Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю десятую по Пятьдесятницѣ, въ 27 день іюля.

Аще имате вѣру, яко зерно горушно, ничтоже не возможно будетъ вамъ (Матѳ. 17, 20).

Какое дорогое, безцѣнное пріобрѣтеніе — вѣра! При вѣрѣ, и въ самомъ маломъ объемѣ ея, все возможно намъ; а безъ вѣры ничто не возможно. Значитъ въ вѣрѣ блаженство наше, въ вѣрѣ сила наша, въ вѣрѣ богатство наше!

Одна вѣра даетъ намъ право на сыновство и наслѣдіе Божіе. Одна вѣра сообщаетъ цѣну нашимъ добродѣтелямъ. Одна вѣра примиряетъ и приближаетъ насъ къ Богу чрезъ Ходатая нашего Іисуса Христа. Все, что не освящено вѣрою, грѣхъ есть (Рим. 14, 23), и отвращаетъ лице Божіе.

Она получила бытіе свое вмѣстѣ съ міромъ, и окончится съ разрушеніемъ міра. Начиная отъ перваго человѣка, всѣ праведники спаслись вѣрою. Она оправдывала ихъ жертвы, живыхъ возносила на небо въ нѣдрахъ смерти сохраняла живыхъ, внушала безпрекословную преданность Богу, и безъ ропота и сомнѣнія возлагала на жертвенникъ единородныхъ; предпочитала временному наслажденію поношеніе Христово (Евр. 13, 13), и не боялась гнѣва царей, разоряла крѣпчайшія стѣны и избавляла блудницъ отъ гибели съ невѣрными. Свѣтила, море, огонь и воздухъ, земля и небо, львы, мечи, непріятели, болѣзни слушались гласа ея; самая смерть повиновалась ей. Въ лишеніи, скорби, озлобленіи она подавала сладчайшее утѣшеніе; въ узахъ и темницахъ была единственною отрадою.

Но если вѣра ветхозавѣтныхъ праведниковъ, состоявшая въ ожиданіи грядущаго Мессіи, издали только видѣвшая обѣтованія, но неполучившая оныхъ; если сія вѣра была въ нихъ столь дѣйствительна, тѣсно связывала ихъ съ Богомъ, свято угождая волѣ Его: то что сказать о христіанахъ, которые вѣруютъ не въ грядущаго, но уже пришедшаго Мессію, которымъ явлена тайна любви Божіей, сокровенная отъ вѣкъ и отъ родовъ (Кол. 1, 26)? Какъ должно быть превосходно величіе могущества Божія въ нихъ, вѣрующихъ по дѣйствію державной силы Его. Тысящекратно блаженъ ты, христіанинъ, рожденный и воспитанный въ вѣрѣ Христовой, и твердо сохраняющій въ себѣ драгоцѣнный залогъ Духа Святаго. Ты сынъ Божій, ты наслѣдникъ неба; ты изъ числа того малаго стада, которому нечего страшиться. Ты знаешь, въ чемъ состоитъ надежда призванія Божія, и свое знаніе показываешъ на опытѣ. Тебѣ уже отверсты врата царствія небеснаго. Стой, крѣпись и мужайся до послѣдняго твоего издыханія.

Но ты, который не сохранилъ вѣры — сего небеснаго залога, ты близокъ къ своей погибели, если не возвратишь себѣ потеряннаго дара. Итакъ раствори слухъ твой, и научись, какъ пріобрѣтать сію вѣру, познай домостроительство ея въ душѣ христіанина. Сіе познаніе необходимо: ибо, что бы мы ни дѣлали, но безъ вѣры всѣ труды наши будутъ напрасны.

Такъ какъ вѣра имѣетъ происхожденіе Божественное: то съ самаго начала она неиначе пріобрѣтается, какъ отъ слуха, пріемлющаго глаголы Божіи. Вѣра отъ слуха, вѣщаетъ Апостолъ, слухъ же глаголомъ Божіимъ (Рим. 10, 17). Но поелику и глухіе вѣруютъ: то сей слухъ не есть слухъ въ тѣсномъ смыслѣ сего слова, но вообще тотъ органъ, посредствомъ котораго душа получаетъ впечатлѣнія. Хотя и всѣ познанія человѣческія пріобрѣтаются отъ слышанія; но если гдѣ преимущественно потребенъ слухъ и вниманіе человѣка, то въ принятіи откровеннаго слова Божія. Ибо всѣ познанія естественныя болѣе или менѣе приближены къ понятію человѣческому: потому что основанія ихъ лежатъ въ душѣ человѣческой.

