Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю по Просвѣщеніи.

Случися имъ истинная притча: песъ возвращся на свою блевотину, и свинія омывшися, въ калъ тинный (2 Петр. 2, 22).

Изображеніе довольно неблагообразное, невольно оскорбляющее разборчивый слухъ и вкусъ людей образованныхъ! Песъ, возвращающійся на свою блевотину, и вымытая свинья, идущая валяться въ грязи: что можетъ быть гнуснѣе и отвратительнѣе сей срамной картины? Но подивитесь, слушатели, сію срамную картину столь грязными красками рисуетъ предъ нами рукою Апостола самъ Духъ Божій, всесвятый и всечистѣйшій.

Кого же изображаетъ онъ въ сей картинѣ? — Быть можетъ тѣхъ, которыхъ вкусъ столь разборчивъ и слухъ столь раздражителенъ. Быть можетъ тѣхъ, которыхъ изнѣженные нервы гармоническими звуками и избранными яствами судорожно потрясаются, при одномъ представленіи пса и блевотины его, свиньи и кала тиннаго. Быть можетъ тѣхъ, которыхъ избалованный взоръ привыкъ услаждаться и покоиться на предметахъ, дышущихъ нѣгою и роскошью. Быть можетъ тѣхъ, которыхъ уста, красиво образованныя, изучились изливаться струями прозрачеыми рѣчи плавной и звучной, чувства сильнаго и нѣжнаго, мысли свѣтлой и возвышенной. Можетъ быть многихъ даже изъ насъ, если не всѣхъ, которые столь живо чувствуемъ безобразіе картины сей и столь много гнушаемся предметами, изображенными на ней: ибо подъ образомъ сихъ предметовъ, по намѣренію и указанію Духа Божія, должно узнать тѣхъ, которые отбѣгше чрезъ крещеніе сквернъ міра въ разумъ Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, сими же паки сплетшеся побѣждаеми бываютъ (2 Петр. 2, 20). А кто изъ насъ устоялъ въ благодати крещенія? Кого міръ лукавый не приманилъ снова къ своимъ сквернамъ и не осквернилъ богосвѣтлой одежды, воспріятой нами при крещеніи? Кто похвалится чисто имѣти сердце? Кто дерзнетъ рещи себе чиста предъ Богомъ (Прит. 20, 9), аще и единъ день житія его (Іов. 14, 5)?

Познаемъ же, возлюбленные о Господѣ чада и братія, сколь ни непріятно, сколь ни больно намъ, въ семъ гнусномъ изображеніи — самихъ себя, безразсудно возвращающихся отъ пути правды на путь прежняго нечестія, отъ преданныя заповѣди къ оставленному нами беззаконію. Помыслимъ во глубинѣ души нашей, но помыслимъ искренно и нелицемѣрно, со всѣмъ безпристрастіемъ и невозмутимымъ спокойствіемъ, не случися ли и намъ истинная притча сія: песъ возвращся на свою блевотину, и свинія омывшися, въ калъ тинный? Но познаемъ вмѣстѣ съ симъ и жалкую судьбу свою. Быша бо имъ, вѣщаетъ Духъ Святый, послѣдняя горша первыхъ.

Въ самомъ дѣлѣ, невозможно довольно описать и оплакать бѣдственное состояніе христіанина, который по святомъ крещеніи снова вдался въ беззаконныя дѣла и продолжаетъ беззаконновать. Онъ добровольно лишается всего того блаженства, котораго въ крещеніи благодатію Божіею сподобился, и ввергаетъ себя въ бѣдствіе, котораго избавился. Ибо позналъ было истину, но въ ней не хотѣлъ пребывать; позналъ Бога, но не хотѣлъ благоугождать Ему; позналъ путь, ведущій къ блаженству вѣчному, но самовольно уклонился съ этого пути; обѣщался работать Богу, но въ томъ Ему солгалъ; омылся, освятился и оправдался, но всего того лишился. Сдѣлался чадомъ Божіимъ, но сего высокаго достоинства не умѣлъ удержать при себѣ, сдѣлался наслѣдникомъ вѣчнаго живота и царствія, но сіе богатое наслѣдіе потерялъ; облекся во Христа, но не захотѣлъ пребывать во Христѣ. На сію-то столь важную перемѣну и лишенія указывая, Апостолъ говоритъ съ прискорбіемъ о таковыхъ: лучше бы имъ не познати пути правды, нежели познавшимъ возвратитися вспять отъ преданныя имъ святыя заповѣди (2 Петр. 2, 21). Видите, христіане, сколь велико бѣдствіе христіанъ беззаконнующихъ? Нельзя его видѣть очами тѣлесными; за то невозможно не видѣть очами духовными: но будетъ время, когда оно явится въ явленіе цѣлаго міра вмѣстѣ съ тайными дѣлами нашими, въ грядущее пришествіе Христово. Тогда бѣдный христіанинъ познаетъ и увидитъ свое великое несчастіе.

