Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.)
Слово въ недѣлю Ваій или Цвѣтоносную (второе).

Пріяша ваія отъ финикъ, и изыдоша въ срѣтеніе Іисусу, и зваху, глаголюще: Осанна, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ (Іоан. 12, 13).

Воспоминаніе вшествія Христова во Іерусалимъ составляетъ основаніе настоящаго торжества Церкви. Іудеи, непрестанно ожидавшіе Мессію, срѣтаютъ шествующаго къ нимъ Іисуса Христа со всею славою, свойственною завоевателямъ странъ и побѣдителямъ народовъ. Христіане торжествуютъ вшествіе Царя славы во Іерусалимъ новый, духовный, небесный; держатъ въ рукахъ знаменіе и воспѣваютъ пѣснь побѣды Его надъ грѣхомъ и смертію.

Не останавливаясь на одномъ воспоминаніи прошедшаго, можно проникать мыслію во глубину торжества, и подъ внѣшнимъ покровомъ созерцать тайну Божественнаго посѣщенія Господомъ души христіанской: иначе для чего и возобновлять въ памяти спасительныя дѣйствія Спасителя, если онѣ не будутъ служить врачевствомъ противъ болѣзней душевныхъ? Для чего и торжествовать побѣду Іисуса Христа надъ грѣхомъ и смертію, когда сами еще остаемся жалкими плѣнниками грѣха и смерти? Для чего и воспоминать вшествіе Господа во Іерусалимъ земный и небесный, если въ тоже время не станемъ помышлять о пришествіи и срѣтеніи Его во храмѣ души нашей? Пусть нѣкоторые, въ ослѣпленіи ума и ожесточеніи сердца, мнятъ коснѣніе Господа (2 Петр. 3, 9); но души благоговѣйныя и внимательныя къ себѣ знаютъ и ощущаютъ, что не Господь коснитъ пріити къ дверямъ сердца нашего, но наше сердце, безпечное и неготовое къ принятію Его, коснѣетъ въ преддверіи, а нерѣдко и совсѣмъ удаляетъ Его отъ насъ.

Итакъ снимемъ съ настоящаго торжества нѣкоторыя черты, и уразумѣемъ тайну — достойнымъ образомъ срѣтать приходящаго къ намъ Господа.

Іудеи, срѣтавшіе Іисуса, находились подъ игомъ царей иноплеменныхъ и въ порабощеніи у народа языческаго, и потому часто воздыхали и плакали о потерѣ свободы своей. Но чаяніе утѣхи Израилевой осіявало ихъ среди мрачныхъ дней работы. Тяжесть иноземнаго владычества усугубляла въ нихъ чаяніе сей утѣхи. Наконецъ утѣха Израилева является, и удрученныя чада Сіона мнятъ обрѣсти въ ней свое утѣшеніе. Грядетъ Господь Іисусъ во Іерусалимъ, и жители сего града, обремененные тяготою рабства, исходятъ къ Нему во срѣтеніе съ финиковыми вѣтвями — знаменіемъ торжества; отъ глубокаго чувства радости и благоговѣнія повергаютъ предъ Нимъ одежды въ попраніе своего рабства, и воспѣваютъ Ему торжественную пѣснь побѣды. Пріяша ваія отъ финикъ, и изыдоша въ срѣтеніе Іисусу, и зваху, глаголюще: осанна, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ. Такъ срѣтали Іисуса Христа жители Іерусалима. Поверженіе долу одежды, предношеніе вѣтвей и пѣснь, воспѣваемая Царю Израилеву, вотъ черты, составляющія все торжество іудеевъ! Сіи дѣйствія не ясно ли указуютъ на тотъ сокровенный и прямый путь, которымъ и христіанинъ долженъ исходить во срѣтеніе Господу, приходящему во храмъ души его. Каждый послѣдователь Іисуса Христа долженъ совлечь съ себя и повергнуть къ стопамъ Господа Іисуса не одежду только, сотканную изъ вещества, но ветхое покрывало похотей, грѣховъ и вожделѣній; каждый сынъ вѣчности долженъ имѣть въ рукахъ своихъ вѣтвь не отъ древъ только погибающихъ, но отъ древа жизни, насажденнаго во внутреннемъ вертоградѣ души, вѣтвь чистоты и святости. Наконецъ самая пѣснь, которую нужно воспѣвать при ожиданіи Господа, должна быть не минутнымъ изліяніемъ чувства радости и благодаренія, но непрерывнымъ пареніемъ духа къ небу и всегдашнимъ призываніемъ имени Божія. Раскроемъ сіи понятія.

