Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.)
Слово въ день Срѣтенія Господня.

Посла Богъ Сына своего, раждаема отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ (Гал. 4, 4).

Всѣ мы называемъ нынѣшній праздникъ Срѣтеніемъ Господнимъ: но не совсѣмъ, и не для всѣхъ ясно и понятно, откуда такое названіе? Кто срѣтилъ Спасителя нашего, приносимаго младенцемъ во храмъ іерусалимскій? Благочестивый старецъ Симеонъ не срѣтилъ Его, но, какъ видно изъ исторіи Евангельской, тогда уже взялъ Его на руки свои, когда родители принесли Отроча Іисуса, сотворити има по обычаю законному о Немъ (Лук. 2, 27).

Развѣ только срѣтили Его невидимо горніе чины Ангельскіе, и съ ними вмѣстѣ праведный Авраамъ, который, по словамъ Христовымъ, радъ былъ видѣть день явленія Его въ міръ, и видѣлъ, и возрадовался (Іоан. 8, 56), и, безъ сомнѣнія, не пропустилъ и настоящаго случая, столь для него вожделѣннаго. Не пропустили его, конечно, и всѣ ветхозавѣтные праведники и весь свѣтоносный сонмъ благочестивыхъ царей и пророковъ, которые, по свидѣтельству того же небеснаго Учителя, сильно желали видѣть, чтó святые Апостолы видѣли, и слышать, чтó они слышали, но тѣлесными ушами не слышали (Лук. 10, 24), за то очами вѣры, по увѣренію апостола Павла, издалеча видѣли и цѣловали, то есть, привѣтствовали (Евр. 11, 10). Изъ живыхъ же земнородныхъ никто не вышелъ на встрѣчу Младенцу Іисусу.

Но оставимъ названіе; откуда бы оно ни произошло и какъ ни состоялось, во всякомъ случаѣ оно не столь важно, какъ самая вещь, изображаемая имъ. Итакъ изслѣдуемъ, слушатели, для чего Отроча сіе — Сынъ Божій принесенъ былъ во храмъ іерусалимскій, что тамъ сдѣлано было съ Нимъ по обычаю законному, и только ли по обычаю или по неизбѣжной необходимости, дабы Онъ, какъ рожденный отъ жены, былъ подъ закономъ, и для чего? да подзаконныя искупитъ; и сіе составитъ первый предметъ нашего изслѣдованія и первую часть моего слова. Во-вторыхъ, въ чемъ мы по прежнему остались подъ закономъ? — это составитъ второй предметъ изслѣдованія и вторую часть слова.

Когда Богъ, изводя израильтянъ изъ работы египетской, поразилъ весь Египетъ послѣднею казнію, убивъ перворожденныхъ отъ человѣка до скота, а первенцевъ израильскихъ сохранилъ: тогда, въ вѣчное воспоминаніе сего событія, далъ симъ послѣднимъ законъ, дабы они за такую пощаду перворожденныхъ своихъ, приносили въ жертву агнца во всесожженіе, и птенца голубина, или горлицу грѣха ради (Лев. 12, 6), чтó и было, съ одной стороны, какбы искупленіемъ перворожденныхъ Богу, отдѣлившему ихъ на свою часть, а съ другой — очищеніемъ матери, родившія въ нечистотахъ, какъ плотскихъ, такъ и душевныхъ, по свидѣтельству Давида: въ беззаконіихъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя (Псал. 50, 7).

Кому же свойственъ былъ сей законъ? Іисусу ли, Сыну Божію, единородному и единосущному? Но Онъ былъ Тотъ самый, который убивалъ первенцевъ египетскихъ, а израильскихъ сохранилъ; Онъ же самъ далъ и законъ для искупленія первенцевъ; Ему также и жертва за первородныхъ приносима была; Онъ же наконецъ и Очиститель сквернъ нашихъ плотскихъ и душевныхъ. Итакъ, прилично ли было Ему искупляться и приносить жертву самому Себѣ? Свойственно ли также было очищать пречистую Матерь Его, которая зачала Его отъ Духа Святаго, безъ сѣмени мужеска, и родила Его отъ чистыхъ, дѣвственныхъ кровей своихъ?

Но все сіе исполнилъ Сынъ Божій единородный и единосущный не для Себя, а для насъ. Творецъ закона покорился закону, да подзаконныя искупитъ; Самъ пощадилъ насъ, избавивъ отъ смерти вѣчныя за грѣхи наши: Самъ же представляетъ за насъ и цѣну искупленія — нынѣ принесеніемъ законной жертвы, а послѣ принесеніемъ въ жертву самого Себя. Освящени есмы принесеніемъ тѣла Іисусъ Христова единою: единѣмъ бо приношеніемъ совершилъ есть во вѣки освящаемыхъ (Евр. 10, 10. 14). Наши матери зачинаютъ насъ въ беззаконіяхъ и раждаютъ въ грѣхахъ; но преблагословенная Матерь Іисусова зачинаетъ и раждаетъ Его отъ Духа Святаго, слѣдовательно Сынъ Пречистыя и Приснодѣвы Маріи приноситъ птенца голубина за грѣхъ не Матери своея безгрѣшныя, но за грѣхи нашихъ матерей и насъ самихъ, въ беззаконіяхъ зачатыхъ и во грѣхахъ рожденныхъ.

