Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю предъ Просвѣщеніемъ.

Бысть Іоаннъ крестяй въ пустыни. И исхождаше къ нему вся іудейская страна, и іерусалимляне (Марк. 1, 4-5).

Предъ явленіемъ Іисуса Христа во Іудеи съ проповѣдію Евангелія страна сія, бывшая нѣкогда садомъ Божіимъ, и приносившая наилучшіе цвѣты и плоды, заросла вся самыми негодными растеніями и покрыта была въ изобиліи волчцами и терніями. Посему надобно было нѣсколько приготовить сію землю къ явленію Господа: ибо иначе, весьма немудрено, Евангеліе въ самомъ началѣ было бы потеряно для человѣчества. Для сего приготовленія бысть глаголъ Божій ко Іоанну, Захаріину сыну (Лук. 3, 2).

Іоаннъ въ сіе время былъ, можетъ быть, только одинъ совершенно преданный Богу человѣкъ. Онъ видѣлъ всеобщій развратъ своего времени, и чтобы не подвергнуться тому же разврату и соблюсти себя въ чистотѣ Богу, скрылся въ пустынѣ. Для удобнѣйшаго укрощенія страстей, онъ опредѣлилъ себѣ самый строгій образъ жизни. Одежду его составляла ткань самая простая и грубая, изъ верблюжьяго волоса. Пищею и питіемъ было только то, что безплодная пустыня могла доставить сама собою. Кровомъ жилища его — открытое небо. Получивъ глаголъ Божій, онъ, не имѣя никакого плана, и не зная никакого страха, кромѣ страха Божія, вышелъ, и, будучи въ полной крѣпости силъ, неутомимо началъ проповѣдывать покаяніе. Онъ обличалъ всѣ состоянія своихъ соотечественниковъ, стиралъ всѣ краски, коими прикрывали безобразіе сердца, сокрушалъ всѣ опоры, на коихъ утверждались, извиняя свое развращеніе, исторгалъ и разметывалъ всѣ мягкія возглавія, на коихъ усыпляли свою совѣсть.

Слухъ о его проповѣди распространился скоро, и вся страна іудейская стеклась слушать его. Многихъ обращалъ онъ ко Господу: они исповѣдывали грѣхи свои, крестились и дѣлались его учениками. Другіе уходили отъ него съ нераскаяннымъ сердцемъ, но уже не тѣми, какими пришли: онъ оставлялъ въ нихъ по крайней мѣрѣ жало, которое долго и весьма живо напоминало имъ о ранѣ въ сердце и не давало имъ покоя. Не осталось въ Іудеи ни одного состоянія, изъ котораго не было бы къ нему усерднѣйшихъ путешественниковъ. Всѣ приходили и просили наставленія: что сотворимъ (Лук. 3, 10)? Даже мытари говорили: что сотворимъ (Лук. 3, 12)? И воины спрашивали: что сотворимъ (Лук. 3, 14)? И онъ всѣмъ давалъ свое наставленіе, каждому по его состоянію.

Возлюбленные братія! Спросимъ и мы: что сотворимъ, что сотворимъ, чтобы намъ получить благоволеніе Божіе и вѣчную жизнь? Если спрашиваемъ дѣйствительно и хотимъ искренно творить то, о чемъ спрашиваемъ: то вотъ отвѣтъ самого Господа: не всякъ глаголяй Ми: Господи, Господи, внидетъ въ царствіе Божіе, но кто? — творяй волю Отца Моего, волю Божію (Матѳ. 7, 21).

Воля Божія двояка: есть воля Божія общая, которая обязываетъ всѣхъ человѣковъ: она извѣстиа всѣмъ, ибо она есть естественный законъ, начертанный Творцемъ на сердцѣ всѣхъ человѣковъ неизгладимыми буквами. Потомъ она есть откровенный законъ, начертанный въ словѣ Божіемъ, и заключается въ двухъ словахъ: «люби Бога паче всего, и ближняго твоего, какъ самого себя» (Матѳ. 22, 37-40). Во вторыхъ есть воля Божія особенная, или частная, которая обязываетъ только нѣкоторыхъ, и даже одного или двухъ изъ насъ, но не всѣхъ. Ибо какъ Богъ не отъ одного или двухъ изъ насъ требуетъ того, что заповѣдуетъ всѣмъ; такъ и не отъ всѣхъ требуетъ того, что заповѣдалъ одному. Всякій человѣкъ имѣетъ отъ Бога свою особенную заповѣдь, отъ вѣрности исполненія коей зависитъ его блаженство. Если мы не исполняемъ сей особенной воли Божіей, то всегда поступаемъ и противъ воли Божіей всеобщей, то есть, грѣшимъ и лишаемся блаженства.

