Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.)
Слово въ день Рождества Пресвятыя Богородицы.

Воставши Маріамь, вниде въ домъ Захаріинъ (Лук. 1, 39-40).

Не будемъ теряться въ различныхъ догадкахъ и предположеніяхъ относительно этой мнимой странности: она должна заключаться въ непостижимой премудрости Духа Божія, глаголавшаго устами Евангелистовъ, и безъ сомнѣнія — въ нашемъ назиданіи. Ибо Апостолъ свидѣтельствуетъ, что елика преднаписана быша въ словѣ благовѣствованія, въ наше наказаніе преднаписашася (Рим. 15, 4).

Можно здѣсь развѣ замѣтить только то, что все чудное, какъ выходящее изъ порядка природы, производитъ конечно сильное и быстрое дѣйствіе на насъ; но за то скоропреходящее, и часто неоставляющее за собою въ умѣ и сердцѣ нашемъ никакихъ слѣдовъ, кромѣ холоднаго удивленія. Притомъ же мы всегда какъ-то умѣемъ легко освобождать себя отъ обязанностей, налагаемыхъ на насъ чудесными событіями, почитая ихъ исключительною принадлежностію тѣхъ, для коихъ или коими совершены они, а къ намъ — неимѣющими никакого отношенія. Между тѣмъ какъ обыкновенное въ жизни святыхъ, только очищенное и возвышенное силою благодати, естественно болѣе сближаетъ насъ съ ними, отнимая у насъ всѣ возможные предлоги къ уклоненію отъ подражанія имъ, и потому производитъ хотя медленное, но глубокое впечатлѣніе на насъ. Итакъ обратимся къ евангельскому повѣствованію, которое въ честь настоящаго торжества предлагаетъ намъ Церковь. Оно и все не длинно, но мы ограничимся только слѣдующими словами изъ него: воставши Маріамь, вниде въ домъ Захаріинъ, и цѣлова Елисаветъ. Остановимъ на нихъ наше вниманіе.

Вниде въ домъ Захаріинъ, сказано о Богоматери. Знаете ли, слушатели, чтó это за домъ? Это — домъ, священный дѣлами благочестія, совершенными въ немъ; домъ, въ которомъ знаютъ Бога, благоговѣйно почитаютъ Его и усердно служатъ Ему, и въ которомъ Она увидитъ только примѣры, способные возбудить, усилить и поддержать Ея ревность по вѣрѣ и благочестію; домъ, удаленный отъ шума мірскаго и мятежа человѣческаго, обитаемый двумя состарѣвшимися въ добродѣтели супругами, съ коими Она спѣшитъ раздѣлить ихъ радость и сообщить имъ свое блаженство. Вотъ какого сообщества ищетъ Пресвятая Дѣва, — никакого другаго не нужно Ей. Обращеніемъ съ сею святою четою Она ограничиваетъ свои виды, свои цѣли, всѣ свои знакомства и всѣ связи.

Чтó же мы должны заключить отсюда? — То, что и мы въ знакомствахъ нашихъ должны быть крайне разборчивы, и при семъ выборѣ должны смотрѣть не на родъ, не на чины и достоинства людей, съ коими хотимъ имѣть сообщество, ни на ихъ важность и богатство, ни на блескъ счастія, ни на естественныя способности, ни на живость характера, ни на обширность ума и знаменитость имени, но на ихъ, преимущественно, добродѣтель и постоянство жизни, на ихъ благочестіе, на правоту души, чистоту сердца и непорочность нравовъ.

Но, говоря сіе, я не имѣю намѣренія осуждать ни извѣстныхъ обязанностей общежитія, ни тѣхъ взаимныхъ сношеній, которыхъ требуетъ приличіе и которыя никакъ не позволяютъ дѣлать различія между такими или другими людьми. Можно исполнять сіи обязанности, не забывая въ тоже время и не нарушая главной и существенной обязанности христіанина. Можно сіи сношенія привести въ правильныя границы, такъ чтобы онѣ не отнимали у насъ ни слишкомъ много времени, ни слишкомъ занимали наше сердце, или короче сказать, не отнимали насъ у Бога. Въ семъ случаѣ мы должны нѣкоторымъ образомъ подражать Богу, который солнце Свое сіяетъ на благія и злыя, и дождитъ на праведныя и на неправедныя (Матѳ. 5, 45), и отъ того ни Онъ самъ, ни солнце Его нисколько не терпятъ, или Который, по вездѣсущію Своему, вездѣ пребывая, нигдѣ ничего не теряетъ, — прикасаясь нечистотѣ, не оскверняется отъ нечистоты, но пребываетъ вѣчная святость.

