда когда-либо освободиться, несравненно сноснѣе, нежели мученіе, къ освобожденію отъ котораго нѣтъ никакихъ средствъ. Смерть грѣшниковъ относится къ послѣднему роду: поелику она есть такая преграда, за которою всѣ усилія къ обращенію и исправленію отняты и недѣйствительны. И потому смерть грѣшниковъ есть смерть безпрерывная, смерть вѣчная. Не воскреснутъ нечестивіи на судъ, ниже грѣшнщы въ совѣтъ праведныхъ (Псал. 1, 5), говоритъ богодухновенный провозвѣстникъ судебъ Божіихъ; то есть, грѣшники не имутъ стати одесную съ избранными Божіими во время втораго пришествія Ходатая нашего, и не наслѣдуютъ живота вѣчнаго, но осуждены будутъ, яко преступники, и отъ сожитія со Христомъ отлучены будутъ на вѣки.

Итакъ грѣшникъ вѣчно долженъ будетъ пить горькую чашу смерти. Каждый часъ, каждая минута будетъ для него новымъ мученіемъ. Пройдутъ годы, пройдутъ столѣтія, тьмы вѣковъ погрузятся въ вѣчность; но для него — всегда первая минута мученія и горести, и такимъ образомъ безконечно.

Было время, когда сокрушеніе и слезы сердечныя, были дѣйствительны къ омовенію сквернъ грѣховныхъ; но въ вѣчности ни сердечное покаяніе, ни слезы умиленія, ничто не дѣйствительно: поелику послѣ смерти время не испытанія, а воздаянія комуждо по дѣломъ (Рим. 2, 6). Тамъ не будетъ различія между короною, увѣнчивающею главы царей, и жезломъ, поддерживающимъ слабыя силы бѣднаго нищаго; но кійждо отъ своихъ дѣлъ или прославится, или постыдится. И отважная глава властителя Рима, хотѣвшаго быть владыкою міра, подавленная и своею трехчастною тіарою и всею огромною массою всемірныхъ индульгенцій, падетъ въ безславіи и сокрушеніи къ подножію Правосудія небеснаго, умоляя о пощадѣ не для другихъ, которымъ здѣсь столь шедро и небоязненно расточала разрѣшенія, а для самой себя, — но будетъ посрамлена и отринута.

Возжелаетъ тамъ грѣшникъ, чтобы кто либо омочилъ конецъ перста своего въ водѣ, и устудилъ языкъ его; но ему сказано будетъ: чадо, помяни, яко воспріялъ еси благая въ животѣ твоемъ, и нынѣ такожде злая (Лук. 16, 24-25). Итакъ, къ довершенію лютости смерти грѣшника служитъ ему то, что смерть его есть смерть вѣчная, и что послѣ этой смерти нѣтъ никакихъ средствъ, никакой надежды къ обращенію и исправленію, или, чтó тоже, къ облегченію мученій, ее смѣняющихъ.

Благочестивые слушатели! Всемогущая десница державнаго Обладателя неба и земли еще не разитъ насъ; мѣра долготерпѣнія Божія еще не исполнилась! Блюдемся убо, да не исполнится мѣра беззаконій нашихъ: отъ настоящей нашей жизни, жизни временной зависитъ жизнь наша вѣчная. Нынѣ токмо есть день, егда можемъ дѣлати; пріидетъ же нощь, егда ничтоже можемъ дѣлати (Іоан. 9, 4). Нынѣ спасительный гласъ Ходатая нашего съ отеческою любовію и кротостію призываетъ насъ къ Себѣ; поспѣшимъ убо сотворити волю Его, да не будетъ нѣкогда сказано и намъ, якоже нѣкіимъ речется въ день онъ: не вѣмъ васъ; отыдите отъ Мене проклятіи (Матѳ. 25, 12. 41).

Архіерей, прошедый небеса, открылъ и для насъ входъ въ горній Іерусалимъ; да не заградимъ убо оный нечестіемъ нашимъ, но поживемъ, по увѣщанію Апостола, во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2), да тако двери гроба будутъ пристанищемъ спокойствія нашего и нескончаемой блаженной вѣчности. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 65-70.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0