Какъ же, вы спросите, узнать сію особенную, сію частную волю Божію? — Весьма легко. Она есть ваше состояніе, то именно состояніе и то званіе, въ которомъ вы находитесь. Уважайте сіе состояніе, любите его, исполняйте его обязанности въ твердой увѣрешности, что воля Божія призвала и поставила васъ въ это состояніе, и получите жизнь вѣчную. Обратите на сію весьма спасительную истину ваше вниманіе.

Состоянія, въ коихъ мы находимся, двоякаго рода. Одинъ родъ совершенно зависитъ отъ Бога, а не отъ насъ. Такъ Провидѣніе Божіе въ вѣчномъ совѣтѣ своемъ опредѣляетъ, что одинъ родится отъ царской крови, — онъ и въ колыбели носитъ уже порфиру, его наслѣдство — скипетръ, корона, народы и царство. Другой напротивъ раждается въ рабской долѣ, и долженъ во всю жизнь не повелѣвать, а повиноваться. Одинъ происходитъ отъ дворянскаго рода, ему открыты почетныя мѣста и преимущественныя должности. Другой напротивъ раждается въ простомъ классѣ людей, и ему предстоятъ обыкновенныя работы и занятія. Одинъ наслѣдуетъ богатое имѣніе, и можетъ жить въ изобиліи; другой напротивъ не получаетъ ничего, кромѣ здравыхъ членовъ и силъ, дабы пріобрѣтать себѣ хлѣбъ трудами и работою. Одинъ раждается съ счастливыми способностями, и можетъ заниматься всѣми науками и отправлять важнѣйшія должности; другіе напротивъ родятся съ способностями слабыми, и способны только къ тяжелымъ и грубымъ работамъ.

Такимъ образомъ одинъ долженъ возсѣдать на тронѣ, другой — оставаться подданнымъ; одинъ — возвышаться по степенямъ честей, другой — жить среди черни, въ неизвѣстности; одинъ — быть въ изобиліи, безъ заботы, другой — въ нищетѣ и со вздохами; одинъ — повелѣвать, другой — повиноваться; одинъ — отличаться умомъ и мудростію, другой — оставаться съ простымъ и малымъ смысломъ. Это такъ установилъ Богъ; Онъ учредилъ разныя состоянія, и каждому изъ насъ указалъ свое мѣсто и состояніе. Это совершенно зависитъ отъ Его всемогущей, всесвятой, премудрой и всеблагой воли. Мы сами собою не можемъ избрать нашего состоянія, такъ же какъ нашихъ предковъ, богатаго наслѣдства, душевныхъ и тѣлесныхъ способностей. Господь убожитъ и богатитъ, смиряетъ и выситъ (1 Цар. 2, 6). Итакъ, если мы хотимъ исполнять волю Божію, то должны прежде всего уважать и любить свое состояніе и исполнять его обязанности, и войдемъ въ царствіе Божіе.

Вы, по вашему роду, достоинству и отличнымъ способностямъ, поставленные на высшемъ степени, будьте же защитою, помощію, утѣшеніемъ и прибѣжищемъ низшихъ. А вы, обремененные трудами или услугами, находящіеся въ низшихъ состояніяхъ, оказывайте всевозможное стараніе о пользѣ и благѣ вашихъ ближнихъ и всего гражданскаго общества. Всякое состояніе полезно и неизбѣжно. Всесвятѣйшая воля Божія такъ установила и всякому дала свою участь, коею онъ и долженъ быть доволенъ, всякому — свой жребій, коему онъ и долженъ быть вѣренъ; и вы, бывъ довольны и вѣрны, должны считать ваше состояніе своимъ назначеніемъ, вѣрнымъ путемъ къ блаженству, и получите блаженство.

Не видите ли, какъ сіе ученіе спасительно? Всякій въ своемъ состояніи покоенъ и доволенъ имъ, и всякій благодаритъ Бога за назначенное ему мѣсто. Стоящій на высокой степени благодаритъ, или по крайней мѣрѣ долженъ благодарить Бога, что Онъ даровалъ ему власть и силу защищать другихъ и доставлять имъ благо. Стоящій на низшей степени благодаритъ Бога, что Онъ не возвысилъ его, и освободилъ отъ гордости и надменія и отъ всѣхъ опасностей, соединенныхъ съ высокимъ званіемъ. Богатый благодаритъ или долженъ благодарить Бога за даръ Его, потому что онъ чрезъ это можетъ себѣ доставить удобства жизни пріятной и спокойной и другимъ дѣлать добро. Бѣдный благодаритъ Бога, за то, что Онъ самъ сдѣлалъ его подобнымъ Искупителю міра, обнищавшему насъ ради добровольно. Сильный и здоровый благодаритъ Бога, что Онъ далъ Ему силы для трудовъ и исправленія дѣлъ своихъ, больный и недужный благодаритъ Его, что Онъ далъ ему случай упражнять себя въ послушаніи и пріучать къ преданности въ волю Божію.