Такъ, слушатели, состояніе христіанина беззаконнующаго достойно всякаго плача и скорби. Какъ измовенный въ банѣ снова марается грязію;. такъ и христіанинъ, омовенный банею крещенія, снова оскверняется беззаконіями. Какъ изъ ветхаго и безобразнаго рубища одѣтый въ порфиру и виссонъ чистый и свѣтлый, паки совлекается драгоцѣннаго сего одѣянія и облекается въ прежнее гнусное свое рубище; такъ поступаетъ всякій, кто, по святомъ крещеніи, нечествуетъ. Ибо и сей послѣдній изъ рубища грѣховнаго одѣлся было въ ризу оправданія Христова, но, отвергши сію безцѣнную одежду, паки облекся во грѣховное свое рубище. Какъ исходящій изъ тьмы на свѣтъ, паки во тьму обращается: тоже самое бываетъ и съ тѣмъ, кто, освободившись отъ тьмы грѣховныя, изшелъ было на свѣтъ ко Христу — Свѣту истинному, но паки во тьму прежнюю обратился. Какъ освободившійся изъ плѣна и рабства исходитъ на свободу, и паки въ плѣнъ и рабство возвращается: такъ и христіанинъ беззаконнующій избавился было благодатію Христовою отъ горькаго плѣна и рабства діавольскаго, но паки возвратился въ сіе тяжкое состояніе. Случися таковому истинная притча: песъ возвращся на свою блѣвотину, и свинія омывшися, въ калъ тинный.

Къ сему жалкому состоянію относятся: 1) вѣроотступники, которые, бывъ просвѣщены свѣтомъ вѣры истинныя, обращаются ко тьмѣ своего невѣрія, и въ ней безпрепятственно совершаютъ темныя дѣла свои; 2) еретики и раскольники, которые, отвергнувъ тайны боговѣдѣнія и богопочтенія, преданныя имъ и словомъ Евангелія и примѣромъ предковъ благоговѣйныхъ, обращаются къ изблеванному ими самими вѣроученію, потворствующему страстямъ и похотямъ ихъ, и съ жадностію пожираютъ и всюду отрыгаютъ свою гнусную блевотину; 3) судіи мздопріимные, которые, поправъ истину, преподанную имъ закономъ Божіимъ и человѣческимъ, вымышляютъ злокозненнымъ умомъ своимъ ложь и клевету, дабы оправдать виновнаго и обвинить невиннаго; 4) люди злобные и мстительные, которые, забывъ или презрѣвъ заповѣдь Христа Спасителя о прощеніи обидъ, коему клялись они послушаніемъ, изрыгаютъ злобу свою местію жестокою и неумолимою; 5) льстецы и обманщики, безстыдно и ежечасно посмѣявающіеся всевѣдѣнію и правосудію Бога, котораго они нарекли въ крещеніи своимъ Богомъ; 6) чародѣи и волшебники, выдающіе свои вымыслы за откровенія Божіи; 7) воры и хищники, тайно или явно, обманомъ или насиліемъ отъемлющіе чуждую собственность. Сюда принадлежатъ купцы, продающіе худой товаръ за хорошій и низкой цѣны за высокую, равно какъ торгующіе голодомъ и нуждою ближнихъ своихъ; ростовщики, взимающіе непомѣрные проценты, и, вмѣсто человѣколюбивой помощи ближнимъ своимъ, разоряющіе ихъ неправедною лихвою; заимодавцы, утаивающіе или подмѣнивающіе залоги; должники, неплатящіе въ опредѣленный срокъ своихъ долговъ; картежники, подъ видомъ удовольствія, заманивающіе простодушныхъ въ свои сѣти и, въ вознагражденіе за ихъ послушаніе, надѣляющіе ихъ нищетою; начальники, выгодно торгующіе своими ласками и милостями къ подчиненнымъ; господа, домогающіеся высокихъ выкуповъ отъ своихъ крестьянъ; хозяева, удерживающіе условленную плату у своихъ работниковъ, и работники, своимъ нерадѣніемъ подрывающіе благосостояніе своихъ хозяевъ. Наконецъ 8) всѣ плотоугодники и законопреступники, такимъ или другимъ образомъ нарушающіе законъ Божій, и чрезъ то оскверняющіе свою душу и тѣло.