Посему младенчествующій Сынъ Божій, будучи Первенцемъ своея Матери, принесенъ былъ во храмъ іерусалимскій съ жертвою, не по обычаю только законному, но и по неотложной необходимости, не своей впрочемъ, но нашей, исполняя законъ вмѣсто насъ, искупляя насъ у Себя самого и принося жертву Себѣ самому за насъ, за грѣхи наши и матерей нашихъ.

Но, узнавъ истинную причину принесенія младенчествующаго Христа во храмъ Господень, разсмотримъ, слушатели, и слѣдствія онаго: отъ какого закона и какимъ образомъ искупилъ насъ Христосъ? При семъ разсмотрѣніи довольно принять во вниманіе двоякій законъ Ветхаго Завѣта: нравственный — десятословія, и церковный или обрядовый.

Нравственный законъ былъ для насъ самый тяжкій, не самъ впрочемъ по себѣ, но по слабости нашей. Правда для праотца нашего Адама въ невинномъ его состояніи онъ былъ весьма легокъ; для него любить Бога и ближняго, не убивать, не красть, не обманывать — было тогда самымъ пріятнымъ и усладительнымъ занятіемъ: но когда онъ преступилъ заповѣдь Божію; когда вмѣсто боголюбца сдѣлался самолюбцемъ; когда увидѣлъ наготу свою и спѣшилъ прикрыть ее смоковнымъ листвіемъ; когда услышалъ осужденіе себя на смерть временную и вѣчную, на тяжкіе труды и болѣзненное рожденіе чадъ: тогда законъ нравственный, прежде бывшій для него столь легкимъ, сдѣлался слишкомъ тяжкимъ, особенно же когда къ сему самому закону прибавлено было чрезъ Моисея слѣдующее изъясненіе: проклятъ всякъ, иже не пребудетъ во всѣхъ писанныхъ въ книзѣ законнѣй (Втор. 27, 26; Гал. 3, 10). Тогда праотцу нашему со всѣмъ его наслѣдіемъ, какъ непребывшему въ законѣ, то есть, неисполнившему его, непремѣнно надлежало быть проклятымъ и на вѣки отринутымъ отъ Бога, и вѣчно, какъ врагу Божію, осужденнымъ на мученія вмѣстѣ съ діаволомъ.

Сію-то самую тяжесть закона облегчилъ для насъ Спаситель нашъ, искупивъ насъ отъ строгости закона; Самъ подвергся мученіямъ, дабы искупить насъ отъ вѣчныхъ мученій, самъ вкусилъ смерть, дабы освободить насъ отъ смерти вѣчной, а смерть временную претворить въ кратковременный сонъ, коего пробужденіе есть жизнь вѣчная; Самъ содѣлался клятвою; ибо въ законѣ написано: проклятъ всякъ висяй на древѣ (Втор. 21, 23; Гал. 3, 13), — дабы снять съ насъ клятву за преступленіе закона и доставить благословеніе.

Впрочемъ, весьма худо бы заключилъ кто либо, что мы, бывъ освобождены Сыномъ Божіимъ отъ тяжести и строгости закона, свободны уже исполнять оный или не исполнять. Ибо если судія прощаетъ злодѣя, осужденнаго на смерть, оставляя его безъ заслуженнаго имъ наказанія, то тѣмъ самымъ даетъ ли ему право по прежнему злодѣйствовать? Не обязываетъ ли его самымъ прощеніемъ своимъ — жить впередъ по закону? Въ противномъ же случаѣ, не подвергаетъ ли его еще большему наказанію, какъ непочувствовавшаго цѣны сдѣланнаго ему снисхожденія?

Сюда относится Евангельская притча, въ которой говорится, что господинъ задолжавшему рабу своему ста талантами сначала простилъ было весь долгъ, но потомъ, когда услышалъ, что сей лукавый и неблагодарный рабъ не хотѣлъ товарищу своему, бывшему ему должнымъ только ста пѣнязями, простить и сего малаго долга, разгнѣвался на него за его жестокосердіе, и, не смотря на то, что прежде простилъ ему долгъ свой, снова потребовалъ съ него уплаты всего долга, и какъ онъ не въ состояніи былъ уплатить, то посадилъ его въ темницу (Матѳ. 18, 34).