Всякій въ своемъ состояніи утѣшаетъ или долженъ утѣшать себя мыслію, что онъ есть то, чего хочетъ отъ него Богъ, и говоритъ: да святится имя Твое (Матѳ. 6, 9)! Потому никто не старается силою, обманомъ, неправдою и другими безчинными средствами перемѣнять свое состояніе, или посредствомъ лести и лжи — изъ низости восходить на высоту, или лихоимствомъ, неумѣреннымъ ростомъ и другими неправдами собирать имѣніе и дѣлаться богатымъ. Но всякій остается или по крайней мѣрѣ долженъ оставаться въ своемъ состояніи спокойнымъ: потому что оно угодно Богу, и никто не завидуетъ состоянію другаго. Богатый думаетъ: мой сосѣдъ бѣденъ, но такъ угодно Богу, посему я не долженъ презирать его, ни оскорблять его своимъ надменіемъ; онъ имѣетъ нужду, а способовъ не имѣетъ, и потому я долженъ помочь ему: у меня есть избытокъ. Бѣдный думаетъ: мой сосѣдъ богатъ, силенъ и почтенъ; но такъ угодно Богу, — мнѣ не должно ему завидовать, ни роптать на него, что онъ со мною не дѣлится. Мнѣ должно довольствоваться тѣмъ, что мнѣ Богъ далъ: Онъ лучше знаетъ, что мнѣ спасительно.

Будьте увѣрены, что во всякомъ состояніи есть удобства ко спасенію. Ибо какъ съ одной стороны, по свидѣтельству Апостола, истинно, что различныя состоянія установилъ Богъ: кійждо свое дарованіе имать, овъ сице, овъ же сице (1 Кор. 7, 7), а съ другой стороны также несомнѣнно, что Богъ всѣмъ человѣкамъ хощетъ спастися (1 Тим. 2, 4): то необходимо должно заключить, что никакое состояніе не лишено удобства ко спасенію. Но не спросите ли меня, что это за удобства?

Не упоминаю о различныхъ строгостяхъ, коими всякій можетъ обуздывать свое тѣло; не упоминаю о разныхъ умерщвленіяхъ, коими всякій можетъ уменьшить грѣхи свои: ограничусь только тѣмъ, что всякому въ его состояніи представляется само собою неизысканно. Какъ много мы должны переносить отъ непріятныхъ приключеній, коими сія долина слезъ такъ изобильна! Насъ нерѣдко возмущаетъ потеря имущества, или огорчаетъ смерть возлюбленныхъ, или мучитъ болѣзнь, или измѣняетъ намъ невѣрный другъ, или угнетаетъ насъ насиліе сильныхъ, или поноситъ языкъ клеветника. Если при такихъ случаяхъ, отъ коихъ никакое состояніе не свободно, мы не предаемся нетерпѣнію, ропоту, ругательствамъ, проклятію, и смиренно преклоняемъ предъ Богомъ главу свою, то какую обильную жатву заслугъ мы собираемъ отсюда? Сколько вѣнцевъ и почестей мы уготовляемъ для себя въ вѣчности? Какъ много пріобрѣтаемъ себѣ друзей на небѣ въ вознагражденіе за потерю ихъ на землѣ?

Молю убо васъ, возлюбленные о Господѣ чада и братія, словомъ Апостольскимъ: потщитеся извѣстно ваше званіе и избраніе творити: сія бо творяще, не имате согрѣшити никогдаже. Сице бо обильно преподастся вамъ входъ во вѣчное царство Господа нашего Іисуса Христа (2 Петр. 1, 10-11); и кійждо васъ, въ немже призванъ бысть, въ томъ да пребываетъ предъ Богомъ (1 Кор. 7, 24), не влающеся и скитающеся всякимъ вѣтромъ пожеланій вашего духа, безпокойно преходящихъ и снова возраждающихся, и ни на чемъ не останавливающихся, но присно пребывающе со всякимъ смиренномудріемъ и кротостію, съ долготерпѣніемъ, терпяще другъ другу любовію, и творяще волю Божію (Ефес. 4, 14. 2. 6, 6). Не о перемѣнѣ званія и состоянія заботьтеся, но о перемѣнѣ образа жизни богопротивнаго и неблагоустроеннаго, а Богъ мира будетъ съ вами (Флп. 4, 9), и благопоспѣшитъ вамъ во всемъ: ибо любящимъ Бога, по словамъ Апостола, и творящимъ волю Его, вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28). Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 22-28.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0