Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Поученіе въ недѣлю 5-ю Великаго поста.

(Лук. 7, 36-50).

Нынѣ чтенное Евангеліе представляетъ намъ повѣствованіе о событіи весьма важномъ и занимательномъ. Составъ сего повѣствованія самъ въ себѣ очень простъ и естественъ, но смыслъ его глубокъ и чрезвычайно поучителенъ.

Вотъ въ краткихъ словахъ его сущность! Нѣкто изъ фарисеевъ просилъ Іисуса Христа къ себѣ на обѣдъ. Господь не отказалъ просителю, но, пришедъ въ домъ его, встрѣтилъ отъ него пріемъ хотя почтительный, но въ тоже время довольно холодный. Фарисей не почтилъ своего высокаго Гостя гостепріимнымъ лобзаніемъ и не далъ Ему, по восточному обычаю, воды на ноги Его. Тѣмъ не менѣе Господь Іисусъ, нисколько не огорчившись тѣмъ, возлегъ за трапезу фарисееву. Но вотъ, вдругъ отворяются двери гостиной комнаты и, къ великому изумленію и соблазну фарисеевъ, входитъ въ нее жена грѣшница съ сосудомъ мѵра въ рукѣ и со слезами на глазахъ, и, ставъ позади Христа Іисуса, начинаетъ омывать слезами ноги Его, и отирать власами своими и помазывать оныя мѵромъ. Хозяинъ дома, при этомъ непривычномъ и тяжкомъ для фарисейскаго глаза зрѣлищѣ, не вытерпѣлъ и сказалъ самъ въ себѣ: «если бы Человѣкъ этотъ былъ дѣйствительно Пророкъ, то зналъ бы, кто и какова жена, прикасающаяся Ему». Тоже, вѣроятно, подумали и такой же тайный приговоръ объ Іисусѣ Христѣ произнесли въ сердцахъ своихъ и всѣ прочіе, возлежавшіе съ Нимъ: ибо мы послѣ увидимъ всѣхъ ихъ единодушно ропщущими на Него, и слѣдовательно согласными между собою. Но Господь не захотѣлъ лукавыхъ ихъ помысловъ оставить безъ отвѣта, и потому, обратившись къ хозяину, сказалъ ему: «Симонъ, Я имѣю нѣчто сказать тебѣ», и когда послѣдній согласился слушать Его, Онъ продолжалъ такъ: «Два должника было у одного заимодавца; одинъ долженъ былъ пятью стами динаріевъ, а другой пятьюдесятью. Когда же онъ, за несостоятельностію къ уплатѣ того и другаго, простилъ долгъ обоимъ, скажи Мнѣ, который изъ нихъ болѣе возлюбитъ Его?» — «Думаю», отвѣчалъ Симонъ, «которому болѣе прощено». — «Правильно разсудилъ ты», сказалъ Господь; «но теперь посмотри на эту женщину. Я пришелъ въ домъ твой, и ты воды Мнѣ не далъ на ноги, а она слезами облила Мнѣ ноги, и волосами главы своей отерла ихъ. Ты лобзанія Мнѣ не далъ; а она съ тѣхъ поръ, какъ Я пришелъ сюда, не перестаетъ лобызать у Меня ноги. Ты головы Мнѣ масломъ не помазалъ, а она мѵромъ помазала Мнѣ ноги. И потому сказываю тебѣ: прощаются грѣхи ея многіе за то, что она возлюбила много». И затѣмъ, обратившись къ женѣ, присовокупилъ: «прощаются тебѣ грѣхи, — вѣра твоя спасла тебя; иди съ миромъ». Всеобщій, хотя также тайный, ропотъ возлежавшихъ противъ Господа Іисуса: кто Сей есть, Иже и грѣхи отпущаетъ? — заключаетъ бесѣду и трапезу Христову въ домѣ Симоновомъ.

