Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ день Срѣтенія Господня (шестое).

Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое (Лук. 2, 29-30).

Естествоиспытатели повѣствуютъ, что устарѣвшій лебедь, почувствовавъ приближеніе своей смерти, поетъ прекрасную прощальную пѣснь. Подобно сему лебедю и престарѣлый праведный Симеонъ, по принесеніи Младенца Христа въ храмъ іерусалимскій, удостоившись воспріять на руки свои сего Спасителя міра, воспѣлъ дрожащимъ голосомъ, но съ твердою вѣрою, сію сладостную пѣснь: Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ.

Для чего же онъ такъ воспѣлъ, — онъ самъ объясняетъ далѣе: яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое, говоритъ онъ. Видѣли очи его спасеніе, поелику и руки осязали Спасителя: счастіе подобное тому, котораго удостоились Апостолы, бывшіе самовидцы и слуги Слова (Лук. 1, 2), осязавшіе Его руками своими (1 Іоан. 1, 1).

Но, дабы отрадную сію пѣснь, единственное утѣшеніе при смерти, могъ воспѣть и всякій изъ насъ, слушатели, для сего надобно быть и намъ Богопріимцами и Богоносцами, такъ какъ и праведный Симеонъ сподобился быть таковымъ не потому только, что носилъ на рукахъ своихъ Младенца Христа, но наипаче потому, что въ сердцѣ своемъ вмѣщалъ и упокоивалъ Его со Отцемъ и Духомъ Святымъ. Раскроемъ сей предметъ подробнѣе.

Не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство — носить на рукахъ Христа; неложное ученіе увѣряетъ насъ, что и многіе другіе могутъ имѣть сіе достоинство. Аще кто любитъ Мя, сказалъ Христосъ, слово Мое соблюдетъ; и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23); и въ другомъ мѣстѣ: се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20). Вы слышите, слушатели, что къ полученію сего высокаго достоинства требуется отъ насъ только то, чтобы мы любили Христа и соблюдали святыя Его заповѣди, и чтобы мы не запирали дверей сердца нашего, когда Онъ или чрезъ слово свое, или чрезъ вдохновеніе благихъ помысловъ, или чрезъ приключенія въ жизни нашей, счастливыя и несчастливыя, чрезъ неожиданныя радости или внезапныя скорби, толчетъ въ оныя двери.

Что удостоило и Симеона быть Богопріимцемъ и Богоносцемъ? Не то ли, что онъ, какъ говоритъ Писаніе, бѣ человѣкъ праведенъ и благочестивъ, чая утѣхи Израилевы (Лук. 2, 25), то есть, что онъ жилъ по закону Божію и ожидаемаго Мессію носилъ въ сердцѣ прежде, нежели пріялъ Его на свои трепещущія руки? Если бы сего не было въ Симеонѣ: то вѣрно онъ или не удостоился бы пріять Христа на руки свои, или пріявши, не могъ бы столь благонадежно воспѣть оную отрадную пѣснь: нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко.

Внѣшнее прикосновеніе ко Христу и осязаніе Его, безъ внутренняго — вѣрою и дѣятельною любовію, безполезно. Многіе изъ іудеевъ прикасались Ему и осязали Его руками своими, особенно бившіе и распинавшіе Его; но сіе прикосновеніе и осязаніе какую принесло пользу для распинателей? Самъ діаволъ, искушая Христа въ пустынѣ, водилъ Его то на гору высокую, то въ Іерусалимъ, и возносилъ Его на крило церковное: уже ли же и діаволъ Богоносецъ?