Но вѣра Христова выше всякаго понятія нашего. Прежде, нежели открылась тайна вочеловѣченія Сына Божія, могъ ли когда нибудь гадать человѣческій разумъ, что Богъ вселится между человѣками, что Онъ во всемъ уподобится братіи своей, что назоветъ Себя лозою, а вѣрующихъ въ Него рождіями (Іоан. 15, 1); что смиритъ Себя и будетъ послушливъ даже до смерти крестной (Флп. 2, 8)? И мы сами могли ли бы достигнуть до познанія премудрости Христовой, правды, освященія и избавленія, если бы не пришелъ къ намъ гласъ Божественнаго слова? Ни око не видало бы, ни ухо не слыхало бы, ни на сердце человѣку не взошло бы, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9).

И потому слава, честь и благодареніе Господу Богу нашему, обрѣтающемуся неищущимъ Его, и являющемуся невопрошающимъ о Немъ. Хвала святымъ Апостоламъ Его, пронесшимъ Евангеліе мира во всѣ концы земные. Воззрите смѣжившіе очи свои; тяжко слышащіе ушима отверзите слухъ свой! Нынѣ приближися къ вамъ глаголъ вѣры, нынѣ время благопріятно, нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2).

Но, чтобы вѣра коснулась души нашей, не довольно одного слуха, однихъ очей. Со вниманіемъ слушали два языческіе начальника проповѣдь апостола Павла, которую онъ предлагалъ имъ въ свое защищеніе; но весь плодъ, который произвела въ нихъ сія проповѣдь, состоялъ въ томъ только, что одинъ изъ нихъ почелъ премудрость за безуміе, а другой созналъ, что едва Апостолъ не обратилъ Его въ христіанскую вѣру (Дѣян. 26, 24. 28).

Но для чего говорить о язычникахъ, когда и іудеи, которымъ принадлежали и усыновленія, и слава, и завѣты, и обѣтованія, и отъ коихъ Христосъ по плоти (Рим. 9, 4), видя, слушая и осязая руками, не видѣли, и не слышали и не осязали вселившагося между ними Спасителя. Самые ученики Христовы называли слова Его странными и неудобовразумительными, тяжкими для слышанія, и многіе отходили отъ Него такъ, что уже послѣ не возвращались къ Нему (Іоан. 6, 60. 66). Самые ближайшіе изъ учениковъ Его, готовившіеся къ проповѣди вѣры, соблазнялись о ученіи Его, и въ то время, когда сердце Господа разливалось въ чувствованіяхъ любви Божественной, они думали о человѣческомъ, просили человѣческаго. Негдѣ болѣе искать причины тому, что не всѣ послушали благовѣствованія; что узы, оковывавшія красныя ноги благовѣстниковъ, безчестіе и поруганіе служили обыкновенною наградою за проповѣдь, и еще болѣе негдѣ искать причины страданіямъ и смерти Господа, какъ въ томъ, что люди или совершенно не познавали Его, или познавали только ухомъ и внѣшнимъ взоромъ. Посему для вѣры нужно нѣчто больше, нежели простой слухъ, нежели сіи тѣлесныя очи: нуженъ слухъ внутренній, слухъ сердца; нужно око внутреннее, чистое око души.

Но, бѣдный человѣкъ! Духовное око твое закрыто; кто откроетъ его? Слухъ сердца твоего затворенъ; кто отверзетъ его? Воззри на Господа, и успокойся въ Немъ. Онъ посылаетъ тебѣ въ скорби Утѣшителя, въ немощи Врача.

Кто же сей Утѣшитель? Кто сей Врачъ? — Духъ истинный, исходящій отъ Отца, Духъ всеобъемлющій, постигающій и глубины Божія, Духъ кротко вселяющійся во всѣхъ тѣхъ, которые съ сокрушеніемъ сердечнымъ призываютъ Его. Вотъ Кто просвѣтитъ око души нашей, или лучше, Онъ самъ будетъ окомъ нашимъ. Когда Духъ сей въ обѣщанное Господомъ время сошелъ на Апостоловъ, о! какой тогда свѣтъ проліялся въ души ихъ! Какъ ясно для нихъ стало ученіе Христово! Изчезли недоумѣнія, разсѣялся мракъ, облегавшій души ихъ, и дѣйствительно исполнилось слово Господне, что Тотъ, котораго Онъ пошлетъ имъ отъ Отца, воспомянетъ имъ всѣ глаголы его; напишетъ на сердцахъ ихъ то, что Онъ говорилъ имъ и еще научитъ ихъ большему (Іоан. 24, 26).

