Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ.

Вѣрою, зовомъ Авраамъ послуша изыти на мѣсто, еже хотяше пріяти въ наслѣдіе, и изыде не вѣдый, камо грядетъ (Евр. 11, 8).

Съ такимъ усердіемъ принялъ и исполнилъ Авраамъ повелѣніе Божіе — оставить землю родную, домъ отца своего, и идти въ землю для него неизвѣстную, которую Богъ обѣщалъ дать ему въ вѣчное наслѣдіе.

Слушатели христіане! И намъ повелѣваетъ Богъ оставить землю, изъ которой плоть наша получила бытіе, и къ которой посему всецѣло прилѣпляется, считая оную роднымъ своимъ домомъ, и оставивъ ее, идти въ другую землю, для чувственнаго человѣка совершенно неизвѣстную, — идти въ отечество небесное, гдѣ обѣщано намъ вѣчное блаженство, обѣщаны блага, которыхъ и око никогда не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Какъ же мы должны дѣйствовать, чтобы зовъ Божій въ насъ осуществился, чтобы мы и приняли и исполнили велѣніе Божіе, и такимъ образомъ достигли блаженнаго отечества? — Такъ же, слушатели, какъ и Авраамъ дѣйствовалъ; а именно:

Мы должны во первыхъ вѣровать, — принимать въ простотѣ сердца все, что Богъ повелѣваетъ намъ дѣлать. Повелѣваетъ же Онъ намъ въ счастіи не надмеваться, не гордиться славою міра, не величаться достоинствами и отличіями, и аще течетъ богатство, не прилагать къ нему сердца своего (Псал. 61, 11), но на все смотрѣть, какъ на средство къ своему спасенію. Сего мало, повелѣваетъ даже совершенно отказаться отъ мірской славы, почестей, достоинствъ, презрѣть богатство, пышность и всѣ мірскія удовольствія, какъ скоро встрѣчаемъ въ нихъ преграды къ нашему спасенію, и жить въ нищетѣ, незнатности и всѣмъ быть въ притчу и гаданіе, да тако спасемся. Мы не должны пререкать Богу, что такое или другое пожертвованіе не сообразно съ нашимъ состояніемъ или званіемъ, но должны совершенно покоряться Его святой волѣ, вручить себя въ полное распоряженіе небесъ. Ибо если всякій человѣкъ обязанъ повиноваться Богу за то, что Онъ даровалъ ему бытіе, то тѣмъ болѣе долженъ это дѣлать христіанинъ, вдвойнѣ облагодѣтельствованный Богомъ, получившій отъ Него и бытіе и пакибытіе. Христіанинъ изъ любви къ Богу долженъ совершенно отказаться отъ своей воли, всегда противной Богу, и волю Божію содѣлать собственною волею, будучи твердо увѣренъ, что Богъ все, что ни дѣлаетъ, дѣлаетъ для нашего спасенія, и что это есть прямой путь въ землю обѣтованную.

Таковой вѣры живой и дѣятельной по отношенію къ велѣніямъ Божіимъ требуетъ отъ насъ самая слабость нашего духа. Мы, со времени паденія, учинились младенцами въ дѣлѣ спасенія, сдѣлались столько слабыми по духовной нашей природѣ, что сами собою не всегда даже можемъ различать добро отъ зла, и хотя иногда и различаемъ одно отъ другаго, но, по испорченности своей, все стремимся болѣе къ послѣднему, нежели къ первому, такъ что если бы Богъ не удерживалъ насъ отъ того, не предостерегалъ и не указывалъ намъ ужасныхъ его послѣдствій: то мы неминуемо погибли бы на вѣки въ рабствѣ грѣха. И какъ послѣ сего не вѣрить Богу, не слушаться гласа, Его, не творить воли Отца небеснаго, когда Онъ одинъ только есть нашъ Защитникъ и руководитель въ дѣлѣ спасенія, одинъ только желаетъ намъ истиннаго добра и можетъ сотворить насъ истинно счастливыми? Если земному отцу сынъ обязанъ повиноваться во всемъ, безропотно творить его волю, которая нерѣдко, вслѣдствіе человѣческой ограниченности, бываетъ и погрѣшительна: то во сколько разъ съ бóльшею покорностію мы, будучи сынами Отца небеснаго, должны принимать и исполнять велѣнія Божіи, совершенно вѣрно устрояющія наше спасеніе? Итакъ мы должны всегда, безъ всякаго сомнѣнія, въ простотѣ сердца вѣрить всему, что Богъ говоритъ намъ — чрезъ Писаніе ли, или чрезъ различныя обстоятельства жизни; ибо Онъ чрезъ то ведетъ насъ къ цѣли бытія нашего, ведетъ къ блаженству.