Всѣмъ таковымъ, послѣ крещенія совершающимъ неправды и беззаконія, тысящекратно случается истинная притча: песъ возвращся на свою блевотину, и свинія омывшися, въ калъ тинный. И будетъ имъ послѣдняя горша первыхъ. Отраднѣе будетъ Содому и Гоморру въ день онъ, нежели людемъ симъ (Марк. 6, 11). Аще бо быша силы, бывшія въ нихъ при святомъ крещеніи, были и въ нечестивыхъ градахъ оныхъ, древле убо во вретищи и пепелѣ покаялися быша (Матѳ. 11, 21).

Я сказалъ — отраднѣе, и дѣйствительно: нечестіе Содомлянъ и Гоморрянъ было, можно сказать, не столько нечестиво, какъ наше. Они нечествовали и не знали, что нечествуютъ; а мы знаемъ, и, не смотря на то, продолжаемъ нечествовать. Но имѣяй судити живыхъ и мертвыхъ Господь будетъ судить не столько по важности преступленій, сколько по степени познанія закона: рабъ вѣдѣвый, сказалъ Онъ, волю Господина своего, и не уготовавъ, ни сотворивъ по воли его, біенъ будетъ много; между тѣмъ рабъ невѣдѣвый воли Господина, и несотворивый по воли его, біенъ будетъ мало (Лук. 12, 47-48). Будетъ судить по средствамъ и случаямъ къ пріобрѣтенію сего познанія, которыми мы или пользуемся или пренебрегаемъ, или просто пропускаемъ ихъ, по лѣности и нерадѣнію, по разсѣянности и невниманію къ судьбамъ Промысла, указующаго намъ оныя. Аще не быхъ пришелъ и глаголахъ имъ, говоритъ Просвѣтитель вселенныя объ іудеяхъ, неувѣровавшихъ въ Него, вины не быша имѣли; нынѣ же и видѣша и возненавидѣша Мене и Отца Моего; сего ради вины не имутъ о грѣсѣ своемъ (Іоан. 15, 22. 24).

Чего же ожидать послѣ сего намъ, возлюбленные, согрѣшающимъ по крещеніи, когда мы и родились отъ христіанъ, и возрождены въ христіанство и освящены въ христіанствѣ таинствами вѣры, и утверждены въ немъ помазаніемъ Духа Святаго, и воспитаны въ урокахъ истины; когда и сами на себѣ испытали и на другихъ видѣли тысячи опытовъ тайно и явно дѣйствующей благодати Божіей, и можно сказать, насильно влекущей насъ къ жизни святой и непорочной, къ соединенію съ Богомъ и наслѣдію въ Немъ живота вѣчнаго; когда гласъ Отца небеснаго непрестанно толцетъ въ двери сердца нашего и неумолчно взываетъ къ каждому изъ насъ: сыне мой, сыне мой, отверзи двери любви твоея, и даждь ми твое сердце (Прит. 23, 26); и что же слышитъ отъ большей части изъ насъ? — отступи отъ насъ, путей Твоихъ вѣдѣти не хощемъ (Іов. 21, 14)! Чего ожидать намъ послѣ всего этого, братія мои? Чего болѣе, кромѣ праведнаго гнѣва и осужденія Божія?

Но да не внидемъ, возлюбленные мои, въ отчаяніе горшее самаго преступнаго состоянія. Богъ нашъ есть Богъ щедрый и милостивый, долготерпѣливый и многомилостивый. Онъ не до конца прогнѣвается, ниже во вѣкъ враждуетъ (Псал. 102, 9). Онъ всѣмъ хощетъ спастися, и въ разумъ истины пріити (1 Тим. 2, 4). Значитъ, есть еще надежда и намъ возстать, исправиться и снова пріобрѣсть спасеніе, нами потерянное. Какое же къ сему средство? Отвѣчаю именемъ Бога милосердаго: покаяніе. Ибо самъ Онъ съ клятвою вѣщаетъ устами Пророка: хотѣніемъ не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 18, 23; 33, 11); а одинъ изъ вѣрныхъ посланниковъ Его, какбы объясняя слова сіи, присовокупляетъ: Богъ не хощетъ, да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ (2 Петр. 3, 9). Итакъ въ одномъ покаяніи наша надежда, въ одномъ покаяніи наше чаяніе. Не презримъ же сего послѣдняго средства, отъ щедрой десницы Благодати Божіей намъ ниспосылаемаго. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 38-44.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0