Когда сей Божественный Духъ проникъ въ душу апостола Павла, онъ не требовалъ, чтобы кто училъ его. Самъ Духъ научалъ его внутри всѣмъ Божественнымъ тайнамъ, и онъ самъ свидѣтельствуетъ, что Евангеліе, которое онъ проповѣдывалъ, не есть человѣческое; что онъ получилъ оное и научился ему не отъ человѣка, но чрезъ непосредственное откровеніе Іисусомъ Христомъ (Гал. 1, 2). Доколѣ не освѣтилъ его Божественный свѣтъ, онъ зналъ Іисуса Христа только по плоти, какъ простаго человѣка; но что Онъ есть истинный Богъ, это открылъ ему свѣтъ отъ Духа Святаго.

Кто пріобрѣтаетъ познаніе вѣры, по руководству одной человѣческой мудрости, и не призывается на дѣло сіе Духомъ Святымъ: тотъ обманываетъ самого себя, если думаетъ, что онъ позналъ Христа, и хищныя птицы поклюютъ его мудрость, и огнь пожжетъ ее, и терніе заглушитъ ее. Но чью душу просвѣщаетъ свѣтъ Божественной мудрости: тотъ истинно знаетъ Христа и имѣетъ истинную въ Него вѣру. Іудеи знаменія просятъ (1 Кор. 1, 22), но для него не нужно ни знаменій, ни чудесъ: ибо внутри его лежитъ знаменіе непререкаемое; внутри его совершается чудо, высшее всѣхъ чудесъ, которому онъ не можетъ не вѣрить. Для него все ясно. Для него кажется только удивительнымъ то, что есть люди, которые чуждаются имени Христова, которые не находятъ сладости въ поклоненіи ему, и вмѣсто того занимаются мелочными вопросами, и которые наконецъ остаются холодны и невнимательны даже и тогда, когда стоятъ предъ лицемъ Его, думая больше о своемъ лицѣ, нежели объ Его величіи. Никакіе враги не могутъ похитить вѣры его, никакія обольщенія не могутъ ослабить ее. Хотя бы Ангелъ съ неба благовѣстилъ ему иначе, онъ не послушаетъ его, и скорѣе назоветъ его анаѳемою, нежели повѣритъ ему (Гал. 1, 8). Вотъ истинная вѣра!

Сія-то вѣра есть таинство, глубоко сокрытое въ чистой совѣсти; письмо, писанное не чернилами, но Духомъ Бога живаго (2 Кор. 3, 3); завѣтъ, въ который давно еще обѣщалъ Господь вступить съ домомъ израилевымъ. Сей завѣтъ, егоже завѣщаю дому исраилеву: по днехъ онѣхъ, глаголетъ Господь, дамъ законы имъ въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу ихъ (Іер. 31, 33). Оно есть то сѣмя, которое растетъ днемъ и ночью; то царетвіе Божіе, которое находится внутри человѣка; тотъ бисеръ, для котораго онъ долженъ пожертвовать всѣмъ своимъ имуществомъ; то просвѣщеніе, тотъ добрый глаголъ, который даетъ намъ вкусить силу грядущаго вѣка (Евр. 6, 5); но, что всего утѣшительнѣе, она есть даръ, который невозбранно дается всѣмъ, просящимъ его у Бога, безъ всякой платы. О Боже нашъ! какъ Ты милостивъ! О, какое настало время! Поистинѣ нынѣ время благопріятно, нынѣ день спасенія.

День спасенія! Наступило благодатное утро; видимо взошло свѣтозарное солнце на христіанъ и освѣтило всю вселенную. Итакъ, спящіе въ прегрѣшеніяхъ своихъ, воспряните, возстаньте съ одра своего, отрясите отъ очей вашихъ сонъ. Скиньте съ себя ветхое покрывало и облекитесь вѣрою во Христа. Страшитесь медлить: ибо наступилъ уже полдень благодатнаго дня, а послѣ свѣтлаго утра и яснаго полудня скоро, можетъ быть, настанетъ и вечеръ. Стойте въ вѣрѣ твердо и непоколебимо; полные сего Божественнаго елея свѣтильники держите въ рукахъ своихъ, да не обрящетесь во тьмѣ въ пришествіи Жениха въ полунощи.

Взгляните внимательно на юныя отрасли Дома царственнаго, на которыя Церковь отечественная взирая нынѣ, веселится и радуется; взгляните на свѣтозарныхъ виновниковъ торжества сего, благовѣрныхъ Государей и Великихъ князей Николаевъ Николаевичей и благочестивѣйшую Государыню Императрицу Марію Александровну! Чѣмъ они наиболѣе красны и свѣтлы среди блеска, ихъ окружающаго, среди великолѣпія престола, полсвѣтомъ обладающаго, чѣмъ, какъ не свѣтомъ вѣры истинныя, твердо и неуклонно ими содержимыя, какъ не доблестями христіанскими, далеко, далеко превосходящими юный возрастъ ихъ? Поревнуйте же, юные, примѣру юныхъ, и старые потеките въ слѣдъ юности, украшенной сѣдинами мудрости. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 311-318.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0