Было время, когда человѣкъ носилъ ризу чистоты и нетлѣнія. Но грѣхъ, какъ хищный и безчеловѣчный тать, прокравшись въ клѣть сердца его, похитилъ у него сію ризу, облекъ въ рубище тлѣнія и поработилъ себѣ, изранилъ его такъ, что язвы грѣховныя содѣлались для несчастнаго страдальца покровомъ, сквозь который не можетъ онъ видѣть своей нечистоты, не можетъ зрѣть Господа и имѣть съ Нимъ общенія. Богъ не оставляетъ человѣка и среди сѣни смертной: но преступный человѣкъ не можетъ къ Нему приблизиться: ибо тьма его не терпитъ свѣта Божественнаго (2 Кор. 6, 14). Чтобы возобновить общеніе съ Отцемъ свѣтовъ, человѣку нужно предварительно уготовить для Него путь во внутреннюю пустыню, — заросшій терніемъ и волчцами, — нужно измыть язвы грѣховныя, нужно совлечь съ себя одежду тлѣнія и повергнуть предъ стопами Господа.

Дѣйствительно, нѣтъ для человѣка инаго способа соединиться съ Богомъ, кромѣ очищенія; нѣтъ другаго средства къ очищенію, кромѣ покаянія. Имъ начинается и совершается возвращеніе его отъ пути заблужденія на стезю истины, отъ тмы въ свѣтъ, отъ области сатанины къ Богу (Дѣян. 26, 18). По мѣрѣ того, какъ сѣдящій во тьмѣ грѣшникъ углубляется въ самого себя, тайное и грубое покрывало беззаконій начинаетъ спадать съ очей его, и онъ зритъ уже свое окаянство и свою вѣрную погибель. Чувство скорби и сокрушенія побуждаетъ его искать утѣшенія; недостатокъ утѣшенія въ самомъ себѣ, и во всемъ окружающемъ его, увеличиваетъ чувство горести и возноситъ его самого превыше всего чувственнаго. Въ сіи минуты горестнаго самопознанія онъ обращается къ Отцу милосердія, открываетъ Ему свою немощь и свое окаянство, и проситъ одного милосердія. И, когда дѣйствіе свѣта Божественнаго коснется грѣховной тьмы, согрѣетъ и окропитъ росою умиленія хладное сердце, — кающійся грѣшникъ снова начинаетъ водою слезъ измывать язвы грѣховныя, обѣщаетъ презрѣть все, удаляющее его отъ Бога, возненавидѣть міръ, противоборствовать желаніямъ плоти, воинствовать противу князя тьмы.

Что же значатъ сіи чувства горести, раскаянія, слезъ и отреченія отъ всего? Это — гласъ приближающагося къ человѣку Господа, раздавшійся въ безплодной его пустынѣ; это — мудрая и благовременная заботливость раба о приготовленіи пути своему Владыкѣ; это — измовеніе язвъ грѣховныхъ, совлеченіе и поверженіе тлѣнной одежды предъ стопами Господа Іисуса. Такъ-то очищается царскій путь, уготовляется храмина души, совлекается и попирается ветхое покрывало грѣховъ, и человѣкъ возсоединяется съ Богомъ! Такъ воздѣлывается безплодная пустыня наша, и посѣвается на ней сѣмя царствія Божія!