Нѣтъ, здѣсь слово не о сихъ сношеніяхъ, такъ сказать, мимоходящихъ и мгновенныхъ, хотя и въ нихъ потребна осторожность, но о связяхъ внутреннихъ, о знакомствахъ тѣсныхъ, о посѣщеніяхъ часто повторяемыхъ: онѣ наипаче опасны, — противъ нихъ должно принять предохранительныя мѣры, въ нихъ нужна особенная разборчивость.

Изволихъ приметатися въ дому Бога моего паче, пеже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ (Псал. 83, 11), говоритъ о себѣ пророкоцарственный Давидъ. Вотъ образецъ, по которому должно оцѣнивать домы и различать людей, съ которыми мы можемъ или не можемъ имѣть болѣе тѣсныя сношенія. Знаю, что селенія грѣшничи для растлѣнной природы нашей болѣе имѣютъ прелести, нежели селенія преведныхъ, — что мы чаще и охотнѣе желали бы быть въ первыхъ, нежели въ послѣднихъ. Мы тамъ находимъ болѣе удобства провести время съ пріятностію и избѣжать утомительной скуки; тамъ есть чѣмъ польстить нашей суетности, потѣшить наше честолюбіе и пріобрѣсть многія выгоды. Знаю, что люди большаго свѣта, украшенные чинами и достоинствами, титлами и преимуществами, пользующіеся значительнымъ довѣріемъ въ обществѣ, могутъ нѣкоторымъ образомъ бросить тѣнь своей славы и на насъ, могутъ быть въ тысячѣ случаевъ полезными намъ, — все это знаю я. Но, Боже мой! Если они — грѣшники, и враги Твои, то ничего не должно быть у насъ общаго съ ними. Такъ какъ они удалились отъ Тебя, Господи, то наша существенная выгода и обязанность удаляться отъ нихъ. Мы лучше должны остаться въ мрачномъ уединеніи и совершенной безвѣстности, или если уже непремѣнно должны имѣть съ кѣмъ либо знакомства, то пусть они будутъ менѣе выгодны и менѣе блестящи, но болѣе христіанскія, — съ людьми всецѣло преданными Богу, Котораго и мы должны любить прежде всего и паче всего. Изволихъ приметатися въ дому Бога моего паче, неже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ.

Напротивъ, въ сообществѣ съ людьми нечестивыми, съ людьми мірскими, съ людьми безъ страха Божія, безъ вѣры и совѣсти, очевидно угрожаетъ вѣрная опасность нашему спасенію. Тысячи примѣровъ показываютъ, сколь гибельными и опасными слѣдствіями сопровождаются сіи сообщества. Вотъ почему апостолъ Павелъ столь сильно убѣждалъ ученика своего Тимоѳея — всячески избѣгать пустыхъ и своевольныхъ бесѣдъ, потому что ничто столько не опасно для вѣры и благочестія, какъ слова людей нечестивыхъ и безнравственныхъ: они, подобно заразительной болѣзни, скоро сообщаются и заражаютъ слышащихъ. Скверныхъ же тщегласій отметайся: наипаче бо преспѣютъ въ нечестіе, и слово ихъ яко гангрена жиръ обрящетъ (2 Тим. 2, 16-17). Иеще: буіихъ и ненаказанныхъ стязаній отрицайся; держися же правды, вѣры, любве, мира, со всѣми призывающими Господа отъ чистаго сердца (2 Тим. 2, 22-23).

