Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю православія (первое).

Всякъ иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ. А иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 32-33).

Кто можетъ довольно оплакать погибельную перемѣну въ сословіи христіанъ, сравнивая сей печальный жребій ихъ съ тѣмъ блаженнымъ состояніемъ святыя Церкви, когда она съ удовольствіемъ взирала на послушныхъ чадъ своихъ, кои, соотвѣтствуя отрожденію и попеченіямъ ея, какъ плодовитая маслина, возрастали и цвѣли вѣрою и добродѣтелями съ такимъ удивительнымъ между собою согласіемъ, что многимъ тысячамъ ихъ бѣ сердце и душа едина (Дѣян. 4, 32). Но нынѣ сія же сердобольная Мать видитъ себя лишенною многочисленныхъ чадъ своихъ, кои, поднявшись подобно облаку злобныхъ насѣкомыхъ, не только сами отлетѣли отъ нея, но и другихъ неосторожныхъ увлекли за собою въ погибель. Какой злой духъ, въ слезахъ вопіетъ она, какой злой духъ и какимъ чародѣйствомъ успѣлъ столько развратить и ослѣпить чадъ моихъ, что и кровь завѣта вѣчнаго, еюже освятишася, возмнили скверну (Евр. 10, 29), таинства пренебрегли, отъ соединенія со Христомъ отреклися, и пребываютъ въ безбожіи ожесточенными и въ суевѣріи неизмѣнными.

И сей жалобный вопль она продолжала дотолѣ, доколѣ питалась сладкою надеждою на обращеніе ихъ. Но, съ одной стороны, видя безплодность надежды сей, а съ другой, — опасаясь, чтобы ядовитая гнилость разврата развращенныхъ не заразила и прочіе таинственные члены тѣла Христова: въ предосторожность сихъ послѣднихъ учредила извѣстный день, въ который, для соблюденія цѣлости тѣла, гнилые члены отсѣкаетъ, изводитъ на среду всѣхъ отступниковъ вѣры, и отступленіе ихъ предаетъ проклятію, а напротивъ ублажаетъ память тѣхъ, кои до конца жизни пребыли въ православіи. Согласно съ симъ намѣреніемъ св. Церкви, мы поступимъ весьма благоразумно, если въ слѣдующей бесѣдѣ нашей обстоятельнѣе разсмотримъ тѣ признаки и свойства, по которымъ безошибочно можно различать прямыхъ исповѣдниковъ Христовыхъ отъ отвергшихся отъ Него.

Православное исповѣданіе, собственно говоря, есть ни что иное, какъ сердечное принятіе и открытое засвидѣтельствованіе истинъ слова Божія. По сему опредѣленію исповѣданія, мы удобно можемъ познать и прямаго исповѣдника Христова. Чье сердце, согрѣвая въ себѣ сѣмя слова Божія и во всемъ согласуясь съ онымъ, мирно покоится въ обѣтованіяхъ Божіихъ, пламенѣетъ любовію къ своему Ходатаю, и, лобызая Его заслуги, воспаряетъ упованіемъ своимъ къ блаженной вѣчности, такъ что отъ всего избытка своего все слагаемое въ себѣ изливаетъ на языкъ, какъ на вѣрнаго своего истолкователя; чей разумъ, искренно сознавая ограниченность свою, съ такою осторожностію погружается въ пучину таинъ Божіихъ, что не только безъ всякой опасности потопленія ввѣряетъ себя управленію премудрости Божіей, но охотно налагаетъ на себя и узы послушанія вѣры; кратко сказать, кто слово Божіе признаетъ и пріемлетъ за правило своей жизни, за зерцало своихъ дѣяній и за источникъ Божія къ себѣ милосердія: тотъ по справедливости можетъ назваться прямымъ исповѣдникомъ Христовымъ.

Таковы были всѣ богоносные свѣтильники Церкви, которые, предпочитая слово Божіе злату, и сребру, и каменію драгоцѣнному, и паче меда устомъ своимъ (Псал. 118, 103), съ такимъ плодоносіемъ упражнялись въ поученіи онаго, что не только съ избыткомъ насыщали себя сею духовною пищею, но и множество другихъ питая оною, содѣлали ихъ истинными исповѣдниками Христовыми. Но не таковъ есть отвергшійся отъ Христа безбожникъ, который посмѣевается слову Божію; не таковъ слѣпый обожатель природы, который, измѣряя глубину Откровенія естественными законами, нищету ума своего противопоставляетъ богатству разума Божія; не таковы были и суть развратные толкователи Божественнаго писанія, которые, дѣлая насиліе истинному его смыслу и содержанію, даже до днесь раздираютъ Христову Церковь. Всѣ таковые, отвергающіе истины слова Божія, отвергаются самого Христа. Сколь же они отличны отъ исповѣдниковъ Христовыхъ, всякому очевидно.