Не возмнимъ, однакожь, что сѣмя царствія можетъ рости безъ окропленія. По недостатку влаги дѣятельной и по небреженію самаго дѣлателя, оно можетъ увянуть, засохнуть и погибнуть. Не возмнимъ, что, совлекши темное покрывало грѣховъ, мы совершили уже рѣшительную побѣду надъ грѣхомъ. Грѣхъ пустилъ корни въ самое существо души, и непрестанно порождаетъ плевелы, подавляющіе пшеницу, часто при самомъ ея восхожденіи. Сей коварный врагъ почиваетъ иногда въ безпечности, или обнаруживаетъ совершенное безсиліе: но въ самомъ безсиліи готовитъ онъ большую силу, и въ самой безпечности умышляетъ новыя коварства. И какія ужасныя бѣдствія угрожаютъ тогда человѣку, какая страшная пропасть изрывается подъ его ногами! Тогда какъ въ безопасности отъ врага, онъ возраститъ уже маслины и чаетъ только собрать плоды, — вдругъ возстаетъ буря страстей, нападаетъ всегубительство, спящій врагъ поднимаетъ главу и съ новою яростію испущаетъ тлетворное дыханіе, которое все заражаетъ и оскверняетъ, обнажаетъ и сокрушаетъ, а нерѣдко и вонъ исторгаетъ самое древо жизни, и оставляетъ одни печальные останки.

Кто же изъ подвижниковъ благочестія не ощутитъ нужды въ подвигахъ противу столь опаснаго врага благочестія? Сынъ царствія непрестанно долженъ бдѣть и трудиться въ саду души, чтобы возрастить сѣмя царствія; долженъ окроплять его росою слезъ; исторгать непрестанно возрастающія дивія, и насаждать плодовитыя маслины; поставлять твердый оплотъ вѣры, и тѣмъ отвращать ядовитое дуновеніе грѣха, дабы оно не заразило, не изсушило, не погубило плодовъ добродѣтели.

Итакъ посѣкай, дѣлатель винограда небеснаго, посѣкай мечемъ слова и вѣры все негодное, вредное, убійственное, произрастающее во внутренней пустынѣ твоей. Унизь высоту разума твоего, надмевающагося мудростію міра, и плѣни его въ послушаніе разума Христова; отсѣки своеволіе воли, тлѣющей въ похотехъ прелестныхъ (Ефес. 4, 22), и покори ее святой волѣ Божіей. Чтобы побѣдить разумъ и обуздать волю, старайся укротить буйство и силу страстей, помрачающихъ разумъ и развлекающихъ волю. Чтобы ограничить буйство страстей, распни на крестѣ воздержанія и трудовъ плоть твою, — сію похотливую рабу, сіе орудіе и вмѣстилище страстей. Чтобы распять плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), отрѣшись отъ обольстительныхъ благъ міра, питающихъ плоть, и возлюби нищету Христову, умерщвляющую плоть. Чтобы отрѣшиться отъ благъ міра и возлюбить нищету Христову, презри самого себя. Когда возложишь на выю самолюбія своего сей тяжкій яремъ презрѣнія: тогда легко будетъ отрѣшиться и отъ міра; отрѣшившись отъ міра, обуздать плоть; обуздавъ плоть, укротить бунтующія страсти; укротивъ страсти, ограничить непокорную волю и просвѣтить разумъ, увлекаемый волею. Слѣдовательно, не имѣя воли своей, а исполняя волю Божію, ты легко исторгнешь самый грѣхъ — жало смерти, орудіе діавола (1 Кор. 15, 56). Тогда внутренняя пустыня твоя процвѣтетъ, яко кринъ, садъ духовный исполнится благоуханіемъ, сѣмя царствія возрастетъ въ древо веліе. И тогда-то съ вѣтвію сего Божественнаго древа, древа жизни и безсмертія, чистоты и святости, можешь исходить во срѣтеніе Господу, какъ вѣрный Его воинъ, воинствовавшій подъ знаменіемъ креста, и какъ торжествующій побѣдитель грѣха, смерти и ада.

О, сколь труденъ сей подвигъ! Сколь велика та брань, которую нужно вести противу столь опасныхъ враговъ! Не человѣкъ, лишенный силъ, но всесильная только благодать можетъ начать, продолжать и совершить оную. Человѣку остается благоговѣйно взывать ко Господу, чтобы самъ Онъ очистилъ путь въ пустыню души.