Представимъ себѣ, — если бы Авраамъ сталъ строго обсуживать и подвергать сомнѣнію то, что Богъ повелѣвалъ ему идти изъ земли родной въ землю совсѣмъ неизвѣстную, отдаленную отъ родины, между людей съ другими нравами и обычаями: исполнилъ ли бы онъ волю Божію, не могъ ли бы онъ легко придти къ той мысли, что мнѣ лучше оставаться въ домѣ отца наслѣдникомъ великаго имѣнія среди кровныхъ и знаемыхъ, нежели скитаться въ землѣ незнакомой? Авраамъ не разсуждалъ такимъ образомъ, и въ простотѣ сердца принялъ повелѣніе Божіе, покорился волѣ Міродержца, и за то наслѣдовалъ землю обѣтованную. Того же и отъ насъ Богъ требуетъ, чтобы мы не разсуждали и не сомнѣвались въ Его опредѣленіяхъ, такъ что если бы намъ велѣно было лишиться не только внѣшнихъ благъ, но и самой жизни, то и тогда волю Божію имѣли бы непремѣннымъ для себя закономъ. Къ сему должно побудить насъ самое величіе награды, за пожертвованіе временнымъ благомъ получить вѣчное, нескончаемое блаженство, — за отказъ себѣ въ земныхъ удовольствіяхъ наслѣдовать царствіе небесное. Такъ вѣрили всѣ святые Божіи человѣки, и не постыдились въ своей вѣрѣ. Но для того, чтобы достигнуть блаженной вѣчности, недостаточно только вѣровать, а нужно, по словамъ Писанія, еще идти; то есть, рѣшившись жить благочестно о Христѣ Іисусѣ, не должно оставлять своего намѣренія, не обращаться сердцемъ, назадъ отъ дѣлъ благочестія на дѣла мірскія, потому только, что послѣднія льстятъ нашей чувственности: но должно непремѣнно и непрестанно стремиться по пути благочестія, хотя онъ бываетъ и тѣсенъ, и усѣянъ терніемъ трудовъ и болѣзней. Тецыте, говоритъ апостолъ Павелъ, да постигнете (1 Кор. 9, 24). Какъ бы такъ говоритъ онъ: неуклонно и безостановочно стремитесь горѣ, если хотите достигнуть вѣчнаго блаженства. — Такъ точно дѣйствовали всѣ праведники на земли сей: рѣшившись идти по указанному имъ отъ Бога пути, шли по оному неуклонно и безъ остановокъ, и устроили свое спасеніе. Такъ поступилъ и Авраамъ, и вошелъ въ землю, ему обѣтованную Богомъ. Такъ наконецъ должны дѣйствовать и мы: начавъ путь спасенія, не должны останавливаться на немъ, если желаемъ достигнуть блаженнаго отечества — горняго Іерусалима.

Такъ должны мы дѣйствовать: ибо и малая остановка на пути добродѣтели и единое озрѣніе вспять можетъ принести намъ величайшій вредъ, можетъ привести насъ или къ безпечности и гордости, или къ страху и унынію. Сія печальная истина не разъ подтверждена и подтверждается самымъ дѣломъ. Христіанинъ, уже искусный въ духовной брани, дѣйствительно можетъ предаться безпечности и гордости, если, взглянувъ на себя съ самоудовольствіемъ и обозрѣвъ всю свою первую добродѣтельную жизнь, подумаетъ самъ въ себѣ, что онъ довольно уже прошелъ пути къ царствію небесному, стоитъ уже на высокой степени святости, и слѣдовательно, недалеко отъ цѣли блаженнаго отечества.