Здѣсь три особенно предмета представляются для размышленія нашего: фарисей, приглашающій и угощающій Христа Спасителя, и въ тоже время тайно осуждающій Его: это совершенно по нашему; жена грѣшница, открыто плачущая о грѣхахъ своихъ, и въ знакъ искренняго раскаянія и любви своей ко Господу омывающая и лобызающая ноги Его, и драгоцѣннымъ мѵромъ помазующая оныя: это далеко не въ нашихъ нравахъ и обычаяхъ (мы любимъ скрывать свои грѣхи, а не открывать ихъ; если иногда и плачемъ объ нихъ, то развѣ наединѣ, и то не надолго, а послѣ снова и спокойно возвращаемся къ нимъ; о дарахъ же и приношеніяхъ Господу Богу, особенно дорогихъ, мы даже думаемъ, что они и вовсе излишни, и потому не только драгоцѣннаго мѵра, но и деревянаго масла въ лампаду и пятикопѣечной свѣчи предъ Его изображеніемъ во храмъ не приносимъ, возлагая на обязанность Церкви — за насъ и свѣтить, и молиться безвозмездно отъ насъ, будто бы это все равно, что и наше собственное, отъ трудовъ нашихъ праведныхъ, пожертвованіе); и наконецъ Господь Іисусъ, прощающій и разрѣшающій многогрѣшницу кающуюся и осуждающій фарисея — лицемѣра и мнимоправедника: это особенно для насъ отрадно и утѣшительно, ибо всѣ мы грѣшники предъ Богомъ и даже многогрѣшники. Братіе, говоритъ святый Іоаннъ Богословъ, аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). Посему-то и святый апостолъ Павелъ, хотя и былъ избранный сосудъ благодати Божіей и восхищенъ былъ, еще въ здѣшней жизни, даже до третіяго небесе — въ рай, называлъ себя открыто предъ лицемъ всей Церкви первымъ изъ грѣшниковъ (1 Тим. 1, 15).

Но, дабы намъ ближе ознакомиться съ сею бесѣдою Христовою во всей полнотѣ ея и вѣрнѣе понять и усвоить всю силу и значеніе ея, то прочитаемъ снова подлинныя слова Евангелиста, въ которыхъ она излагается.

Моляше Іисуса, говоритъ евангелистъ Лука, нѣкій отъ фарисей, дабы ялъ съ нимъ; и вшедъ въ домъ фарисеовъ, возлеже (Лук. 7, 36).

Къ мытарямъ и грѣшникамъ Іисусъ Христосъ приходилъ самъ и незванный. Такъ Онъ пришелъ въ домъ начальника мытарей Закхея, и — на самую даже мытницу къ мытарю Левію, или Матѳею; но фарисеямъ надлежало умолять и просить Его, дабы Онъ посѣтилъ домы ихъ и вкусилъ трапезы. Моляше Іисуса нѣкій отъ фарисей. Почему же это такъ? По тому общему, для своего ходатайственнаго служенія, правилу, которое Онъ самъ объявилъ, говоря: не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе: не требуютъ бо здравіи врача, но болящіи (Матѳ. 9, 12-13). Правда, фарисеи, какъ видно изъ обличеній отъ Іоанна Крестителя и самого Іисуса Христа, не только не были здоровы, но и крайне больны, и потому казалось бы, что имъ пособіе небеснаго Врача нисколько не излишне, а напротивъ еще прежде всѣхъ и болѣе всѣхъ, какъ руководителямъ народа, нужно; но поелику они не сознавали себя больными, выдавая себя предъ народомъ за великихъ праведниковъ, то небесный Врачъ и не хотѣлъ къ нимъ съ своею помощію, такъ сказать, навязываться, и ожидалъ прежде отъ нихъ вызова и приглашенія.

Но фарисеямъ о чемъ бы то ни было просить Іисуса Галилеанина было дѣло не легкое: они были горды и надменны, богаты и сильны, высоко стояли во мнѣніи народа, — само правительство уважало и боялось ихъ, а смиренный Господь Іисусъ, не имѣвшій гдѣ главы приклонити и слывшій за сына тектонова: кому Онъ нуженъ? Правда, простой народъ охотно Его слушалъ, удивлялся Его ученію и прославлялъ Его, какъ великаго Пророка и Чудотворца; но о народѣ фарисеи говорили: народъ сей, иже не вѣсть закона, прокляти суть, и въ подтвержденіе своего мнѣнія указывали на примѣръ князей, соединяя съ ними и себя: еда кто отъ князь вѣрова въ Онь, или отъ фарисей? прибавляли они (Іоан. 7, 48-49). Притомъ же эта-то именно народная молва объ Іисусѣ Христѣ, отнимающая у нихъ, или по крайней мѣрѣ ослабляющая ихъ честь и славу, особенно и ожесточала и вооружала ихъ противъ Него: имъ тяжело было даже слышать объ Немъ.

Тѣмъ не менѣе однакоже Симонъ фарисей моляше Іисуса, слѣдовательно всеусильно просилъ Его, дабы ялъ съ нимъ. Чтó же было причиною сего? Конечно не вѣра въ Іисуса Христа: ибо онъ не признавалъ въ Немъ даже и Пророка, и въ прикосновеніи къ Нему жены грѣшницы нашелъ для себя сильное на то доказательство: Сей аще бы былъ пророкъ, вѣдѣлъ бы, кто и какова жена прикасается Ему, яко грѣшница есть (Лук. 7, 39), — и неусердіе къ Нему: ибо пріемъ его не соотвѣтствовалъ приглашенію: здѣсь не были соблюдены, общепринятыя на Востокѣ для почетныхъ гостей, правила гостепріимства, каковы суть лобзаніе хозяина, умовеніе ногъ и помазаніе главы.