Въ самомъ дѣлѣ, наше сердце и само по себѣ весьма склонно къ послабленію и разврату. Что же будетъ, когда къ этому естественному расположенію присоединится еще впечатлѣніе со стороны людей, съ которыми мы живемъ въ дружественныхъ сношеніяхъ, и къ которымъ, быть можетъ, питаемъ еще глубокое уваженіе, способное насъ обольстить и увлечь? — Естественно, мы привыкнемъ думать подобно имъ, и говорить также, какъ и они. Быть можетъ, сначала будемъ мы не согласны съ ними, но бывъ принуждены, частію приличіемъ, частію должнымъ къ нимъ уваженіемъ, слушать ихъ правила и быть свидѣтелями ихъ поступковъ, мы нечувствительно и сами примемъ ихъ начала, ихъ расположенія и ихъ навыки.

Если друзья и знакомцы наши будутъ вольнодумцы и изувѣры, они научатъ насъ смѣяться надъ самыми священными предметами и сомнѣваться въ истинахъ, самыхъ спасительныхъ. — Если честолюбцы, то наполнятъ голову нашу суетными понятіями о величіи и счастіи — и замѣшаютъ насъ въ интриги, въ которыхъ мы принуждены будемъ измѣнить вѣрности и справедливости. — Если злоязычники, то мы обязаны будемъ слушать ихъ злословіе и пересуды, и отвѣчать на нихъ, а чрезъ то и сами скоро научимся злословить и терзать нашихъ ближнихъ. — Если похотники и сластолюбцы, то они заставятъ насъ принять участіе во всѣхъ ихъ забавахъ, во всѣхъ играхъ, во всѣхъ увеселеніяхъ и даже распутствахъ, а чрезъ то и насъ научатъ вести жизнь роскошную и чувственную. Такимъ образомъ непримѣтно расположатъ и пріучатъ насъ и ко всѣмъ другимъ порокамъ, не исключая даже самыхъ постыдныхъ и самыхъ гнусныхъ: ибо въ какую бездну не способны низвергнуть насъ сіи сообщества, и до какой крайности довести со временемъ?

Нужно ли удостовѣреніе? Обратитесь къ вашимъ собственнымъ чувствованіямъ, призовите въ помощь ваши наблюденія, потребуйте свидѣтельства отъ вашей совѣсти, какимъ образомъ раскрывались въ васъ нѣкоторыя худыя наклонности, — а въ нихъ у насъ ни у кого нѣтъ недостатка, — какимъ образомъ прививались порочные навыки, и всѣ, такъ называемыя, слабости?

Но если и сего не довольно, то я вамъ укажу на опытъ болѣе чувствительный, дабы лучше показать вамъ, до какой степени мы нетверды и какъ мало можемъ и должны полагаться на самихъ себя въ разсужденіи будущаго, хотя бы въ настоящемъ времени мы были въ наилучшемъ состояніи. Я представлю предъ взоры ваши одно изъ самыхъ замѣчательныхъ и вмѣстѣ ужасныхъ событій, какое сохранило намъ священное бытописаніе. Моисей и Пророки запрещали іудеямъ входить въ связи съ сосѣдними народами, и дабы вѣрнѣе отклонить ихъ отъ столь опасныхъ связей, чтó они представляли имъ? Они предвѣщали имъ, что сіи языческіе народы погубятъ ихъ, развратятъ и заставятъ ихъ, забывъ Бога Израилева, покланяться богамъ ложнымъ, воскурять ѳиміамъ предъ идолами и наконецъ приносить въ жертву демонамъ дѣтей своихъ. Но вѣроятно народъ Божій, тогда еще вѣрный и одинъ въ цѣломъ мірѣ покланявшійся истинному Богу, принялъ сіи страшныя угрозы, сіи печальныя предсказанія — за преувеличенія.