Другая черта прямаго исповѣдника Христова, — непосредственно соединяющаяся съ первою, — состоитъ въ благоговѣйномъ принятіи и наблюденіи преданій Церкви, кои или явно заключаются въ св. Писаніи, или выводятся изъ онаго чрезъ правильное заключеніе, или изобрѣтены для благолѣпія храма Божія. Такъ, начало употребленія въ Церкви Христовой св. иконъ мы имѣемъ въ украшеніи скиніи, гдѣ Богъ повелѣваетъ Моисею изваять изъ злата двухъ херувимовъ и поставить ихъ по обѣимъ сторонамъ очистилища, а другихъ херувимовъ сотворить дѣломъ тканымъ (Исх. 25, 18; 26, 31) на завѣсахъ и бокахъ скиніи. Отсюда же непосредственно слѣдуетъ и поклоненіе иконамъ, и почитаніе ихъ. Ибо ежели Богъ благоволилъ быть познанъ Моисею и возглаголать къ Нему чрезъ изваянныхъ оныхъ херувимовъ: то не паче ли благоволитъ познанъ быть въ созерцаемомъ нами своемъ изображеніи и благодатно возглаголать къ намъ? И сіе величественное присутствіе самого Бога не требуетъ ли отъ насъ, дабы мы съ трепетомъ покланялись въ иконѣ Его первообразному? Ежели Синайская гора освятилась присутствіемъ Божіимъ: то не болѣе ли самый Его образъ? Тоже разумѣть должно объ иконѣ преблагословенныя и пречистыя Дѣвы Богоматери, и объ иконахъ друговъ Божіихъ, молитвами своими намъ споспѣшествующихъ, и къ подражанію своей святости насъ возбуждающихъ, также о возжигаемыхъ свѣтильникахъ, о куреніи ѳиміама, и о сооруженіи утварей церковныхъ, о троеперстномъ сложеніи и о прочемъ. Все сіе весьма нужно и полезно для соблюденія единства въ прославленіи Бога и почтеніи св. Божіихъ человѣковъ, узаконившихъ сіе, и наконецъ для различія между прямыми сынами Церкви и между отступниками отъ оныя.

Итакъ, по принятію, или отверженію церковныхъ преданій весьма отличаются отъ исповѣдниковъ Христовыхъ тѣ, кои или не чтятъ св. иконъ, или чтятъ, боготворя вещественность оныхъ; кои, вопреки намѣренію св. Церкви, возжигаютъ свѣщи не столько въ знакъ пламенной любви своей къ Богу, сколько для показанія лицемѣрной своей набожности; кои вмѣсто изображаемой, въ сложеніи трехъ большихъ перстовъ, Св. Троицы, слагаютъ оные на еретическое раздѣленіе личнаго во Христѣ единства; кои, не пріемля призванныхъ отъ Бога пастырей и гнушаясь апостольскими преемниками, желаютъ быть или пасомыми падшими подъ клятву, или избѣгающими строгости правосудія іереями, или дерзновенно возложившими на себя сію высокую должность простолюдинами. Ей! всѣ таковые не суть чада Церкви, слѣдовательно не суть и истинные исповѣдники Христовы. Но мы, оставя ихъ судьбамъ Божіимъ, продолжимъ слово наше объ истинныхъ исповѣдникахъ Христовыхъ.