Чтó же заставило Симона такъ усильно просить къ себѣ Іисуса Христа? Вѣроятно, желаніе — ближе всмотрѣться въ новоявленнаго Пророка и Чудотворца, и чтó нибудь подмѣтить въ Его словахъ и поступкахъ такого, за что бы можно было обвинить, и тѣмъ легче погубить Его впослѣдствіи. Посему-то, когда Господь Іисусъ объявилъ женѣ грѣшницѣ прощеніе грѣховъ ея, то всѣ собесѣдники и сотрапезники Его, какбы обрадовавшись случаю, цѣлымъ хоромъ и съ сильнымъ ропотомъ осудили Его, сказавъ про себя: кто сей есть, иже и грѣхи отпущаетъ (Лук. 7, 49)? а, быть можетъ, вмѣстѣ и предположеніе — не удастся ли преклонить Іисуса Христа на сторону фарисеевъ, и тѣмъ — поддержать и усилить въ народѣ авторитетъ свой, видимо падающій, или по крайней мѣрѣ ослабить Его вліяніе и дѣйствіе на народъ, столь неблагопріятныя для фарисеевъ.

Какъ бы то ни было, только такъ принимать и угощать, какъ принималъ и угощалъ Симонъ Іисуса Христа, есть дѣло крайне преступное и богопротивное. Какъ послѣ сего не поскорбѣть и не пожалѣть, что всѣ наши взаимныя сношенія, всѣ привѣты и угощенія, всѣ вечера и обѣды, пиры и банкеты приняли характеръ именно фарисейскій и потеряли христіанскій? Ласкательныхъ словъ — бездна, а душевнаго расположенія мало, или даже вовсе никакого; на устахъ — похвала и улыбка, а въ сердцѣ — насмѣшка и укоризна; въ рукахъ — заздравный кубокъ, а въ душѣ — проклятія и порицанія, непримиримая злоба и готовое мщеніе. Собираются другъ къ другу для удовольствія, а расходятся съ обоюднымъ огорченіемъ; ищутъ наслажденія, а встрѣчаютъ горькое злословіе; приходятъ съ душами покойными, хотя, быть можетъ, и не слишкомъ веселыми, а возвращаются съ душами, нерѣдко до самой глубины встревоженными и растерзанными. О! други мои, для чего вы пренебрегли своимъ и прилѣпились къ чужому, оставили христіанское и обратились къ фарисейскому?

Для чего вы забыли и преданія своихъ предковъ, которые умѣли взаимно принимать и угощать себя, но не умѣли взаимно себя мучить и терзать, — забыли и прямую заповѣдь Христову, которая повелѣваетъ и обязываетъ насъ внимательно блюсти себя отъ кваса фарисейскаго (Матѳ. 16, 6), какъ начала для нашихъ нравовъ опаснаго, тлетворнаго и разрушительнаго, а вы, между тѣмъ, какъ будто нарочно, въ явное нарушеніе сей заповѣди и въ поруганіе обычаевъ отеческихъ, этотъ-то именно квасъ и внесли въ свои, такъ называемыя, пріятельскія бесѣды и собранія, привѣтствія и угощенія? Неужели вы не знаете, что и малъ квасъ, какъ говоритъ Апостолъ, все смѣшеніе кваситъ (Гал. 5, 9)? А квасъ фарисейскій, какъ квасъ ветхій злобы и лукавства (1 Кор. 5, 8), отнюдь не малый. Неужели вы не замѣчаете и не видите, что отъ этого кваса все въ вашихъ взаимныхъ между собою сношеніяхъ, не только внѣшнихъ и общественныхъ, но и даже внутреннихъ и домашнихъ или семейныхъ, — окисло, повредилось и разстроилось? Очистите убо ветхій фарисейскій квасъ отъ сердецъ вашихъ, увѣщаваю васъ словами Апостола, да будете ново смѣшеніе (1 Кор. 5, 7), смѣшеніе Христово. Начните жить и дѣйствовать въ безквасіихъ чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Старайтесь не казаться только, но и быть дѣйствительно всегда и ко всѣмъ добрыми. Отымите лукавство и притворство отъ душъ и устъ вашихъ, и отложше лжу, глаголите, гдѣ можно и должно, истину кійждо ко искреннему своему: зане есмы другъ другу удове (Ефес. 4, 25); въ противномъ же случаѣ, когда слово правды представляется вамъ неумѣстнымъ, или для васъ опаснымъ, лучше молчите, но не оскверняйте языка своего ложью, изобрѣтенною на нашу пагубу діаволомъ, и не оскорбляйте Духа Святаго Божія, имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 30). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 370-376.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0