Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово во вторую недѣлю Великаго поста (первое).

Смоковницу имяше нѣкій въ виноградѣ своемъ всаждену: и пріиде, ища плода на ней, и не обрѣте. Рече же къ винареви: се третіе лѣто прихожду, ища плода на смоковницѣ сей, и не обрѣтаю: посѣцы убо ю, вскую и землю упражняетъ (Лук. 13, 6-7)?

Сію притчу предложилъ Іисусъ Христосъ народу въ то время, когда нѣкоторые пришли и разсказывали Ему о галилеянахъ, коихъ кровь Пилатъ смѣшалъ съ жертвами ихъ. Онъ объясняетъ ею непонятные для насъ случаи внезапной погибели и неожиданной смерти нѣкоторыхъ людей, и возбуждаетъ нерадивыхъ о спасеніи къ покаянію.

Подъ именемъ безплодной смоковницы Господь изображаетъ грѣшника, который нимало не заботится объ исправленіи жизни своей и чуждъ плодовъ добрыхъ дѣлъ. Въ лицѣ хозяина винограда представляется Богъ. Словами: се третіе лѣто прихожду, изображается Его долготерпѣніе, а въ повелѣніи Его — посѣщи оную; видимъ конецъ долготерпѣнія и судъ Божій, опредѣляющій нераскаянному грѣшнику смерть, дабы онъ, продолжая жизнь, напрасно не занималъ земли и не былъ соблазномъ для другихъ. Въ этой притчѣ намъ дается урокъ, что мы не можемъ безпечно полагаться на милосердіе Божіе и не должны закоснѣвать во грѣхахъ своихъ, но пока еще время жизни нашей продолжается, должны неукоснительно начать обращеніе свое къ Богу, и отнюдь не отлагать своего покаянія. Размыслимъ о семъ.

Между колыбелію и гробомъ намъ оставлено поле, на которомъ мы должны сѣять, дабы въ вѣчности пожать плоды съ этого посѣва. Къ несчастію, на семъ небольшомъ пространствѣ мы любимъ болѣе возращать плевелы грѣховъ, и потому въ вѣчности придется намъ собирать горькіе плоды мученій, если покаяніемъ не успѣемъ исторгнуть изъ души терній беззаконій своихъ. Но ахъ! какъ рѣдкіе изъ насъ принимаются, повидимому, за трудную работу очищенія души своей отъ грѣховъ, а многіе и совсѣмъ не радятъ о томъ! Кажется, нѣтъ въ жизни нужды самой пустой и бездѣльной, которой бы мы не предпочли благимъ попеченіямъ о спасеніи своемъ. Какъ мала и почти ничтожна заботливость наша о спасеніи души! Приходить на досугѣ въ церковь, являться изрѣдка на исповѣдь, — вотъ все почти, чѣмъ ограничиваемъ попеченія свои о стяжаніи вѣчной жизни! Опасная безпечность! Это дреманіе, и не увидимъ какъ, подведетъ насъ ко сну смерти, и тогда поздно будетъ пробужденіе.

Вотъ насталъ постъ: намѣреніе Церкви при установленіи онаго было — отдѣлить дни сіи для покаянія вѣрующихъ, и что же? Многіе изъ вѣрующихъ о томъ и думать не хотятъ. Отъ чего такая невнимательность, слушатели? Стало быть заботы житейскія заняли насъ столько, что для попеченій о душѣ своей у насъ не осталось ни одного чувства, ни желанія, ни даже времени; или ядъ грѣховный разстроилъ всѣ способности души нашей такъ, что мы уже и вспомнить не можемъ ни о жестокости будущихъ мученій въ гееннѣ огненной, въ тартарѣ и тьмѣ кромѣшной, ни о сладости и безцѣнности благъ царствія небеснаго и жизни вѣчной?

Не знаю, можно ли найти въ свѣтѣ столь безумнаго человѣка, который бы прямо отказался отъ блаженства жизни будущей и рѣшился на цѣлую вѣчность быть безотраднымъ жильцемъ геенны огненной? Но если мы будемъ продолжать жизнь безъ раскаянія, то она противъ воли вашей приведетъ насъ въ бездну ада. Мы привыкли слишкомъ много полагаться на милосердіе Божіе и отлагать исправленіе до будущаго времени, и большею частію до поздней старости; но какъ слаба и ненадежна сія опора! Милосердіе Божіе точно безпредѣльно: Богъ самъ чрезъ пророка Іезекіиля съ клятвою увѣряетъ насъ, что не хощетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 33, 11); но есть извѣстная мѣра грѣховъ, которая полагаетъ предѣлъ и самому безпредѣльному долготерпѣнію къ намъ Божію. Это мы видѣли въ вышепредложенной притчѣ на безплодной смоковницѣ. Въ семъ также могутъ увѣрить насъ всемірный потопъ, смывшій съ лица земли нечестивыхъ людей перваго міра, и огненныя казни Содома и Гоморры. Да и не естественно ли человѣку, если онъ упрямо будетъ бѣжать отъ Бога, низринуться въ погибель?