Точно такъ будетъ поступлено и съ нами, слушатели, если мы, бывъ искуплены Іисусомъ Христомъ отъ тяжести законной, станемъ презирать законъ и нисколько не будемъ стараться, при помощи благодати Божіей, дѣйствовать по закону. Если, говорю, воръ не перестанетъ воровать, лихоимецъ — лихоимствовать, блудникъ — блудодѣйствовать: то мы опять подъ закономъ, опять подвержены проклятію и вѣчной смерти; въ такомъ случаѣ безполезна для насъ смерть Христова; кровь Его, изліянная за насъ, вотще падетъ предъ нами и не принесетъ намъ благихъ плодовъ искупленія, а развѣ ярость и гнѣвъ Божій и вящшее осужденіе.

Что жь касается до обрядоваго закона Ветхаго Завѣта: то хотя Искупитель нашъ Іисусъ Христосъ совсѣмъ освободилъ насъ отъ него: ибо онъ, бывъ тѣнію грядущихъ благъ (Евр. 10, 1), при поставленіи самой истины, не могъ далѣе оставаться въ своей силѣ: однако Іисусъ Христосъ, освободивъ насъ отъ тѣни, тѣмъ болѣе привязалъ насъ къ истинѣ, — воспретивъ намъ приносить кровавыя жертвы ветхозавѣтныя, велѣлъ приносить въ жертву самихъ себя. Молю васъ, братіе, говоритъ Апостолъ, щедротами Божіими, представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служеніе ваше (Рим. 12, 1); не велитъ намъ кропиться кровію юнчею и козлею, но велитъ намъ приступать во святая святыхъ со истиннымъ сердцемъ во извѣщеніи вѣры, окроплени сердцы отъ совѣсти лукавыя, и измовени тѣлесы водою чистою: да держимъ исповѣданіе упованія неуклонное (Евр. 10, 22-23). Не посылаетъ насъ въ Іерусалимъ на поклоненіе, но требуетъ, чтобы на всякомъ мѣстѣ, а преимущественно во храмахъ, посвященныхъ Его имени, покланялись Ему духомъ и истиною. Грядетъ часъ и нынѣ есть, егда истинніи поклонницы поклонятся Отцу духомъ и истиною (Іоан. 4, 23), говоритъ Онъ; и въ другомъ мѣстѣ: храмъ Мой, домъ молитвы есть (Матѳ. 21, 13; Лук. 19, 46). Не принуждаетъ насъ къ обрѣзанію плотскому, но требуетъ, чтобы мы обрѣзали себя обрѣзаніемъ нерукотвореннымъ, въ совлеченіи тѣла грѣховнаго плоти (Кол. 2, 11).

Словомъ, больше отъ насъ требуется, чѣмъ оставляется намъ: требуется духовная жертва, духовное очищеніе, духовная молитва и обрѣзаніе духовное, а не плотское, — все внутреннее, а не внѣшнее; все истинное, а не лицемѣрное или фарисейское; требуется не за гнѣвъ, или страхъ, но и за совѣсть (Рим. 13, 5), или, что тоже, за любовь къ Искупившему насъ отъ страха и мученій, дабы мы исполняли законъ, не какъ рабы, но какъ сыны, — не Господомъ только называя Законодателя, но и Отцемъ нашимъ: поелику сей Законодатель самъ былъ подъ закономъ — не только, да подзаконныя искупитъ, но и да всыновленіе воспріимемъ, пославшему Богу Духа Сына своего въ сердца наша, вопіюща: Авва Отче (Гал. 4, 5-8)!

Итакъ, блаженны тѣ, которые, бывъ освобождены отъ закона, законное творятъ; бывъ избавлены отъ страха законной клятвы, не страхомъ, но любовію водятся въ исполненіи закона. Блаженны праведные Симеоны и всѣ подобные имъ благоговѣйные исполнители закона, водимые Духомъ въ церковь и носящіе и въ церкви и въ домахъ своихъ и всюду, на объятіяхъ сердца и души своея, Христа Іисуса. Ей! глаголю: вамъ предоставлена при блаженной кончинѣ вашей блаженная пѣснь сія: нынѣ отпущаеши, и проч.

Блаженны благочестивыя Анны и весь женскій полъ, дѣвы и вдовицы, въ супружествѣ и внѣ супружества цѣломудренно и благочестно пребывающія, неудаляющіяся отъ Церкви, и въ воздержаніи и въ молитвахъ служащія Богу день и нощь! Утѣха Израилева, утѣха временной и вѣчной жизни, при васъ неотлучно пребудетъ, и для васъ уготованы жилища вѣчныя въ храмѣ небеснаго Іерусалима, гдѣ не плачъ и скорби, но радости и награды ожидаютъ васъ.

Христе Іисусе! благоволивый положитися во объятіяхъ праведнаго Симеона, и отъ Анны пророчицы проповѣдатися, сотвори насъ праведными Симеонами и цѣломудренными Аннами, — положися благодатію Твоею въ сердцахъ и душахъ нашихъ, озари Твоимъ Божественнымъ присутствіемъ невѣжественныя очи наши, и настави насъ на дѣланіе заповѣдей Твоихъ, да узримъ, при кончинѣ нашей, миръ и благословеніе Твое. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 45-52.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0