Отсюда ясно видно, кто можетъ назваться истиннымъ Богопріимцемъ и Богоносцемъ? То есть, тотъ, кто соблюдаетъ заповѣди Христовы, любитъ Бога паче всего, любитъ ближняго, какъ самого себя, — не только не обижаетъ его, но и всячески благотворитъ ему, не льститъ и не обманываетъ его и отъ обмана остерегаетъ; не только самъ не грабитъ, но и защищаетъ отъ грабителей, и не въ лѣсахъ только и пустыняхъ производящихъ грабежъ, но и среди города и внутри домовъ; не только не лихоимствуетъ, но и старается соблюсти всякую правду въ судѣ и внѣ суда съ наивозможною поспѣшностію и твердостію; сверхъ того сосудъ тѣла своего, храмъ, по Апостолу, опредѣленный для Духа Святаго, сохраняетъ въ чистотѣ и цѣломудріи (1 Кор. 6, 19; 1 Сол. 4, 4), не подражая въ жизни своей тѣмъ, о которыхъ апостолъ Петръ говоритъ, что они живутъ, яко скоти животни, естествомъ бывше въ погибель и тлю, — пріемлюще мзду неправедну, сласть мняще вседневное насыщеніе, сквернители и порочницы, очи имуще, исполнь блудодѣянія и грѣха, во всю жизнь непрестающаго, а сердце научено лихоиманію, дабы, то есть, не было недостатка въ пирахъ и балахъ, клятвы чада, источницы безводни, облацы и мглы отъ вѣтръ преносими, имже мракъ вѣчный блюдется (2 Петр. 2, 12-17).

Ахъ! на сихъ скверныхъ и хищныхъ рукахъ никакъ не захочетъ носиться Сынъ Божій; въ сіи уста, исполненныя злорѣчія, клеветы и обмана, не можетъ внити истинное слово Божіе, а если войдетъ, то конечно не другой кто, какъ отецъ лжи, который хвалился нѣкогда предъ Господомъ Богомъ и среди сонма Ангеловъ небесныхъ: Азъ, говорилъ онъ, прельщу Ахава, вниду во уста лжепророковъ его, и буду ему обѣщать побѣду на погибель его (3 Цар. 22, 2); въ сіе наконецъ сердце нечистое и смрадное и непрестанныя скверны отрыгающее, не внидетъ Спаситель нашъ со Отцемъ своимъ по обѣтованію своему: кое общеніе свѣту ко тмѣ? кое причастіе правдѣ къ беззаконію? кое же согласіе Христови съ веліаромъ (2 Кор. 6, 14-15)? Всѣхъ сихъ несчастныхъ приличнѣе назвать бѣсоносцами, нежели Богоносцами. Они носятъ сего духа лестча, сего нечистаго бога вѣка сего (2 Кор. 4, 4) и въ сердцѣ, и въ устахъ льстивыхъ, и въ рукахъ хищныхъ, и въ ногахъ скорыхъ проліяти кровь неповинную (Рим. 3, 15), и въ чувствахъ и въ мысляхъ, омраченныхъ суетою и студодѣяніемъ.

Когда же сіи бременоносцы съ сею ношею приближатся къ смерти своей: то могутъ ли они подобно Богоносцу Симеону воспѣть сію сладостную пѣснь: нынѣ отпущаеши рабовъ Твоихъ, по глаголу Твоему, съ миромъ: яко видѣстѣ очи наши спасеніе Твое? Не скажутъ ли тогда съ горькимъ плачемъ и тяжкимъ вздохомъ: нынѣ Ты исторгаеши души наши отъ тѣла нашего сквернаго, Судіе и Мстителю всякія неправды и нечистоты, по глаголу Твоему, не съ миромъ, но съ лютыми страданіями и терзаніемъ совѣсти: яко не восхотѣхомъ видѣти очима нашима спасенія Твоего; яко простирахомъ руцѣ наши не къ пріятію Іисуса, но къ лихоимству и хищенію, и яко не отверзохомъ дверей сердца нашего толкущему Христу Іисусу, и никогда же возбранихомъ входа въ оное сластемъ и прихотямъ земнымъ!

О Господи! Избави насъ отъ сего горькаго и безотраднаго плачевопльствія предъ кончиною нашею, и претвори насъ благовременно изъ сосудовъ непотребныхъ въ благопотребныя, изъ бѣсоносцевъ вь Богоносцевъ; содѣлай и руки и уста и вся чувствія наша достойное пріятелище Твое, да и мы увидѣвше, и руками нашими осязавше спасеніе Твое, при кончинѣ житія нашего возможемъ воспѣть съ праведнымъ Симеономъ сію блаженную пѣснь: нынѣ отпущаеши рабовъ Твоихъ, Владыко, но глаголу и обѣтованію Твоему, съ миромъ, и Ангелы Божіи, возносящіе души Богоноцевъ во святая святыхъ, въ нерукотворенная и небесная, да вознесутъ и наши въ тоже блаженное селеніе Вышняго. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 88-92.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0