И въ самомъ дѣлѣ, не такъ ли падали многіе подвижники, уже долго трудившіеся въ дѣлѣ спасенія, и нерѣдко падали столь глубоко, что никогда не возставали? Читая жизнеописанія святыхъ, не видимъ ли, что діаволъ всего чаще нападалъ и нападаетъ на праведниковъ съ сей стороны, — старается представить имъ степень ихъ духовнаго совершенства, чтобы, приведя ихъ къ гордости и самонадѣянности, такимъ образомъ учинить ихъ своею добычею? Но, какъ это случается обыкновенно съ людьми высокими въ святости, и мало касается насъ начавшихъ, или только начинающихъ жизнь благочестивую: то чтобы мы не подумали, что намъ можно безвредно останавливаться на начатомъ пути добродѣтели, въ предосторожность скажемъ, что и мы не безопасны.

Мы — люди обыкновенной жизни, тоже можемъ подвергаться, только не гордости и самонадѣянности, а страху и унынію въ дѣлѣ спасенія, — когда, начавъ жизнь святую, оглянемся назадъ; и это неизбѣжно: ибо, озрѣвшись назадъ, мы увидимъ тутъ только то, что путь къ небу еще слишкомъ далекъ, а силы духа нашего оскудѣваютъ, — что вездѣ опасности, вездѣ препятствія, и внутрь и внѣ насъ, — что все невольно раждаетъ печаль, робость и страхъ. Напримѣръ, многіе каются въ прежнихъ грѣховныхъ дѣйствіяхъ, рѣшаются жить благочестиво, и дѣйствительно становятся людьми необыкновенными по духу; но, спустя немного времени, чрезъ остановку въ дѣлѣ спасенія, чрезъ озрѣніе на дѣла міра, снова возвращаются на прежнія беззаконія, — предаются по прежнему всѣмъ мерзостямъ порока. Мы и сами очень часто поступаемъ подобнымъ образомъ. Бываютъ случаи, что совѣсть наша начинаетъ упрекать, обличать насъ за порочное поведеніе, и мы, внявъ благому ея совѣту, съ той же минуты начинаемъ жить свято и непорочно, перестаемъ угождать чувственному человѣку, и человѣкъ духовный начинаетъ въ насъ расти и укрѣпляться. Но одно обстоятельство, для насъ лестное, остановитъ первую дѣятельность нашу, и мы, раздумавъ о всѣхъ предстоящихъ трудахъ и усиліяхъ для всецѣлаго покоренія плоти духу, а особенно о томъ, что необходимо разстаться со многими чувственными удовольствіями, опять оставляемъ святое дѣло, и снова начинаемъ заботиться объ удовлетвореніи своей только чувственности!

Вотъ сколь опасно останавливаться на пути спасенія, озираться вспять на дѣла міра, и сколь съ другой стороны спасительно непрестанно стремиться по оному пути. Посему-то и небесный Учитель Іисусъ Христосъ сказалъ, что никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62).

Итакъ, слушатели-христіане! Будемъ не колеблясь вѣрить велѣніямъ Божіимъ, принимать и исполнять въ простотѣ сердца все, что Богъ предписываетъ намъ въ словѣ своемъ и въ судьбѣ нашей, — дѣлать такъ, чтобы воля Божія была закономъ всѣхъ нашихъ дѣйствій, желаній, помышленій и намѣреній, хотя бы это было и противно нашимъ наклонностямъ. А болѣе всего, начавъ дѣятельность святую, законную, не станемъ уклоняться отъ нея ни на десно, ни на шуее, но будемъ безостановочно и непрестанно стремиться по пути добродѣтели все далѣе и далѣе, и такимъ образомъ непреложно достигнемъ отечества небеснаго, войдемъ въ землю обѣтованную — жилище духовъ небесныхъ. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть II. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 10-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0