Чтó же случилось? Не смотря на всѣ запрещенія св. законодателя, не смотря на всѣ предвѣщанія Пророковъ, израильтяне вступаютъ въ преступныя сношенія съ сими народами. Посѣщаютъ ихъ сами и принимаютъ къ себѣ, и отъ того вскорѣ какая послѣдовала съ ними перемѣна! Сколько беззаконій, сколько святотатствъ въ народѣ богоизбранномъ и святомъ? Смѣсишася во языцѣхъ, свидѣтельствуетъ одинъ изъ Пророковъ, и навыкоша дѣломъ ихъ (Псал. 105, 35). Нѣтъ нечестія, котораго они не совершаютъ; забываютъ Бога отцевъ своихъ, повергаются предъ олтарями боговъ ложныхъ и кланяются идоламъ: порабóташа истуканнымъ, и бысть имъ въ соблазнъ (Псал. 105, 36), говоритъ тотъ же Пророкъ.

Но это еще не все: они прибѣгаютъ къ силамъ преисподнимъ, призываютъ ихъ и имъ приносятъ жертвы, и какія жертвы? Ахъ! сама природа не представляетъ ничего столь ужаснаго и отвратительнаго. Они собственными руками вскрываютъ утробы дѣтей своихъ и исторгаютъ жизнь ихъ. Земля обагрена и осквернена кровію сихъ невинныхъ жертвъ, а отцы и матери, проліявшіе ее, не стыдятся симъ средствомъ умилостивлять силы адскія. Пожроша сыны своя и дщери своя бѣсовомъ. И проліяша кровь неповинную, кровь сыновъ своихъ и дщерей, яже пожроша истуканнымъ ханаанскимъ, и убіена бысть земля ихъ кровми, и осквернися въ дѣлѣхъ ихъ (Псал. 105, 37-39).

Примѣръ ужасный и, повидимому, совершенно противоположный нашимъ нравамъ; но, не смотря на то, мы можемъ приспособить его къ самимъ себѣ, безъ нарушенія справедливости. Не обольщайте себя, слушатели, и не обманывайтесь. Никто не говори: я чувствую себя, мнѣ нечего опасаться. Кто бы вы ни были, я утверждаю, что всякому изъ насъ и всегда есть чего опасаться.

Не окружаютъ насъ народы языческіе, но есть между нами самими, и въ самомъ нѣдрѣ христіанства, люди язычествующіе, которые внесли мерзость запустѣнія въ святилище души своей, обожаютъ свои страсти, покланяются своимъ прихотямъ. Берегитесь ихъ сообщества, да не навыкнете непотребнымъ дѣламъ ихъ.

Есть вольнодумцы и развратники, имже богъ чрево, и слава въ студѣ ихъ (Флп. 3, 19), для коихъ посмѣяніе благочестія, поруганіе святыни, презрѣніе закона, нарушеніе вѣры и вѣрности, соблазны и непотребства — составляютъ любимое занятіе. Сихъ отметайтесь и убѣгайте: преуспѣютъ бо на горшее (2 Тим. 2, 16; 3, 13), да не изведутъ души вашей вмѣстѣ съ собою во адъ.

Есть между нами клеветники, ропотники, человѣконенавистники, злоязычники, самолюбцы, славолюбцы (2 Тим. 3, 2-4; Іуд. 1, 16), и мало ли кого есть, которые въ словахъ и дѣлахъ ежедневно, если не ежечасно, приносятъ тучныя жертвы не Богу неба и земли, но богу вѣка сего. Удаляйтесь, умоляю васъ, отъ всякаго общенія съ ними: тлятъ бо обычаи благи бесѣды злы (1 Кор. 15, 33), да неистлѣютъ разумы и сердца ваши отъ простоты, яже о Христѣ Іисусѣ (2 Кор. 11, 3), и да не предастъ и васъ Богъ во гнѣвѣ Своемъ вмѣстѣ съ ними въ неискусенъ умъ, творити неподобная (Рим. 1, 28).

Если же вы чувствуете въ себѣ потребность общенія: то изберите съ строгою внимательностію, во страхѣ Божіемъ, домъ, подобный дому Захаріи, домъ исполненный благочестія и благихъ примѣровъ; приходите въ него со тщаніемъ, подобно Маріи Богоматери, и витайте тамъ не для радостей земныхъ, но для радостей небесныхъ, не для наслажденія плотскаго, но для утѣшенія духовнаго, да благодать общенія вашего со Христомъ въ Бозѣ пріумножитъ нетлѣнное стяжаніе правды и святыни вашея. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть III. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 10-18.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0