Такимъ образомъ, при ожиданіи и срѣтеніи Господа, необходимо пѣснопѣніе. Замѣтимъ впрочемъ, что не минутное только чувство радости и благодаренія Отцу щедротъ за Его щедроты можетъ составлять истинную жертву хвалы: вся жизнь наша — отъ утра до вечера — должна быть продолжительною пѣснію. Непрерывное пареніе къ Богу и призываніе Бога сильнаго есть единственная пища, укрѣпляющая духъ праведнаго, — единственное утѣшеніе, которымъ онъ услаждается, — единственная жизнь, которою онъ живетъ на пути приготовленія къ срѣтенію небеснаго Посѣтителя. Ибо гдѣ будетъ онъ искать утѣшенія въ минуту скорби, когда все измѣняетъ ему, и все оставляетъ его? Гдѣ можетъ укрыться тогда, когда со всѣхъ сторонъ угрожаетъ ему губительство? Гдѣ можетъ обрѣсти силу противу враговъ сильныхъ, когда все окружающее его безсильно? Нѣтъ для него помощи, безъ помогающаго Господа Іисуса; нѣтъ крѣпости, безъ укрѣпляющаго Господа Іисуса; нѣтъ защиты, безъ защищающаго Господа Іисуса. Могущественное имя Іисуса Христа немощное врачуетъ, и скудное восполняетъ. Имъ низлагается сила вражія, укрощается буря страстей, ограничивается насиліе грѣха, услаждается горесть пути крестнаго. Переходя изъ устъ въ сердце, имя сіе, подобно свѣту, просвѣщаетъ все темное, подобно огню пожигаетъ нечистое, подобно грому поражаетъ и сокрушаетъ твердое, и такимъ образомъ, мало-по-малу образуетъ въ немъ ту многоцѣнную и благоукрашенную храмину, которую такъ часто и охотно любитъ посѣщать, до конца возлюбившій насъ Господь, и въ которую не только Самъ нисходитъ, но и Отца привлекаетъ съ Собою и обитель сотворяетъ въ ней. Въ сей храминѣ непрерывное совершается священнодѣйствіе, непрестанно воскуряется ѳиміамъ молитвъ, выну возносится жертва хвалы и благодаренія, вечеръ и заутра и полудни (Псал. 54, 18), слышится пѣснь побѣдная. Это есть то состояніе, о которомъ говоритъ пѣснопѣвецъ Израиля: вся кости моя рекутъ тебѣ: Господи, Господи; выну хвала Моя во устѣхъ моихъ; сердце и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ (Псал. 83, 3). Это — та высокая обязанность, которую возлагаетъ на насъ и Апостолъ, говоря: непрестанно молитеся, и еще: слово Христово да вселяется въ васъ богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самѣхъ во псалмѣхъ, и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, во благодати поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви (Кол. 3, 16). Постепенно входя въ сіе состояніе и неусыпно исполняя сію обязанность, мы можемъ безпрепятственно встрѣтить и принять Христа Посѣтителя душъ нашихъ (1 Петр. 2, 25).

Теперь вопроси каждый самого себя предъ лицемъ Всевидящаго: можешь ли ты безъ упрека совѣсти рещи грядущему Іисусу: готово сердце мое, Боже, готово! ей, гряди, Господи Іисусе, гряди скоро (Псал. 56, 8; Апок. 22, 20), и вселися въ мя! Если же не можешь, то пріими лучше смиренный гласъ мытаря: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 13); или: Господи! Нѣсмь достоинъ, да подъ кровъ внидеши храма души моея, обаче, да не лишусь, ради недостоинства моего, блаженнаго сопребыванія съ Тобою, вниди въ скудное и оскверненное жилище мое, по единой Твоей неизреченной благости, и реки слово всесильное: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 9), и спасуся азъ. Благословенъ грядый во имя Господне, осанна въ вышнихъ! Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 388-396.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0