Любовь Божія и въ семъ случаѣ нимало не измѣнится къ нему; но какъ онъ выдетъ изъ бездны, которую грѣхи его ископали для него, когда самъ онъ не хочетъ взяться за руку, спасающую его? Упоминаемый въ Евангеліи блудный сынъ, если бы не одумался, если бы не рѣшился возвратиться къ отцу своему и признать предъ нимъ вины свои, погибъ бы невозвратно. Христіане! О богатствѣ благости Божіей, и кротости и долготерпѣнія нерадѣть (Рим. 2, 4) — весьма опасно. Пока судъ Божій молчитъ надъ нами, значитъ, что Богъ ожидаетъ покаянія и исправленія нашего. Въ сіе же время, столь нужное и благоприличное для спасенія нашего, каждый день долженъ быть дóрогъ для насъ: съ потерею его мы ближе становимся къ потерѣ вѣчнаго блаженства.

Къ несчастію, дни исправленія своего мы вообще любимъ переносить на будущія времена: иной говоритъ, что недосуги житейскія отняли у него все время, такъ что не было свободной минуты подумать о положеніи души своей, а послѣ, когда дѣла мои устрою, разсуждаетъ такой человѣкъ, когда дѣти займутъ мое мѣсто въ заботахъ о домашнемъ хозяйствѣ, я успѣю подумать и о душѣ; другой твердитъ, что онъ еще молодъ, въ его лѣта можно и даже нужно и повеселиться, а когда придетъ старость, тогда еще будетъ время размыслить о будущей жизни. Но увы! какъ сіи и подобные имъ помыслы суетны, предположенія пагубны, надежды обманчивы! Почему ты, который отлагаешь покаяніе до позднихъ лѣтъ старости, почему ты знаешь, что настоящій годъ не есть для тебя послѣдній? Можетъ быть мы стоимъ уже на краю гроба: есть тысячи случаевъ къ смерти внезапныхъ, неожиданныхъ. Не случалось ли намъ провожать въ могилу такихъ, кои не дальше, какъ вчера еще мечтали о долголѣтней жизни, были живы, здоровы и веселы, и въ бесѣдѣ съ нами строили планы объ отдаленномъ будущемъ?

Однимъ настоящимъ временемъ властны мы распоряжаться, а изъ будущаго и одного часа и одной даже минуты не имѣемъ въ своей власти: Аще бы вѣдалъ дому владыка, въ кую стражу тать пріидетъ, бдѣлъ убо бы, и не бы далъ подкопати храма своего (Матѳ. 24, 43), глаголетъ Господь: такъ и мы, если бы знали, когда должны будемъ оставить поприще земной жизни, можетъ быть и успѣли бы покаяніемъ приготовить себя къ тому; но этотъ неизбѣжный для каждаго часъ никому невѣдомъ. Въ одной изъ евангельскихъ притчей повѣствуется, что у человѣка нѣкоего богатаго случился хорошій въ полѣ урожай. Долго думалъ онъ самъ съ собою, что ему дѣлать и куда собрать въ такомъ изобиліи уродившійся хлѣбъ, и наконецъ вотъ что надумалъ: разорю житницы моя, и бóльшія созижду, и соберу ту вся жита моя, и благая моя; и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лѣта многа, почивай, яждь, пій и веселися. Но вдругъ невѣдомый голосъ разсѣялъ всѣ мечты его: безумне, сказалъ ему Богъ, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе; а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 18-20)? Такъ, слушатели, случиться можетъ и съ каждымъ изъ насъ.

Мы надѣемся жить долго, и потому заботамъ своимъ не знаемъ конца, желаніямъ — предѣла; думами своими обнимаемъ цѣлые вѣка жизни, и что же? Можетъ быть слѣдующій часъ возвѣститъ конецъ намъ, и наступающій день уже не возбудитъ насъ къ дѣламъ жизни. Господь нашъ во многихъ мѣстахъ Евангелія заповѣдуетъ намъ непрестанное бдѣніе и всегдашнюю готовность къ смерти. Бдите, говоритъ Онъ, будите готови, яко въ онь же часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Лук. 12, 40). Подъ пришествіемъ Его здѣсь разумѣть должно сколько время страшнаго суда, столько же и конецъ жизни нашей, который есть вмѣстѣ и начало жизни вѣчной для каждаго изъ насъ, и время пришествія къ намъ неумытнаго Судіи Христа.

Итакъ, братія, пока время жизни нашей на землѣ не приблизилось къ своему послѣднему предѣлу, мы должны покаяться, дабы смерть не застала насъ во грѣхахъ нашихъ и не представила насъ правосудію Божію вовсе обнаженныхъ отъ всякаго благаго дѣла, съ одними неправдами и беззаконіями: дѣла бо наши идутъ въ слѣдъ съ нами (Апок. 14, 13). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 330-335.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0