Поелику успѣхъ всякаго дѣла познается изъ своего окончанія: то и истинные исповѣдники Христовы, дабы быть совершенно таковыми до самой кончины жизни своея, непоколебимы пребываютъ въ исповѣданіи своемъ; въ засвидѣтельствованіе же сего постоянства своего въ ономъ, терпѣливо переносятъ несчастія, побѣждаютъ самихъ себя, противостоятъ искушеніямъ, и самую смерть ни во что вмѣняютъ, только бы не быть отлученными отъ исповѣдуемаго ими Христа. Сія черта исповѣдника Христова столь ему собственна и неотъемлема, что не только явно отвергшіеся отъ Христа, но даже никто изъ христіанъ, сколько нибудь сомнѣвающійся и малодушествующій въ вѣрѣ не можетъ себѣ предвосхитить онаго. Кто почтетъ безопаснымъ того мореходца, котораго судно посредѣ волненія бурнаго колеблется и возметается, и который не только потрясенъ отъ страха, но и лишенъ всѣхъ чувствъ? Кто въ подвигѣ борьбы можетъ хвалиться побѣдою, когда хитрый сподвижникъ его успѣлъ уже поколебать стопы его? Вѣренъ ли тотъ своему Государю, который, ослѣпившись богатыми дарами непріятеля, намѣревается предать ему свое отечество? Великодушенъ ли тотъ, который, увидѣвъ смерть, не только теряетъ крѣпость души своей, но и подобно робкимъ младенцамъ, защищается отъ нея только жалостнымъ воплемъ? Всѣ сіи подобія изображаютъ подвигъ нашего исповѣданія.

Теперь, христіанинъ, ты самъ будь свидѣтелемъ и судіею твоего исповѣданія. Такъ ли ты преплываешь бурное море жизни твоея, что когда волны печалей житейскихъ и бури несчастій, туда и сюда повергая ладью надежды твоея на Христа, — не только не приводятъ тебя въ отчаянный ужасъ и трепетъ, но и усугубляютъ твое терпѣніе? Такъ ли ты доблественно борешься со страстьми и искушеніями твоими, что при всемъ лукавствѣ первыхъ, и обольщеніи послѣднихъ, никогда не дозволишь преодолѣть тебя тѣмъ и другимъ? Такъ ли ты вѣренъ Владыкѣ своему Христу, что и на всѣ царствія міра, предлагаемыя тебѣ непримиримымъ врагомъ Его, не захочешь промѣнять исповѣданія Христова? Такъ ли ты наконецъ твердъ и великодушенъ, что отъ исповѣданія и любви Христовой не могутъ разлучить тебя ни огнь, ни мечъ, ни смерть? Если ты столько преданъ исповѣданію Христову, и до конца пребудешь въ ономъ неизмѣненъ: то сколь ты блаженъ въ жизни твоей, а по смерти достоинъ вѣчныя памяти!

Но увы, немощи человѣческія! Кто можетъ въ семъ столь великомъ подвигѣ твердо положиться на свои собственныя силы? Не всякій ли изъ насъ сознается, что душа наша нерѣдко сѣется грѣховными сомнѣніями, какъ пшеница, гдѣ плевелы зловредныхъ помысловъ, поднявшись на нѣсколько времени вверхъ, паки ниспадаютъ и смѣшиваются съ чистою пшеницею? Сколь часто торжествуетъ надъ нами міръ сей, износя изъ нѣдръ своихъ сокровища, и наводнивъ оными, какъ потопною водою, сердце наше, — погашаетъ огнь любви ко Христу? Сколь часто буйныя страсти свергаютъ нашъ разумъ съ его престола, и для удовлетворенія своимъ прихотямъ заставляютъ забыть и долгъ христіанина, и самого Творца? Сколь часто несчастія, опершись ужасною своею тяжестію на храмину души нашей, угрожаютъ ей конечнымъ истребленіемъ вѣры? Сколь часто соблазны и ухищренія, угрозы и ласкательства міра отторгаютъ насъ отъ Христа? Сколь же необходимъ намъ послѣ сего мечъ глагола Божія, щитъ вѣры и сила благодати Божіей, дабы, низложивъ враговъ нашихъ, содѣлаться намъ истинными исповѣдниками Христовыми?..

Всемогущій Христе Іисусе! Мы подъ Твоимъ знаменіемъ воинствуя въ жизни сей, отъ Тебя же и просимъ благовременныя помощи, да не оскудѣетъ наша въ Тебя вѣра, да бывъ облечены Твоею благодатію свыше, до послѣдняго нашего издыханія дерзновенно исповѣмы Тя Бога нашего предъ человѣки, да тако и Ты насъ истинныхъ исповѣдниковъ Твоихъ исповѣси предъ Отцемъ Твоимъ, Иже на небесѣхъ. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 290-296.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0